Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №37» дошкольные группы к5 по адресу: ул. Винницкая, д. 11 корпус 1

Познавательно – исследовательский проект 

«Выращивание кристалла соли».

старшая группа (5-6 лет)

Сроки реализации: март-апрель

Воспитатель

 Смирнова Анна Владимировна

Введение

  Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют собой кристаллы. Замерзающая вода превращается в кристаллы льда или снежинки. Каждая отдельная частица соли или сахара — тоже кристалл!

Люди научились выращивать искусственные кристаллы такие как: рубины, изумруды, бриллианты, которые широко используют в ювелирной промышленности.

Читая с детьми энциклопедию, эта тема заинтересовала. Мы задались вопросом, а можно ли вырастить кристаллы в домашних условиях? А почему бы не попробовать!

 

Актуальность проекта заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.  Соль есть на каждом столе, в каждом доме.

 

Цель: вырастить кристаллы соли в условиях помещения детского сада, а также сформировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию, определить свойства соли.

 

Задачи:

– Исследовать свойства соли опытным путём.

-Проанализировать совместно с детьми воздействие внешних факторов на рост кристаллов соли;

-Расширить знания о ней не только как о веществе, необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

 

Материал: соль.

 

Предварительная работа:

 

Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Эксперименты помогают развить у ребенка творческие способности, логическое мышление. Основная задача дошкольного образовательного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Для реализации проекта были созданы благоприятные условия, позволяющие изучить, расширить и обобщить знания детей о соли.  

Были проведены познавательные и творческие занятия. Дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, её свойствах и качествах, разнообразии, как ее можно использовать в творчестве. Провели интересные опыты с солью: 

«Из чего состоит соль», «Соль растворяется в воде», «Соль хрустит», «Соль в холодной и горячей воде», «Плавающее яйцо», «Покраска соли краской и мелом», «Выращивание кристалла соли».

Дошкольники узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. 

 

Методика исследования:

 

Выращивание кристалла поваренной соли.

 

  1. Для эксперимента мы взяли пластиковую посуду, горячую воду и соль. Соль добавляли до тех пор, пока она не перестала растворяться.

 

  1. Карандаш обвязали ниткой с железной пуговицей, на которую потом будут собираться кристаллы. Опустили ее в раствор с солью.
  2. Поставили раствор охлаждаться. Чем медленнее он будет остывать, тем крупнее получатся кристаллы.

 

  1. Через 7 дней на стакане, пуговице и нитке начали появляться маленькие кристаллы соли. При испарении соль постепенно оседает по краям стакана.

 

  1. Через 14 дней у нас вырос кристалл поваренной соли.

 

  1. Через 4 недели вода испарилась полностью, стаканы покрылись солью, а на нитке с пуговицей образовался кристалл.

 

Вывод: 

 Эксперимент показал, что кристаллы можно вырастить в условиях группы. Кристаллы растут в насыщенном растворе при постепенном испарении жидкости. Кристаллы соли растут медленно.  Весь процесс происходит за 2-4 недели. 

Опят оказался очень увлекательный для детей. 

В дальнейшем исследовательскую работу можно продолжить, вырастив цветные кристаллы из искусственного материала. 

Из набора для детского экспериментирования «Лучистые кристаллы».