Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Снежинского городского округа

«Детский сад компенсирующего вида №21»

Конспект занятия по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) на тему «Зимующие птицы» для детей подготовительной к школе группы с ОНР

Составитель:

Воспитатель

Фомина И.А.

г. Снежинск  2021-22 уч.г.

Задачи образовательной программы.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Систематизировать  и расширять знания о  зимующих птицах.
  2. Познакомить с зимующими птицами: сова, свиристель (особенности внешнего вида, питание).
  3. Закрепить знания детей  о роли человека в жизни зимующих птиц.
  4. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать мыслительные операции: классификацию, обобщение. 

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы». 
  1. Совершенствовать навык объяснительной речи: умение объяснять, рассуждать, делать выводы.
  2. Активизировать речевую деятельность детей: закреплять умение отвечать полным грамматически оформленным предложением.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Прививать любовь к природе и желание заботиться о зимующих птицах.

 

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

 

Материалы и оборудование: Интерактивный стол, презентация мероприятия, выполненная посредством программы MicrosoftOfficePowerPoint 2007 , иллюстрации с изображением домашних, зимующих, перелётных птиц.

 

Словарная работа: Ворона, сорока, дятел, голубь, синица, снегирь, воробей, свиристель, сова. Крупа, сало, хлебные крошки, ягоды, семечки, насекомые. Оперенье, клюв, когти, лапы, хвост, голова, крылья, туловище, перья, хохолок, щель. Пушистые, короткий, тонкий, широкий. Красногрудый, большеглазая, большеголовая, хищная. Зимовать, прыгать, летать, подкармливать, клевать, свиристеть (свиристель), ухать (сова). Нахохлились.

Ход занятия

  • Целеполагание.

 

Игра «Подбери словечко»

Воспитатель Ребята, о ком мы будем говорить сегодня, узнаете, когда  подберёте слово.

Воспитатель: Шерсть – животное, перо – …… (птица)

Дети: Птица.

Воспитатель: Почему вы так решили? 

Дети: У животного тело покрыто шерстью, а у птицы – перьями.

Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы будем говорить?

Дети: Мы будем говорить о птицах

Воспитатель: А о каких птицах, вы сейчас узнаете.

  • Основная часть.

Игра «Птицы»

(На столе у каждого ребёнка под листом бумаги лежит разложенный набор картинок с изображением перелётных, домашних   и зимующих птиц)

Воспитатель: Поднимите лист бумаги, рассмотрите картинки. Выберите только тех птиц, которые остаются с нами зимовать. Разложите картинки в один ряд.

Воспитатель: Перечислите птиц, которых вы выбрали

(Ворона, сорока, дятел, голубь, синица, воробей, снегирь)

Воспитатель: Назовите общим названием этих птиц.

Дети: Это зимующие птицы.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить, о каких птицах? (о зимующих)

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграем в игру «Найди птицу»

  1. Воспитатель:  Найдите птицу, которую называют «Лесным доктором». (дятел)

ПРОВЕРЯЕМ

Слайд 2

Воспитатель: Почему дятла  так называют? (мнения детей)

(У дятла крепкий, острый, длинный клюв, с помощью которого он находит вредных насекомых под корой дерева).

Слайд 3(пустой)

  • Воспитатель: Найдите самую маленькую птицу, но это не синица. (воробей)

ПРОВЕРЯЕМ

Слайд 4

Воспитатель:  Как вы думаете, воробей умеет ходить? (мнения детей)

Почему он не умеет ходить?

Воспитатель:  Оказывается у воробья очень короткие лапки, поэтому он не ходит, а прыгает.

Слайд 5 (пустой)

  1. Воспитатель:  Подумайте, какую птицу  сравнивают с красным фонариком?

(снегирь)

ПРОВЕРЯЕМ

Слайд 6

Воспитатель:  Почему его сравнивают с красным фонариком? 

Дети: Его сравнивают с красным фонариком, потому что у него грудка красного цвета.

Воспитатель:  Значит он какой?

Дети: Он красногрудый.

Слайд 7 (пустой)

  1. Воспитатель: Найдите, птицу у которой тонкий, короткий клюв. (синица)

ПРОВЕРЯЕМ

Слайд 8

Воспитатель: А вы знаете, что синицу называют «Сторожем садов», как вы думаете почему? (мнения детей)

Зимой синица прилетает в сады, искать вредных насекомых. С помощью тонкого клюва, она достаёт их из любой щелочки в дереве.

Слайд 9(пустой)

  1. Воспитатель:  Какую из этих птиц, называют «Воровкой»?

    (сорока)

ПРОВЕРЯЕМ

Слайд 10

Воспитатель:  Почему сороку, так называют? (мнения детей)

(Сорока подбирает  предметы, оставленные человеком, особенно блестящие, которые потом  тащит к себе в гнездо).

Слайд 11 (пустой)

  1. Воспитатель: Найдите птицу, которую называют « крылатым почтальоном». 

(голубь)

ПРОВЕРЯЕМ

Слайд 12

Воспитатель:  Знаете, почему голубя так называют? (мнения детей)

Воспитатель: Давным-давно была голубиная почта, голуби доставляли сообщения и спасали людей. Голубя выпускали  из клетки  с запиской, привязанной к лапке, и он приносил ее к нужному адресату.

Слайд 13 (пустой)

  1. Воспитатель: Подумайте и скажите, про какую птицу мы ещё не говорили

(ворона) 

Слайд 14

Воспитатель: Что вы знаете интересного о вороне? (мнения детей)

Вам домашнее задание, спросить у родителей интересную информацию о вороне.

Слайд 15(пустой)

Дети переходят к сенсорному столу.

Воспитатель: Среди зимующих птиц, есть самая большая птица.  Отгадайте её .

 Слайд 16

Воспитатель: Кто это?

Дети: Это сова.

Слайд 17

Воспитатель: Что вы знаете о сове? (выслушиваются мнения детей)

Воспитатель: Посмотрите, какая голова у совы?

Дети: У совы большая голова. 

Воспитатель: Значит, какая она?

Дети: Сова большеголовая. 

Воспитатель: Какие глаза у совы?

Дети: У совы большие глаза. 

Воспитатель: Значит, какая она?

Дети: Сова большеглазая. 

Воспитатель: Сова глазами двигать не может, она всегда смотрит только прямо. Зато она может поворачивать голову во все стороны.

Слайд 18

Воспитатель: Какой клюв у совы?

Дети: У совы острый, загнутый клюв.

Воспитатель: Для чего сове такой клюв? (Для того чтобы ловить добычу)

Слайд 19

Воспитатель: Посмотрите, какие у совы лапы?  (большие, мощные)

Воспитатель: Что на лапах у совы?  

Дети: У совы на лапах когти.

Воспитатель: Какие когти?  (когти загнутые, острые)

Воспитатель: Для чего сове такие когти? (Для того чтобы быстро хватать и удерживать добычу)

Слайд 20

Сова хищная птица, у неё отличный слух. Она очень хорошо видит ночью. Днём она спит, а охотится  по ночам. 

Воспитатель: Посмотрите, как охотится сова.

Слайд 21

Показ видео охота совы.

Слайд 22 пустой

Воспитатель: Сову называют «лесной кошкой», почему? (Потому что она,  как и кошка, охотится по ночам.)

Слайд23  

Воспитатель: Где живёт сова? (сова живёт в лесу в заброшенных дуплах деревьев)

Воспитатель: Голос у совы необычный, послушайте.

 

Воспитатель: Как она подает голос?  (Ух-ух)

 

Воспитатель: Значит, что она делает?

Дети: Она ухает.

Слайд 24 пустой

Воспитатель: Эта птица прилетает к нам зимовать с Севера.

Слайд 25

Воспитатель: Кто узнал эту птицу?  (мнения детей)

Слайд 26

Воспитатель: Верно это свиристель. Название этой птицы  означает  громко  кричать, «свистеть». Послушайте голос этой птицы.

Воспитатель: Как он подает голос?   (Свир-свир)

Воспитатель: Что делает свиристель? 

Дети: Он свиристит.

Слайд 27

Воспитатель: Свиристель стайная птица, поэтому они летают стаями. Весь день они проводят в поисках пищи. Питаются  ягодами рябины.

Слайд 28

Воспитатель: Какой клюв у него?

Дети: У него  широкий клюв.

Воспитатель: Для чего свиристелю такой клюв? ( С помощью широкого клюва  он  заглатывает ягоды целыми)

Воспитатель: Что у свиристеля на голове?

Дети: На голове у него хохолок.

Слайд 27

Воспитатель:  А вы знаете, что свиристеля называют «Лесным попугаем». Почему?  (Его так называют из-за хохолка на голове)

Слайд   свиристеля и попугая

 

Слайд 30

Слайд 31 пустой

Воспитатель: О чём мы можем узнать, глядя на этих птиц? (птицам холодно)

Слайд 32

Воспитатель: Есть народная примета: «Если птицы сидят, нахохлившись, приподняв перья, становятся похожи на пушистые шарики, жмутся друг к другу, спрятав клюв в перья, значит, будут сильные морозы».

Воспитатель предлагает перейти на ковёр.

Воспитатель: Ребята, что зимующим птицам страшнее всего холод или голод?

Дети: Птицам страшнее голод.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы птицы не голодали зимой?

Дети: Подкармливать,  насыпать корм в кормушки.

Воспитатель: Чем можно подкармливать зимующих птиц?

Дети: Птиц можно покармливать, семечками, крупой, хлебными крошками, салом.

Воспитатель: Чем нельзя подкармливать зимующих птиц? 

(Солёными семечками, солёным салом. Соль для птиц – яд, птицы теряют зрение.) 

Воспитатель: Почему птиц нельзя кормить черным хлебом? ( Чёрный хлеб не усваивается, птицы потом погибают).

Воспитатель: А что произойдет, если люди не  будут подкармливать птиц зимой? ( Птицы погибнут от голода.  Весной вредные насекомые погубят все деревья.) (синица)

5.Рефлексия:

О ком мы говорили на занятии?

– Что нового узнали о зимующих птицах?

 -Какую птицу называют «Лесным попугайчиком»?

-Почему сову называют «Лесной кошкой»?

– Какую народную примету узнали? 

-Какое домашнее задание вам нужно будет выполнить?