НОД художественно  – эстетическое развитие (музыка)

«В поисках волшебных ноток» старший дошкольный возраст

Музыкальный руководитель – Пчелкина Дарья Владимировна

СЛАЙД 1

Дети входят в зал парами под вальс, встают полукругом

Муз.руководитель: Придумано кем – то просто и мудро:

При встрече здороваться: «Доброе утро»!

Доброе утро – солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

Ребята, посмотрите к нам сегодня на занятие пришло много гостей, давайте с ними поздороваемся, и в этом нам поможет музыка. (Исполняет восходящую мелодию, состоящую из пяти звуков):
Здравствуй, утро доброе!
Здравствуй, светлый день!
Здравствуйте, ребята!
Дети поют на звуках нисходящего трезвучия:
Добрый день!

Ребята, вы обратили внимание, какая красивая музыка пригласила нас сегодня на занятие? Как вы думаете, что это за музыка? (вальс) А какая она по настроению? 

Дети: Музыка была спокойная, тихая, нежная, мягкая, светлая. А у меня сегодня не такое настроение, которое изобразил в своем произведении композитор, оно более радостное, веселое, приподнятое, потому что я рада встречи с вами.

Звучит мелодия

СЛАЙД 2 

Муз.руководитель: Ребята, вы слышите, что это такое звучит? (ответы детей)

Это музыку волшебства! Посмотрите на экран!

На экране появляется Королева Музыка, говорит слова

Я – Королева Музыка, друзья,

Волшебным миром звуков управляю я.

СЛАЙД 3  В моей стране живет удивительный народ.

Он очень музыкальный, поющий, танцевальный.

СЛАЙД 4 Веселый и ритмичный, задорный и пластичный,

И зовется мой народ звуками чудесными,

Нотками цветными, звонкими, прелестными.

СЛАЙД 5  В нотном доме нотки жили

Людям музыку дарили.

СЛАЙД 6  Но случилась вдруг беда

Наступила тишина,

Ноты злой колдун украл,

Их повсюду разбросал

СЛАЙД 7 Помогите нотки мне найти

Чтобы музыку спасти!

СЛАЙД 8 (ПУСТОЙ) Муз.руководитель:  Вот это новость ребята! Что же нам делать? (ответы детей). Надо выручить жителей Музыкальной страны! Как же нам найти волшебные нотки? Что нам может помочь?(Музыка). Для чего нам нужна музыка? И что мы может делать с музыкой?(Музыку можно слушать, ее можно спеть, станцевать и сыграть). Но найти волшебные нотки, можно только пройдя по «музыкальным» дорожкам. 

КОЛОКОЛЬЧИК И поможет нам вот этот Волшебный колокольчик, он подскажет нам, где найти наши нотки.

СЛАЙД 9 (ПУСТОЙ) В путь лучше отправляться с другом.

Давайте поищем себе друзей, чтобы было веселей!

Музыкальная игра «Ищи»

Музыкальный руководитель берет колокольчик, отдает его детям, стоящим в кругу.

Музыкальный руководитель: Волшебный колокольчик с вами хочет поиграть, как найти нам нотки скорее подсказать:

СЛАЙД 10 Звучит задание:

Вы музыку послушайте сейчас

Прозвучит она для вас!

Чтобы нотку первую вам отыскать

Нужно музыку послушать и сказать – 

Какое у нее настроение, отвечайте без сомнения!

СЛАЙД 11(ПУСТОЙ)  Муз.руководитель: А помогут нам  в этом музыкальные цветочки!

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные цветы»

Игра  на определение характера музыки

Три настроения  грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки:

Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);

Грустная, жалобная;

Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

СЛАЙД 12(НОТА) Муз.руководитель: Ребята вы были молодцы, и все правильно угадали, посмотрите, первые нотка вернулась в свой домик, на свою линеечку! Продолжим наш путь.  И отправимся дальше искать волшебные нотки.

СЛАЙД 13 Музыкальный руководитель: Что же нам скажет волшебный колокольчик Звучит задание:

Мир поющий так чудесен,

Много в нем прекрасных песен!

Чтобы нотку вам найти

Дружно спойте песню вы!

Муз.руководитель: Прежде чем нам песню спеть

Нужно наши голосочки разогреть

По музыкальной лесенке мы будем все шагать

Попевку весело мы будем исполнять!

Попевка «Музыкальная лесенка»

СЛАЙД 14 (ПУСТОЙ) Музыкальный руководитель: Без музыки нам не прожить и дня,

Она во всем, она вокруг меня.

И в пеньи птиц, и в шуме городов,

В молчаньи трав и в радуге цветов.

Песня «Всюду музыка звучит»

СЛАЙД 15 (НОТА) Музыкальный руководитель: От нашей песенки веселой, вернулась нотка к себе в домик. Давайте посмотрим, сколько нам осталось найти еще ноток? СЛАЙД 16 Музыкальный руководитель: Как же дальше отыскать нотки подскажет нам колокольчик. Звучит задание:

А теперь для вас ребятки

Музыкальная загадка.

СЛАЙД 17 (ШУМ МОРЯ) Звучит Шум моря.
Музыкальный руководитель: Ребята, что вы слышите? (Шум моря). 

СЛАЙД 18 (ПОРТРЕТ) Давайте посмотрим и послушаем, как изобразил его композитор Римский-Корсаков в музыкальном произведении «Море».

НАЖАТЬ НА ПОРТРЕТ Видео-презентация «Море»

 Какая была музыка? Что вы представили слушая эту музыку? Вспомните. Какие бывают волны на море?
СЛАЙД (ПУСТОЙ) А вы хотите с ними поиграть?
(дети парами берут с двух сторон длинные отрезы синего шелка и изображают волны, то поднимая края ткани, то опуская их, соотнося амплитуду движения с динамикой музыки) 

Слушание «Море», муз. Н. Римского-Корсакова

СЛАЙД (НОТА) Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, вы хорошо слушали музыку и изобразили силу морских волн. Посмотрите, еще одна нотка появилась на нотном стане.

СЛАЙД Музыкальный руководитель: Колокольчик наш веселый, ты звени, звени, звени, как найти нам нотки скорее подскажи. Звучит задание:

Чтоб вам следующую нотку отыскать

В оркестре инструменты нужно угадать!

СЛАЙДЫ (ЗАГАДКИ) 

  1. На сцене музыканты выступают

На скрипках, арфе, флейте там они играют

Рояль звучит, и в зале нету мест

Играет … (симфонический оркестр)

  1. Он руками машет плавно, 

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре президент! (Дирижер)

  1. В симфоническом оркестре  её голос самый главный,

Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.

Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.

Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный…  (скрипка)

  1. Звук напряженный, сочный, певучий, 

Сладко-таинственный, плавно-тягучий.

Ножкою острой стоит на полу. Место в оркестре ей – в правом углу.

Имя приятное – как карамель. И называется… (виолончель)

  1. Представьте себе великана такого: 

Доброго, толстого, очень большого.

Звучит его голос солидно и плавно, 

Так густо, насыщенно – право же, славно!

Назвать его имя – заданье для вас. Зовут музыканты его… (контрабас)

  1. Знайте они с барабаном соседи. Сделаны они из меди.

Вовремя нужно руками взмахнуть, звонко ударить, потом отдохнуть.

Партия их не пустяк, не безделка, в музыке тоже бывают… (тарелки)

  1. Огромной бабочки крыло ей форму дивную дало.

Капризна эта недотрога и струн имеет очень много.

И чтобы музыку играть – их нужно все перебирать… (арфа)

  1. Чудесная трубочка, не простая дудочка,

Как на кнопочки нажмешь, тут же сразу запоет

Всех в концертный зал зовёт (флейта)

  1. У какого инструмента

Есть и струны, и педаль?

Угадать его несложно, 

Это звонкий наш … (Рояль)

Чтоб оркестром дирижеру легче было управлять

Решили инструменты на группы разделять

А вот на какие, должны вы мне сказать…?

СЛАЙДЫ: СТРУННЫЕ, ДУХОВЫЕ, УДАРНЫЕ

Игра «Распредели инструменты по группам»

СЛАЙД (НОТА) Музыкальный руководитель: Инструменты все назвали вы, посмотрите еще две нотки мы нашли.

Радостная музыка, —

Прозвучит для вас.

Весело польку

Станцуйте вы сейчас!

СЛАЙД (ПУСТОЙ) Музыкальный руководитель: Парочками вы вставайте

Дружно танец начинайте.

Танец «Полька»

(«Итальянская полька П.И.Чайковский)

СЛАЙД (НОТЫ) Музыкальный руководитель: Все ноты с вами мы нашли

Посмотрите вот они:

На пяти линейках 

Ноты все живут.

До, ре, ми, фа, соль, ля, си – 

Вот как их зовут!

СЛАЙД Звучит голос Королевы Музыки:

Спасибо вам хочу сказать

Смогли вы нотки отыскать!

Семь ноток в музыкальном домике живут

И снова музыка звучит вокруг!

Ребята мне расскажите вы

Как нотки все смогли найти?

СЛАЙД За ваши старания хочу вас наградить

И нотки хорошего настроения всем вам подарить!

Всех вас я в гости жду в стране волшебной, музыкальной. А мне пора уж возвращаться. Ребята, до свидания!