Баишева Варвара Викторовна
Воспитатель, МБДОУ Усть-Таттинский детский сад «Харыйачаан»,
с. Булун Таттинского улуса
Развитие связной речи детей посредством обучения чабыргах.
Аннотация. В данной статье описывается план работы по обучению детей проговариванию чабыргах (скороговорка), дается конкретный план работы по теме, распределенный по возрастным группам и прогнозируются ожидаемые результаты. Новизна работы – в умелом сочетании работы по развитию речи посредством чабыргах у детей с младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: якутский фольклор, чабыргах (скороговорка), развитие речи, дыхательная гимнастика, наглядно-образное мышление.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития расматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении дошкольников с устным народным творчествам нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию скороговорок, пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми.
В конце XX века в нашу жизнь начало вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества (чабырҕах) на сегодняшний день имеет особую значимость.
Чабыргах – один из самых популярных живых жанров якутского фольклора, имеющий целью с помощью острых выражений критиковать, осмеять недостатки людей, их негативные поступки. Для него характерно умелое использование регистра голоса, скорость выговаривания, даже переход на пение. Чабыргах проговаривается с тремя регистрами голоса (высокое, среднее, низкое). Чабыргах развивает в детях связную речь, быстрое понимание текста. Он делится на два вида:
а) сатирический чабыргах (высмеивание недостатков, плохих поступков людей).
б) детский чабыргах(чабыргах-счёт, очерёдный чабыргах).
Г.У. Эргис выделяет четыре вида чабыргах: детские, юмористические, сатирические, познавательные. Он считает, что чабыргах развивает связную речь детей и является одним из методов воспитания в народной педагогике.
Исходя из вышеперечисленной проблемы на базе нашего детского сада «Харыйачаан» организовали кружок «Чоргуй, чобуо чабыргах» для развития связной речи, мыслительных творческих умений, навыков и таланта детей дошкольного возраста посредством обучения чабыргах.
Новизна работы заключается в том, что работа кружка охватывает весь дошкольный возраст детского сада. Это связано с тем, что с малых лет развиваем правильную постановку речи родного (якутского) языка у детей в форме игровой деятельности.
Ожидаемый результат при обучении детей проговариванию чабыргах:
- Развивается любовь к природе, внимательность.
- Бережно относится к природе, развивает природный ум, умеет анализировать.
- Умеет различать добро и зло, доброжелательное отношение к окружающим, справедливый.
- Любит родной язык, четко говорит, тянется к красоте, занимается творчеством.
Приобщение к фольклору детей, привитие интереса и любви к его разным жанрам надо начинать с младшего дошкольного возраста. Исполнитель чабыргах должен владеть темпом, четкостью проговаривания слов, что достигается долгими упорными тренировками. По форме они похожи на стих, глубина содержания которых понимается не с первого раза, интрига, содержащаяся в нем раскрывается слушателю не сразу. Исполнитель должен донести до слушателя мораль чабыргах.
Для воспитанников на занятиях в кружке большое внимание уделяется по развитию речи, памяти, логике, жестов, мимике.
Главной целью работы кружка является развитие речи детей, мыслительных творческих умений, навыков и таланта детей посредством обучения чабыргах.
Чтобы достичь цель работы кружка, поставлены следующие задачи:
- Проводить системную работу по обогащению словарного запаса ребенка, по развитию у него связной речи;
- Расширить представление о фольклоре народа саха;
- Развивать познавательные способности ребенка;
- Развивать наглядно-образное мышление, логическое мышление, мелкую моторику рук;
- Подбор чабыргах, соответствующих возрастным особенностям детей.
Для решения поставленных задач и получения намеченного результата использованы следующие источники: методика А.Д. Скрябиной «Чабырҕаҕы үөрэтии ньымалара», труды историка, этнографа, фольклориста Г.В. Ксенофонтава, фольклориста Г.У. Эргиса.
В работе кружка целенаправленно ведутся следующие виды деятельности с детьми:
- знакомство с веселым жанром чабыргах;
- прослушивание якутских сказок;
- выполнение иллюстраций по прослушанным сказкам, пересказ полюбившихся произведений;
- разгадывание загадок в форме чабыргах;
- гимнастика языка, пальцев;
- проведение мероприятий, посвященных устному народному творчеству.
Этот этап работы завершается обучением правильной дыхательной гимнастике:
- раздутие шаров;
- проговаривание гласных звуков с переходом на пение (дыхание через нос и постепенное выдыхание через рот);
- проговаривание разнородных звуков за один раз;
- подражание звукам, издаваемым различными животными, птицами, природным звукам.
Дальше идут занятия по развитию памяти, устной связной речи:
- обучение скороговоркам;
- работа над труднопроизносимыми словами методом деления на слоги.
Исполнитель чабыргах должен владеть артистическими данными:
- умение держаться на сцене;
- выступать перед публикой;
- раскрывать образ.
Для этого проводим такие игры: подражание зверям, птицам, гимнастику для лица, пальцев, умение выразить внутреннее состояние людей, например, радость, печаль, грусть.
Пробные занятии по обучению чабыргах.
Возраст ребенка | Интересуется | Пробует | Развивается | Удовлетворение (восхищение) |
2 г. | -словестные игры;
-движения; -прослушивание |
-подражает;
-работа по слогам; -игры на пальцах |
-пальчиковые игры;
-игры с куклами, разговор |
наизусть читает однословных стихов |
3 г. | -прослушивание;
-подвижные игры |
-четкое выговаривание, игры | -разнообразные умения;
-краткий чабыргах |
пытается рассказать чабыргах |
4 г. | -песня;
-движение; -игры |
-правильное дыхание;
-проговаривание; -чтение |
-четкое выговаривание слов;
-придумывает игры; -поделки |
чабыргах с числительными, пальчиковый театр, пытается читать. |
5 г. | -песня;
-слушает чабыргах; -подвижные игры |
-четкое проговаривание чабыргах;
-мимика |
-участие в творческом конкурсе;
-читает чабыргах |
думает находить решение, самооценка, читает чабыргах. |
6 л. | -выбирает чабыргах по содержанию | -сценическая культура, чтение чабыргах | -участие в творческом конкурсе;
-многообразие чабыргах |
думает находить решение, самооценка, читает чабыргах |
7 л. | -посредством игр, прослушиванием, просмотром | -придумывает игры;
-творит, исполняет |
-разбирается в видах;
-творит сам |
исполнитель чабыргах |
Дети дошкольного возраста отличаются желанием петь-танцевать, участвовать в различных мероприятиях, реализовать свои возможности, талант. Важно не упустить этот момент, чтобы разбудить их желания, способности и организовать целенаправленную комплексную работу с родителями:
- Групповая консультация «Роль родителей в воспитании любви к родному фольклору», «Роль фольклора в развитии детей», «Фольклор, как средство речевого развития детей раннего возраста».
- Папки – передвижки «Как знакомить детей с чабыргах», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости» и т.д.
В этой совместной работе педагогов и родителей важна целенаправленность, содружество. Нельзя переоценить участие и помощь родителей в организации различных мероприятий, конкурсов, концертов и участии в них, подготовке разнообразных костюмов для своих детей. Родители получают истинное удовольствие от умения своих детей рассказывать в образах чабыргах, гордятся своими детьми. Несомненна роль совместных усилий родителей и педагогов в деле привития навыков народного фольклора. Такая работа сближает семью с детским учреждением, расширяет дружбу и взаимопомощь, дает возможность родителям быть в курсе воспитательной деятельности. Укрепление связей с родителями идет на пользу обеим сторонам.
Таким образом, можно утверждать, что такое планирование работы развивает связную речь, память детей, их умение пользоваться всеми богатствами родного языка, выступать на сцене перед публикой, раскрывает талант, воспитывает веру в себя, самостоятельности.
Ссылки на источники:
- Итиннэ элэкис, манна мэлэкис. – Якутск, 1993.
- Ксенофонтов Г.В. Урааҥхай сахалар. – Якутск, 1992.
- Саха фольклорун детсад оҕотугар билиһиннэрии программата. – Дьокуускай, 1993.
- Скрябина А.Д. Чабырҕаҕы үөрэтии ньымалара. – Дьокуускай, 1994.
- Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. – М., 1974.