Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Углегорска Сахалинской области

694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Победы, д.196; тел. 8 (42432) 45-781, факс 8 (42432) 45-781, E-mail: ugo.mbousoshu.1@sakhalin.gov.ru  

Проект психопрофилактической работы в общеобразовательном учреждении

«Антибуллинг»

Демина А.С.

Педагог-психолог

2024

Буллинг в школе — это систематическое негативное влияние на ученика его одноклассником или группой детей. Само слово английское, его дословный перевод означает «драчун, насильник, хулиган». 

Степень насилия может быть разной. От легкой до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства. Определение по отношению к буллингу — достаточно условное, так как любые моральные и физические издевательства имеют серьезные отстроченные последствия. 

Выделяют несколько типов буллинга: 

  • Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством. По сети гуляет письмо мужчины — жертвы школьного буллинга. Он вспоминает, как одноклассник ломал ему пальцы, чтобы услышать, какой звук будет при этом. 
  • Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради). 
  • Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, оскорблениях, окриках и даже проклятиях. 
  • Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ. 

Основные причины буллинга в образовательной среде. Причины агрессивного поведения к одному из членов класса находятся в двух плоскостях: 

  1. Семья и окружение. Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить. 
  2. Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников. Другие транслируют свое неуважительное отношения к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой квалификацией. 

Проблема данной целевой группы: у некоторых учащихся не сложилось понимание того, что класс – это единый коллектив, основанный на взаимном уважении, дружбе, взаимовыручке, у таких учащихся сложно выстраиваются отношения с одноклассниками. 

Цели программы: 

  1. Формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся; 
  2. Повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях; 
  3. Повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей; 
  4. Воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к неповторимой сущности человека; 
  5. Формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях. 

 

Программа предусматривает решение следующих задач: 

  1. Профилактика всех форм насилия над учащимися дома, в образовательной организации, в общественных местах; 
  2. Организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях; 
  3. Сотрудничество с правоохранительными органами, органами здравоохранения, социальной защиты и т.п.

 

Основные группы методов профилактики: 

1) методы, ориентированные на конкретных детей и подростков; 

2) методы, ориентированные на семейные отношения;

3) методы, ориентированные на педагогический состав; 

4) методы, ориентированные на ближайшее окружение ребёнка (микросоциум).

 

 Направления работы: 

  1. Направления работы на уровне ОУ: 
  • диагностика психоэмоциональной среды ОУ и мотивационно-образовательная работа с администрацией; 
  • программы формирования благоприятного психологического климата ОУ; 
  • мероприятия, направленные на сплочение образовательного сообщества .

 

  1. Направления работы с педагогическим коллективом и родителями: 
  • консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями;
  • программы повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов).

 

  1. Направления работы с учащимися 
  • консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению; 
  • информационно-просветительская работа с коллективом учащихся; 
  • повышение уровня коммуникативной культуры учащихся; 
  • профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков; 
  • профилактика асоциального поведения школьников; 
  • развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и уверенного поведения, навыков саморегуляции. 

 

Примерный комплексный план мероприятий по профилактике явлений буллинга в МБОУ СОШ №1 

Цель: создание благоприятных условий для успешной социализации и развития каждого ребенка, сохранения физического, психического и социального здоровья. 

Задачи: 

  • оказание компетентной помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания; 
  • предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся; 
  • развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного отношения у подростков к своим поступкам;
  • обучение навыкам мирного разрешения конфликтов;
  • развивать у учащихся личностные качества, препятствующие проявлению буллинга (саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, критичность, ответственность, эмпатия); 
  • развивать у учащихся правовую грамотность в отношении противоправных действий против личности; 
  • использовать проектную технологию, психологические тренинги, ориентированные на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений.

Данная программа рассчитан на учащихся 6-9 классов, так как в этих классах сложилась не совсем благоприятная атмосфера: частые конфликты учащихся, отсутствие взаимопонимания с учителями-предметниками, агрессия по отношению к некоторым ученикам. Класс по составу очень разнообразный. Отношения среди ребят в классе разные. Большинство детей доброжелательно относятся друг к другу, не проявляя агрессии, неприязни. Есть разделение на группы. Есть в классе учащиеся, которые не справляются с учебной программой и имеют неудовлетворительные оценки по итогам четверти по отдельным предметам. Также есть учащиеся, которые выделяются своим мироощущением и поведением, что делает их мишенями агрессивного поведения других. Проблема данной целевой группы: у некоторых учащихся не сложилось понимание того, что класс – это единый коллектив, основанный на взаимном уважении, дружбе, взаимовыручке, у таких учащихся сложно выстраиваются отношения с одноклассниками. 

Программа реализации 

мероприятие срок методы результат
Диагностика  октябрь «Исследование психоэмоционального состояния» – опросник индекса общего самочувствия; социометрия; «Опросник суицидального риска» Разуваевой Выявление группы риска – учащихся, которые не справляются с эмоциональным состоянием и являющиеся источником конфликтных ситуаций. Индивидуальная работа с выявленной группой риска – помощь учащимся для устранения эмоционального дискомфорта.
Классный час «Что такое буллинг? Есть ли буллинг в нашем классе».  октябрь Использование технологий РКМ: Верные и неверные утверждения («верите ли вы»); Кластер (гроздь, пучок) для определения понятия; проблемная дискуссия; разработка рекомендаций. Осмысление учащимися понятия буллинга. Формирование аналитической компетенции учащихся.
Тренинг «Мы в классе будем жить по-новому».  ноябрь Использование технологии РКМ: Пирамида приоритетов. Схема •Составьте перечень приоритетов •По каждому пункту определите, что для вас представляется наиболее важным, без чего вы легко можете обойтись, как один фактор может влиять на другой, как каждый из перечисленных факторов может повлиять на ваше будущее. 

•На основании своих рассуждений расставьте пункты в порядке важности. 

•Объясните свои приоритеты).

Создание правил, законов класса на основе дружбы, взаимопонимания, взаимовыручке.
Индивидуальная работа с ребенком, который стал жертвой буллинга в течение всего периода Беседа, работа с МАК «Я и все-все-все», методика «Кто я?», «Четыре квадрата», арт-терапия, песочная терапия Прояснение обстоятельств, диагностика индивидуальных особенностей и моделей поведения
Индивидуальная работа с ребенком-булли в течение всего периода Беседа, опросник к методу Фарста Прояснение обстоятельств, причин, индивидуальных особенностей и мишеней воздействия
«Тетрадь достижений» (учащийся, подвергающийся буллингу, заводит свою тетрадь достижений, в которой он записывает свои успехи в любой деятельности) ноябрь Дневниковые записи Формирование позитивного отношения к самому себе, повышение самооценки учащегося
Родительское собрание «Буллинг в подростковой среде». декабрь Лекция, разъяснение, беседа Рекомендации родителям учащихся
Индивидуальная работа с родителями ребенка-жертвы и ребенка-булли октябрь-декабрь Беседа  Исследование внутрисемейных отношений, формирование рекомендаций для родителей
Классный час «О правилах поведения и безопасности в обществе». Буллинг как нарушение в группе. Учись быть добрым. Безопасное поведение. Что такое агрессия? Добро против насилия. Как не стать жертвой насилия. Способы решения конфликтов с ровесниками. январь Беседа, использование технологии РКМ «Фишнбоун»  Формирование у учащихся негативного отношения к насилию над человеком
Просмотр и обсуждение фильма «Чучело»  февраль Технология РКМ: стратегия IDEAL Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL: • Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена проблема. • Просит учащихся сформулировать проблему. (индивидуальная и групповая форма работы) • Выдвижение гипотез • Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента из фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа). • Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему. • Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы). • Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора). Развитие сплоченности учащихся, умения разрешать конфликтные ситуации.
Классный час «Как мы общаемся» март Беседа, написание творческого эссе по теме Развитие сплоченности учащихся, умения разрешать конфликтные ситуации.
Тренинговое занятие на сплочение класса март Тренинговые упражнения, рефлексия Развитие сплоченности и эмпатичного взаимодействия.
Повторная диагностика апрель «Исследование психоэмоционального состояния» – опросник индекса общего самочувствия; социометрия; «Опросник суицидального риска» Разуваевой Определение динамики.
Сопровождение класса, детей-булли и детей-жертв в течение всего периода Наблюдение, беседа Контроль над ситуацией, профилактика возникновения явлений буллинга