Системы воспитательной деятельности, обеспечивающей формирование условий нравственного развития личности
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и нравственности.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые делают их более устойчивыми к нежелательным явлениям, учить их правилам общения и умение жить среди людей – вот главная цель, которую для себя поставила в работе с детьми в этом направлении.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира и стала для меня основой формирования нравственности и патриотизма. Суть нравственно-патриотического воспитания дошкольника, в моем понимании, состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному краю, к родной природе, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
При разработке данного направления и его реализации руководствуюсь современными методическими подходами к проблемам образования детей дошкольного возраста.
Мне, как педагогу, вопрос об отборе содержания знаний, которые могли бы способствовать хорошему результату этой работы, всегда важен и актуален.
Опираясь на парциальные программы «Наследие» (автор Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко, М.Ю. Новицкая), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (автор О.Л. Князева, М.Д. Маханева), методические пособия Н.В. Алешиной «Патриотическое воспитание дошкольников», Л.А. Кондрыкиной «С чего начинается Родина?», Е.К. Ривиной «Герб и флаг России», «Российская символика», я ставила перед собой задачи:
- сформировать у детей понятие о своем «Я», о том, что каждый человек
- уникальная личность со своими отличительными чертами характера;
- дать представление о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые;
- обогатить знания детей о родном крае, Родине-стране,
- дать знания о символике нашего государства;
- познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями,
- фольклором, русскими народными играми.
Разработала целостную систему по нравственно-патриотическому воспитанию:
- блоки развивающих занятий с соответствующим дидактическим и наглядным материалом;
- рабочую программу «Люблю тебя, моя Россия!»;
- тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-5 лет;
- конспекты образовательной деятельности по блокам.
На первом этапе работы в этом направлении начинаю с детьми младшего дошкольного возраста, я приобщаю их к устному народному творчеству, через песенки, потешки, прибаутки, загадки о природе, о животных.
Сказки – наиболее любимый детьми литературный жанр. Ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Слушая сказки, дети отождествляют себя с положительными героями. И сказка каждый раз показывает, что хорошими быть лучше, чем плохими, что надо стремиться делать добро. С детьми мы разыгрываем театрализованные сценки, драматизация сказок, придумывание сказок самими детьми, где добро обязательно побеждает зло. Это способствует формированию у детей нравственных понятий, в том числе и чувства патриотизма.
Для формирования представлений о семье, родственных отношениях, о родословной мы вместе с детьми и их родителями составляли семейные альбомы. Родители проявили выдумку, творчество, фантазию. Кто-то сделал небольшие альбомчики с генеалогическим древом родословной, кто-то оформил на большом листе ватмана с фотографиями мам, пап, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек. Была организована выставка этих работ. Многие родители отметили, что эти альбомы станут семейной реликвией, тем пособием, на котором ребенок может увидеть наглядно своих близких родственников.
Формирование нравственно-патриотических качеств, строю так же на ознакомлении детей с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых людей (чем занимались, в какой одежде ходили, какими предметами пользовались в быту). В группе устраивала выставку для детей «Предметы старины».
Оформляла выставку «Прошлое и настоящее нашего города», где был представлен материал об истории города, его основателе, о главных достопримечательностях, о людях его прославивших. Организовала «Адресное бюро», где дети не только знакомятся с названием улиц, но и узнают о том, кто, где живет, у кого какой дом, какой этаж. Вместе с детьми сделали макет улицы Майской, на которой расположен наш детский сад. А свои мечты о том, каким они хотят видеть свой город, дети отразили в рисунках на выставке «Город будущего». Воспитывать патриотические чувства стараюсь не только через беседы, образовательную деятельность, но и использую иные формы и методы работы. Одна из них – совместная проектная деятельность с детьми. Мною разработаны и реализованы краткосрочные проекты, такие как: «Моя мамочка самая, самая» для детей от 4 до 5 лет. Формируя у ребенка первые простейшие представления об устройстве государства, большое значение придаю изучению символики нашей страны. Использую нетрадиционные формы проведения образовательной деятельности, а также методы моделирования и пиктографии. Например, объясняя детям значение цветов флага, рядом с белым цветом расположила рисунки с изображением голубя, улыбки, означающих мир, чистоту совести; с синим цветом – лебедя, символизирующего верность, правду; с красным русского богатыря, олицетворяющего собой силу и отвагу.
Знания о значении герба России, в котором отображена история нашего государства, давала детям в сказочной форме: еще в давние времена дедушки и бабушки рассказывали детям сказку о сильном и отважном Егории, победившего ужасного черного змея. Всадник, изображенный на гербе, – Святой Георгий – прототип сказочного героя.
Делая выводы и анализируя содержание сказки, дети запомнили, что герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Использование таких приемов развивает интерес к истории России, к жизни человека в прошлом.
Считаю очень важным и другое направление работы по воспитанию ребенка-гражданина – это выполнение норм и традиций в жизни группы, сфера социальных отношений.
Тематический план работы
по нравственно-патриотическому воспитанию
детей от 4 до 5 лет
Сроки
проведения образовательной деятельности |
Тема | Содержание образовательной деятельности | Связь с другими
видами деятельности |
Сентябрь | «Моя семья» | 1. Работа над понятием «родня»: чтение Домовенком Кузей стихотворения Я. Акима «Моя родня»
2. Чтение заранее подготовленными детьми стихов о сестренке, братишке и т.д. 3. Рассказы детей о членах своей семьи. |
1. Рисование на тему «Моя семья»
2. Беседа на тему «Где мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий) 3. Обсуждение ситуаций из жизни семьи. 4. Сюжетно-ролевая игра «Семья» |
Октябрь | «Мой любимый детский сад» | 1. Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
2.Изготовление поделок из природного и утилизированного материала в подарок детям младшей группы. 3. Пение песен и чтение стихов о детском саде. |
1. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
2. Уборка листьев на участке детского сада. 3. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад» |
Ноябрь | «Мой район и город в котором я живу» | 1. «Экскурсия» по району и городу на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям)
2. Игра «Магазин сувениров» («продажа» сувениров Тамбовских мастеров) 3. Слушание песен о Тамбове (в записи) |
1. Экскурсия по району и городу на автобусе (желательно с родителями)
2. Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе и городе. 3. Оформление альбома «Природа моего края» |
Декабрь
1-2-я неделя |
«Я и мое имя» | 1. «Для чего человеку имя?» (беседа)
2. «Полное» и «неполное» имя (игра) 3. Этюд «Назови ласково» |
1. Изготовление именных карточек.
2. Рисование «Мой лучший друг» 3. Развлечение «Друг в беде не бросит» |
Декабрь
3-4-я неделя |
«Новый год у ворот» | 1. Загадки о зиме.
2. Оформление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках. 3. Составление письма Деду Морозу. |
1. Рисование «Новогоднее представление»
2. Аппликация «Елка» 3. Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями) 4. Акция «Подкормим птиц» |
Январь | «Наша Родина – Россия» | 1. Рассматривание репродукций картин о родной природе.
2.Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?» 3. Объяснение значения пословиц о Родине. 4. Рассказ о Российском флаге; раскрашивание нарисованного силуэта флага. |
1. Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
2. Рисование на тему «Моя Родина» 3.Пение русских народных песен, частушек, колядок. 3. Рождественское развлечение. |
Февраль
1-2-я неделя |
«Москва – главный город нашей Родины» | 1. Сюжетно-ролевая игра «Пароход по Москва – реке»
2. «Экскурсия» по Красной площади (мультимедийная презентация) 3. «Экскурсия» по Кремлю (по иллюстрациям) 4. «Прогулка по Москве» (видеофильм под песни о Москве) |
1. Оформление стенда «Москва – столица нашей Родины» (вместе с родителями)
2. Конструирование макета Московского Кремля. 3. Чтение стихов о Москве. 4. Рассказы детей (тех, кто побывал в Москве) |
Февраль
3-4-я неделя |
«Наши защитники» (ко Дню защитника Отечества) | 1. Рассказ приглашенного военного (отца кого-либо из детей) о защитниках Отечества.
2. Просмотр видеофильма «Защитники Отечества» |
1. Изготовление подарков для пап и дедушек.
2. Спортивное развлечение «Вместе с папой» 3. Пение песен об армии. 4. Игры соревновательного характера. службе в армии. |
Март | «Очень я люблю маму милую мою» | 1. Беседа о мамах.
2. Составление рассказов «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю маме» 3. Пение песен о маме, чтение стихов. |
1. Рассматривание портрета «Моя мама»
2. Изготовление подарка маме. 3. Семейные посиделки «Вместе с мамой» |
Апрель | «Наши космонавты» | 1. Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма)
2. Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. (Они дружны, поэтому у них все получается) 3. Игра «Космонавты» |
1. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Космонавты»
2. Рисование на данную тему. 3.Конструирование: «Космический корабль» |
Май | «Этот День Победы…» | 1. Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей)
2. Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. 3. Слушание и пение фронтовых песен. 4. Игры соревновательного характера. |
1.Экскурсия к Вечному огню.
2. Оформление праздничных открыток. 3. Высаживание цветов на аллее детского сада. 4. Оформление стенда. |
Июнь-
Август |
«Тамбов – прежде и теперь» | 1. Семейная экскурсия по городу. |
Перспективный план работы с родителями по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей
Наименование мероприятий | Тема | Задачи |
Родительское собрание | “Наши семейные традиции” | Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. |
Консультация для родителей | «Куда повести малыша в выходной»
«Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания» «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей». «Устное народное творчество-кладезь народной мудрости». |
Расширение представлений о городах России. Формирование элементарных знаний о правах человека.
Развитие интереса к русским традициям и промыслам. Формирование бережного отношения к природе и всему живом |
Организация различных тематических мероприятий | Провести вечер вопросов и ответов «как помочь ребенку найти дело, в котором он нравится самому себе».
Творческая гостиная «Воспитаны ли ваши дети». Подготовить вместе с родителями фотовыставку «Мы из Тамбова» фотографии детей в самых красивых местах города. Провести викторину «Что? Где? Когда?» Оформить выставки творческих работ по теме. |
Воспитывать у детей чувства любви к Родине, желание жить в мире. Воспитывать чувство гордости за родную страну.
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. |
Оформление папки-передвижки; газет.
Выставки |
Истории родного города
(цикл тематических бесед) |
Закрепить знания по героико-патриотической теме. |
Психолого-педагогическое консультирование родителей Памятки «Десять заповедей для родителей» | « Почему уже в дошкольном возрасте мы должны воспитывать маленьких патриотов своей страны». | Показать родителям возможные формы и методы пробуждения первых гражданских чувств дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации. |