Конспект занятия по речевому развитию «Таня не боится мороза» в средней группе

Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.

Образовательные:

-учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами; составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины; учить пользоваться мнемотаблицей при составлении рассказа.

 -совершенствовать монологическую речь детей;

-учить согласовывать прилагательные с существительными;

Развивающие: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память ребенка, мышление, связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение слушать ответы детей, отвечать на вопросы по просьбе воспитателя.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы работы с детьми: наблюдение; демонстрация картины; объяснение; рассказ; отгадывание загадки, мнемотаблица.

Демонстрационный материал: картина «Таня не боится мороза», конверт для Снеговика  формата А3, снежинки 10 штук для дыхательной гимнастики, снежинки для релаксации, блокнот с ручкой, мольберт 2 штуки, разнос, магниты, указка, мнемотаблица, сумка для снеговика

Предварительная работа: рассматривание альбома «Зима», серии картинок «Дети на прогулке; дидактические игры «Когда это бывает?», «Составь рассказ». 

 Словарная работа: пальто, меховая шапка, меховая опушка, снегопад, колючий, блестящий.

Организационный момент.

1.Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперёд, пальцы как солнечные лучики)

Делиться счастьем и добром!

  • Основная часть.

Воспитатель: Я хочу загадать Вам загадку про очень весёлое время года, а Вы попробуйте её отгадать.

Воспитатель: Дел у меня немало-

             Я белым одеялом

             Всю землю укрываю,

             В лед реки убираю,

             Белю поля, дома

             А зовут меня…..                  / Зима/

 

Воспитатель: Как можно сказать про зиму, какая она?

Дети: Холодная, снежная, морозная, лютая, волшебная, красивая. Молодцы.

/раздаётся стук в дверь/

Воспитатель: Кто это к нам пожаловал?

/Входит Снеговик с письмом/

Снеговик: Здравствуйте все! Здравствуйте ребята!

Воспитатель и дети: Здравствуй, Снеговик! 

Воспитатель: Снеговик, у тебя что-то случилось, что ты решил прийти к нам?

Снеговик: Вы знаете, моя подруга Таня прислала мне письмо, а я не знаю, как его прочитать! Вот и решил, что Вы мне поможете.

Воспитатель: Ого! Какое оно большое, твоё письмо. Открывай Снеговик скорей конверт и доставай письмо, мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята?

Дети: Да.

Снеговик: Ребята, у меня очень много писем, которые я должен доставить. Я сейчас быстро отнесу письма, а Вы пока рассмотрите моё письмо.

/Снеговик уходит/

  • Рассматривание картины.

Воспитатель: /Воспитатель открывает конверт, достает картину «Таня не боится мороза»/

-Это совсем не письмо. Таня прислала Снеговику картину, как она гуляет в зимний день. Мы должны с Вами составить рассказ по этой картине. А для того, чтобы  мы ничего с Вами не забыли, я подготовила блокнот и буду всё записывать, чтобы потом рассказать всё Снеговику.

Воспитатель: А в конверте еще снежинки. Да, их так много.

Воспитатель: Давайте с Вами поиграем со снежинками. 

/Звучит музыка, дыхательную гимнастику  делаю со снежинками медленно-быстро-рывками/

Дыхательная гимнастика:

Прямо с неба к нам летят,

Легкие пушинки.

Серебрятся и блестят

Белые снежинки.

/Дети проходят на стульчики/

Воспитатель: А теперь, давайте внимательно посмотрим на картину. Кто изображен на этой картине?

Дети: На картине изображена девочка.

Воспитатель: А помните, как зовут девочку, которая прислала письмо Снеговику?

Дети: Девочка Таня. 

Воспитатель читает отрывок из стихотворения  З. Александровой «Таня и волчок». 

Познакомьтесь с нашей Таней –

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять она пойдет.

Воспитатель: какое время года изображено на картине?

Дети: На картине изображена зима.

Воспитатель: Почему Вы думаете, что это зима?

Дети: Всё кругом покрыто снегом, Таня тепло одета.

Воспитатель: Правильно, ребята. Зимой холодно, и Таня тепло одета. На ней…

(ответы детей – пальто, валенки, шапка, шарф, варежки). Вам нравится Танино зимнее пальто? Какого оно цвета?

Дети: пальто у Тани зеленого цвета, с коричневым воротником.

Воспитатель: посмотрите внимательно, отделано ли пальто мехом?

Дети: да, на карманах, рукавах пальто отделка из меха.

Воспитатель: Как Вы думаете, а из чего сшита Танина шапка?

Дети: Шапка тоже сшита из коричневого меха.

Воспитатель: кто хочет рассказать, в какой одежде Таня вышла гулять? 

Воспитатель: Дети, что делает Таня? Воспитатель выслушивает варианты ответов детей, обобщает их: Таня трудится. Она синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко. 

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые деревья зимой! Чем укрыты деревья?

Дети: снегом.

Воспитатель: на березе маленьких веточек даже не видно – они спрятались в снежинках. И на зелёной ёлочке тоже снег. Посмотрите, как лежит снег на этой ёлочке, будто белая вата. На что похож снег на ёлочке? /на вату/?

Воспитатель: Кто еще хочет рассказать о том, как красиво вокруг? Может быть мы чего-то не заметили? (На березе сидит ворона, за деревьями – дома и т.д.)

 

  1. Составление рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.

Воспитатель: /Даю описание картины с помощью мнемотаблицы/

На улице зима. Таня взяла санки и пошла гулять. Зимой морозно, но Тане не холодно. На ней зимнее пальто и меховая шапка. Пальто теплое и красивое. Оно зелёное, с коричневым меховым воротником. На рукавах и карманах пальто – отделка из меха. Таня в чёрных валенках. Она не забыла надеть шарф и варежки.

Таня трудится. Она синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко.

А кругом белым – бело. Всюду снег: на земле, на деревьях, на скамейке. У берёзы и веток не видно- они все спрятались в снежинках. И на зелёной ёлочке тоже снег, лежит как белая вата.

Воспитатель. Какой красивый рассказ получился. 

/Заходит Снеговик/

Снеговик: Ребята, извините, я немного задержался. Очень много писем было. А Вы уже прочитали моё письмо?

Дети: Да.

Воспитатель: Подожди, Снеговик, прежде, чем ребята расскажут про твоё письмо, мы предлагаем немного отдохнуть. И ты к нам присоединяйся.

Физкультминутка.

На дворе мороз и ветер.

Во дворе гуляют дети

Ручки согревают.

Ручки растирают,

Чтоб не зябли ножки

Мы потопаем немножко

Нам мороз не страшен

Весело мы пляшем.

Воспитатель: Ребята, а сейчас снеговик, хочет послушать Ваши рассказы. Еще раз посмотрите на картину внимательно и опираясь на нашу таблицу-подсказку, расскажите, какое время года, во что она одета, что она делает, что еще окружает Таню. (выслушиваем 1-2 ребёнка).

Оценивая рассказы детей (обо всём ли рассказал ребёнок в определённой последовательности), воспитатель и Снеговик хвалят детей. 

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Какая Таня молодец! На улице мороз, а она его совсем не боится. А давайте придумаем название картине? Дети придумывают свои названия. Ребята, а художник, который нарисовал эту картину назвал ее «Таня не боится мороза»

Снеговик: Спасибо Вам большое за помощь. Вы меня научили как можно прочитать письмо, с картиной. Ведь Таня ещё писать не умеет. И я теперь сам смогу составить рассказ по любой картине, которую мне пришлют. А теперь мне пора на улицу, а то я таять начинаю. До свидания, до встречи.

Воспитатель: Ребята, Вам понравилось сегодня читать необычное письмо? Если понравилось, то возьмите снежинку и украсьте по краям нашу картину.