Конспект занятия по речевому развитию «Таня не боится мороза» в средней группе
Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.
Образовательные:
-учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами; составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины; учить пользоваться мнемотаблицей при составлении рассказа.
-совершенствовать монологическую речь детей;
-учить согласовывать прилагательные с существительными;
Развивающие: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память ребенка, мышление, связную речь.
Воспитательные: воспитывать умение слушать ответы детей, отвечать на вопросы по просьбе воспитателя.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы работы с детьми: наблюдение; демонстрация картины; объяснение; рассказ; отгадывание загадки, мнемотаблица.
Демонстрационный материал: картина «Таня не боится мороза», конверт для Снеговика формата А3, снежинки 10 штук для дыхательной гимнастики, снежинки для релаксации, блокнот с ручкой, мольберт 2 штуки, разнос, магниты, указка, мнемотаблица, сумка для снеговика
Предварительная работа: рассматривание альбома «Зима», серии картинок «Дети на прогулке; дидактические игры «Когда это бывает?», «Составь рассказ».
Словарная работа: пальто, меховая шапка, меховая опушка, снегопад, колючий, блестящий.
Организационный момент.
1.Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперёд, пальцы как солнечные лучики)
Делиться счастьем и добром!
- Основная часть.
Воспитатель: Я хочу загадать Вам загадку про очень весёлое время года, а Вы попробуйте её отгадать.
Воспитатель: Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
А зовут меня….. / Зима/
Воспитатель: Как можно сказать про зиму, какая она?
Дети: Холодная, снежная, морозная, лютая, волшебная, красивая. Молодцы.
/раздаётся стук в дверь/
Воспитатель: Кто это к нам пожаловал?
/Входит Снеговик с письмом/
Снеговик: Здравствуйте все! Здравствуйте ребята!
Воспитатель и дети: Здравствуй, Снеговик!
Воспитатель: Снеговик, у тебя что-то случилось, что ты решил прийти к нам?
Снеговик: Вы знаете, моя подруга Таня прислала мне письмо, а я не знаю, как его прочитать! Вот и решил, что Вы мне поможете.
Воспитатель: Ого! Какое оно большое, твоё письмо. Открывай Снеговик скорей конверт и доставай письмо, мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята?
Дети: Да.
Снеговик: Ребята, у меня очень много писем, которые я должен доставить. Я сейчас быстро отнесу письма, а Вы пока рассмотрите моё письмо.
/Снеговик уходит/
- Рассматривание картины.
Воспитатель: /Воспитатель открывает конверт, достает картину «Таня не боится мороза»/
-Это совсем не письмо. Таня прислала Снеговику картину, как она гуляет в зимний день. Мы должны с Вами составить рассказ по этой картине. А для того, чтобы мы ничего с Вами не забыли, я подготовила блокнот и буду всё записывать, чтобы потом рассказать всё Снеговику.
Воспитатель: А в конверте еще снежинки. Да, их так много.
Воспитатель: Давайте с Вами поиграем со снежинками.
/Звучит музыка, дыхательную гимнастику делаю со снежинками медленно-быстро-рывками/
Дыхательная гимнастика:
Прямо с неба к нам летят,
Легкие пушинки.
Серебрятся и блестят
Белые снежинки.
/Дети проходят на стульчики/
Воспитатель: А теперь, давайте внимательно посмотрим на картину. Кто изображен на этой картине?
Дети: На картине изображена девочка.
Воспитатель: А помните, как зовут девочку, которая прислала письмо Снеговику?
Дети: Девочка Таня.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».
Познакомьтесь с нашей Таней –
Ей пошел четвертый год.
Таня рано утром встанет,
И гулять она пойдет.
Воспитатель: какое время года изображено на картине?
Дети: На картине изображена зима.
Воспитатель: Почему Вы думаете, что это зима?
Дети: Всё кругом покрыто снегом, Таня тепло одета.
Воспитатель: Правильно, ребята. Зимой холодно, и Таня тепло одета. На ней…
(ответы детей – пальто, валенки, шапка, шарф, варежки). Вам нравится Танино зимнее пальто? Какого оно цвета?
Дети: пальто у Тани зеленого цвета, с коричневым воротником.
Воспитатель: посмотрите внимательно, отделано ли пальто мехом?
Дети: да, на карманах, рукавах пальто отделка из меха.
Воспитатель: Как Вы думаете, а из чего сшита Танина шапка?
Дети: Шапка тоже сшита из коричневого меха.
Воспитатель: кто хочет рассказать, в какой одежде Таня вышла гулять?
Воспитатель: Дети, что делает Таня? Воспитатель выслушивает варианты ответов детей, обобщает их: Таня трудится. Она синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые деревья зимой! Чем укрыты деревья?
Дети: снегом.
Воспитатель: на березе маленьких веточек даже не видно – они спрятались в снежинках. И на зелёной ёлочке тоже снег. Посмотрите, как лежит снег на этой ёлочке, будто белая вата. На что похож снег на ёлочке? /на вату/?
Воспитатель: Кто еще хочет рассказать о том, как красиво вокруг? Может быть мы чего-то не заметили? (На березе сидит ворона, за деревьями – дома и т.д.)
- Составление рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.
Воспитатель: /Даю описание картины с помощью мнемотаблицы/
На улице зима. Таня взяла санки и пошла гулять. Зимой морозно, но Тане не холодно. На ней зимнее пальто и меховая шапка. Пальто теплое и красивое. Оно зелёное, с коричневым меховым воротником. На рукавах и карманах пальто – отделка из меха. Таня в чёрных валенках. Она не забыла надеть шарф и варежки.
Таня трудится. Она синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко.
А кругом белым – бело. Всюду снег: на земле, на деревьях, на скамейке. У берёзы и веток не видно- они все спрятались в снежинках. И на зелёной ёлочке тоже снег, лежит как белая вата.
Воспитатель. Какой красивый рассказ получился.
/Заходит Снеговик/
Снеговик: Ребята, извините, я немного задержался. Очень много писем было. А Вы уже прочитали моё письмо?
Дети: Да.
Воспитатель: Подожди, Снеговик, прежде, чем ребята расскажут про твоё письмо, мы предлагаем немного отдохнуть. И ты к нам присоединяйся.
Физкультминутка.
На дворе мороз и ветер.
Во дворе гуляют дети
Ручки согревают.
Ручки растирают,
Чтоб не зябли ножки
Мы потопаем немножко
Нам мороз не страшен
Весело мы пляшем.
Воспитатель: Ребята, а сейчас снеговик, хочет послушать Ваши рассказы. Еще раз посмотрите на картину внимательно и опираясь на нашу таблицу-подсказку, расскажите, какое время года, во что она одета, что она делает, что еще окружает Таню. (выслушиваем 1-2 ребёнка).
Оценивая рассказы детей (обо всём ли рассказал ребёнок в определённой последовательности), воспитатель и Снеговик хвалят детей.
- Заключительная часть.
Воспитатель: Какая Таня молодец! На улице мороз, а она его совсем не боится. А давайте придумаем название картине? Дети придумывают свои названия. Ребята, а художник, который нарисовал эту картину назвал ее «Таня не боится мороза»
Снеговик: Спасибо Вам большое за помощь. Вы меня научили как можно прочитать письмо, с картиной. Ведь Таня ещё писать не умеет. И я теперь сам смогу составить рассказ по любой картине, которую мне пришлют. А теперь мне пора на улицу, а то я таять начинаю. До свидания, до встречи.
Воспитатель: Ребята, Вам понравилось сегодня читать необычное письмо? Если понравилось, то возьмите снежинку и украсьте по краям нашу картину.