Аннотация

Папка – передвижка – это удобный информационный стенд для родителей. Она мобильна, легка в изготовлении. Это не новая форма взаимодействия с родителями, но родителям она по-прежнему интересна. Папка – передвижка – это эффективный способ донесения до родителей актуальной информации о воспитании и развитии детей. При её создании необходимо учитывать довольно высокий уровень образования современных родителей, уровень культуры, интерес к проблемам воспитания ребёнка.  Тематика папок – передвижек определяется в ходе индивидуальных бесед с родителями, с помощью анкетирования. Данный материал будет интересен родителям дошкольников и педагогам.

 

Тема:  Папка – передвижка для родителей   «УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ»

 

  1. КАК ДЕТИ ОБЩАЮТСЯ СО ВЗРОСЛЫМИ

В дошкольном возрасте ребенок очень привязан к своим родным. Он открыт взрослому. Сам же окружающий мир для него ограничен. Для малыша существует только то, что он видит и слышит в данный момент. В общении со взрослым эти границы постепенно расширяются.

До 3—4 лет дети воспринимают предмет и его свойства в неразрывном единстве. Это создает стабильность мира для ребенка. Утверждения взрослого, разрушающие эту стабильность, часто отвергаются.

В 5 лет ребенок начинает разговаривать со взрослыми о вещах, не находящихся в поле его зрения. Большинство утверждений взрослого воспринимается с сомнением, и ребенок начинает задавать много вопросов. С их помощью он стремится найти объяснения утверждениям взрослого. Наличие вопросов «Почему?» — означает, что свойство предмета в представлении ребенка уже не так жестко с ним связано, а может изменяться в зависимости от обстоятельств.

В 6—7 лет дети перестают задавать вопросы «Почему? ». Они начинают понимать условность той или иной ситуации. Внимание ребенка начинает привлекать мир людей. Человеческие отношения начинают интересовать больше, чем мир животных и явления природы.

  1. КАК РЕБЕНОК ОТНОСИТСЯ К ПОХВАЛЕ И ПОРИЦАНИЮ

В 5 лет у ребенка появляется обостренная чувствительность к оценкам взрослого, и даже незначительное замечание может вызвать обиду. Если взрослый часто ругает малыша, то он начинает думать, что его никто не любит. Это может способствовать развитию таких личностных качеств, как неуверенность в себе, агрессивность. Будьте требовательны, но относитесь к малышу с уважением и почаще хвалите его.

В 6—7 лет у ребенка появляется стремление понять сущность требований взрослого и утвердиться в своей правоте. Ребенку становится важно получить оценку качеств и поступков как своих, так и чужих. Ярко наблюдается стремление быть хорошим. Надо поддержать это стремление. Старайтесь не давать личностных оценок негативного плана, например, таких: ленивый, глупая. Стремитесь к конкретным оценкам умений, поступков, тогда даже если это оценка — замечание, ребенок отреагирует на нее адекватно.

 

  1. КАК ДЕТИ ОБЩАЮТСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

 

В общении со сверстниками у ребенка лучше и раньше проявляются творческие способности, потому что он более свободен в своих высказываниях и действиях, чем в общении со взрослыми.

Для общения детей характерна повышенная эмоциональность. Дети стремятся показать друг другу свои умения, иногда навязывают свое мнение, делают замечания, вместе фантазируют и даже притворяются, что обиделись. Такое разнообразие отношений требует умения выразить словами свои желания и требования, потому речь ребенка, обращенная к сверстнику, является более понятной, развернутой и лексически богатой.

Особенностью детского общения является стремление каждого высказаться. Слушать другого бывает трудно, поэтому малыши либо перебивают друг друга, либо каждый говорит о своем.

В 4—5 лет ребенок стремится показать, что он умеет делать. Поэтому возникают поучения и желания привести себя в пример, но также в речи все чаще начинают появляться высказывания типа «мы». Например: «Мама, смотри, сколько мы куличей сделали. Много, вот сколько!»

В этом возрасте дети активно осваивают многие нормы поведения, и взрослые могут столкнуться с большим количеством жалоб детей. Отличайте ябедничество от информационных жалоб, например, таких: «А Маша не стала есть суп». Поступая таким образом, ребенок стремится получить информацию о том, можно оставить суп или нет.

В 6 лет дети стремятся как можно больше рассказать друзьям о себе. При выборе друга они оценивают уже не только красивую внешность, интересные игрушки, но и умение играть, не обижать окружающих и другие личностные качества. Часто тема беседы детей не связана с тем, чем они занимаются в данный момент. Они стремятся поделиться и привлечь внимание к себе своими познаниями.

 

  1. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК

Праздник для ребенка — это состояние радости, ощущение сбываемости мечты, выход за пределы обыденности. В то же время это своеобразные этапы взросления, потому что ребенок учится общаться, у него крепнет вера в себя, собственные силы, открываются новые возможности, чтобы проявить себя.

До 5—6 лет ребенка устраивает праздник по традиционному сценарию: вкусное угощение, пребывание в центре внимания гостей, подарки родных. Когда у него возникает желание пригласить в гости знакомых детей, помогите ему это сделать. Пригласить друзей ребенка можно лично при встрече, но лучше написать вместе с малышом приглашение.

Заранее обсудите с ребенком, чем он может развлечь гостей. Положите поближе игрушки, книги, чтобы ребенок мог достать их сам.

Детей лучше угощать за столом без взрослых. Пусть ребенок почувствует себя «хозяином» праздника, но, конечно же, ему надо помогать.

После угощения организуйте конкурсы и общие игры. Предлагайте в них простые, веселые задания. Например: с завязанными глазами нарисовать портрет своего друга, накормить друга бананом, игры «Жмурки», «Съедобное — несъедобное», «Фанты». Вручайте всем участникам поощрительные призы. Не очень активных, робких детей привлекайте к организации конкурсов и игр: попросите что-нибудь подать, принести, вручить призы.

 

  1. СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ

После общих развлечений предоставьте детям время для самостоятельных игр.

Вместо конкурсов можно устроить домашний концерт. Дети любят выходить «на сцену», когда их зрители доброжелательны и не очень требовательны.

Если во время выступления кто-то из детей сбился, растерялся, помогите закончить номер.

Учите своего ребенка читать стихи, петь, танцевать, чтобы на любом празднике быть востребованным.

«Сюрпризы» — это составная часть праздника. Но они не должны слишком поражать детей, потому что некоторые дети склонны к нервному перевозбуждению. «Сюрпризом» может стать спрятанный сувенир: наклейки, «киндер-сюрпризы», открытки, календарики, воздушные шарики и прочее.

Если вы справляете ребенку день рождения, то подумайте о подарке. Подарок — это то, что останется после праздника. Поэтому билеты в театр, покупка «вкусного» — это не совсем полноценный подарок. Ребенок, как правило, знает, что он хотел бы получить. Пошепчитесь с ним накануне. Если он просит слишком дорогую вещь или его выбор не устраивает вас по каким-то другим причинам, то выскажите свое мнение сразу. Ребенок должен примерно представлять, на что он может рассчитывать. Обязательно поинтересуйтесь «запасными» желаниями. Вдруг нужной вещи не окажется в продаже. К тому же после такого разговора ребенок до самого праздника не будет знать, что получит. Подарок станет желанным, но в то же время неожиданным.

 

  1. ЧТО  НАДО  ЗНАТЬ
  • В праздничной обстановке ребенку легче «раскрыться». Всячески поощряйте его активность и самостоятельность.
  • Если ребенок подсаживается к взрослым или сидит один, значит, он «выпал» из общего праздника. Помогите ему включиться в общее развлечение.
  • Перед приходом гостей напомните ребенку, что он должен делиться своими игрушками и играми с гостями.
  • Если какой-то игрушкой ребенок не готов поделиться, лучше убрать ее подальше. Но часто именно эту игрушку он хочет показать друзьям. Ребенок не жадничает, а очень дорожит этой вещью и беспокоится за ее сохранность. В таком случае возьмите инициативу на себя: покажите гостям игрушку и скажите, что ее можно рассмотреть, но играть ею не разрешается.

 

ЧЕГО  ДЕЛАТЬ  НЕ СЛЕДУЕТ

  • Предоставлять ребенку полную самостоятельность, а затем ругать его за беспорядок или испорченные вещи.
  • Заставлять ребенка выступать, участвовать в играх, если он не хочет.
  • Делать выговоры о поведении, потому что любая неприятность в эти часы может стать целой трагедией. Надо сгладить неудобные моменты, посоветовать, как поступить лучше, а в последующие дни обыграть эту ситуацию с игрушками, при этом дать ребенку почувствовать неприятность подобной ситуации.