Всероссийский профессиональный конкурс для работников образовательных учреждений «Крепкая семья – крепкая Россия», посвященный году семьи 2024
Родительское собрание с элементами тренинга
«Поощрения и наказания»
Подготовила: педагог-психолог
Н.В. Безерова
Родительское собрание с элементами тренинга
«Поощрения и наказания»
Цель: знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.
Задачи:
1) повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в сфере поощрения
и наказания ребёнка в семье;
2) формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье;
3) способствовать формированию у родителей установки относиться уважительнее к
детям, быть терпимее.
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.
Цели: знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.
Этапы
1 Организационный. Содержание деятельности: педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы (т.е. оформляет комнату, готовит необходимые материалы и оборудование, произносит вступительное слово, проводит игры на приветствие и раскрепощение участников).
2 Основной. Содержание деятельности: педагог проводит основную работу по теме в виде мини лекции, игр, упражнений, дискуссии.
3 Заключительный. Содержание деятельности: подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.
Категория участников: классный руководитель, педагог-психолог, родители.
Предварительная работа: анкетирование детей (Приложение 1).
Содержание занятия
- Психогимнастическое упражнение. Посмотреть на соседа справа и сказать, с каким месяцем ассоциируется этот человек. Затем все рассаживаются по порядку месяцев в году и вновь, глядя на соседа справа (но это уже другой человек), объясняют, почему у этого человека именно такой месяц.
2.Вступительное слово. Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье, – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности. Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?
Сообщение о результатах анкетирования. Педагог информирует родителей о результатах анкетирования детей. Педагог комментирует полученные результаты.
Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?
Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.
- Мини-лекция об основных функциях поощрения и наказания.
Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания — для прерывания нежелательного поведения. Участники в подгруппах составляют список поощрений и список наказаний, которыми они пользуются. Затем эти списки обсуждаются в кругу, выделяются типы поощрений и наказаний.
В теории эффективного родительского поведения Томаса Гордона стремление родителей воздействовать с помощью поощрений и наград рассматривается как фактор развития у детей либо синдрома выигрывающего, либо синдрома проигрывающего. В первом случае ребенок настроен на выигрыш, на победу, высокие достижения любой ценой; во втором случае он обречен испытывать фрустрацию в течение всей жизни, так как оказался недостаточно способным, чтобы получать поощрения. Для родителей вопрос о поощрениях и наказаниях в высшей степени актуален и, как показывает опыт, вызывает огромный интерес и дискуссии.
На этом этапе можно предложить родителям анкету (Приложение 2) и обсудить результаты ее заполнения.
Положения, основанные на теориях бихевиоризма:
- Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».
- Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.
- Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.
Лучше использовать поощрения, чем наказания. Бихевиористы давно доказали в экспериментах на животных, что те лучше поддаются выработке условных рефлексов, если в качестве подкрепления используется не наказание (например, удар током), а поощрение (что-нибудь вкусненькое). Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем если используются и поощрения, и наказания.
Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.
Примерный вывод родителей, после лекции: если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребенка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Мы можем установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей. Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице матери и т. д.
- Практическая часть. Рассмотрение проблемных ситуаций (закрепление теоретических знаний). Ведущий предлагает родителям попробовать решить несколько жизненных ситуаций в подгруппах.
Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения.
– В семье родился маленький ребенок. Старший ребенок резко изменился: все чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребенок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, он ответил: «Я не собираюсь с ним сидеть!» Родители были очень возмущены и расстроены, последовало строгое наказание за непослушание.
– В этой семье в конце дня дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
– Родители долго думали, что подарить сыну к новому году. Купили фотоальбом и две книги. Получив подарок, мальчик был очень обижен: «Я думал, что вы мне что-нибудь хорошее купите! Вот другу родители компьютер купили!»
– Родители постоянно ставили сына за все проступки в угол и физически наказывали. А однажды, он сказал своему отцу: «Еще раз поставишь в угол, убегу от вас куда-нибудь, только бы не жить с вами. С вами больше жить не хочу».
- Домашнее задание. Провести с ребенком следующие рисуночные тесты (авторы этих психологических рисуночных тестов — психологи Лонг, Вилер, Хендерсон).
Задание 1. Нарисовать в ряд 8 кружков.
Инструкция ребенку: « Все эти кружочки — люди, отметь себя — где ты?»
При выполнении этого задания желательно, чтобы родители уточнили у ребенка, где он видит начало в этой линии, состоящей из 8 кругов. Наиболее распространенный ответ — кружки идут слева направо, однако маленькие дети, особенно те, кто не умеет читать, могут оценивать наоборот — справа налево (как паровозик). В моей практике встречались и дети, которые увидели начало в середине: «Как будто птицы клином летят». «Я, конечно, впереди всех», — сказала одна такая 9-летняя девочка, выбрав четвертый кружок.
Задание 2. Нарисовать слева в хаотичном порядке 12 кружков, а справа 2 кружка.
Инструкция ребенку. «Слева группа людей, справа — два человека. Какой из этих двух — ты? » Кружочек в этом задании должен быть не черным, а заштрихованным, если родитель или психолог рисуют их от руки, то необходимо соблюдать их одинаковый размер, чтобы у ребенка не было соблазна выбрать самый маленький или самый большой кружок.
Задание 3. Инструкция ребенку: «На этом рисунке твой кружок обозначен буквой Я (в середине круга стоит буква Я). Нарисуй в других кружках, где твои мама, папа, брат, бабушка (перечислить членов семьи)». В этом задании лучше для каждой пары («Я» — член семьи) рисовать свой отдельный рисунок, чтобы ребенок не заполнял кружки только потому, что они пустые, ведь на один и тот же кружок могут попасть сразу несколько человек.
Примечание ведущему. Приведенное выше домашнее задание направлено на изучение самооценки ребенка, видения своей позиции в группе людей, представления о своем месте в кругу других. Это домашнее задание задает тему, которую можно обсудить на следующем занятии — формирование самооценки ребенка, ребенок и группа сверстников, положение ребенка в семье.
- Подведение итогов собрания Уважаемые родители! Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.
Поощряя и побуждая детей…
Поощряйте их усилия так же, как и их успехи.
Одобряйте проявление инициативы и самостоятельности и избегайте общих, безликих похвал.
Пользуйтесь поощрением, побуждая детей к ответственному поведению.
Применяйте реалистическое поощрение, чтобы помочь детям определить границы своих сил и способностей.
Приложение 1
Анкета для детей «Поощрение и наказание»
- Меня наказывают, если…
- Меня хвалят, если…
- Родители наказывают меня…
а) кричат на меня
б) называют обидными словами
в) запрещают смотреть телевизор, играть на компьютере
г) запрещают гулять
д) ставят в угол
е) наказывают ремнём
ж) свой вариант____________________
- Родители поощряют меня….
а) хвалят меня
б) дарят подарки
в) покупают вещи
г) что-то разрешают
д) дают деньги
е) свой вариант____________________
Приложение 2
Анкета участника тренинга
взаимодействия родителей с детьми*
Фамилия, имя
В своем общении с ребенком я использую | ||||||||
Язык принятия | 3 | 2 | 0 | 2 | 3 | Язык непринятия. | ||
Оценку поступка ребенка | 3 | 2 | 0 | 2 | 3 | Оценку его личности | ||
Поощрения | 3 | 2 | 0 | 2 | 3 | Наказания | ||
Говорю о своих чувствах | 3 | 2 | 0 | 2 | 3 | Говорю о своих мыслях | ||
Говорю о его чувствах | 3 | 2 | 0 | 2 | 3 | Говорю о его мыслях | ||
Авторитарные методы | 3 | 2 | 0 | 2 | 3 | Демократические методы |
Оцените в баллах степень использования следующих методов воздействия на ребенка:
всегда — 1 б.;
часто — 2 б.;
редко — 3 б.;
в исключительных случаях — 4 б.;
никогда — 5 б.
- Приказ, команда.
- Предупреждение, угроза.
- Увещевание, пристыжение.
- Советы, готовые решения.
- Нотации, поучения.
- Критика, несогласие.
- Похвала, согласие.
- Насмешка, обзывание.
- Анализ поведения, интерпретация.
- Утешение, поддержка.
- Допытывание, вопросы.
- Обращение в шутку.
* Анкета предъявляется только в ходе тренинга.