Технологическая карта развивающего занятия «Управлять собой» 

педагога-психолога МБОУ «Лянторская СОШ№4» 

Сорудейктной Елены Анатольевны

 

Пояснительная записка

Занятие «Управлять собой» было проведено в 7а классе. В классе обучается 25 человек (11 мальчиков и 14 девочек). Ребята ответственно относятся к учёбе, проявляют творческую активность.

По результатам мониторинга класс делится на три типологические группы:

  • Репродуктивная – качественное выполнение заданий низкой степени сложности, формирование устойчивой самооценки.
  • Продуктивная группа – поддерживание мотивации, формирование способов работы с информацией.
  • Творческая группа – формирование эффективных способов работы, поддержание учебной мотивации, выполнение творческих заданий повышенной сложности.

В 7а классе 9 обучающихся относятся к творческой группе, 11 – к продуктивной, 5 человек к репродуктивной.

В процессе обучения в средней школе ученики часто сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях с одноклассниками. Повышенная эмоциональность, тревожность, неумение подростков адекватно выражать свои чувства и мысли — все это зачастую является причинами сор, конфликтов и непонимания друг друга. Поэтому очень важно в этот период формировать и развивать у обучающихся навыки межличностного общения и социально – приемлемого поведения. Это поможет им в общении с другими ребятами, в понимании себя. Поэтому для занятия были подобраны упражнения, при выполнении которых надо договариваться друг с другом, уступать, вырабатывать единое мнение и стратегии. 

Тема занятия соответствует календарно-тематическому планированию коррекционно-развивающей программы «Я-подросток». Это занятие соответствует разделу «Развитие личностно-мотивационной сферы».

Тип занятия: усвоение новых знаний и применение на практике.

Цель занятия: создание условий для осознания обучающимися личностных ресурсов, необходимых для общения и совместной деятельности.

Форма проведения: развивающее занятие в форме малой интерактивной игры. 

Форма организации учебно – познавательной деятельности – групповая.

На занятии использованы следующие методы психолого – педагогического воздействия и техники:

  1. По степени взаимодействия педагога – психолога  и учащихся: дискуссия, «мозговой штурм», объяснение, беседа.
  2. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический. 
  1. Ролевые игры: ролевая гимнастика, ролевые ситуации. 
  2. Коммуникативные игры: вербальные, невербальные. 
  3. Психогимнастические методы: Н. Ю. Хрящевой  «Психогимнастика в тренинге».
  4. Рефлексивные техники.

7.Критерии эффективности занятия: 

  • уровень эмоциональной включенности учащихся (в конце занятия учащиеся отражают свое настроение, рисуя в смайлике лицо человека с определенной эмоцией); 
  • уровень открытости (каждому отвечающему участнику дается смайлик с названием эмоции); 
  • появление стремления к самоизучению и самосовершенствованию.

При постановке цели занятия учитывались следующие факторы:

  • возраст обучающихся (12-13 лет);
  • психологические особенности младшего подросткового возраста;
  • достаточно высокий уровень обученности школьников;
  • техническое оснащение занятия;
  • педагогические возможности педагога-психолога: деятельность была направленна на формирование у обучающихся опыта познавательной, творческой деятельности, опыта осуществления социального взаимодействия.

Для эффективной реализации цели и задач занятия было использовано следующее оборудование:

Технические средства информации:

  • Интерактивный комплекс  с  программным обеспечением  WindowsXР и программа MicrosoftOffice-PowerPoint.

Учебно – наглядные пособия:

  • презентация к занятию для обучающихся «Эффективное общение»;
  • конструктор лего;
  • мяч;
  • скакалки;
  • цветные маркеры;
  • листы формата А4;
  • планшеты; 
  • шарф; 
  • карточки с разной инструкцией к игре;
  • смайлики с названием эмоций;
  • заготовки смайликов;
  • карточки «Закончи фразу».

Все этапы занятия были взаимосвязаны между собой. Использованные методы и приемы психолого – педагогического воздействия обеспечили рациональное распределение рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся. На уроке присутствовала атмосфера сотрудничества и взаимопомощи.

На протяжении всего занятия обучающиеся были ориентированы на понимание причин успеха и неудач, на получение новой информации, овладение новыми способами поведения и деятельности. Все упражнения были подобранны с учетом «зоны ближайшего развития» и соответствия  возрастным особенностям младшего подросткового возраста, что  позволило работать над формированием коммуникативных и регулятивных навыков.

Введение в занятие смайликов с различными эмоциями и рисование в конце занятия смайлика собственных эмоций позволило педагогу – психологу адекватно оценивать чувства, переживания каждого обучающегося, общий настрой и эффективно управлять эмоциональным состоянием учащихся. Элементы групповой дискуссии, «мозгового штурма» помогали ребятам находить компромисс и отстаивать свои взгляды и жизненные позиции. Коммуникативные игры позволили обучающимся поупражняться в различных типах поведения, посмотреть на свое поведение и действия других со стороны, использовать новые для себя способы поведение в ситуациях социального взаимодействия.

Обсуждение позволило ребятам проанализировать те чувства, которые они испытали, осознать их, сформулировать, чему они научились в результате работы, и определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки.

Критерии эффективности занятия и результаты эмоциональной и смысловой рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темя занятия и строить положительный прогноз о формировании навыков межличностного общения и социально – приемлемого поведения. Все поставленные задачи  занятия  удалось реализовать.


Технологическая карта занятия

Развивающее занятие «Управлять собой»

Класс: 7а

Коррекционно-развивающая программа: «Я – подросток»

ТЕМА РАЗДЕЛА: Развитие личностно-мотивационной сферы – 25 часов
Тема занятия: «Правила эффективного общения» 

Тип занятия: усвоение новых знаний и применение на практике

Цель занятия: создание условий для осознания обучающимися личностных ресурсов, необходимых для общения и совместной деятельности.

Форма проведения: развивающее занятие в форме малой интерактивной игры. 

Форма организации учебно – познавательной деятельности – групповая. 

Целеполагание для ученика  Целеполагание для педагога-психолога
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения разрешать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • понимания того, что принятие оптимального решения возможно только на основе критического осмысления ситуации;
  • способность оценивать значимость своей деятельности на занятии;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Задачи, направленные на достижение метапредметных УУД.

Регулятивные УУД

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • определение общей цели и путей ее достижения; 
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  •  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Познавательные УУД

  • умения формулировать проблему, способности установлению причинно-следственных связей.
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

  • активно использовать  речевые средства для решения коммуникативных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; 
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками.
1. Образовательные

  • актуализировать знания обучающихся о вербальных и невербальных способах общения; 
  • закрепить знания о способах и особенностях эффективного общения; 
  • систематизировать представления о правилах, важных для позитивного и бесконфликтного общения и работы в команде.

2. Развивающие

  • развитие умения работать в паре, договариваться вербальными и невербальными способами; 
  •  развитие групповой сплоченности; 
  • формирование сознательной регуляции своих поступков;
  • формирование мотивации на успех и адекватного отношения к неудачам.

3.Воспитательные

  • актуализировать чувство товарищества, эмпатии, взаимопомощи; 
  • способствовать умению строить взаимоотношения с другими людьми, осмысливать поступки, свои и чужие, находить выход из конфликтных ситуаций.
Методы психолого – педагогического воздействия и техники:

  1.  По источникам знаний: словесный,  наглядный,  практический.
  1.  По степени взаимодействия педагога – психолога  и учащихся: дискуссия, «мозговой штурм», объяснение, беседа.
  2.  Ролевые игры: ролевая гимнастика, ролевые ситуации. 
  3.  Коммуникативные игры: вербальные, невербальные. 
  4. Психогимнастические методы: Н. Ю. Хрящевой  «Психогимнастика в тренинге»
  5.  Рефлексивные техники.
  6. Критерии эффективности занятия: уровень эмоциональной включенности учащихся (в конце занятия учащиеся отражают свое настроение, рисуя в смайлике лицо человека с определенной эмоцией); уровень открытости (каждому отвечающему участнику дается смайлик с названием эмоции); 

появление стремления к самоизучению и самосовершенствованию.

Оборудование и оснащение занятия

Учебно – наглядные пособия:

1.презентация к занятию для обучающихся «Мир общения»;

2.конструктор лего;

3.мяч;

4.скакалки;

5.цветные маркеры;

6.листы формата А4;

7.планшеты; 

8.шарф; 

9.карточки с разной инструкцией к игре;

10.смайлики с названием эмоций;

11.заготовки смайликов;

12.карточки закончи фразу.

Технические средства информации:

  1. Интерактивный комплекс  с  программным обеспечением  WindowsXР и программа MicrosoftOffice-PowerPoint.
Ожидаемые результаты:

Формирование личных компетентностей:

  • осуществлять контроль в форме соответствия способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • формирование умения согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи; 
  • приобретение навыка разрешать конфликтные ситуации; 
  • развитие способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности. 

 

Этапы занятия  Деятельность педагога-психолога Деятельность обучающихся Формирование УУД
1.  Мотивационно – ориентированный блок
I. Этап актуализация знаний. 1.Организационный момент.

Педагог – психолог предлагает обучающимся перед тем, как войти в класс вытянуть сайлик зеленого или оранжевого цвета. 

Вступительное слово педагога-психолога

-Добрый день, ребята! У вас в руках есть апельсины. У меня тоже есть апельсин. Если я отдам апельсин одному ученику, а он подарит мне свой апельсин, у нас у каждого все равно останется по одному апельсину. Согласны? Если у меня есть идея и у каждого из вас есть идея, и мы обменяемся идеями, тогда у каждого из нас будет много идей. Согласны? Так вот, сегодня  я предлагаю нам обменяться идеями и отправиться на поиск правил эффективного общения. 

А поскольку любое общение начинается с приветствия, то давайте каждый из нас скажет приветствие на любом языке и сделает приветственный жест, а все остальные этот жест повторят. 

Почувствовали, какое хорошее настроение в классе и мы готовы работать.

Готовность к занятию.

Ребята высказывают свое мнение.  По очереди приветствуют класс, и показываю приветственный жест.

Регулятивные: 

самоорганизация 

Личностные: 

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Коммуникативные:

– готовность слушать собеседника.

2.Игра «Мяч по кругу».

Ребята, а как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются?

– А теперь давайте подумаем и назовем, какие виды общения вы знаете, и что нам помогает общаться. (Таким образом, происходит первичная диагностика уровня осведомленности в теме занятия).

Педагог-психолог:

– Я передаю слово группе «Творческие», которые познакомят нас с результатами своего мини – проекта.

-Молодцы! И так, обобщу все сказанное вами. Существуют разные виды общения: по телефону, по Интернету, при помощи писем. У каждого вида общения свои особенности. Для интернет-общения или общения с помощью переписки нужно уметь выражать свои мысли письменно. При непосредственном общении мы обращаем внимание на мимику, жесты и голос собеседника. Именно они выражают эмоции

Примерные ответы:

-когда вы разговариваете друг с другом;

-сообщаете новости друзьям;

-интересуетесь делами;

-чтобы узнать как дела;

-без общения не интересно. 

Перекидывают мяч друг другу, называя вид общения, называя, что нужно для успешного общения. Каждый отвечающий получает смайлик с названием эмоции.

Творческая группа представляет 

презентацию «Виды общения», (домашнее задание с предыдущего занятия). 

Познавательные:

– способность устанавливать причинно-следственные связи;

умение находить ответ на вопрос.

Коммуникативные:

– активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: 

формирование умения планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3.Калейдоскоп

Ребята получают конверты и выполняют задание: содержимое конверта выложить, внимательно рассмотреть предметы и выбрать себе один понравившийся. Можно показать его всем, а потом положить в картонную тубу.

Что напоминает вам эта туба?

(выслушав ответы детей, психолог уточняет и обобщает)

-На мой взгляд, этот разноцветный калейдоскоп похож на нас, ведь каждый из нас уникален и неповторим. А вместе мы представляем единое целое – команду 7а класса.

– Очень часто нам приходится общаться в команде. Как вы думаете:  что это за вид общения? Где вы с таким видом общения встречались? Важно ли уметь работать командой? 

Комментарий: психолог обобщает ответы и обращает внимание на то, что в команде важны все участники.

Психолог:

—Ребята подведем первые итоги. Как вы поняли, общение бывает вербальным, то есть при помощи голоса (психолог показывает знак – общение), и невербальным, то есть при помощи мимики, жестов (психолог показывает знак – молчание).

Комментарий: на этом этапе вводятся игровые знаки, разрешающий (общение) и запрещающий (молчание) говорить во время игры.

Выбирают себе понравившийся предмет и кладут его в картонную тубу. Рассматривают тубу, ее содержимое, определяют, на  что она похожа. Участвуют в обсуждении.

Примерные ответы обучающихся:

– словесное; 

-в классе, с друзьями;

– в группе в социальных сетях;

-да;

-на празднике;

-при необходимости выполнить общее задание.

Коммуникативные:

– активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-готовность слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: 

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные: 

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные:

умение делать выводы.

1.2. Этап создание проблемной ситуации. 4.Игра «Постройка из лего»

– Действительно, общаться можно по-разному, не только вербально. 

В следующей нашей игре вы сами попробуете общаться друг с другом невербально.

Комментарий: психолог показывает знак, запрещающий говорить, и объясняет правила игры.

-Ребята вам надо за 5 минут построить единую конструкцию, не договариваясь, без слов. Есть только мимика и жесты. При этом некоторые из вас получат дополнительную инструкцию, которую должны донести до других также без слов, не показывая запись.

Комментарий: психолог подводит группы детей к столикам, на которых лежат коробки с лего, и дает в каждой группе некоторым обучающимся карточки с противоречивыми инструкциями. Например, одному обучающемуся карточку, что конструкция должна строиться только из желтых и синих деталей, второму — только из зеленых и желтых, третьему — строиться должен дом, четвертому — строить надо корабль. По окончании игры психолог показывает знак, разрешающий говорить

В ходе обсуждения после игры психолог подводит детей к выводу о важности вербального общения, умения договариваться, уступать, искать компромиссы, соблюдать общие правила.

— Возвращаемся в круг. Ребята, вы хорошо справились с задачей. Что получилось построить? Как вам кажется, это та постройка, которую хотел сделать каждый? Легко или сложно было строить? Скажите, какие трудности у вас возникли при общении друг с другом без слов? Почему? Попробуйте объяснить, почему другие игроки не всегда вас понимали?

Вопросы к участникам игры, получившим инструкции: Что ты чувствовал, когда тебя не понимали? Что хотелось сделать? 

Все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства.

Примерные ответы:

-при помощи жестов;

-при помощи мимики.

Обучающиеся делятся на группы по цвету самайликов, которые они получили перед началом занятия. Каждая группа подходит  к своему столику, на котором лежит коробка с лего. По команде психолога ребята начинают работать с лего.

Возвращаются в круг, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Регулятивные:

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– определение общей цели и путей ее достижения; 

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

1.3. Целеполагание. – Как вы думаете, без чего не возможно общение в команде? Какую задачу нам предстоит  решить, если тема нашего занятия «Правила эффективного общения».

– В ходе нашего занятия  мы должны найти ответ на вопрос: «Какие правила нужно соблюдать, чтобы общаться и работать в команде, было комфортно каждому участнику».

Примерные ответы:

– без взаимопонимания;

– без договоренности;

-без цели;

-узнать как нужно общаться в команде;

-что нужно делать, чтобы достичь общей цели.

Познавательные:

-умение формулировать проблему.

Личностные:

– понимания того, что принятие оптимального решения возможно только на основе критического осмысления ситуации.

Регулятивные:

– определение общей цели и путей ее достижения.

Коммуникативные:

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: 

В зависимости от конкретных дидактических задач: актуализация, проблематизация, целеполагание

По характеру познавательной деятельности обучающихся и участия педагога-психолога: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

По степени взаимодействия педагога-психолога и учащегося: беседа, невербальная коммуникативная игра, дискуссия.

2.  Организационно-деятельностный блок.
2.1.Этап моделирования.

 

1.Выхода из ситуации затруднения.

Сторителлинг «Правила»

Представитель группы «Продуктивные» познакомил обучающихся с музыкальным произведение Копыловой «Гвозди».

Педагог-психолог: Ребята, чему учит нас эта притча?

Вывод: общаясь нужно относиться, друг к другу уважительно, так как обидные слова могут ранить.

Педагог-психолог: 

— Итак, постройка есть, надо теперь придумать правила общения, которые будут помогать в командной работе, когда надо делать общее дело и договариваться, как его делать. Теперь я предлагаю вам за 3 минуты продолжить фразы в форме стихотворения и написать три основных правила, которые нужны для того, чтобы действовать командой. Эти правила должны устраивать всех членов команды. 

Психолог кладет на столик планшет с заготовками фраз  и фломастер.

В конце упражнения зачитываются правила, проводится  рефлексия:

— Все  согласны с этими правилами? 

— Как  справились с задачей?

— Что  помогало / мешало договориться?

— Для  чего нужны правила?

— Нужны ли правила в жизни?

Комментарий: после выполнения упражнения проходит обсуждение важности соблюдения правил общения. Участники занятия делают общий вывод: нужно соблюдать правила общения, чтобы оно приносило радость и результативность, для достижения общей и личной целей. И в этом нам помогают положительные черты характера, уважительное и позитивное отношение к окружающим нас людям, умение выслушать, умение управлять эмоциями, собой.

Каждый отвечающий получает смайлик с названием эмоции. 

Ребята работают в группах, совещаются, принимают общее решение, выбирают одного ученика, которому доверяют записать правила выработанные группой. Выбирают представителя группы, который зачитывает правила. Регулятивные: 

– умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 

– осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Личностные:

-понимание того, что принятие оптимального решения возможно только на основе критического осмысления ситуации.

Познавательные:

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

– готовность слушать собеседника и вести диалог; 

– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

– умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками.

Психогимнастическое упражнение 

Инструкция: «Нам предстоит совместно решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, «выбросить» одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать — раз, два, три — и на счет три все одновременно «выбрасывают» пальцы. Какое-то время, достаточное для того чтобы понять, справились ли мы с задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку. Понятно? Давайте начнем

2.2.Этап конструирования. 1. Препятствие 

Игра выступает как средство проверки эффективности всего, что происходило ранее. В игре моделируется ситуация деятельности и отношений «запрашивающая» коммуникативные и регулятивные навыки.

Педагог-психолог:

— А теперь посмотрим, как работают ваши правила, когда нужно решить общую задачу. Давайте встанем и поиграем.

Игра «Мост»

Инструкция. Есть два берега, между ними река. Задача группы: перейти на другой берег. Если участник перехода оступился (ступня полностью находится вне мостика), команда возвращается на исходную позицию. Но есть сложности прохождения: каждый второй участник группы переходит вслепую (психолог завязывает глаза участника шарфом). В игре соблюдаются правила, которые вы написали.

Комментарий к игре: объясняя правила игры, представители группы «Мудрые» кладут на пол скакалки на расстоянии 2 м друг от друга («берега»), между ними мостик из цветной бумаги.

После окончания игры дети в процессе обсуждения делают вывод, что у каждого дела должна быть цель и надо выработать стратегию ее достижения. Учащиеся убеждаются также в важности соблюдения правил эффективного общения и умения управлять собой.

Обсуждение 

— Как справлялись: что получилось, что — нет.

— Соблюдали ли правила?

— Легко ли быть командой?

Работают в группах. Выбирают игрока, который пойдет через «болото» первым, и того кто будет его сопровождать словесной инструкцией.

Участвуют в обсуждении:

Примерные ответы:

-получилось договориться;

-трудно идти с закрытыми глазами и слушать инструкцию;

-напарник не всегда четко говорил, что нужно делать;

-не все соблюдали правила;

-сложно сдержать негативные эмоции;

-да, если все стараются;

-сложно, нужно чтобы все старались.

Коммуникативные: 

умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками.

Познавательные:

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 

– осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

2.Улыбка

Педагог-психолог:

– Ребята, мне хочется поделиться с вами одним важным секретом, помогающим сделать общение  в команде приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте представить и отгадать, о чем идет речь:

Она ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Она — отдых для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных. И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили! 

 – Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения: «Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь им». И давайте подарим, друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Почувствовали? Молодцы!

Дети высказывают свои предположения. Личностные:

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные:

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

– излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: 

В зависимости от конкретных дидактических задач: моделирование, конструирование.

По характеру познавательной деятельности учащихся и участия педагога-психолога: частично-поисковый.

По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

По степени взаимодействия педагога-психолога и учащегося: «мозговой штурм», беседа, вербальная коммуникативная игра, элементы дыхательной  гимнастики «Дышите легко!» Онучин Н.А.

3.Рефлексивно-оценочный блок
3.1.

Рефлексия

1.Дискуссия

Педагог-психолог:

— Наше путешествие подходит к концу. Ребята, посмотрите на ваши смайлики, какие эмоции нам удалось собрать? Верно, больше  положительных, но есть и со знаком «-» и нейтральные. От стиля нашего общения зависит, какие эмоции мы испытываем, положительные или отрицательные. А какое настроение сейчас  у вас? 

Я предлагаю вам  за 1 минуту нарисовать  настроение вашему человеку. 

Психолог раздает заготовки изображающие лицо человека и фломастеры. 

Педагог-психолог:

— Ребята, вы хорошо справились с задачей. Давайте вспомним и еще раз проговорим правила эффективного  общения, о которых вы узнали на этом занятии:

– общение должно быть двусторонним процессом;

– человек, которому адресуется сообщение, должен приложить максимум усилий для того, чтобы правильно его воспринять;

– передающий сообщение, должен сделать это максимально четко, кратко и понятно;

-человеку приятно, когда его называют по имени; 

-основной вид общения – вербальное;

-существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь;

-слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства;

-улыбка помогает сделать общение приятным. 

Общий вывод: общение является важной частью жизни каждого из нас, и рядом с нами всегда находятся те люди, на чью помощь мы можем рассчитывать. А также и мы в свою очередь можем помочь им. Надо учиться общаться позитивно.

Ребята рисуют своё настроение.

Крепят смайлики на большой смайли психолога.

Проговаривают правила работы в команде.

Регулятивные:

– осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные: 

-способность устанавливать причинно-следственные связи;

-знакомство с названиями эмоций.

Личностные:

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

-активно использовать  речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-готовность слушать собеседника и вести диалог.

2.Упражнение «Продолжи фразу» 

Педагог-психолог:

– Ребята, давайте каждый по кругу продолжит предложение, выбирая начало фразы из предложенных на доске:

На занятии меня удивило, что….

– На занятии для меня было сложным…

– Я понял, что в жизни…….

– Я бы хотел поблагодарить…….

– Почему важно знать правила общения

 Педагог-психолог:

— Обратите внимание: мы все сидим в кругу. И это не случайно. Круг — очень гармоничная фигура, без углов. Давайте встанем и сделаем круг из наших рук. (Ребята встают и делают круг из тесно прижатых кулачков, при этом каждый называет то, что помогло ему сегодня общаться.)

— На что похож наш круг? Правильно, на солнце. А лучи — это наши руки. Человек словно солнце. Все доброе, что в нем есть, греет окружающих. И чем больше в нем тепла, тем больше друзей у такого человека.  

— Ребята, я очень хочу, чтобы мы были внимательны к чувствам других людей, учились общаться позитивно, поэтому я на всю жизнь запомню слова песни: «Что  слово, сказанное в гневе,- гвоздей железных может быть острей».  Они позволят мне эффективно общаться с окружающими людьми, не обижая их. Если вы хотите присоединиться ко мне, то на столах лежат  сердечки. Вложите их в моё сердце. Я буду их  хранителем.

Занятие окончено. Спасибо за вашу работу!

Продолжают фразы.

Становятся в круг. Желающие крепят свои сердечки на сердце педагога-психолога.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные:

– самостоятельное выделение познавательной цели

Личностные:

– способность оценивать значимость своей деятельности на занятии; 

– проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности 

-самоанализ урока и определение «нужности» приобретённых знаний на уроке

Регулятивные:

– умение структурировать знания.

3.2 Опережающее задание  Ребята я предлагаю вам, используя тот опыт, который вы получили сегодня подготовиться к следующему нашему занятию «Страх». Вы можете выбрать одно задание.

1.Подготовить сообщение на тему «Страх это…?»

2.Описать, нарисовать свои страхи или своих ровесников. 

3.Подобрать методы борьбы со страхами. 

4. Предположить чего боятся люди.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

В зависимости от конкретных дидактических задач: элементы смысловой и познавательной рефлексии и оценивание.

По характеру познавательной деятельности учащихся и участия педагога-психолога: объяснительно-иллюстративный

По источникам знаний: словесный, наглядный 

По степени взаимодействия педагога-психолога и учащегося: рефлексивные методики.