Дисграфия: причины, симптомы, коррекция
Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо становится базой и средством для дальнейшего обучения.
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в многочисленных стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма
Следует отметить, ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет.
Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.
Причины дисграфии (слайд)
Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать:
Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.
Дисграфия диагностируется в основном у учеников средней школы. У дошкольников достоверно установить диагноз не представляется возможным ввиду возраста, а у взрослых дисграфия может возникнуть вследствие поражения определенных зон головного мозга вследствие перенесенной болезни или в комплексе другого психического заболевания.
В логопедии выделяют несколько классификаций нарушений письменной речи. (виды слайд)
Классификация дисграфии Р.И. Лалаевой, М.Е. Хватцева
- Артикуляционно-акустическая дисграфия.
«Смишной заяс»
- Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания. Акустическая.
«Мыски сусэк насусыли»
- Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.
«крова вместо корова», «онко вместо окно»
«На шел», «настоле»
- Аграмматическая дисграфия.
«яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь»
- Оптическая дисграфия.
Т пишется как П, Л – как М, А – как Д., и т.п.
Симптоматика дисграфий отработана не полностью и предоставлена преимущественно педагогическими ее вариантами. Определения, которые используют авторы, весьма различны, хотя содержание самих определений во многом совпадают.
- При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков.. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).
2.При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.) и т.п.
3При дисграфии, обусловленной несформированностью языкового синтеза, ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шел», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.
4.При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита. Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.
5.При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или недописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т.п.)
Я в своей практической деятельности придерживаюсь классификации Токаревой. О.А. Токарева выделила три вида дисграфий, а именно: акустическую, оптическую и моторную.
Классификация дисграфии О.А. Токаревой, А.Н. Корнева
Акустическая дисграфия. Происходит недифференцированность слухового восприятия, которое недостаточно для развития звукового анализа и синтеза. Зачастую происходят смешения, пропуски и замена букв, которые обозначают звуки, сходные по артикуляции и звучанию.
Оптическая дисграфия. Характеризуется неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Определенные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Очень часто происходит смешение рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к.
В трудных ситуациях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Дети пишут только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы пишутся справа налево.
Моторная дисграфия. Характерны тягость мелкой моторики, а также расстройства отношений моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.
На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.
Наряду с вышеуказанными классификациями видов дисграфии, выделяют ещё неспецифические нарушения письма, связанные с задержкой психического развития у ребёнка, умственной отсталостью и т. д. Причиной неспецифической дисграфии может стать педагогическая запущенность.
Если в конце первого – начале второго класса ребенок всё еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии.
Как же разграничить дисграфические ошибки от ошибок «роста», закономерно встречающихся у детей при овладении письмом?
Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.
Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера.
- Искажение состава слова
Пропуск и перестановка букв или слогов (весипед вместо велосипед, пиамидка вместо пирамидка). Вставка лишних букв или слогов (тарава вместо трава).
- Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки
Это гласные о – ё, о – у (рочей вместо ручей, лёбит вместо любит).
Такие согласные, как д – т, з – с, ж – ш, б-п (медёт вместо метёт, собага вместо собака, черёмука вместо черемуха).
- Смешение букв, сходных по написанию
Ребенок с дисграфией на письме часто путает буквы б – д, т – п, и – у и др. (белка – делка, стешил – спешил, паик – паук).
- Несоблюдение границ слова
Ребенок пишет слова вместе либо делит слово на части, смещает границы слова (идетснег, вседети; на ступил, к ормит). Часто можно увидеть ошибки при написании слов с предлогами (Вдоме горел свет. Петя идет вшколу).
- Несоблюдение границ предложения
Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения (Наступила зима падет снег ребята вышли во двор). Начало предложения не знаменуется заглавной буквой (в этот день ярко светило солнце. было тепло).
- Аграмматизмы на письме
(много карандашов, на ветков).
Что же делать , если письменная речь ребенка развивается с трудом?
Диагностика дисграфии
Для диагностики дисграфии нужно посетить логопеда. Однако и консультация с другими специалистами очень важна. К таким специалистам относятся психолог, офтальмолог, невролог, ЛОР. Они помогут исключить дефекты органов зрения и слуха, а также психические отклонения. Только после этого логопед, изучив симптоматику, может установить, что развивается дисграфия и определить ее вид.
Диагностические мероприятия всегда проводятся комплексно и поэтапно. Анализируются письменные работы, оценивается общее и речевое развитие, состояние ЦНС, органов зрения и слуха, речевой моторики и артикуляционного аппарата. Для анализа письменной речи специалист может предложить ребенку переписать печатный или написанный от руки текст, записать текст под диктовку, описать по рисунку какой-то сюжет, почитать вслух. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.
Коррекция и лечение дисграфии
(СЛАЙД Ключевые направления логопедического исправления дисграфии предусматривают:
- восполнение дефектов в произношении звуков;
- расширение запаса используемых в речи слов;
- правильное формирование грамматических знаний и навыков;
- развитие связной устной речи;
- повышение аналитических способностей;
- формирование умений восприятия информации на слух;
- улучшение мыслительных способностей и развитие памяти.
)
С помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно. Логопедическая работа по коррекции дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.
(СЛАЙД Помимо этого, взрослым людям с диагностированной дисграфией дополнительно могут быть назначены:
- успокоительная терапия с помощью медикаментозных препаратов;
- физиотерапия;
- курсы массажа;
- водное лечение;
- лечебная физкультура.
По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения
Прогноз и профилактика
Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.
Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи.
Нарушение письменной речи – это не приговор.
.
.