Тема проекта: «9 мая — Великая Победа»
Вид проекта: информационно – познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 25апреля – по 9 мая)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Проект «День Победы» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Актуальность. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, к месту где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Воспитание патриота начинается в дошкольном возрасте. Как писал В. А. Сухомлинский: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины». Проект направлен на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Прошло много лет со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники и их родители мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах, не задумываются, как та, далёкая уже война прошла по судьбам их родственников. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь? В процессе реализации проекта у дошкольников будут формироваться чувства гордости за своих дедушек и бабушек, чувство собственного достоинства, любовь к своей Родине. Участников Великой Отечественной войны с каждым годом становится всё меньше. Это люди преклонного возраста – прадедушки и прабабушки наших воспитанников. Чем больше мы говорим с детьми об истории нашей страны, о войне, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут их и передадут эстафету памяти дальше – своим детям и внукам.
В результате проведенных мероприятий дети узнают о легендарном прошлом нашей Родины; они закрепят знания о военных профессиях, о родах войск, военной технике, о земляках-героях, о героях своей семьи; будут ознакомлены с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тему; называть города-герои; будут знать о мероприятиях, направленных на воспитание патриотических чувств (Парад Победы, салют, возложение цветов и венков к обелискам, встречи с ветеранами, выезд к Монументу Славы).
Цель: воспитание у детей патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Познакомить с историческими фактами военных лет.
Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
Обогащать и развивать словарный запас детей.
Познакомить с произведениями художественной литературы и музыки о войне.
Ожидаемые результаты:
Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Проявятся чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
Сформируются уважительные отношения у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желания оказывать им посильную помощь.
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационно – подготовительный:
Изучения имеющихся условий для реализации проекта.
Сбор информации, подборка наглядно-дидактического материала.
Работа с методической литературой, составление плана работы над проектом. Создание развивающей предметно-пространственной среды, подборка аудиозаписей, видеотеки.
Знакомство родителей с предложением об участии их, совместно с детьми в проектной деятельности, приуроченной к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Беседы и разъяснения по предстоящей работе, согласования по совместной деятельности.
2 этап – основной – практический:
- Беседы:
«История георгиевской ленточки»
«О Великой Отечественной войне»
«Что такое героизм?»
«О городах героях»
«Дети войны»
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
«Это праздник со слезами на глазах»
«Поклонимся погибшим тем бойцам…»
«Великая Отечественная война: лица победы, дети войны»
«Символы Победы – ордена, медали и знамена»
«Нам нужен мир»
- Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине, о Великой Отечественной войне.
Стихи: О. Высотская «Салют», В. Берестов «Мирная считалка», Н. Найдёнова «Хотим под мирным небом жить», К. Ибряев «Здравствуй Родина моя!».
Пословицы и поговорки: «Родной край – сердцу рай», «Родина – мать, чужбина-мачеха», «Нет в мире краше Родины нашей», «Умелый боец-везде молодец!», «Воин воюет, а детки горюют», «Мир да лад-Божья благодать!»…
- Чтение художественной литературы:
М. Зощенко. «Солдатские рассказы», Ю. Яковлев. «Как Сережа на войну ходил», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Баруздин «За Родину», С. Михалков «Быль для детей», О. Высоцкая «Салют», С. Орлов «9 мая 1945года», Е. Благинина «Шинель», М. Борисова «Бабушка – партизанка», Е. Трутнева «Парад», А. Барто «На заставе», А. Метяев «Землянка», «Мешок Овсянки», С. П. Алексеев «Медаль», «Всюду известны», К. Чибисов «Вечный огонь», А. Твардовский «Рассказ танкиста», С. Михалков «День Победы».
- Прослушивание музыкальных произведений:
«Вставай страна огромная». (Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача);
«Марш защитников Москвы» (муз. Б. Мокроусова, сл. А. Сурикова); «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисовой);
«Эх, дороги» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина);
«Орлята учатся летать» (муз. А. Пахмутовой, сл. В Добронравова);
«Три танкиста» (муз. Братьев Покрасс, сл. Б. Ласкина)
- Продуктивная деятельность:
Рассматривание альбомов «Кто помог солдатам победить», «Собаки на войне», рассматривание иллюстраций о войне, дне Победы.
- Рисование: «Салют ко Дню Победы», «Георгиевская ленточка»
- Аппликация: «Голубь мира», «Цветы к памятным местам».
Коллективная работа: «Вечный огонь»
- Лепка (коллективная работа): «Военная техника».
- Конструирование из бросового материала:
«За Родину!», «Музей военной техники».
- Дидактические игры:
«Назови пословицу», «Военный транспорт», «Чья форма?», «Раньше и теперь», «Защитники Отечества», «Великие люди России».
- Сюжетно-ролевые игры:
«Пограничники», «Мы военные разведчики», «Моряки», «Лётчики».
- Подвижные игры:
«Полоса препятствий», «Помоги раненому», «Разведка», «Встречные перебежки», «Попади в цель», «Меткий стрелок», «Будь внимательным», «Кто быстрее», «Саперы», «Пройди бесшумно».
3 этап – заключительный.
- Организация выставки работ ко Дню Победы
- Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах» (под руководством своих родителей ребята разучили понравившиеся произведения о ВОВ).
- Экскурсия с родителями к памятным местам. (Монумент Славы).
- Оформление стенгазеты «С праздником Победы!».
- Проведение утренника посвященного Дню победы.
- Воспитателями вместе с детьми было организовано шествие к памятнику и аллеи памяти, которая находятся у школы №192 г. Новосибирска – бывших малолетних узников фашистских концлагерей имени Николая Симакова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенных мероприятий дети узнали о легендарном прошлом нашей Родины; появилось представление о военных профессиях, о родах войск, военной технике, о земляках-героях, о героях своей семьи; дети ознакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тему; выучили названия городов – героев; знают о мероприятиях, направленных на воспитание патриотических чувств (Парад Победы, салют, возложение цветов и венков к обелискам, встречи с ветеранами, выезд к Монументу славы).