Конспект коррекционно-логопедического занятия по обучению грамоте в  подготовительной группе компенсирующей направленности  тема «Звук О. Буква О»

Автор конспекта: Т.А. Литвиненко, учитель-логопед МДОУ №3 г. Черемхово

Группа: подготовительная группа компенсирующей направленности, воспитанники с ЗПР

Задачи:

коррекционно-образовательные:

Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [О]

– упражнять в определения позиции звука в слове;

– совершенствовать умение делать звуковой анализ слогов;

– упражнять  в образовании существительных в форме родительного падежа

– закреплять знания по лексическим темам  «Лес», «Грибы, ягоды»;

– учить устанавливать причинно-следственные связи.

коррекционно-развивающие:

– формировать умение составлять полные ответы, соблюдая правильный порядок слов;

– формировать умение аргументировать свой ответ;

– продолжать развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух через определение звука [О] в ряду звуков;

– развивать  зрительное восприятие через буквенный гнозис, внимание.

–  развивать логическое  мышление посредством дидактических игр; 

продолжать развивать общую  моторику.

– развивать мелкую моторику, активизируя речевую зону, с использованием предметов су-джок.
коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятию, активность  через использование занимательных упражнений, воспитывать навыки сотрудничества через работу в командах.

 

Приоритетная образовательная область (речевое развитие).

ОО в интеграции: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование:  презентация автор Литвиненко Т.А., зеркала, звуковая линейка «Птичка», кусочки торта с картинками, символы гласных, согласных  звуков (синий и красный круги), материал для творчества: нитки, проволока, фасоль; предметные картинки, шаблоны грибов и ягод с буквами, корзина с угощением для детей: баранки и сушки.

 

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание НОД Образовательная область (вид детской деятельности) Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка Формы работы Образовательные цели и задачи Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений)
  • Организационный  момент

 Под музыкальное сопровождение, дети встают в круг, проговаривая стихотворение, выполняя движения, по сюжету.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно светло

Под музыкальное сопровождение дети проходят и садятся за столы.

Проводится пальчиковая гимнастика с шариком су-джок «Ежик», с кольцом «Пальчики»

Социально-коммуникативная (коммуникативная деятельность)

Физическое развитие/речевое развитие (двигательная деятельность)

Слово, движение. Взаимодействие  Создание благоприятного психологического настроя Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру

Развита крупная и мелкая моторика.

Ребенок владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

 

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид детской деятельности) Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка Формы работы Образовательные цели и задачи Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений)
Сегодня у нас необычный гость, чтобы узнать кто, отгадайте загадку на экране, (использование мнемотаблицы)

Серый, но не волк, 

Длинноухий, но не заяц, 

С копытами, но не лошадь. 

И хотя он невелик, 

Но везет, как грузовик.

Это – Ослик. Какой первый звук в слове Ослик мы слышим? (ответы детей).  Ослик вас хочет сегодня познакомить со звуком [О] и все об этом звуке рассказать. 

Но прежде, мы сделаем гимнастику для язычка вместе с Машей. (выполнение артикуляционной гимнастики с использованием видеосопровождения).

Молодцы, теперь мы готовы к знакомству с новым звуком О.

Акустико – артикуляционный образ  звука.

Давайте произнесем этот звук (хором, индивидуально).

 – Давайте рассмотрим в зеркале артикуляцию звука [О]. Губы вытянуты вперед, воздух выходит свободно, не встречает преграду.

О-о-о…!

Округли красиво губы,

Разомкни немного зубы:

О-о-о…!

Язык поглубже убери,

Вздохни ещё раз и тяни:

О-о-о…!

– Звук [О] – гласный, обозначать его мы будем фишкой красного цвета.

А сейчас Ослик предлагает вам поиграть.  Хотите?   Игра называется  «Поймай звук»

Игра «Поймай звук».

Логопед произносит гласные звуки (А О У О У Э О А И Ы, а когда дети услышат звук [О], то хлопают в ладоши.

– А теперь я немножко усложню вам задание.

Учитель-логопед произносит звук, закрыв нижнюю часть листа листом бумаги.

На какой звук похож звук [О]? (ответы детей)

– Мы сейчас с вами ловили, какой звук? (Мы ловили звук [О].)

-Молодцы, за вашу работу ослик отправил вам торт. (Детям раздаются коробочки «тортики», в которых вложена картинка,  в названии которой есть звук [О].

Игра «Найди место звука»  

Торт необычный, в нем сюрприз. Переверните свои кусочки, рассмотрите картинку.  Детям предлагается работа на звуковых линейках «Птичка», с использованием символов.

Слова: торт, обруч, ведро, перо, нос, слон

Самопроверка 

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (дети сравнивают свои ответы с ответами на сладе презентации)

Игра «Придумай предложение».

– А теперь со словом на своей картинке придумайте предложение из 5 слов. 

Дети называют свою картинку и придумывают предложение.

Знакомство с буквой О

А Ослик передал вам, ребята,  что [О] – это не только звук, а ведь есть ещё и буква О и он отправил её нам. ВЫСТАВЛЯЕТСЯ буква О. На что похожа буква О? (Ответы детей). Посмотрите на слайд.

– Из скольких элементов состоит буква О? (Буква О состоит только из одного  элемента, круга)

В этой букве нет угла

Оттого она кругла

До того она кругла

Покатиться бы смогла

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О

Буква прописывается в воздухе  пальчиком.

Ребята, какое время года за окном. (Осень) Какие осенние изменения вы знаете? 

Осень- время сбора урожая. Какой урожай мы собираем осенью? (ответы детей). А какие грибы вы знаете? (ответы детей) А ягоды? (ответы детей)

 Сейчас я предлагаю собрать вам  урожай грибов и ягод. 

Игра «Собери грибы, ягоды».

Ослик предлагает вам собрать грибы и ягоды, давайте разделимся на две команды, одна команда будет собирать ягоды с буквой О, а другая грибы, но собирать грибы и ягоды нужно только с буквой О. 

– Соберем?

– А теперь давайте поменяемся и  проверим, правильно ли мы все собрали. Если найдете ошибку, объясните, почему ошиблись ваши товарищи.

– Ребята, посчитайте свои грибы и ягоды. Шесть (семь) чего? (ответы детей)

Упражнение «Изобрази букву»

– Ребята, у вас осталось еще одно задание, творческое. Вы можете выбрать любой материал и изобразить свою букву О. У вас на столах лежат необходимые материалы (проволока, нитки, фасоль).  Дети выполняют работу, вместе рассматривают результат.

– Молодцы и с этим заданием вы тоже справились. Мне кажется, наши гости, остались очень довольны вами, но им уже пора, давайте попрощаемся с ними.

Познавательное /социально-коммуникативное развитие (познавательно-исследовательская, коммуникативная), «Художественно-эстетическое развитие»

«Речевое развитие»

«Физическое развитие/речевое развитие» (двигательная деятельность)

Познавательное /социально-коммуникативное развитие (познавательно-исследовательская, коммуникативная), речевое развитие

«Физическое развитие/речевое развитие (двигательная» деятельность)

Познавательное /социально-коммуникативное развитие (познавательно-исследовательская, коммуникативная)

«Речевое развитие»

Познавательное /социально-коммуникативное развитие (познавательно-исследовательская, коммуникативная)

«Речевое развитие»

«Физическое развитие» (двигательная деятельность)

Слово

Слайды презентации 

Видеоролик «Артикуляционная гимнастика с Машей»

Слово

Движение 

Объемная апплликация «Кусочек торта» с картинкой

Видеофильм с музыкальной физминуткой

Слайды презентации 

Схемы

Слово 

Слайды презентации

Картинки грибов и ягод, с различными буквами

Фасоль, проволока, нитки

Движение

Восприятие

Отгадывание загадки 

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Акустико-артикуляционный образ звуков».

д/и «Поймай звук»

д/и «Найди место звука в слове»

Музыкальная физминутка

Игра «Звуковой анализ».

Игра «Придумай предложение». 

Д/и «Собери грибы, ягоды».

Упражнение                 «Изобрази букву»

Удержание интереса ребёнка, повышение мотивационной готовности детей, поддержание положительного  эмоционального настроя воспитанников  на протяжении всего занятия.

Развивать логическое мышление через отгадывание загадки

Упражнение в правильном произнесении звука [о] 

Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух.

Развивать  навыки  звукового анализа и синтеза.

Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений

Развивать  навыки  звукового анализа и синтеза.

Воспитывать навыки сотрудничества через работу в командах, активности, инициативности.

Развивать  зрительное восприятие через буквенный гнозис

Развивать мелкую моторику рук через упражнение «Изобрази  букву»

Ребенок обладает начальными знаниями  о природном мире

У ребенка развита моторика, может контролировать свои движения и управлять ими

У ребенка складываются предпосылки грамотности, может выделять звуки в словах.

У ребенка складываются предпосылки грамотности, может выделять звуки в словах.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

У ребенка складываются предпосылки грамотности, может выделять звуки в словах.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

Ребенок обладает элементарными представлениями из области природы

Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Выбирает себе участников по совместной деятельности

У ребенка развита мелкая моторика; он владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими

 

Заключительная часть

 

Содержание НОД

Образовательная область (вид детской деятельности) Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка Формы работы Образовательные цели и задачи  Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений)
– Вам понравились игры и задания, которые придумали для вас наши гости?

– А с каким звуком вас познакомил Ослик? 

-Какой звук [О]? (Ответы детей)

– В подарок гости оставили для вас угощение.  А как вы думаете, почему же именно это угощение Ослик выбрал для вас? (ответы детей). 

 Всем до свидания, до новых встреч.

Познавательное /социально-коммуникативное развитие (познавательно-исследовательская, коммуникативная) Слово. 

Корзинка с угощением для детей: сушки, баранки.

Рефлексия Способствовать развитию мыслительных операций анализа и синтеза

Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью для построения речевого высказывания в ситуации общения