Конспект коррекционно-логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности тема «Звук О. Буква О»
Автор конспекта: Т.А. Литвиненко, учитель-логопед МДОУ №3 г. Черемхово
Группа: подготовительная группа компенсирующей направленности, воспитанники с ЗПР
Задачи:
коррекционно-образовательные:
– Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука [О]
– упражнять в определения позиции звука в слове;
– совершенствовать умение делать звуковой анализ слогов;
– упражнять в образовании существительных в форме родительного падежа
– закреплять знания по лексическим темам «Лес», «Грибы, ягоды»;
– учить устанавливать причинно-следственные связи.
коррекционно-развивающие:
– формировать умение составлять полные ответы, соблюдая правильный порядок слов;
– формировать умение аргументировать свой ответ;
– продолжать развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух через определение звука [О] в ряду звуков;
– развивать зрительное восприятие через буквенный гнозис, внимание.
– развивать логическое мышление посредством дидактических игр;
– продолжать развивать общую моторику.
– развивать мелкую моторику, активизируя речевую зону, с использованием предметов су-джок.
коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятию, активность через использование занимательных упражнений, воспитывать навыки сотрудничества через работу в командах.
Приоритетная образовательная область (речевое развитие).
ОО в интеграции: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование: презентация автор Литвиненко Т.А., зеркала, звуковая линейка «Птичка», кусочки торта с картинками, символы гласных, согласных звуков (синий и красный круги), материал для творчества: нитки, проволока, фасоль; предметные картинки, шаблоны грибов и ягод с буквами, корзина с угощением для детей: баранки и сушки.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание НОД | Образовательная область (вид детской деятельности) | Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка | Формы работы | Образовательные цели и задачи | Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений) |
Под музыкальное сопровождение, дети встают в круг, проговаривая стихотворение, выполняя движения, по сюжету. Под музыкальное сопровождение дети проходят и садятся за столы. Проводится пальчиковая гимнастика с шариком су-джок «Ежик», с кольцом «Пальчики» |
Социально-коммуникативная (коммуникативная деятельность)
Физическое развитие/речевое развитие (двигательная деятельность) |
Слово, движение. | Взаимодействие | Создание благоприятного психологического настроя | Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру
Развита крупная и мелкая моторика. Ребенок владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание НОД |
Образовательная область (вид детской деятельности) | Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка | Формы работы | Образовательные цели и задачи | Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений) |
Сегодня у нас необычный гость, чтобы узнать кто, отгадайте загадку на экране, (использование мнемотаблицы)
Серый, но не волк, Длинноухий, но не заяц, С копытами, но не лошадь. И хотя он невелик, Но везет, как грузовик. Это – Ослик. Какой первый звук в слове Ослик мы слышим? (ответы детей). Ослик вас хочет сегодня познакомить со звуком [О] и все об этом звуке рассказать. Но прежде, мы сделаем гимнастику для язычка вместе с Машей. (выполнение артикуляционной гимнастики с использованием видеосопровождения). Молодцы, теперь мы готовы к знакомству с новым звуком О. Акустико – артикуляционный образ звука. –Давайте произнесем этот звук (хором, индивидуально). – Давайте рассмотрим в зеркале артикуляцию звука [О]. Губы вытянуты вперед, воздух выходит свободно, не встречает преграду. О-о-о…! Округли красиво губы, Разомкни немного зубы: О-о-о…! Язык поглубже убери, Вздохни ещё раз и тяни: О-о-о…! – Звук [О] – гласный, обозначать его мы будем фишкой красного цвета. А сейчас Ослик предлагает вам поиграть. Хотите? Игра называется «Поймай звук» Игра «Поймай звук». Логопед произносит гласные звуки (А О У О У Э О А И Ы, а когда дети услышат звук [О], то хлопают в ладоши. – А теперь я немножко усложню вам задание. Учитель-логопед произносит звук, закрыв нижнюю часть листа листом бумаги. – На какой звук похож звук [О]? (ответы детей) – Мы сейчас с вами ловили, какой звук? (Мы ловили звук [О].) -Молодцы, за вашу работу ослик отправил вам торт. (Детям раздаются коробочки «тортики», в которых вложена картинка, в названии которой есть звук [О]. Игра «Найди место звука» Торт необычный, в нем сюрприз. Переверните свои кусочки, рассмотрите картинку. Детям предлагается работа на звуковых линейках «Птичка», с использованием символов. Слова: торт, обруч, ведро, перо, нос, слон Самопроверка – Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (дети сравнивают свои ответы с ответами на сладе презентации) Игра «Придумай предложение». – А теперь со словом на своей картинке придумайте предложение из 5 слов. Дети называют свою картинку и придумывают предложение. Знакомство с буквой О – А Ослик передал вам, ребята, что [О] – это не только звук, а ведь есть ещё и буква О и он отправил её нам. ВЫСТАВЛЯЕТСЯ буква О. На что похожа буква О? (Ответы детей). Посмотрите на слайд. – Из скольких элементов состоит буква О? (Буква О состоит только из одного элемента, круга) В этой букве нет угла Оттого она кругла До того она кругла Покатиться бы смогла В старом дереве дупло Ну совсем как буква О Буква прописывается в воздухе пальчиком. –Ребята, какое время года за окном. (Осень) Какие осенние изменения вы знаете? Осень- время сбора урожая. Какой урожай мы собираем осенью? (ответы детей). А какие грибы вы знаете? (ответы детей) А ягоды? (ответы детей) Сейчас я предлагаю собрать вам урожай грибов и ягод. Игра «Собери грибы, ягоды». Ослик предлагает вам собрать грибы и ягоды, давайте разделимся на две команды, одна команда будет собирать ягоды с буквой О, а другая грибы, но собирать грибы и ягоды нужно только с буквой О. – Соберем? – А теперь давайте поменяемся и проверим, правильно ли мы все собрали. Если найдете ошибку, объясните, почему ошиблись ваши товарищи. – Ребята, посчитайте свои грибы и ягоды. Шесть (семь) чего? (ответы детей) Упражнение «Изобрази букву» – Ребята, у вас осталось еще одно задание, творческое. Вы можете выбрать любой материал и изобразить свою букву О. У вас на столах лежат необходимые материалы (проволока, нитки, фасоль). Дети выполняют работу, вместе рассматривают результат. – Молодцы и с этим заданием вы тоже справились. Мне кажется, наши гости, остались очень довольны вами, но им уже пора, давайте попрощаемся с ними. |
Познавательное /социально-коммуникативное развитие (познавательно-исследовательская, коммуникативная), «Художественно-эстетическое развитие»
«Речевое развитие» «Физическое развитие/речевое развитие» (двигательная деятельность) Познавательное /социально-коммуникативное развитие (познавательно-исследовательская, коммуникативная), речевое развитие «Физическое развитие/речевое развитие (двигательная» деятельность) Познавательное /социально-коммуникативное развитие (познавательно-исследовательская, коммуникативная) «Речевое развитие» Познавательное /социально-коммуникативное развитие (познавательно-исследовательская, коммуникативная) «Речевое развитие» «Физическое развитие» (двигательная деятельность) |
Слово
Слайды презентации Видеоролик «Артикуляционная гимнастика с Машей» Слово Движение Объемная апплликация «Кусочек торта» с картинкой Видеофильм с музыкальной физминуткой Слайды презентации Схемы Слово Слайды презентации Картинки грибов и ягод, с различными буквами Фасоль, проволока, нитки Движение |
Восприятие
Отгадывание загадки Артикуляционная гимнастика Упражнение «Акустико-артикуляционный образ звуков». д/и «Поймай звук» д/и «Найди место звука в слове» Музыкальная физминутка Игра «Звуковой анализ». Игра «Придумай предложение». Д/и «Собери грибы, ягоды». Упражнение «Изобрази букву» |
Удержание интереса ребёнка, повышение мотивационной готовности детей, поддержание положительного эмоционального настроя воспитанников на протяжении всего занятия.
Развивать логическое мышление через отгадывание загадки Упражнение в правильном произнесении звука [о] Развивать слуховое внимание и восприятие, фонематический слух. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Развивать общую и мелкую моторику, координацию движений Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Воспитывать навыки сотрудничества через работу в командах, активности, инициативности. Развивать зрительное восприятие через буквенный гнозис Развивать мелкую моторику рук через упражнение «Изобрази букву» |
Ребенок обладает начальными знаниями о природном мире
У ребенка развита моторика, может контролировать свои движения и управлять ими У ребенка складываются предпосылки грамотности, может выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки грамотности, может выделять звуки в словах. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими У ребенка складываются предпосылки грамотности, может выделять звуки в словах. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими Ребенок обладает элементарными представлениями из области природы Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Выбирает себе участников по совместной деятельности У ребенка развита мелкая моторика; он владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими |
Заключительная часть
Содержание НОД |
Образовательная область (вид детской деятельности) | Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка | Формы работы | Образовательные цели и задачи | Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений) |
– Вам понравились игры и задания, которые придумали для вас наши гости?
– А с каким звуком вас познакомил Ослик? -Какой звук [О]? (Ответы детей) – В подарок гости оставили для вас угощение. А как вы думаете, почему же именно это угощение Ослик выбрал для вас? (ответы детей). Всем до свидания, до новых встреч. |
Познавательное /социально-коммуникативное развитие (познавательно-исследовательская, коммуникативная) | Слово.
Корзинка с угощением для детей: сушки, баранки. |
Рефлексия | Способствовать развитию мыслительных операций анализа и синтеза
Учить устанавливать причинно-следственные связи. |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью для построения речевого высказывания в ситуации общения |