Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Тема урока
«Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере».
Разработала: Воронова Альбина Николаевна,
учитель информатики, высшая квалификационная категория,
Байкальск, 2024
УМК: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: учебник для 5 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
Тема урока: Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере.
Раздел: Наглядные формы представления информации
Место урока: 2 урок в разделе
Оборудование: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; персональные компьютеры (ПК) учащихся.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Используемая технология: технология проблемного обучения
Методы обучения: системно-деятельностный
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Цель урока:
1.Образовательная:
– формирование навыков представления информации в виде наглядных форм –диаграмм;
– формирование навыков построения диаграмм в текстовом редакторе LibreOffice Writer.
2.Развивающая:
– формирование навыков самостоятельной работы с текстом (информацией);
– развитие умения анализировать и выбирать рациональный способ построения диаграммы.
- Воспитательная
– формирование навыков работы в паре: слушать и слышать друг друга, уважать мнение другого (даже если оно ошибочное), обосновывать и доказывать правильность выбранного решения.
Задачи:
Образовательные:
– знать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
– уметь строить логические цепочки рассуждений;
– уметь проводить анализ объектов и ситуаций;
– расширить представления учащихся о разнообразии наглядных форм представления информации;
– сформировать умения создания диаграмм разных типов (гистограмма, круговая).
Развивающие:
– развивать умения построения диаграмм разных типов;
– развивать логические операции вывода, анализа структуры информации, коммуникативные навыки;
– развивать познавательные способности учащихся;
– расширять кругозор учащихся;
– формировать компьютерный практикум, ориентированный на умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий преобразования различных видов информации (работа с текстом в среде текстовых редакторов, овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств)
– формирование умений и навыков самостоятельной работы;
– развивать умения четко, правильно и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме, представлять результат своей работы с помощью средств ИКТ
Воспитательные:
– развивать мотивацию изучения предмета при обращении к знаниям, жизненному опыту учащихся;
– воспитывать культуру общения, умения работать в группе;
– организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя;
– владеть основами самоконтроля и самооценки.
Планируемые результаты обучения:
Предметные – умение строить диаграммы разных типов (гистограмма, круговая
Метапредметные – умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;
– умение визуализировать числовые данные;
Личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды
Регулятивные УУД: – умение планировать алгоритм выполнения задания, корректировать работу по ходу ее выполнения;
умение осуществлять поиск информации, выполнять учебные задачи;
умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий.
Познавательные УУД: – умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, информационный лист, карта); умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.
Коммуникативные УУД: – умение формулировать высказывание , высказывать свою точку зрения;
умение сотрудничать с другими, договариваться, приходить к одному решению учиться представлять другим процесс работы и свой результат; прислушиваться к мнению других; умение выстраивать уважительные отношения с одноклассниками; умение давать адекватную самооценку.
Личностные УУД: – Взаимопомощь и взаимовыручка; готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||||||||||||||
I. Организационный момент
Включение детей в деятельность. Выделение содержательной области. |
Учитель приветствует учащихся.
(1 слайд презентации) – Давайте с вами разгадаем ребусы (2-5 слайды презентации). – А сейчас решите логическую задачу (6 слайд презентации). Выполним это работу в группах. (решение задачи открывается пошагово на слайде) Подводит итоги работы. |
Приветствуют учителя
Фронтальная работа учащихся по разгадыванию ребусов. Работа в группах: учащиеся решают логическую задачу. |
Регулятивные:
– умение выражать эмоции, – контролировать своё настроение Познавательные: – создание активной познавательной деятельности учащихся, Коммуникативные: – умение решать и давать ответ на задания |
||||||||||||||
II. Актуализация знаний
1. Воспроизведение понятий, необходимых для «открытия» нового знания Приём – логические поисковые задания. 2. Фиксирование затруднения в деятельности |
Учитель просит сопоставить текст и наглядную форму.
– текст – рисунок – текст – схема – текст –таблица -текст – диаграмма (7 слайд презентации, учащиеся называют предполагаемую наглядную форму, учитель открывает изображение) |
Работа в группах:
учащиеся дают ответы, объясняют, какую информацию можно представить в той или в иной форме. Затруднение возникает в деятельности по 4 позиции, т.к. ранее учащиеся не изучали диаграмму. |
Познавательные:
– умение анализировать текст и находить рациональную форму для представления данной информации Коммуникативные: – умение аргументировать свой ответ, – умение формулировать вопрос в затруднительной ситуации |
||||||||||||||
III.Постановка цели и задач урока. Мотивационный этап. | – Как вы считаете, ребята, что мы будем изучать сегодня на уроке?
– Как бы вы определили цель нашего урока? – Какие задачи мы поставим перед собой? |
Учащиеся формулируют тему урока, цель урока, задачи урока.
– узнать, что такое диаграмма! – научиться строить диаграмму на компьютере! |
Познавательные:
– умение строить логически связи между заданиями урока и делать выводы – умение ставить перед собой цель урока – умение определять способы выполнения поставленных целей |
||||||||||||||
IV. Постановка учебной проблемы.
1. Определение затруднения и его место Приём Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. |
– Ребята, а сейчас мы выполним очень важное задание. У нас скоро будет Неделя экологии и учитель географии, Валентина Григорьевна, попросила вас сравнить озеро Байкал по глубине с другими самыми глубокими озёрами России. Представить наглядно результаты сравнения пяти крупных озёр России.
(Задание на 8 слайде) Как мы выполним это задание? Ваши предложе-ния? – Ребята, скажите, а как это можно сделать известными нам способами? – Попробуйте это сделать самостоятельно.
Рисунок можно нарисовать (для этого возьмите лист бумаги, фломастеры) Можно схему построить (возьмите линейку, карандаш, лист бумаги) Можно таблицу построить. – Насколько наглядными получились ваши формы? Вас это устраивает? А если бы мы поработали на компьютере? |
Учащиеся слушают задание
Учащиеся объясняют, как можно построить наглядные формы для данного текста. Работа в группах: учащиеся выполняют задание в тетради. По результатам выполненной работы ученики делают выводы: – схема недостаточно наглядна, – рисунком представлять неудобно – таблица не отвечает требованиям поставленной задачи (отсутствие наглядности сравнения) |
Регулятивные:
– умение слушать информацию в словесной форме – понимать смысл информации – понимать суть решения проблемы Коммуникативные: – умение ставить вопрос и находить решение задачи – умение высказывать предположения на основе имеющихся знаний, корректировать свою точку зрения Познавательные: – устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Коммуникативные: – умение работать в сотрудничестве с одноклассниками Регулятивные: -выполняют учебно-познавательную деятельность |
||||||||||||||
V. «Открытие» учащимися нового знания | – Мы видим, что действительно, известные вам способы представления информации не помогли нам. Вы работали достаточно долго.
– Как быть? Существуют ли новые наглядные формы представления данных? – Ребята, тогда как бы вы определили цель нашего урока, каким образом мы будем достигать поставленные цели? Действительно, Еще одной наглядной формой представления информации является диаграмма. Учитель рассказывает о видах диаграмм. Данная наглядная форма используется для информации с числовыми данными. (9-10 слайды презентации) – А знаете ли вы, как строить диаграммы на компьютере? Для того чтобы понять, как строится диаграмма, нам необходимо определить последовательность действий при построении диаграмм. Учебник с.137, задание 1. Прочитайте инструкцию выполнения задания и выпишите шаги построения диаграммы. – А теперь проверьте правильность вашей работы (11 слайд презентации). Молодцы! |
Учащиеся называют разные варианты, в том числе и построение диаграммы. – узнать, что такое диаграмма. – как можно построить диаграмму -научиться строить диаграмму. Работа в группах: учащиеся читают текст, конструируют алгоритм последовательности действий при построении диаграммы. Учащиеся осуществляют самопроверку. |
Регулятивные:
– осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: – умение делать предположения, обосновывать свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Познавательные: – умение слушать новую информацию, – умение обрабатывать текстовую информацию Регулятивные: – умение выстроить последовательный план действий (алгоритм) – анализировать верность составленного алгоритма в ходе самопроверки |
||||||||||||||
V.Физкультминутка | Уж больно с вами засиделись.
Компьютеры ведь никуда не делись? Мы встанем вытянемся дружно, Нам обязательно проделать нужно: Наклон вперед, назад, ногами дрыгнуть, в ладоши хлопнуть и подпрыгнуть. Закрыть глаза и помечтать. Всё повторить – раз эдак пять! Ну что, готовы приступить к работе вы опять? |
Выполняют движения по порядку из стихотворения и 5 раз подряд. |
Личностные:
– осознание необходимости заботы о здоровье |
||||||||||||||
VI. Первичное закрепление
Включение нового материала в систему знаний |
– Теперь будем учиться строить диаграммы непосредственно на компьютере с помощью текстового редактора LibreOffice Writer.
С чего начнем построение диаграммы? -Верно! И для того чтоб научиться строить диаграммы нам нужна информация. На рабочем столе в папке «Диаграмма» уже имеется файл «Океаны на планете Земля» с необходимой информацией. – Как вы думаете, а в какой форме должна быть представлена информация для построения диаграммы? – Правильно! Откройте файл, информация в файле уже представлена в табличной форме. – Значит вам осталось только? – И увидеть, что у вас получиться! – Проверим, какая диаграммы у вас получилась. (Алгоритм построения диаграммы представлен на 11 слайде презентации) Молодцы! Учитель открывает образец построения диаграммы «Океаны на планете Земля» (12 слайд презентации) |
Учащиеся предлагают алгоритм последовательности действий при построении диаграммы (составленный ранее) Учащиеся дают ответ: – в табличной форме! -выполнить алгоритм построения диаграммы Учащиеся выполняют работу (в парах) учитель контролирует работу учащихся. Учащиеся осуществляют самопроверку. |
Познавательные:
– умение использовать компьютерные технологии – использовать практические знания и умения работы на компьютере Коммуникативные: – умение работать в сотрудничестве с одноклассниками Регулятивные: -выполняют учебно-познавательную деятельность Познавательные: – анализировать верность шагов (действий алгоритма) при построении диаграммы – осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления Регулятивные: -осуществляют функции самоконтроля |
||||||||||||||
VI. Первичная проверка новых знаний.
Решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала |
Вот теперь вы можете приступить к выполнению задания учителя географии.
(каждой группе выдаётся задание учителя географии в текстовой форме):
(текст у каждой группы на парте ) |
Задание выполняют в парах.
1. Учащиеся представляют текст в табличной форме. 2. Строят диаграмму Учащиеся сверяют свои построенные диаграммы с образцом (слайд 13) |
Регулятивные:
– умение самостоятельно осуществлять план действий Познавательные: – умение мотивированно организовывать свою деятельность |
||||||||||||||
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. | Чтоб знанья с вами оставались,
не забывались никогда, работу на дом записать пора! Домашнее задание.(14 слайд презентации) 1.Учебник §10, стр 71.Тема «Диагараммы» 2.Творческое. Учитель предлагает дома поработать и построить другие типы диаграмм для текста учителя географии. Объясняет, как это можно сделать. (слайды 15-16 презентации) |
Учащиеся определяют какого типа диаграммы они могут ещё построить. | Познавательные:
– умение обобщать полученные знания, делать выводы по изученной теме, Регулятивные: -осуществляют функции самоконтроля |
||||||||||||||
VIII. Рефлексия, подведение итогов урока
1. Рефлексия деятельности на уроке 2. Самооценка, учащимися собственной деятельности 3. Взаимооценка выполненного задания |
Учитель предлагает учащимся провести самооценку деятельности на уроке, поработав с оценочными листами.
Лист самооценки (подчеркнуть выбранный ответ во втором столбце)
Ну что ж? Пришло время проверить и оценить вашу работу! Учитель выслушивает мнения учащихся по работе одноклассников. Учитель комментирует получившиеся диаграммы учеников, выставляет отметку за работу. Подведём итог нашей работе на уроке. Вспомним, какую цель мы определили для нашего урока? Урок цели достиг? (17 слайд презентации) Ну что ж, Сегодняшней работе вышел срок, До скорого свидания, Спасибо за урок! |
Учащиеся проводят самооценку деятельности на уроке. Учащиеся сдают листы самооценки учителю. Учащиеся демонстрируют одноклассникам и учителю свои получившиеся диаграммы, оценивают работу друг друга. Учащиеся напоминают цель урока и делают вывод, что цели урока достигнуты: – что такое диаграмма – это… (дают определение диаграмме); – чтоб построить диаграмму надо… (проговаривают алгоритм построения диаграммы) Благодарят учителя за урок. |
Личностные:
-понимают, в чем значение знаний для человека Регулятивные: – наглядно видеть результат своей работы, – сравнивать степень выполнения действий, – оценивать свою работу; – исправлять ошибки, Познавательные: – приобретают умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности – приобретают умения использования компьютерных технологий для визуализации информации Коммуникативные: – формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения Личностные: умение выражать эмоции, – контролировать своё настроение |
Литература:
- Босова Л. Л. Информатика. 5 класс : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 6-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
- Босова Л. Л.Информатика. 5–6 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 2-е изд., перераб. —М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Приложения к уроку «Диаграмма. Построение диаграмм».
- Задание учителя географии:
По данной информации: Глубина озера Байкал -1642 м, глубина Онежского озера составляет 127 м, Озера Таймыр – 26м, Ладожского озера – 225м, Каспийского моря (озеро) – 1025м. Сравнить озеро Байкал по глубине с другими самыми глубокими озёрами России.
Представить наглядно результаты сравнения пяти крупных озёр России. |
- Физкультминутка:
Уж больно с вами засиделись.
Компьютеры ведь никуда не делись?
Мы встанем вытянемся дружно,
Нам обязательно проделать нужно:
Наклон вперед, назад, ногами дрыгнуть, в ладоши хлопнуть и подпрыгнуть.
Закрыть глаза и помечтать.
Всё повторить – раз эдак пять!
Ну что, готовы приступить к работе вы опять?
- Лист самооценки:
1. На уроке я работал | активно/ пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен/ не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким/ длинным |
4. За урок я | не устал/ устал |
5. Моё настроение | стало лучше/ стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен/ не понятен
полезен/ не полезен интересен /скучен |
7. Домашнее задание мне кажется | легким/ трудным
интересно / не интересно |