«Значение и влияние семьи на формирование и развитие личности ребенка»

Цель: установить доверительные и партнерские отношения родителей и детей; воспитывать чувство любви и привязанности к своей семье.

Задачи:

  1. Актуализировать проблему формирования личности ребёнка в семье, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми и другими членами семьи. 
  2. Помочь родителям понять своих детей, их внутренний мир.

Подготовительный этап: поделка детей «игрушка-птичка»

Материалы: карандаши, бумага А4.

Ход родительского собрания.

Собрание проходит в музыкальном зале. Звучит спокойная музыка. Родители рассаживаются вместе со своими детьми.

1.Вступительная часть.

Психолог: Добрый вечер уважаемые родители. Я очень рады, что Вы отложили все свои первоочередные дела и пришли к нам. Сегодня у нас, как видите, необычная встреча, а совместная встреча родителей и детей для того, чтобы лучше узнать друг друга и лучше понять друг друга. Каждый взрослый играет огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать.

Психолог: Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? 

(ответы участников)

2.Основная часть.

Психолог: Правильно о семье. А как Вы понимаете это слово “семья”? (ответы родителей и детей)

Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро. Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». 

В. А. Сухомлинский.

У каждого человека должен быть: дом, семья, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья – уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Уважаемые родители, вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. А что дети больше всего любят делать? (ответы участников)

Психолог: Конечно, играть! Как хочется детям, чтоб с ними играли родители, как это важно для них сейчас. Очень важно! Вы даже не представляете – насколько! Ведущая деятельность этого возрастного периода – игра. Через игру дети познают мир, обучаются, приобретают новые качества.

 «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»

А. С. Макаренко

  

 

 Психолог: Вот сегодня вы вместе со своими детьми и поиграете.

                     «МЫ С ТОБОЙ ОДНА СЕМЬЯ.»

Участники встают, выполняют действия на слова ведущего:

Вместе мы одна семья: я, ты, он, она.

Вместе нам грустить нельзя.

(на эти слова участники идут по кругу)

Обними соседа справа, обними соседа слева.

Вместе мы одна семья,

Вместе нам скучать нельзя.

Ущипни соседа справа, ущипни соседа слева.

Вместе мы одна семья,

Вместе нам скучать нельзя.

Поцелуй соседа справа, поцелуй соседа слева…

Участники садятся.

Психолог: Нам очень часто не хватает терпения, понимания друг – друга. Мы не умеем сотрудничать, уступать друг – другу. Поработаем над развитием этих качеств в другой игре. Данная форма работы вам очень понравится и поможет сблизиться с ребёнком и достичь взаимопонимания. 

Упражнение «Рисование вдвоем»

На двоих участников – один лист бумаги и один карандаш. Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут, нужно создать совместное произведение, не договариваясь заранее.

Выводы.

Психолог: 

-Является ли картина совместным произведением? (ответы участников)

-Понимали ли вы друг – друга? (ответы участников)

-Что вам помогло добиться совместного результата? (ответы участников)

-Кто был инициатором сюжета? (ответы участников)

-Кто был ведомым, а кто ведущим? (ответы участников)

-Возникали ли конфликты во время выполнения работы?

Психолог: Конфликты возникали всегда и не стоит их боятся. Как это ни странно, они неотъемлемая часть человеческих отношений. Это нормальное явление. В словаре даётся следующее определение конфликта. “Это столкновение противоположных сторон, мнений, сил”.

Л. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Из чего складывается семейное счастье? (ответы участников)

ПсихологКак часто мы – родители просим прощение у своих детей (Ответы родителей)

 Психолог: А вы, ребята, часто ли сожалеете о своих поступках и можете в этом признаться? (ответы детей) 

Психолог: Часто ли мы говорим своим детям о своей любви к ним (ответы родителей) 

Психолог: А вы, ребята? (Ответы детей)

Я сейчас предлагаю попросить друг у друга прощения и сказать друг другу самые важные и главные слова в жизни. (работа в парах, родитель-ребенок)

(все проходит на фоне спокойной музыки)

Психолог: Ваши дети приготовили для вас подарок. Эта игрушка, сделанная руками ваших детей. Прошу вас удобно сесть, глубоко вздохнуть, почувствуйте, как вы спокойны. Поставьте перед собой ладошки, как гнёздышко. (дети кладут в ладони родителей игрушку-птичку). Закройте глаза, представьте, что в ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встаёт на ещё слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьётся его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом прикоснитесь к мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждёт это беззащитное существо. Что вы чувствуете? (Ответы родителей) 

Психолог: Нежность и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окрепнет, подростёт, превратится в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнёт с ваших ладоней! Подумайте, какая птичка слетит с ваших рук? Как она поведёт себя? Уверенно будет осваивать пространство или испуганно будет прятаться? Весело будет щебетать в стайке или одиноко сидеть на веточке? Вы уже, наверное, догадались,что речь идёт о наших любимых детях, а уютное гнёздышко – это ваш дом, ваша семья.

Психолог: Ребята, вы тоже когда-нибудь станете родителями! Какими вы будете мамами, папами? Задумывались ли вы над этим вопросом? (ответы детей)

Психолог: В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга”? В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?  (Ответы участников)

 Психолог: Да, это терпение. Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать отношения с родными. Сегодня, когда придёте домой, не забудьте обнять своих родных и сказать, что вы их очень любите!

3.Заключение.

Психолог: Наша встреча подошла к концу. Надеюсь, что после сегоднейшего вечера, вы по-другому взглянете друг на друга. Буду очень рада, если отношения в вашей семье изменятся в лучшую сторону, а у кого-то они станут ещё лучше.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много семейной работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
“Какая хорошая это семья!”
Лангер М.

Психолог: Спасибо!