Методическая разработка урока английского языка по теме «Особенные дни» с применением технологии «Деловая игра».
5 класс
Васильева Е. В.,
учитель ГБОУ лицея № 419 Петродворцового района
г. Санкт-Петербурга
Главной целью современного образования является обновление методов обучения и достижения при этом нового качества результатов.
Средства содержания образования формируют компетенции, с помощью которых, на момент окончания школы учащиеся должны уметь ориентироваться в современном мире, уметь решать бытовые, производственные и социальные проблемы.
Формирование ключевых компетенций начинается с начальной школы, здесь формируются определенные навыки, которые в последствии преобразуются в ключевые компетенции.
Коммуникативной компетенции – это способность и желание человека общаться (с носителями языка) на личном и межкультурном уровне.
Коммуникативная компетенция – это компетенция, которая воспитывает, образовывает и развивает личность ребенка через практическое овладение иностранным языком.
Коммуникативные УУД помогают в общении, способствуют определению позиции партнера по общению или деятельности, помогают вести диалог; включаться в группу сверстников и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
2. Деловая игра. История возникновения деловой игры
Одной из технологий, которая формирует коммуникативную компетенцию является технология “Деловая игра”
Деловая игра — созданная ситуация, которая осуществляется по определенным правилам, отдельными группами участников, в режиме взаимодействия между ними, при создании конфликтной ситуации или информационного вакуума.
В этой технологии решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.
3. Психолого-педагогические принципы организации деловой игры
– принцип создания подобных конкретных условий (профессиональных или учебных);
– принцип создания игровой ситуации;
– принцип групповой деятельности;
– принцип диалога;
– принцип достижения одновременно игровых и обучающих целей;
– принцип наличия проблемы во время игровой деятельности.
Цели использования:
имитирует проблемы и дает возможность найти разные, наиболее эффективные способы решения, обучает прогнозированию;
формирует представление о профессиональной деятельности через личностное восприятие;
умение работать в коллективе, формирует навыки индивидуального и коллективного принятия решений;
формирование ответственности и трудолюбия, уважения к ценностям коллектива и общества;
обучение методам моделирования;
Признаки деловой игры
Имитация проблемной ситуации.
Решения принимаются последовательно.
Каждый участник играет свою роль, преследуя цели и интересы этой роли, что ведет к конфликту интересов.
Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
Решения вырабатываются и принимаются коллективно.
Наличие общей цели игры.
Решения принимаются вариативные.
Оценивается индивидуальная и групповая работа игроков.
Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
Этапы деловой игры
Подготовительный.
Основной, несколько стадий, зависящих от решений игроков.
Заключительный, оценивание.
4. Разработка урока – технология “деловая игра”, тема “Special days”, 5 класс.
Ниже представлена авторская разработка урока, с использованием технологии “Делова игра” в 5 классе, УМК “Английский в фокусе 5” В. Эванс, Дж Дули, О. Подоляко и другие, “Просвещение”. Материал предлагает проведение урока по теме «Особенные дни». Все задания сформированы по 4 видам речевой деятельности – аудирование, письмо, монолог, диалог.
Тема: “ Special days”
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме ” Special days”, закрепление навыков монологической и диалогической речи, аудирования, чтения.
Задачи:
Образовательные: развивать и закреплять лексические навыки, речевые умения (монологическая и диалогическая речь), навыки аудирования, чтения с извлечением информации.
Развивающие: развитие мотивации к изучению иностранного языка, навыка языковой догадки, интеллекта, памяти, совершенствование внимания.
Воспитательные: создание условий для формирования ясных представлений школьника о культуре своей страны и других стран, о правильном проведении досуга; воспитание умений работать в парах, группах, самостоятельно.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, видеоролики, компьютер и т.д.
Оформление доски:
It’s party time!
Вступление: организационный момент, вступительная беседа учителя, объяснение задач урока:
What are these idioms and photos about?
Учащиеся высказывают предположение:
– holidays
special days
Well, you are right. Today we’ll discuss about special days. Our lesson is unusual. It is the business game.
(Объяснение правил)
We’ll divide ourselves into three groups.
The 1st group will protect special days in foreign countries.
The 2nd group are their opponents will protect special days in our country.
The 3rd group’s members are experts. (Opinion about groups’ working and sum up the business game).
Основная часть
1 задание: “I know new words”. Активизация изученной лексики.
Прослушайте, посмотрите песню и разделите данные слова на две категории: http://www.youtube.com/watch?v=cNpBYtcILv0
1 группа – food for special days;
2 группа – food for every day;
Список слов:
Olive oil, cake, grapes, sugar, fish, salt, pepper, chocolate, pasta, chicken, milk, lemonade, sausages…..
2 задание: “I can read”. Чтение
Прочитайте текст и заполните таблицу:
In Great Britain most people celebrate their birthdays on the day of the month they were born. Birthdays are celebrated with family and friends. People send invitations for the party. A birthday cake with candles is served. We have a table full of food, crisps, sandwiches, chocolates biscuits, ice cream and small sausages. We eat grapes, bananas and drink Coke and juice.
We decorate the house with balloons and play party games with my friends.
It is traditional to bring or send birthday cards and gifts to the birthday person. Many people send flowers. Other presents can be clothing, books, toys or CDs. Parties for children are usually celebrated at home. At children`s parties, children wear birthday hats and get souvenirs from the birthday child.
Special days
Decorations
Favorite food
Activities
Gifts
3 задание: “I like ……. for special days”. Монологическое высказывание.
Расскажите о своей:
1 группа – “Special days in foreign countries.”
2 группа – “Special days in our countries.”
Вопросы к заданию:
What is your favourite food?
What kind of decorations do you prefer?
Why do you like this holiday?
4 задание: “I can listen ”. Аудирование [1; упр.№2 с.102].
Прослушайте и ответьте на вопросы:
What would Ann like to eat?
What does she want to drink?
How much is it?
5 задание . Физкультминутка: http://www.youtube.com/watch?v=Vgyer0IauyQ.
6 задание: Projects “My birthday party plan”. Письмо.
Каждая команда составляет свой план и меню.
Birthday party plan
Date:…….
Time:……
Number of people:……
Food/ Drink:
3 large pizzas
10 burgers
1 packed of chocolate……, ………. of juice
Activities: decorate the house with balloons, play party games, dancing, singing…….
задание: “The captains competition”
Капитаны команд в заключительном слове защищают свой план проведения дня рожения в России и Британии. Общие выводы.
Подведение итогов, результаты, рефлексия
Подведение итогов работы групп экспертами. Группа экспертов дает заключение о том, какая группа была активнее и убедительнее, подводит итог работы, суммирует результаты. Команда экспертов оценивает: каждое задание, работу в команде, сплоченность, лучшего игрока по каждому заданию, в итоге лучшего, достижение поставленной цели (кто был убедительнее), работу капитана, необходима ли смена, кого выдвинуть, неформальные лидеры, называет их, если были.
Подведение итогов урока учителем. Учитель спрашивает, чем занимались на уроке, все ли запланированное выполнили. Спрашивает мнение, какой любимый праздник. Выставляет оценки. Задает домашнее задание: написать сочинение «Предстоящие праздники».
Feelings and impression – учащиеся с помощью символических значков рисуют «впечатления» об уроке.
Результативность урока
Определяется достижение цели, задач, высокая познавательная активность, инд. подход, хорошая организация урока и т.д. формирование УУД. Эти выводы учитель делает для себя после урока.
5. Выводы
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. В результате проведенного уроке цели были достигнуты, задачи выполнены.
Литература
В. Эванс, Дж Дули, О. Подоляко и другие, УМК «Английский в фокусе 5»; М.; Просвещение, 2023