МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации краткосрочных образовательных практик (Профи КОП) как формы организации образовательного процесса ДОУ.

         Для развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях мы изучили опыт наших коллег из города Пермь. На основе этого опыта была разработана программа и собран кейс с методическими материалами, которые мы включили в работу с детьми старшего дошкольного возраста: «Краткосрочные образовательные практики по формированию первичных представлений о профессиональном мире взрослых».   

Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
КОП – практический опыт во всех образовательных областях, способствующий формированию процесса осознанного выбора, имеющий конкретный результат.
ПРОФИ-КОП – практико-ориентированная деятельность, в ходе которой ребенок выполняет действия связанные с определенной профессией, получает углубленные знания о данной профессии, развивает словарный запас и получает практический результат.

На первый взгляд КОПы похожи на ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Но это не так. В ОСНОВЕ ПРОЕКТА ЛЕЖИТ ПРОБЛЕМА ИЛИ ВОПРОС. ДЛЯ ЕЁ РЕШЕНИЯ НЕОБХОДИМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОИСК В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ.

КОП – практический опыт во всех образовательных областях. Способствующий формированию процесса осознанного выбора, имеющий конкретный результат.

     Краткосрочные образовательные практики являются образовательным

средством, которое помогает обеспечить вариативность и разнообразие

содержания и форм образовательной процесса в дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ), индивидуализацию обучения, способствует развитию творчества, самостоятельности и реализации свободы выбора детьми направлений собственной деятельности.

         Система краткосрочных образовательных практик решает ряд задач, обозначенных федеральным государственным стандартом дошкольного образования и ММДО, в том числе: 

  • индивидуализация дошкольного образования; 
  • разработка практико-ориентированной деятельности воспитанников ДОУ; разработка элементов, связанных с формированием информационных умений воспитанников ДОУ;
  • достижение новых образовательных результатов в сфере личностного развития воспитанников; 
  • разработка элементов, связанных с формированием технических умений воспитанников ДОУ; 
  • создание условий для формирования у воспитанников и родителей готовности к осознанному и ответственному выбору собственной образовательной траектории; 
  • расширение возможностей для пробы сил, реализации интеллектуального, творческого потенциала каждого воспитанника.

                     Содержательные компоненты

     Краткосрочные образовательные практики по формированию первичных представлений о профессиональном мире взрослых (далее – ПрофиКОП) –  непродолжительный по времени (4 академических часа) курс совместной образовательной деятельности педагога и детей, направленный на ознакомление основных различительных признаках профессий, о трудовой деятельности в целом через практическую деятельность в образовательном процессе дошкольных учреждений. Является практико-ориентированной деятельностью, в ходе которой ребенок выполняет действия, связанные с определенной профессией, получает углубленные знания о ней, расширять активный словарь, включает в разговорную речь новые слова, связанные с данной профессией и получает практический результат. 

Методическое обеспечение

Для методического обеспечения реализации КОП в ДОУ необходимы следующие материалы.

Дидактическое обеспечение:

– учебные материалы, которые используются при освоении практик;

– мультимедийные презентации, используемые в ходе реализации

ПрофиКОП и представляющие содержание практики, как для детей,

так и их родителей.

– методический фильм по организации и реализации программы

«ПрофиКОП».

– методические кейсы к программам ПрофиКОП.

Материально-технические условия реализации Модели

   Для реализации представленной Модели используют все имеющиеся для организации образовательной деятельности ресурсы: 

  • групповые помещения, кабинеты специалистов, музыкальные и  

физкультурные залы.

  • раздаточные материалы, наборы конструкторов, схемы, алгоритмы, 

материалы для продуктивной деятельности.                                                      

Продолжительность КОП и ПрофиКОП

Продолжительность одной программы ПрофиКОП состоит обязательно

из 4 встреч.

Родители обязательно информируются об особенностях реализации ПрофиКОП в ДОУ. 

Примечание: Варианты информирования родителей о реализации КОП и 

       ПрофиКОП  на базе ДОУ: 

  • Совместные мероприятия (круглые столы, инфо встречи и т.д.);
  • Информационные стенды в группах и фойе ДОУ;
  •  СМС оповещения; 
  • Экраны для совместного выбора родителей и детей младшего и среднего дошкольного возраста;
  •  Листы ознакомления.  

Все наши Профи КОПы разработаны для детей старшего дошкольного возраста. Создан банк работы с ПРОФИ КОП по профессиям: Медицинская сестра; Сборщик Мебели; Пожарный; Повар; Парикмахер; блок СТроительнх Профессий. Для каждого Профи КОПа собран кейс с дидактическим  материалом и разработанными встречами. Главным плюсом Профи КОП является сочетание игровой деятельности детей с познанием мира.

Вашему вниманию я представляю опыт работы нашего детского сада. 

Профи Коп «Медсестра»

Название Профи Коп «Медицинская сестра»
Образовательное учреждение  МБ ДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №143 г. Рязани
Автор Лебедева Светлана Викторовна, воспитатель
Возраст детей  4-5 лет, средний
Количество занятий  4 занятия
Аннотация для родителей Дети познакомятся с профессией медицинской сестры, узнают об основных трудовых функциях, познакомятся с медицинской терминологией посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе медицинской сестры, научатся обрабатывать рану, наклеивать лейкопластырь. 
Цель практики Знакомство детей с профессией медсестры, ее трудовыми функциями
Задачи: 1.Дать представление детям о профессии медсестры и ее трудовых функциях.

2. Научить детей обрабатывать рану перекисью водорода, приклеивать лейкопластырь.

3. Активизировать словарь детей (медсестра, медицинские инструменты: ватные диски, средство для обработки раны, лейкопластырь)

Количество часов
Количество участников  6-8 человек
Перечень материалов и оборудования для проведения
  1. Халаты и головные уборы.
  2. Наборы игрушечных, медицинских инструментов, лейкопластырь, перекись водорода.
  3. Куклы по количеству детей
  4. Дидактическая игра «Найди лишнее» «Что делает медсестра этим инструментом», «Эмоции»
Предполагаемые результаты Дети среднего дошкольного возраста имеют представления о трудовых функциях медсестры, умеют самостоятельно промывать рану, приклеивать лейкопластырь на руку (куклы)
Список литературы, используемой при подготовке к краткосрочной образовательной практике 1.Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. (Книга 1)

 

Тематический план занятий 

Тема № 1.  Экскурсия в медицинский кабинет детского сада

 

Цель: Формировать у детей представление о профессии медицинская сестра

Задачи:

Дидактическая: Познакомить детей с медицинским кабинетом детского сада, местом работы медицинской сестры; знакомство с предметами и инструментами медсестры их назначением. 

Развивающая-  Развивать внимание детей в процессе знакомства с новой обстановкой. Активизировать словарь (медицинская сестра, медицинская помощь, медицинские инструменты).

Воспитательная: Воспитывать интерес к профессии медицинская сестра

 

Этап  Содержание  Результат 
Вводный  Воспитатель спрашивает детей

Что было бы, если в детском саду не было медицинского кабинета и медицинской сестры?

Ответы детей

Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас   в медицинский кабинет. Посмотрим, как работает медицинская сестра в нашем детском саду.

Сформирован мотив деятельности детей, желание узнавать новое.
Основной  Дети с педагогом приходят в медицинский кабинет детского сада.

Медицинская сестра проводит экскурсию по кабинету:

Прежде чем начать работу я надеваю халат и шапочку. Это специальная одежда медицинской сестры.

Обращает внимание на обстановку кабинета (кушетка, ростомер, весы, шкаф с лекарствами, столик для медицинских инструментов.

Медсестра показывает содержимое шкафа с перевязочными средствами, знакомит с названиями «бинт», «лейкопластырь», «вата», «салфетка». Показывает флаконы с перекисью водорода, йодом, зеленкой. 

Медсестра рассказывает о своих трудовых функциях: следит за чистотой в детском саду, за качеством питания, осматривает детей, следит за   здоровьем и развитием детей, ростом и весом, вовремя ставит прививки.

Дети вернулись в группу и создали свое рабочее место, иначе нет деятельности детей и результата!

Расширение представлений детей о профессии «Медицинская сестра», о трудовых функциях медсестры, в речи дети употребляют названия медицинских инструментов (бинт, вата, лейкопластырь, средство для обработки раны)
Заключительный  Воспитатель спрашивает детей

Где вы были сегодня?

Что делает медсестра? 

Как правильно подготовить рабочее место?

Дети узнали, какая одежда медицинской сестры, познакомились с предметами медицинского кабинета.

 

Тема № 2 «Учимся промывать рану»

 

Цель:Обогащение представлений детей о профессии медицинская сестра  

Задачи: 

Дидактическая: Расширить представления детей о профессии «Медицинская сестра», о ее трудовых функциях: (промывает рану, просушивает)

Развивающая: Развивать навык умения оборудовать рабочее место (надевать    халат, шапочку, брать необходимые медицинские инструменты, использовать их по назначению) 

Развивать словарный запас детей (названия медицинских инструментов)  

Воспитательная: Воспитывать положительное отношение к труду взрослых.

 

Материал:Кукла, для дидактической игры игрушечные медицинские инструменты.

 

Этап  Содержание  Результат 
Вводный  Игровая ситуация Маша упала и поранила руку. Кто поможет Маше?

Ответы детей (медсестра) 

Давайте ее пригласим.

У детей есть желание помочь, дети настроены на предстоящую деятельность.
Основной  Приходит медицинская сестра. Осматривает Машу (куклу), рассказывает детям, что рану на руке нужно промыть (берет ватный диск, смачивает перекисью водой, промокает рану). Затем просушивает. 

Свои действия сопровождает речью.

Оказали помощь Маше.

Воспитатель предлагает детям обыграть ситуацию. – «А теперь вы попробуйте промыть рану кукле.

Что нам необходимо сделать?

(надеть халат, шапочку). Оборудовать свое рабочее место, подготовить необходимые инструменты

Дети надевают халат, шапочку и учатся промывать рану, используя ватный диск, просушивают ее.

Воспитатель предлагает детям поиграть

Дидактическая игра «Найди лишний предмет»

Перед детьми картинки с предметами, которые необходимы в работе медицинской сестры, но есть предметы, которые нужны людям других профессий.

Дети должны убрать лишние и назвать, кому они принадлежат. 

Дети научились промывать рану, используя вату.

Дети закрепляют названия медицинских инструментов

.

Заключительный  Воспитатель: 

Расскажите, кому вы сегодня помогали? А как помогали?   

У вас все получилось? 

Дети научились оформлять рабочее место медсестры Научились промывать рану  используя ватный диск.

 

Тема № 3 «Учимся наклеивать на рану лейкопластырь»

 

Цель: Формирование умения выполнять трудовые функции медицинской сестры(промывать рану ватным диском, заклеивать рану лейкопластырем)

 

Задачи: 

Дидактическая:систематизировать знания, полученные на предыдущих встречах

Развивающая: развивать навык правильного   наклеивания лейкопластыря.

Развивать у детей навыки речевого общения на заданную тему, слушать собеседника.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к труду взрослых 

 

Материал: лейкопластырь, бинт, ватные диски, кукла

 

Этап  Содержание  Результат 
Вводный  Проблемная ситуация

Ваня поранил колено. Как ему помочь?

Дети (нужно промыть рану, просушить ее)

Воспитатель: «А, чтобы не попали микробы на рану, нужно приклеить лейкопластырь». (Показывает, как наклеить лейкопластырь, дети наблюдают). Свои действия взрослый сопровождает речью.

У детей сформирован мотив деятельности детей, желание помочь.

Умение оборудовать рабочее место.

Основной  Кто будет медсестрой? 

Что необходимо для работы медсестре? (Халат, шапочка, медицинские инструменты – вата, лейкопластырь)

Дети промывают рану (кукле), просушивают ее, учатся приклеивать лейкопластырь.

Воспитатель следит за тем, как дети выполняют действия. Помогает им.

Добавьте речь: пусть ребенок подует, скажет:«У собаки боли у малыша заживи…».

Дидактическая игра. «Что делает медсестра этим инструментом?»

Термометром (измеряют температуру)

Бинтом (перевязывает рану)

Ватой (промывает рану)

Лейкопластырь (наклеивает на рану)

У детей сформирован навык правильного   приклеивания лейкопластыря.
Заключительный  Кому помогали сегодня?

Что делали? 

Дети умеют анализировать свою деятельность.

Промыли рану, просушили, приклеили лейкопластырь.

 

Тема № 4 «Я медсестра»

Цель:Определение уровня развития навыка промыть рану просушить, правильно наклеить лейкопластырь.

Задачи: 

Дидактическая: научить детей оказывать медицинскую помощь.

Развивающая:развиватьнавык правильного наклеивания лейкопластыря в самостоятельной деятельности. 

Воспитательная: воспитывать стремление помочь 

Материал Куклы, лейкопластырь, ватные диски.

 

Этап  Содержание  Результат 
Вводный  Проблемная ситуация

У нас в детском саду открывается новый медицинский кабинет.

А вот медицинской сестры нет. 

У детей сформирован мотив на предстоящую деятельность.
Основной Сегодня вы все будете медицинскими сестрами. Вы будете оказывать первую медицинскую помощь. 

Посмотрите сколько больных!

Что нам нужно для работы?

Халат, шапочка, необходимые инструменты- вата, лейкопластырь.

(дети надевают халаты, шапочки, больные (куклы) сидят на стульях) 

Воспитатель следит за правильностью выполнения трудовой операции. 

У детей есть  

заинтересованность в результатах своего труда

Заключительный  Вы познакомились с профессией медсестры, 

– Что вы умеете делать?

– «Вы всем помогли! Вы лучшие медсестры, как приятно помогать людям»

(промывать рану, просушивать, приклеивать лейкопластырь) 

Дети умеют анализировать свою деятельность