Консультация для родителей

«Развитие игровых навыков у детей с РАС»

 Уважаемые родители, здравствуйте!

       Работа учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения включает себя коррекционно-развивающие занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом, игра – самое простое и самое доступное средство обучения – является фундаментальным инструментом в моей практике. 

       Для большинства детей совместные игры – это естественный путь социализации: они учатся взаимодействовать, строить отношения, следовать правилам, решать конфликты, и, конечно же, получать удовольствие от общения. Однако, дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) вступают во взаимодействие с миром и окружающими его людьми совершенно иначе. Дети с РАС могут даже не реагировать на окружающих его людей, зачастую демонстрируя ограниченный диапазон интересов и повторяющиеся стереотипные действия. Они могут совсем не реагировать на попытки вовлечь их в общую игру, и, кажутся эмоционально отстранёнными, даже находясь в окружении сверстников. 

       Вместо совместного взаимодействия, они часто предпочитают уединённие, сосредоточиваясь на своих ритуалах. Это совсем не означает, что они не получают удовольствия от игры – наоборот, игра для них крайне важна, просто она имеет свои особенности. 

       Стереотипные игры у детей с РАС проявляются в повторяющихся, монотонных действиях с предметами. Например, ребенок может часами выстраивать игрушки в ряд, переворачивать их, раскладывать по цвету или размеру, при этом совершенно не используя их функциональное назначение.       Эта игра может продолжаться годами, практически без изменений, и, что особенно важно, часто она является исключительно сольной. 

       Взрослые могут не понимать смысла этих действий, кажущихся бессмысленными, но для ребенка они имеют глубокий личностный смысл, являясь источником комфорта, предсказуемости и контроля. 

       Необходимо отметить, что стереотипия в игре – это не просто признак РАС, а способ саморегуляции, компенсации сенсорных трудностей и установления чувства безопасности. Повторяющиеся действия помогают ребенку структурировать окружающий мир, справляться с перегрузкой сенсорной информации и снизить уровень тревожности. 

       Игры часто сосредоточены вокруг определённых сенсорных стимулов. Ребенок может часами крутить колесико, проводить пальцами по шершавой поверхности, слушать монотонный звук. Эти ощущения дают ему чувство контроля и предсказуемости в мире, который часто воспринимается как хаотичный и непонятный. 

       Использование игрушек также может быть нестандартным. Дети с РАС могут не использовать игрушки по их предназначению. Они могут стучать ими, грызть, облизывать, извлекать различные звуки. Неструктурированные материалы, такие как песок, вода, ткань, бумага, могут стать объектом длительных и увлекательных игр. 

       Важно отметить, что это не проявление непослушания или разрушительного поведения, а способ исследования мира через сенсорное восприятие. 

       Работа с детьми с РАС требует особого подхода. Как учитель-дефектолог, я стараюсь не бороться со стереотипными играми, а использовать их как основу для развития. Вместо того чтобы пытаться навязать ребенку другие виды игр, я включаю его любимые игрушки и действия в более сложные и структурированные игры. Например, если ребенок любит выстраивать игрушки в ряд, мы можем использовать эту активность для обучения счету, цветам, размерам. Мы можем постепенно вводить элементы сюжетно-ролевых игр, но делаем это очень аккуратно и с учётом индивидуальных особенностей ребенка. 

       Для успешного взаимодействия, важно наблюдать за ребёнком, идентифицировать его любимые игрушки и действия, и строить занятия, отталкиваясь от этих данных. 

       Кроме того, необходимо создавать предсказуемую и безопасную игровую среду, минимизируя сенсорную перегрузку. Это может включать специальное освещение, тихую музыку, комфортную температуру. 

       Одним из важных аспектов работы является развитие коммуникативных навыков. Это может быть достигнуто через использование визуальных средств (картинок, символов), а также через имитационные игры. Например, можно использовать кукол для постановки простых сценок, постепенно вводя элементы диалога. Однако, важно помнить, что навязывание общения может привести к стрессу и отторжению. Все изменения должны происходить постепенно, с учётом индивидуального темпа развития ребенка. 

       В заключение, игра для детей с РАС – это не просто развлечение, а важный инструмент коррекционной работы. Понимание особенностей их игровой деятельности позволяет разрабатывать эффективные стратегии развития, способствующие социализации и адаптации ребенка в обществе. Ключом к успеху является терпение, наблюдение, индивидуальный подход и тесное сотрудничество с семьёй. Крайне важно чтобы родители понимали специфику игр своего ребенка и поддерживали его в развитии. Только такой подход позволяет преодолеть сложности и достичь положительных результатов в развитии детей с РАС.

       Предлагаю вам подборку сенсорных игр, опробованных мной в работе с детьми с РАС и ориентированных на развитие новых чувственных ощущений, получение приятных эмоций и расширение стереотипов. Чувственные ощущения при этом могут быть самыми разнообразными:

зрительными, слуховыми, тактильными, двигательными, обонятельными, вкусовыми.

      Развивая зрительное восприятие можно использовать игры с цветами. Ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание):

«Ножки – ладошки»

Для этой веселой игры, которая помогает закрепить понимание направлений и названия цветов, понадобятся вырезанные “следы”  или разных цветов, или можно воспользоваться готовым набором. “Следы” раскладываем на ковровой дорожке и поворачиваем их в разном направлении. Затем просим ребенка прыгать по следам, называя цвет и направление – влево, вправо, вперед-назад.

«Делаем ёжика»

Чтобы играть в эту игру, вам понадобятся разноцветные прищепки. Из картона вырезаем ёжиков четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого). Расскажите малышу историю: четыре рассеянных ёжика перепутали иголки – на каждом из них надеты прищепки разных цветов. Помоги ёжикам: прикрепи на зелёного ежа зелёные иголки, на синего – синие, и так далее. Если прищепок нет, можно слепить ёжиков из пластилина, а в качестве иголок использовать зубочистки, выкрашенные в нужные нам цвета.

 «Цветная вода». 

Возьмите акварельные краски, кисточки и несколько прозрачных пластиковых стаканов или небольших стеклянных баночек. Стаканы наполните водой и поставьте на стол. Сначала макните кисточку в один из цветов, например, в любимый цвет ребенка, а потом опустите ее в один из стаканчиков с водой. Не забывайте комментировать свои действия. 

Эта игра провоцирует малыша действовать самостоятельно. Очень скоро он захочет сам выбрать цвет краски или выхватит кисточку. 

Со временем увлеченность этой игрой будет ослабевать. Тогда нужно приступать к расширению вариантов игры. Например, можно предложить ребенку самому налить в бутылку воды, а потом разлить ее по стаканам

Еще одним интересным заданием для ребенка станет «Смешивание красок». Смешивая краски можно создавать новые цвета. Чтобы показать это ребенку, можно смешать воду с разных стаканчиков, или в одном стакане растворить разные цвета красок. 

Таким образом, из красок синего и желтого цвета получится зеленый, а смесь красного и синего даст фиолетовый цвет. 

Так можно экспериментировать дальше с разными цветами. Ребенка заинтересует такое «волшебство» и он обязательно проявит активность в этом задании. 

Доставит удовольствие игра «Поймай рыбок»

Для этой игры потребуется тазик с водой, магнитная удочка, большие и маленькие рыбки (с металлической вставкой) основных цветов. Взрослый привлекает ребенка к игре, предлагая поймать рыбок. Действия ребенка, взрослый сопровождает эмоциональной речью. После освоения процесса игры, задание усложняется. Взрослый предлагает ловить рыбки разных основных цветов.

     Для развития слухового восприятия в домашних условиях подходят игры: 

 

«Шумовые коробочки»

Возьмите несколько пар коробочек от киндерсюрпризов. Наполните их различными веществами – манкой, макаронами, скрепками, камешками. Главное, чтобы шумы отличались друг от друга. Баночек с одинаковыми наполнителями должно быть по две. Разложите эти коробочки перед малышом, перемешайте. Возьмите одну из них, поднесите к своему уху и встряхните ее. Внимательно прислушайтесь к звуку. Предложите ребенку повторить тоже действие. Скажите: «Давай найдем коробочку с таким же шумом». Чуть позже можно предложить ребенку выстроить ряд шумов от самого громкого к самому тихому

«Найди картинку» или «Кто сказал «Мяу?»

Взрослый раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (кошка, собака, петух, волк, пчела, жук, и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания либо включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Далее ребенку дается задание определить по звукоподражанию или по аудиозаписи животного и показать картинку с его изображением.

«Найди, где?»

Взрослый показывает ребенку игрушку, издавая с помощью нее звуки. Затем прячет игрушку и предлагает ребенку найти ее по звуку. Например, взрослый может нажимать на игрушку-пищалку ногой и при этом демонстрировать жест «Где?», разводя руками и сопровождая жест поворотом головы и соответствующей мимикой.

На следующем этапе ребенку можно предложить сделать выбор одной из двух звучащих игрушек.

 Все то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания способствует развитию тактильного восприятия. Это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком); Предлагаю попробовать поиграть такие игры, как:

Игра «Лабиринт».

Для этой игры понадобится сам «лабиринт» – два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы и набор мелких предметов (фасоль, горох, бусинки и т. п.).

Ребенок должен протолкнуть по лабиринту данные предметы.

Игра «Найди пару».

 Нарежьте кружочки или квадратики из разных материалов (мех, ткань, картон, фольга, белый лист бумаги, целлофан, салфетка и пр.) по 2 штуки каждого и смешайте. Предложите ребенку распределить их по парам. 

Так же игру можно усложнить, переложив предметы в мешочек или в коробку с отверстием и предложить ребенку щупая и трогая предметы найти пару по образцу.

«Игры с крупами, косточками, ракушками»

Взрослый погружает в крупу руки и проговаривает: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – гречка немножко колется, да?». Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите; 

Можно предложить ребенку разложить или разделить крупы, косточки по чашечкам. Можно перекладывать крупные косточки пинцетом, более мелкие фракции ложкой и другими предметами. Данные игры многофункциональны и их цели зависят от творческого подхода взрослого.

«Рисование по крему для бритья» 

Нанесите на столешницу немного крема для бритья и путь ребенок размажет его по всей крышке стола. Эту увлекательную игру, впоследствии можно усложнить и предложить ребенку создать настоящую картину. Для этого нужно всего лишь нанести на пену краску точками или линиями. Пусть ребенок растянет эти капли по всей поверхности так ка ему хочется пальцами или, например, ватными палочками. Положите сверху на пену лист бумаги и чуть – чуть прижмите её. Снимите бумагу и соскребите с неё пену линейкой. Оставьте картинку высыхать.

     Развитию двигательных ощущений, которые ребенок получает от движений тела в пространстве и ритма, движений — ходьба, бег, танцы, будут способствовать такие упражнения как:

«Покажи нос, глаза, уши»

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте и за мной все повторяйте, 

что я вам сейчас скажу и при этом покажу.

Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку, тут же показывает картинку с изображением данной части тела. Ребенок повторяет за ним движения, показывая на себе названные части тела.

Затем, когда ребенок уже достаточно освоил игру, можно ее усложнить. Взрослый начинает “путать” ребенка: называть одну часть тела, а показывать другую. Ребенок должен заметить это и не повторить неверные движения.

«Солнечный зайчик»

 «К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. 

Взрослый включает фонарик и светит им на стенку.

 А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь». Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем двигается по траектории пути зайчика. Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день — зеркальце.

 «Мячик, катись»

Сядьте на пол напротив ребенка и толкните к нему мячик. Предложите ребенку возвращать мяч таким же способом. 

«Забрасывание мяча в корзину»

Развивает ловкость, точность движений, глазомер.

Можно организовать игру, просто закидывая мяч в обычное ведро. Или предложить ребенку скомкать большой лист бумаги, и, сделав из него подобие мяча, бросить в ведро.

«Игровой тоннель»

Детей, равнодушных к тоннелям, мало. Дети с РАС не исключение — они с охотой забираются в тоннель, чтобы его исследовать. А пока они его исследуют, параллельно и незаметно для них развивается крупная моторика и межполушарные связи, ведь чтобы ползать ребёнку необходимо одновременно выполнять движения правыми и левыми конечностями.

     Обонятельные ощущения ребенок развивает вдыхая и обучаясь различать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины; Способствовать развитию этих ощущений будут игры:

«Коробочки с запахами»

Для игры вам понадобятся парные коробочки или баночки, наполненные пахнущими веществами: например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.

Взрослый берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем ребенок с самостоятельно определяет по запаху содержимое всех баночек.

«Найди пару» или «Ароматное лото»

Возьмите несколько непрозрачных баночек. Наполните их различными веществами – наполненные пахнущими веществами: например кофе, какао, приправы, мыло, духи, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята… Баночек с одинаковыми наполнителями должно быть по две. Расставьте эти баночки перед малышом в произвольном порядке. Взрослый берет одну из них, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Предложите ребенку повторить тоже действие. Скажите: «Давай найдем коробочку с таким же запахом». Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем ребенок с самостоятельно определяет по запаху содержимое всех баночек. 

     Вкусовые ощущения тоже можно развивать играя

Пробуйте вкусы. Предложите, например, дольку мандарина, кусочек яблока, глоток молока. Также проговаривайте, какой вкус сейчас чувствует ребенок.