Работа над детским вокальным произведением на башкирском языке.

Цель урока — научиться правильно артикулировать гласные и согласные специфические буквы во время исполнения песен на башкирском языке.  

Задачи:

  • Образовательные: обучение правильному произношению текстов на башкирском языке, пропеванию особых дикционных оборотов в музыкальных произведениях; знакомство с башкирскими специфическими буквами. 1
  • Развивающие: развитие певческого, дыхательного и артикуляционного аппаратов. 1

Воспитательные: формирование речевой культуры, воспитание осознанного подхода к обучению и добросовестного отношения к труду. 

Мы с вами живем в прекрасной многонациональной республике Башкортостан. У нас есть два государственных языка- русский и башкирский В свою программу по вокальному искусству я включила обязательное изучение башкирских народных и авторских песен. Но, к сожалению, время диктует свои правила и большинство детей говорят на русском языке. Поэтому у них возникают определенные сложности с изучением башкирских песен. На уроке мы работаем над развитием артикуляционного аппарата, над правильным произношением башкирских специфических букв в тексте песен и применим данные навыки на практике 

Башкирский язык является довольно древним и своеобразным языком. В фонетическом плане его своеобразие проявляется в том, что из 42 букв алфавита 9 являются исконно национальными. Это такие буквы, как Ғ,Ҙ,Ҡ,Ң,Ө,Ҫ,Ү,Һ,Ә.

Далее рассмотрим особенности произношения специфических башкирских звуков, не присущих русской фонетике.

Звук [Ө] является губным переднеязычным звуком и характеризуется достаточной открытостью. Произношение и звучание его главным образом сосредоточено в надгортанной полости. Например;Өкө,төлкө.                                                                                    Такой звук, как [Ү] является также губным переднерядным. В начале слова и между согласными он произносится как [у] мягкое, в остальных же случаях он звучит немного тверже. Күк, Күгәрсен.

Звук[Ә] является долгим переднерядным гласным звуком. Для его произнесения необходимо, чтобы челюсть была слегка опущена вниз, и при этом кончик языка касался нижних зубов. Этот звук более открытый и долгий, чем русский звук э.. Әсәй,сәскә.

   Далее рассмотрим специфические башкирские cогласные звуки.

Звук [Ғ] является глубоким заднеязычным звонким щелевым согласным звуком. Он произносится без напряжения, при этом задняя спинка языка и язычок мягкого неба то смыкаются, то размыкаются, создавая тем самым щель, через которую проходит поток воздуха. Ғарға,                                               

Следующий звук[Ҙ] является звонким межзубным согласным. При его артикуляции язык слегка прижимается передними зубами, и через образуемую щель проходит струя воздуха. Данный звук напоминает звонкий английский звук, образуемый сочетанием согласных th. Күҙ.ҙур.

Звук [Ҡ] относится к глубокозаднеязычным смычным согласным. При его образовании язычок мягкого неба как бы касается задней спинки языка. Ҡала,ҡалас.

Согласный звук [Ң]- глубокозаднеязычный смычный носовой согласный. При его произнесении струя воздуха проходит не через ротовую полость, а через носовую, встретив преграду из сомкнутых корня языка и язычка мягкого неба. Иң матур.

Звук [Ҫ] является межзубным глухим звуком. При его артикуляции язык также, как и при произнесении звука [Ҙ] находится между передними зубами, но не с такой же напряженностью. Этот звук более «шепелявый».Һайыҫҡан.

Аналогом башкирскому звуку [Һ] в русском языке можно считать звук [х], только башкирский вариант звука считается гортанным, более легким. Воздух при этом проходит через суженую глотку, и голосовые связки практически не принимают участия в формировании звука.Һай..

Работа артикуляционного аппарата . Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Некоторые башкирские специфические звуки образуют именно тот объем в ротовой полости, которй необходим для красивого и правильного звучания.Можно представить, что во рту лежит горячая картошка или произнести звук haaa. 

Для башкирских песен и упражнений характерны распевание одного слога на две и более нот, звуки пентатоники, триоли, квинтоли, мелизмы и украшения, а так же большие интервальные скачки.Например в чем сложность этой песни? 

Ҡарабай – Башҡорт халыҡ йыры                                                                                  Әллиләү генәйем, 
Бәллиләү генәйем.                                                                                                               Әсмәбикә тыпыр-тыпыр 
Баҫып килә генәйем.                                                                                                                                   Иртә лә кил, кис тә кил, 
Тәҙерәңде сиртеп кил.                                                                                                  Сиретеүеңде танырмын да, 
Ҡаршы сығып алырмын

Протяжную песню я вам предлагаю послушать баш.нар песня «Сынрау торна». Сынрау торна-настоящая жемчужина башкирского фольклора,один из самых древних башкирских напевов, который дошел до нас.Он связан с интересной эпическо легендой о птицах –чудесных покровителях людей. Название с башкирского языка в разных источниках переводится как «Звенящий журавль», «Поющий журавль», « Журавлиная песнь».Такие песни называются «Озон кой».И требует хороших вокальных данных, широты диапозона голоса, глубины дыхания. Протяжная, широкая, свободная, задумчивая песня. Исполнаяет…

Сыңрай-сыңрай осоп килә
Сыңрау торнаҡай
Уралыңдан сәләм тине
Сыңрау торнаҡай
Уралҡайым, Уралҡайым,
Тыуған Уралҡай,
Иҫән-һау,ти
Урал-тау, ти
Сыңрау торнаҡай.
Юҡ хафа, ти, юҡ афәт, ти
Сыңрау торнаҡай.
Илдә ир-ат – Салауат, тиСыңрау торнаҡай.

Уралҡайым, Уралҡайым
Тыуған Уралҡай!
Ил көйләр ти
Тел һөйләр ти
Уйнар ҡурайҡай.
Ҡыуанысым, йыуанысым
Булды Уралҡай
Йыр ҡанатлы, нур ҡанатлы
Сыңрау торнамдай.

Уралҡайым, Уралҡайым
Тыуған Уралҡай!
Быуаттарҙан быуаттарға
Осоп барғандай.

В ходе занятия по разучиванию песен не всегда удастся строго придерживаться намеченному плану. Всё зависит от активности детей, их эмоционального настроя и отзывчивости на ту или иную предлагаемую песню. Иногда может возникнуть необходимость перестраиваться по ходу разучивания песни и импровизировать. Однако все занятия по разучиванию песен объединяет определённая структура:

– подготовительный этап – знакомство с песней, прочитаем текст, выделяя опорные слова ( в строчках, потом в куплете и в песне, что позволяет прочувствовать смысл фразы, куплета.

– основной этап  – разучивание мелодии, текста песни использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, (работа над песней),

– заключительный этап – исполнение песни целиком, сделать соответствующую кульминацию.

 При работе над песней деятельность детей должна переключаться на игру, либо на выполнение творческого задания или разучивание танцевальных движений, либо на исполнение мелодии песни на музыкальных инструментах. Благодаря смене деятельности внимание детей не притупляется, не угасает интерес к учебному процессу и творчеству. 

         Главная задача – выучить песню так, чтобы создать художественный образ, то есть все выразительные средства в музыке подчинить одной цели – исполнению детской песни как художественного произведения. Ребята должны прочувствовать характер, настроение песни.