Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Генеральское имени  Героя Советского Союза  Ароновой Раисы Ермолаевны» Энгельсского муниципального района Саратовской области 

Методическая разработка внеурочного мероприятия по теме «Петр I – первый российский император и царь – реформатор»

Веб-квест 

Номинация: Сценарий внеурочных мероприятий

Направление: русский язык, история

Подготовили: учитель русского языка и литературы  – Шейко И.Н.;

советник директора по воспитанию и взаимодействию

 с детскими общественными объединениями,

учитель истории  – Дакаева Л.Р.

 МОУ «СОШ с. Генеральское им. Р.Е. Ароновой»

89648484330 d-liliya95@mail.ru

  

2025 год

 

Данный веб-квест разработан для обучающихся 7-9 классов.  Веб — квест рассчитан на 2 урока. Поэтому учащиеся на первом уроке  выполняют задания в соответствии с поставленными задачами, исследуют ресурсы интернета, находят нужную информацию, анализируют, обобщают, систематизируют материал и готовят к защите. На этом же этапе, учащиеся должны ознакомиться с критериями оценки веб-квеста. На следующем уроке, ребята защищают свои работы, оценивают, подводят общие итоги, рефлексию.

Цель: приобщение детей к истории своей страны через изучение  реформ Петра I,  масштаба его личности;

 показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, показать отношение современников и историков к деятельности Петра I.

Задачи:

  1. Образовательные.
  • обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы: «Петровские преобразования»;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами, учить анализировать исторические документы;
  • учить размышлять над различными точками зрения, сравнивать аргументы, подбирать факты для доказательства собственной позиции.
  1. Воспитательные.

– способствовать нравственно – патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны;

– воспитывать интерес к истории.

III. Развивающие.

– развивать у учащихся, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, учиться грамотно вести дискуссию и работать сообща;

– формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческими документами, источниками.

Оборудование: компьютерный класс, экран, проектор, раздаточный материал, задания веб — квеста.

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый  день , ребята. Сегодня мы предлагаем вам окунуться в эпоху Петра Великого. Узнать о годах правления императора, о задачах, которые ставил Петр Первый для процветания своего государства. Вам предлагается пройти необычный веб — квест. Но прежде, чем начать, давайте посмотрим ….

( Звучит торжественная музыка.  Фанфары)

Чтец 1. Слава нашей стороне!

             Слава русской старине!

Чтец 2. Мы рассказывать вам будем,

              Чтобы вы узнать смогли 

               О делах родной земли!

Музыка П. И. Чайковского «Полонез» из оперы «Евгений Онегин». 

Ведущий: Добро пожаловать в эпоху Петра I, вся жизнь которого  прошла в служении нашему Отечеству.

Звучит торжественная музыка.

Ведущий. Первая четверть XVIII в. характеризовалась для России напряжением и подъемом: лихорадочно строились новые города, возводились невиданные ранее заводы и фабрики, прокладывались каналы, дороги. Реформированная и хорошо вооруженная армия (первая по численности в Европе) нанесла поражение шведским войскам, победоносно прошедшим через всю Северную Европу. Молодой российский флот вышел в Балтийское море и разгромил сильную шведскую эскадру. Русские полки маршировали по Померании, а на рейде Копенгагена стояли русские фрегаты. Деятельным организатором и руководителем всей этой работы был российский император Петр I. Россия была возведена в ранг великой европейской державы, «заимела» мощную мануфактурную промышленность, воспитала целый слой образованных людей, создала новую культуру. Сегодня вы приглашены на Петровскую ассамблею.

Фанфары!!!

Чтец. О, Первый Петр! Во всем ты первый,

Хоть кратко факел твой светил…

Но, о, премудрый основатель!

Одних ли сих творец ты стен?

Одних ли сих чудес ты создатель?

Народ тобою сотворен.

Народ – трофей в трофеях главный!

А ты – России всей творец.

О, росс! Благославляй венец

Петровых стен столетья славный!

Петр: (сидит в стороне, думает, что — то пишет)

Но, что за государство мне досталось. Промышленности никакой, железо из Англии везем. Армии нет, войско стрелецкое ненадежно. Флота нет, да и плавать негде. Бояре, как затворники, дома сидят, рукава да бороды по полу свесив. Жены и дочери их вовсе на людях не показываются. Ни газет, ни театра! Сонное царство.  Учиться надо! Работать! Я покажу пример, восстановим нашу честь и славу, научимся побеждать иноземцев, чтоб они не смели презирать нас. Возьмем у них науку, благодаря которой они так превосходят нас; приобретем морские берега; обогатимся торговлею; заведем промыслы, проложим дороги, пророем каналы; переведем все их хорошие книги на свой язык! (резко встает и уходит.) 

Ведущий: Жить для пользы и славы государства и Отечества, не жалея здоровья и жизни для единого блага – вот девиз всей жизни Петра Великого, который он свято выполнял и требовал выполнения от других.  А теперь, я предлагаю вам принять участие в веб — квесте. Вы разделились на группы, теперь нужно выбрать роли. Делаем это в помощью жеребьевки. 

Роли: 

  • «Геродоты» (историки)
  •   Гиды (экскурсоводы)
  • «Фрейды» (психологи)
  • «Шереметевы» (военные полководцы)

 

 Чек – лист:

  1. Выберите себе роль, от лица которой пройдете веб-квест;
  2. Внимательно изучите задание своей роли;
  3. Познакомьтесь с критериями оценки;
  4. Изучите интернет ресурсы (изучение дополнительных ресурсов приветствуется, обязательно указывайте ссылки);
  5. При возникновении вопросов, обращайтесь к службе поддержки (учитель, родители, по электронной почте) 

Инструкция (для каждой группы одинаковая с разными ссылками):

  1. “Пройдитесь” по ссылкам, отбирая информацию по заданию;
  2. Решите в команде условия оформления слайдов для задания, распределите функции участников представления вашей работы; 
  3. Оформите задание;
  4. Все вопросы задавайте Службе поддержки.

Задания

  1. Описание задания  «Геродотам» – историкам

Изучить предложенные сайты и заполнить таблицу «Реформы Петра Великого» Ответить на вопрос  «Петр-реформатор или губитель русских традиций?»

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. viol.narod.ru›history_ros/borobev_1_5.htm
  3. istorija_rossii/p22.php 
  4. cribspublic.ru›russimper/29…politika-rossi-petr…
  5. historykratko.com›pravlenie-petra-2
  1. Описание задания  “Гидам» – экскурсоводам 
  2. Используя интернет ресурсы, создайте виртуальную экскурсию по  Санкт-Петербургу. Итогом работы будет презентация.

http://www.museys.ru/

http://www.spbmuseum.ru/

http://www.save-spb.ru/

http://www.kunstkamera.ru/

http://www.most-spb.ru/

http://www.nevariver.ru/links.php

http://www.photopeterburg.ru/?s=0&c=0&lang=rus

http://walkspb.ru/

http://www.ilovepetersburg.ru/history

Критерии оценки презентации

– Отличная работа 160 – 140 баллов

– Хорошая работа 139 – 130 баллов

– Удовлетворительная работа 129 – 100

– Презентация нуждается в доработке 99 – 80

– Слабая работа 79 – …

Критерии Макс.

кол.

бал.

Самооц.

группы

Оценка

класса

Оценка

учителя

Структура презентации
Правильное оформление титульного листа 10
Наличие понятной навигации 10
Отмечены информационные ресурсы, 10
Логическая последовательность информации на слайдах 10
Оформление презентации
Единый стиль оформления 10
Использование на слайдах разного рода объектов 10
Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами 5
Использование анимационных объектов 5
Правильность изложения текста 10
Использование объектов, сделанных в других программах 10
Содержание презентации
Сформулированы цель, гипотезы 10
Понятны задачи и ход исследования 10
Методы исследования ясны 10
Эксперимент проведен, достоверность полученных результатов обоснована 10
Сделаны выводы 10
Результаты и выводы соответствуют поставленной цели 10
Эффект презентации
Общее впечатление от просмотра презентации 100
Сумма баллов 160

3.Описание задания  «Шереметевым» – военным полководцам

Изучить материалы, связанные с Северной войной. Используя инструменты приложения «Google Карты» и «2ГИС» карту, на которой будут нанесены все главные события, связанные с боевыми действиями в войне. На карту могут быть нанесены маршруты передвижения армии. 

Критерии оценки

  1. Содержание – 0- 3 балла:

– карта корректно опубликована, имеет название;

– достоверность – метка установлена на месте нахождения объекта;

– метки имеют название;

– объекты на карте имеют описание/иллюстрации;

– на карту нанесен маршрут, метки соединены линией. 

  1. Оформление карты: 

– Дизайн – 0-3 балла;

– Грамотность – 0-3 балла.

  1. Описание задания «Фрейдам» – психологам

Изучить биографию Петра Первого, познакомиться с  мнениями историков о Петре 1 и о его деятельности. Дать психологическую характеристику императору как человеку и как  правителю.

Интернет-ресурсы

https://histrf.ru/lichnosti/biografii/person/pietr-

https://bobych.ru/velikie-lichnosti/lichnost-petra-1.html

http://www.bestreferat.ru/referat-40497.html

Ведущий: Ребята, сегодня вы проделали хорошую работу. Надеюсь вы прониклись к эпохе Петра Первого, смогли понять, какую роль Петр Первый сыграл в истории нашего государства.  Предлагаю начать защиту работ. (идет защита работ)

      Ведущий: Я предлагаю оценить свою работу и работу группы по 4-бальной шкале с позиции: 

«Я» 0_______4

«Мы» 0_______4

«Дело» 0_______4

Ведущий: Каждая группа показала свои знания по теме, проявила творчество, достойно представила свой проект.  И мы еще раз смогли понять, что  Петр I – первый российский император и царь — реформатор. Спасибо за работу. До новых встреч. 

 

Список используемых источников:

  1. https://infourok.ru/kvest-igra-petr-i-russkij-car-4934727.html
  2. https://urok.1sept.ru/articles/686150
  3. https://experience.tripster.ru/experience/18771/
  4. https://moscowseasons.com/event/archive/istoricheskaia-pogonia-po-sledam-petra-i-v-biblioteke-126/

 

Приложение № 1. Карточки с мнениями историков.

  1. В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре:

«Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть».

Восторженную характеристику Петру дал Михаил Ломоносов:

«С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Комуж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его — и потекут воды, прикоснется горам — и воздымятся».

  1. Вольтер писал неоднократно о Петре. К концу 1759 г. выпустил первый том, а в апреле 1763 г. вышел второй том «Истории Российской империи при Петре Великом». Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500. 
  2. Август Стриндберг (шведский писатель, драматург 19 века) так охарактеризовал Петра:

«Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу — его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась».

  1. Н. М. Карамзин, признавая этого государя Великим, сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Нидерландами. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».
  2. С. М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ:

«Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился».

Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию. По мнению Соловьёва:

«Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние».

  1. В. О. Ключевский дал противоречивую оценку преобразованиям Петра:

«Реформа (Петра) сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами…Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в неё новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе… Начатая и веденная верховной властью, привычной руководительницей народа, она усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников».

  1. П. Н. Милюков, в своих произведениях развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.