Образовательный проект 

«Волонтёрское движение в детском саду как средство развития инициативы и самостоятельности у старших дошкольников»

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь – май)

Возраст участников: 5-7 лет

Проблема:

Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста социально-нравственной позиции.

Мы, взрослые, являемся основой для воспитания нового поколения граждан России. От нас зависит, насколько успешно мы сможем привить детям духовно-нравственные ценности и устойчивый интерес к здоровому образу жизни.

Ведущая педагогическая идея организации волонтерского движения в ДОУ

Организация волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении открывает новые горизонты для позитивной социализации детей через активную деятельность. В рамках этого движения дошкольники становятся инициаторами и организаторами позитивных изменений как в своем детском саду, так и в ближайшем социальном окружении. Результаты их деятельности становятся основой для роста самоуважения и уверенности в себе.

В современном обществе происходят стремительные политические и социально-экономические преобразования, которые могут частично затмить духовно-нравственные ориентиры материальным благополучием. Формирование гуманных представлений у детей невозможно только через замечания, наставления и порицания. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять радости и огорчения окружающих.

Актуальность организации детского волонтерского движения

Организация детского волонтерского движения становится все более популярной и привлекает внимание педагогов и родителей. Волонтеры своим примером показывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом. Они способны к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с окружающими и готовы прийти на помощь слабым и оступившимся.

Создание волонтерского движения в детском саду как социальный институт

Создание волонтерского движения в детском саду, как социального института, должно подготовить детей к жизни. Для волонтера ценны такие качества, как трудолюбие, доброжелательность к окружающим, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия — умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

Новизна проекта

Благотворительная деятельность в сфере образования является важнейшим фактором нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, понимания того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, проявления патриотических чувств и знания традиций своей семьи и Родины.

Приоритетная задача Российской Федерации в сфере воспитания детей

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. Такая личность обладает актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Она опирается на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

Волонтерство – это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности им помогать.

Волонтерство – это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Волонтерство – это проявление инициативы в чистом виде, поэтому принцип добровольной безвозмездной помощи: сам захотел, и сам выбрал что делать. 

Волонтер – это тот, кто действует добровольно, т.е. по своей инициативе.

Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

Цель проекта:

Развитие дошкольного волонтерского движения в детском саду с целью воспитания духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, готовой к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с окружающими.

Задачи:

  • Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, а также навыков общения в разновозрастном коллективе.
  • Создание условий для передачи опыта (игрового, познавательного, социального) от старших детей к младшим в естественной среде.
  • Поддержка инициатив при выборе рода занятий и партнеров для совместной деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Формирование представлений о волонтерском движении у детей в возрасте от 5 до 7 лет, а также у педагогов детского сада и родителей.
  • Развитие у детей социальной инициативы и готовности помогать младшим товарищам.

Этапы проекта

Этап проекта Мероприятия Срок проведения Ответственный 
1 этап

Подготовительный

1. Родительское собрание «Волонтерское движение в детском саду» сентябрь Старший воспитатель

Воспитатели групп

2. Беседы с детьми. Рассказы «Кто такие волонтеры» сентябрь Воспитатели групп
3. Экскурсия в младшую и ясельную группу. Знакомство с детьми сентябрь Воспитатели групп
4. Изготовление атрибутов: флага волонтерского движения, гимна волонтеров, эмблем-значков. сентябрь Воспитатели групп, музыкальный руководитель,

Родители

2 этап 

Основной

1. Посещение детьми старшего возраста младшей и ясельной группы с целью помощи в подготовке прогулки Каждый вторник Воспитатели 
2. Посещение детьми старшего возраста младшей и ясельной группы с целью обучения малышей сюжетно-игровой игре Каждая среда Воспитатели
3.Показ детьми старшего возраста сказки «Репка» детям младшей и ясельной группы  Ноябрь Воспитатели
4. Проведение акции «Покормим птиц зимой» Декабрь Воспитатели, родители
5. Помощь старших детей в организации прогулки у малышей Каждый вторник Воспитатели
6. Проведение акции «Открытка воину» Февраль Воспитатели

Родители

7. Проведение акции «Неделя добра» Март Воспитатели
8. Проведение субботника совместно с родителями «Сказочный участок к лету» Май Воспитатели групп

Родители

3 этап

Итоговый

1. Подведение итогов работы волонтерского движения на совместном мероприятии с родителями Май Воспитатели 
2. Создание видеоролика «Творим добро».  Представление опыта работы педагогическому сообществу детского сада Май Воспитатели 
3. Награждение призами и грамотами наиболее активных участников волонтерского движения Май Администрация ДОУ
4. Торжественная передача флага волонтеров детям следующей возрастной группы, принятие в клуб «Юный волонтер» Июнь  Воспитатели ДОУ

В рамках технологии «волонтёрское движение» мы создаём условия для разновозрастного общения между детьми, чтобы старшие дошкольники помогали младшим.

На первом этапе педагоги учат детей-волонтёров, как научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить и рисовать. Это даёт ребятам возможность впервые почувствовать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, дети-волонтёры ощущают свою взрослость и стремятся к решению более сложных задач в познании, общении и деятельности.

Волонтёрство помогает ребятам осознать свою ответственность и почувствовать удовлетворение от своей работы. У них повышается самооценка и уверенность в себе. Чтобы реализовать эту технологию, необходимо регулярно предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших.

Волонтёрский отряд детского сада активно участвует в различных акциях, проводит недели и дни помощи. Помогать можно всем и во всём. На языке детей это означает «делать добрые дела» и «помогать другим». Отличным местом для этого становится «Неделя добра», где волонтёры учат малышей навыкам самообслуживания.

В рамках проекта могут появиться ритуалы, придуманные вместе с детьми. Создаётся клуб «Юный волонтёр», куда в конце учебного года принимают детей из следующей возрастной группы.

Волонтёрское движение — это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными и готовыми в любую минуту прийти на помощь ближнему.

Библиография проекта.

1.О.Л.Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.

2.Л.Л.Шевченко «Добрый мир». из-во «Подмосковье» 2012г.

3.В.Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

  1. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»/ М., Просвещение, 1992.

5.Гришаева Н.П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

6.Интернет-ресурсы.

  1. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях методическое пособие/Т. Л. Богина. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез»,2006. – С. 94 -96
  2. Михайленко И. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду.Пособие для воспитателей Москва 2001г. С. 32-38.
  3. Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят популярная литература. /В. Н. Бачурина–М.: ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200.–С. 114-118.
  4. Адашова T. A. Волонтерство как способ популяризации экологической культуры и туризма: проблемы и перспективы развития / Адашова T. A., Косарева Н. В. // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти А. И. Золотухина и Году экологии. – Саратов, 2017. – С. 7-12.
  5. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81.