Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9 города Аши Челябинской области

(с профессиональным обучением)»

 

Рассмотрена и одобрена 

педагогическим советом

Протокол № 1 

от 28.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:

директор школы 

_______________ С.Н. Коваленко

Приказ №  47/1

от 29.08.2022 г. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Вверх по лестнице к себе»

Направленность программы: социально-педагогическая

Вид программы: ознакомительная

Возраст обучающихся: 17–18 лет

Срок реализации программы: 1 год

Уровень: стартовый

Составитель: 

Луткова Алена Михайловна, 

педагог дополнительного образования

Аша, 2022 г

Содержание

РАЗДЕЛ 1. «Комплекс основных характеристик образования» 3

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цели и задачи программы 4

1.3. Содержание курса 5

1.5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружковой деятельности 8

РАЗДЕЛ 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 10

2.1. Календарный учебный график 10

2.2. Условия реализации программы 14

Список литературы 16

Приложение 1 17

 

РАЗДЕЛ 1. «Комплекс основных характеристик образования»

  • Пояснительная записка 

Рабочая программа «Вверх по лестнице к себе» составлена на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  2. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации дополнительной образовательной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».
  3. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
  4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
  5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).

Характерные для юношеского возраста психологические особенности – повышенное внимание к своему внутреннему миру, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях, в своих отношениях к миру и другим людям, застенчивость – актуализируются на фоне важнейшей для старшеклассников проблемы – профессионального самоопределения, которое неразрывно связано с личностным самоопределением и самореализацией.

Проблема личностного и профессионального «Я» встает перед ребенком в ранней юности со всей своей остротой и во всей своей сложности.

Эффективным средством для решения многих психологических проблем школьников являются методы групповой работы, когда помощь приходит не от навязчивого взрослого, а от самих ребят. Принципиально новыми формами проведения групповых занятий с детьми, опирающимися на активные методы обучения, являются тренинги по развитию самосознания.

Предлагаемая программа тренинга общения для старшеклассников преследует две цели: с одной стороны, – развитие представлений о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях, осознание своей личной позиции и, с другой, – развитие коммуникативной компетентности, освоение разных методов общения, осознание своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных видах деятельности.

Программа «Вверх по лестнице к себе» состоит из 3 блоков, каждый из которых направлен на формирование определённых психологических образований личностной сферы подростков. Следует отметить, что блоки программы могут использоваться как вместе, так и автономно. 

Актуальность предлагаемой программы, заключается в том, что создаются все необходимые условия для: 

– совершенствования навыков общения; 

– повышение уверенности в себе; 

– снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия; 

– получение большего объёма информации о положительных коммуникативных и личностных качествах друг друга, используются упражнения побуждающие обращать внимание на положительные качества непопулярных детей; 

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной программы является то, что в ходе обучения навыкам тренинговых технологий используются новые формы, что позволит дать сильный толчок ребенку в выборе профессии.

Данная программа включает в себя три блока тематических тренингов. Сроки реализации программы могут быть гибкими, т.е. можно использовать данную программу в течение одного года. 

1 блок программы посвящен командообразованию. У развиваются навыки взаимодействия и конструктивного общения. Детям была необходима помощь в достижении взаимопонимания. Условиями этого могут послужить: совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия, получение большего объёма информации о положительных коммуникативных и личностных качествах друг друга, создание условий для формирования сплочённой команды через более близкое знакомство участников группы друг с другом, организация опыта группового взаимодействия. 

2 блок программы посвящён развитию лидерских способностей и называется 

 «Лидер: привилегии и ответственность». Развитие лидерских способностей было необходимо прежде всего для того, чтобы дети научились их использовать при подготовке мероприятий, принятии самостоятельных решений во время сценических выступлений. В данном блоке осуществляется развитие лидерских навыков у участников тренинга через определение четких и ясных признаков лидерского поведения, осознание лидерских качеств, даётся возможность проверить свою готовность выступать в качестве лидера. Блок состоит из 5 встреч. Каждая из которых имеет свои задачи. 

3 блок программы посвящён поиску внутренних ресурсов. 

На этом этапе реализации программы у участников кружка должна возникнуть потребность в самостоятельном поиске собственных ресурсов для восполнения энергии, успешного взаимодействия с обществом, личностного развития, сохранения своего психического здоровья в ситуациях крайнего эмоционального напряжении, которое часто возникает во время работы при подготовке мероприятий, сценических выступлений. 

На тренингах акцент делается на таких личностных ресурсах как позитивное мышление, раскрытие своих сильных сторон, самооценка, целеполагание, эмоциональная саморегуляция, самопознание и позитивное самовосприятие. 

Уровень освоения программы – общекультурный.

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: развитие личностной сферы подростков в процессе проведения тематических тренингов.  

Целевая группа: старшеклассники в возрасте 16-18 лет. 

Организация занятий: программой предусмотрено 68 тренинговых занятий по 30 минут каждое (2 занятия в неделю на протяжении учебного года) 

Задачи программы: 

  1. Развитие навыков установления контакта с новыми людьми;
  2. Развитие навыков аргументированного отстаивания своей точки зрения;
  3. Развивать умения учащихся работать в команде, навыки командного взаимодействия; 
  4. Развивать лидерские навыки у подростков; 
  5. Активизировать внимание подростков к необходимости раскрытия внутреннего потенциала;
  6. Обучение грамотному использованию во взаимодействии невербальных форм общения;
  7. Развитие умений слушать собеседника и слышать его.

Объем и срок освоения программы 

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год

Режим занятий

Форма занятий – групповая. Учебный процесс строится согласно календарно-тематическому планированию.

Формы и методы работы:

Каждое тренинговое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы:

1) Упражнения-активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении; 

2) Упражнения с использованием арт-терапии; 

3) Групповые дискуссии, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуации; 

4) Рефлексия – подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и психологами.

Особенности организации образовательного процесса 

Программа реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время и исключает переутомляемость детей за счет:

  • обеспечения личностно-ориентированного и личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной для них деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;
  • использование социально-значимых и интерактивных способов усвоения образовательного материала;
  • организации соответствующих для каждого возраста форм активности.

Все занятия проходят с применением здоровьесберегающих технологий, с соблюдением всех принципов специальной педагогики, с учётом индивидуальных особенностей организма каждого ребёнка, на основе личностно – ориентированного, дифференцированного, разноуровневого подхода.

Ожидаемые результаты: 

В результате реализации программы у старшеклассников отмечается грамотное использование во взаимодействии невербальных форм общения, умение слушать и слышать собеседника, не возникает проблем с установлением контактов с новыми людьми, а в дискуссии не возникает проблем в аргументированном высказывании своего мнения. 

1.3. Содержание курса

Вводное занятие – 1 час

1.САМОЗНАНИЕ 8ч.

Понимание необходимости развития коммуникативных навыков  

 Формирование интереса к работе в группе, создание настроя на работу по теме занятия, повышение активности участников, расширение представлений о себе и других.

Актуализация представлений о себе, выделение среди них того, что участники хотят знать о себе и что прячут от себя.

Осознание каждым участником группы своего жизненного опыта в изменчивом мире, способов преодоления возникающих трудностей и препятствий

Обнаружение иррациональных суждений у членов группы.

  1. КАК ДОСТИЧЬ ЦЕЛИ 8ч.

Определение степени доверия участников тренинга другим людям, готовности брать ответственность на себя за другого.

Осознание участниками тренинга собственных мотивов достижения целей.

Формирование взгляда на свое настоящее путем перенесения в будущее, в котором сегодняшние проблемы уже давно нашли свое решение.

Определение участниками тренинга своей способности достигать поставленной цели, находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям.

Выявление участниками своих основных желаний, которые лягут в основу программы изменений.

Развитие психологической грамотности  

Сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений, актуализация переживания доверия к людям

Формирование оптимизма, укрепление уверенности участников в том, что они способны достичь успеха.

  1. РАБОТА НАД ПРОБЛЕМОЙ. СОПРОТИВЛЕНИЕ. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ 8ч.

Развитие способности осознавать и вербализовывать свое состояние, находить слова для его обозначения. Осознание своего умения слушать других, определение своих ошибок, причин их возникновения. Упражнение выполняется в парах

Теоретический базис 

Развитие самопознания, самопонимания, выявление собственных проблем и индивидуальных особенностей.

Анализ участниками собственных фантазий с целью более глубокого понимания своих потребностей.

Осознание участниками тренинга собственной модели поведения в ситуации взаимодействия со своим страхом.

Осознание связи между желаниями и страхами, за которыми они прячутся.

Проектирование новых форм своего поведения, которые помогут достичь желаемого.

  1. ЧУВСТВА. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ 7ч.

Развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния.

Исследование и анализ своих чувств, осознание внутреннего эмоционального состояния.

Осмысление и обсуждение своих чувств, развитие способности управлять ими. Обретение опыта трансформации негативных чувств в позитивные, создание творческого настроения.

Осознание участниками собственной модели поведения при проявлении различных эмоций.

Установление личной «зоны комфорта» при общении с конкретными людьми, группой.

Теоретические знания 

Личностное развитие 

Осознание внутренней обиды, освобождение от нее

Обучение способам понимания и выражения обиды.

Углубление чувства самостоятельности и развития личной зрелости способом прощения и благодарности.

Осознание индивидуальных способов выражения гнева.

Выражение агрессии через игру и позитивное движение.

Совершенствование навыков расслабления и снятия напряжения, оказание поддержки другому человеку.

  1. ПОЗНАНИЕ СЕБЯ 8ч.

Создание благоприятной для дальнейшей работы атмосферы

Изменение своего отношения к конфликтному событию, другому его участнику.

Развитие теоретической базы 

Осознание позитивных событий своей жизни

Осознание и проверка собственных невербальных средств взаимодействия в различных ситуациях. Понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состояния другого человека.

Воссоздание адекватной самооценки, позитивного отношения к себе.

Осознание участниками отношения к своему имени (его принятие или непринятие), расширение представлений о себе и других.

Интеграция участниками собственного «Я»-образа. Принятие себя через самооценку и оценку других. В

Предоставление участникам возможности посмотреть на себя «со стороны», развитие позитивного мышления, обучение более лояльному отношению к себе.

сознание собственной ценности, развитие позитивного отношения к себе.

  1. САМОПРИНЯТИЕ. САМООДОБРЕНИЕ. ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ 8ч.

Определение своих лучших качеств, использование их в качестве ресурса в преодолении трудных ситуаций.

Создание своего желаемого «Я»-образа. Упражнение выполняется на фоне тихо звучащей спокойной музыки.

Развитие «социальных навыков», позволяющих человеку жить полноценной жизнью и способствующих тому, чтобы рядом с ним лучше жилось другим

Осознание своего жизненного сценария путем анализа собственного отношения к своим успехам и неудачам, связанным с достижением цели.

Осознание собственных притязаний. Ведущий: «В течение десяти минут ответьте на вопрос: „Что я хочу достичь в течение ближайших трех лет?“»

Расширение круга личных притязаний.

Получение доступа к ресурсам собственного бессознательного

Осознание внутреннего «Я», стимулирование внутренней энергии, жизненной силы.

  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ. ЖИЗНЬ ПО СОБСТВЕННОМУ ВЫБОР 7ч.

Повышение взаимной чувствительности членов группы.

Определение и проработка причин, мешающих реализации прав личности

Осознание участниками своего стиля взаимодействия с другими, обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Осознание своего внутреннего состояния в споре, трансформация раздражения, агрессии и апатии в готовность к общению и во взаимную внимательность.

Обучение участников навыкам понимания другого

 Определение модели поведения участников при разрешении конфликтных ситуаций: проявление агрессии и невнимания к нуждам другого или дружелюбие и взаимное уважение

Развития теоретических представлений о уверенности личности

  1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ 8ч.

Развитие зрительного канала восприятия, тренировка наблюдательности

Актуализация эмоциональных состояний через их мимическое выражение и телесные переживания

Отработка различных моделей поведения

Расширение знаний участников о различных видах улыбок, формирование умения управлять выражением своих чувств.

Поиск необходимого для уверенности в себе внутреннего самоощущения.

Усиление выразительности речи с помощью интонации.

Развитие умения отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного

Совершенствование коммуникативных умений, навыков уверенного поведения

Составление личного позитивного образа будущего

Выявление ценностей, истинных целей участников.

Итоговое занятие 1 час

1.4. Учебный план

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации и контроля
Всего Теория Практика
1.  Вводное занятие 1 0,5 0,5
2. Тренинг самопознание 8 1 7 Анкетирование, опрос
3.  Тренинг как достичь цели 8 1 7 Анкетирование, опрос
4. Тренинг Работа над сопротивлением. Развитие защитных механизмов психики 8 1 7 Анкетирование, опрос
5. Чувства, способы выражения чувств. 7 1 6
6. Познание себя 8 1 7
7. Самопринятие. Самоодобрение. Позитивное мышление 8 1 7
8. Права и обязанности человека. Отношения с другими. Жизнь по собственному 7 1 6
9. Уверенность в себе 8 1 7
5. Итоговое занятие 1 0 1 Анкетирование, опрос
Итого 64 8,5 55,5

1.5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружковой деятельности

Освоение детьми программы кружковой деятельности «экология общения» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающихся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,

положительное отношение к профессиям педагогической направленности;

бережное отношение к своему здоровью;

проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;

овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в совместной деятельности.

Стремление к самообразованию.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД). 

Регулятивные УД:

умение проговаривать последовательность действий;

умение совместно с учителем и другими учениками давать оценку действию другой личности;

умение работать по предложенному учителем плану;

умение составлять свой план и четко следовать ему;

организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно входить, знать и выполнять правила внутреннего распорядка;

умение следовать инструкции;

умение формулировать совместно с группой задание.

Познавательные УД

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты;

Коммуникативные УД

умение осуществлять совместную деятельность;

умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом.

умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать речь других;

умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Другими результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

Результатом комплексного психолого – педагогического сопровождения является развитие у учащихся таких личностных качеств как: выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, дисциплинированность, добросовестность, идейная убежденность, инициативность, искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др. 

В качестве одной из важнейших составляющих компетенций формируется потребность в самостоятельном приобретении новых знаний и умений, а также использовать их в практической деятельности. Структурными элементами самообразования могут выступать самоанализ и осознание его необходимости, планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения), самопроявление, анализ, самокорректировка.

Результативность отслеживается по мере освоения теоретического материала на протяжении всего учебного года. Для проверки усвоения материала учащиеся выполняют и защищают определенные задания.

Также используются такие формы, как: педагогическое наблюдение, качественная оценка работ учащихся, самоконтроль, тестирование.

Оценка планируемых результатов освоения программы

В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Результативность изучения программы кружковой деятельности определяется на основе участия ребенка в мероприятиях. О достижении результатов следует судить по следующим критериям: 

  • по оценке творческой продукции ребенка; 
  • по повышению уровня общей культуры; 
  • по введению речевого материала занятий в активный словарь обучающихся; 
  • по отношению в коллективе. 


РАЗДЕЛ 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график 

Дополнительная общеобразовательная программа «Экология общения»

Уровень стартовый, 1 год обучения

№ п/п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 сентябрь 7 14.00-14:55 беседа 1 Обзор программы. Проведение стартовой диагностики. Инструктаж по ТБ. МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33 Входная диагностика
2 сентябрь 7 14.00-14:55 Тренинг  1 Знакомство, обсуждение правил группы, обсуждение программы тренинга. 

Упражнение 1. «Мой образ»

МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
3 сентябрь 14 14.00-14:55 Тренинг  1 «Кто Я?» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
4 сентябрь 14 14.00-14:55 Тренинг  1 «Судно, на котором я плыЪу» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
5 сентябрь 21 14.00-14:55 Тренинг  1 Теоретическая часть. Что такое рациональные и иррациональные суждения?

«Мои суждения»

МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
6 сентябрь 21 14.00-14:55 Тренинг  1 «Вождение слепого» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
7 сентябрь 28 14.00-14:55 Тренинг  1 «Мотивы достижения цели» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
8 сентябрь 28 14.00-14:55 Тренинг  1 «Через два года» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
9 октябрь 5 14.00-14:55 Тренинг  1 «Выйди из круга» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
10 октябрь 5 14.00-14:55 Тренинг  1 «Что я хочу на самом деле?» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
10 октябрь 12 14.00-14:55 Тренинг  1 Теоретическая часть. Программа достижения цели МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
11 октябрь 12 14.00-14:55 Тренинг  1 «Доверительное падение» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
12 октябрь 19 14.00-14:55 Тренинг  1 «Успех» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
13 октябрь 19 14.00-14:55 Тренинг  1 «Цвет моего состояния»

«Активное слушание»

МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
14 октябрь 26 14.00-14:55 Тренинг  1 Теоретическая часть. Что такое внутренние проблемы человека с психологической точки зрения? МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
15 октябрь 26 14.00-14:55 Тренинг  1 «Семь характеристик» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33 Анкетный опрос
16 ноябрь 2 14.00-14:55 Тренинг  1 «Мои фантазии» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
17 ноябрь 9 14.00-14:55 Тренинг  1 «Взаимодействие со страхом» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
18 ноябрь 16 14.00-14:55 Тренинг  1 «Хозяин желаний» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
19 ноябрь 23 14.00-14:55 Тренинг  1 «Ситуация успеха» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
20 ноябрь 30 14.00-14:55 Тренинг  1 «Выражение эмоций» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
21 декабрь 7 14.00-14:55 Тренинг  1 «Контур человека» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
22 декабрь 7 14.00-14:55 Тренинг  1 «Скульптура эмоций» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
23 декабрь 14 14.00-14:55 Тренинг  1 «Десять комнат» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
24 декабрь 14 14.00-14:55 Тренинг  1 «Установление личной дистанции» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
25 декабрь 21 14.00-14:55 Тренинг  1 Теоретическая часть. Что такое «личная территория»? МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
26 декабрь 21 14.00-14:55 Тренинг  1 «Расширение внутреннего пространства» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
27 декабрь 28 14.00-14:55 Тренинг  1 «Отдать червяка» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
28 декабрь 28 14.00-14:55 Тренинг  1 «Моя обида» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33 Анкетный опрос 
29 январь 11 14.00-14:55 Тренинг  1 «Прощение и благодарность» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
30 январь 11 14.00-14:55 Тренинг  1 «Слова гнева» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
31 январь 18 14.00-14:55 Тренинг  1 «Толкалки» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
32 январь 18 14.00-14:55 Тренинг  1 «Ласковые ладошки» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
32 январь 25 14.00-14:55 Тренинг  1 «Пожелание» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
33 январь 25 14.00-14:55 Тренинг  4 «Улыбка» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
34 февраль 1 14.00-14:55 Тренинг  1 Теоретическая часть. Наши чувства МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
35 февраль 1 14.00-14:55 Тренинг  1 «Утро завтрашнего дня» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
36 февраль 8 14.00-14:55 беседа 1 «Взаимодействие» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33 Анкетный опрос
37 февраль 8 14.00-14:55 беседа 1 «Взгляд на себя глазами влюбленного человека» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
38 февраль 15 14.00-14:55 беседа 1 «Имя» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
39 февраль 15 14.00-14:55 беседа 1 «Маска» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
40 февраль 22 14.00-14:55 беседа 1 Относитесь к себе, как к любимому человеку» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
41 февраль 22 14.00-14:55 беседа 1 «Здравствуй Я, мой любимый» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
41 март 1 14.00-14:55 беседа 1 «В лучах солнца» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
42 март 1 14.00-14:55 беседа 1 «Идеальный образ» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
3 март 8 14.00-14:55 беседа 1 «Развитие самопринятия» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
44 март 8 14.00-14:55 беседа 1 «Два варианта» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
45 март 15 14.00-14:55 беседа 1 «Мои цели» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
46 март 15 14.00-14:55 беседа 1 «Зона прочности» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
47 март 22 14.00-14:55 беседа 1 «Мудрец из храма» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
48 март 22 14.00-14:55 беседа 1 «Цветение розы» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
49 март 29 14.00-14:55 беседа 1 «коллективный счет»

«Мои права»

МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
50 март 29 14.00-14:55 беседа 1 «Взаимодействие» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
51 апрель 5 14.00-14:55 беседа 1 «Да, нет» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
52 апрель 5 14.00-14:55 беседа 1 «Общение с близкими» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
53 апрель 12 14.00-14:55 беседа 1 «Разожми кулак» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
54 апрель 12 14.00-14:55 беседа 1 Теоретическая часть. Уверенный и неуверенны й человек МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
55 апрель 19 14.00-14:55 беседа 1 «Внимание» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
56 апрель 19 14.00-14:55 беседа 1 «Психогимнастика» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
57 апрель 26 14.00-14:55 беседа 1 «Походка» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
58 апрель 26 14.00-14:55 беседа 1 «Улыбка» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
59 Май  3 14.00-14:55 беседа 1 «Осанка и улыбка» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
60 Май  3 14.00-14:55 беседа 1 «Разговор по телефону» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
61 Май  10 14.00-14:55 беседа 1 «Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
62 Май  10 14.00-14:55 беседа 1 «Железнодорожная касса» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
63 Май  17 14.00-14:55 беседа 1 «Сон героя» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33
64 Май  17 14.00-14:55 беседа 2 «Мои ценности» МКОУ «СОШ № 9» кабинет 33

2.2. Условия реализации программы

Базовой площадкой для реализации программы является МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)».

Организатором образовательного процесса по данной программе является педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее специальное образование, систематически повышающий свою профессиональную квалификацию, владеющий методиками преподавания предметной деятельности данного курса.

Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

Знания Умения
Допустимый уровень
– развитые психические процессы (восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи); 

– повышение уровня развития эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.

– развитие навыков стрессоустойчивости; 

– Конкретизировать свои личные особенности, интересы и склонности;

– Развитая и нормальная самооценка.

выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, дисциплинированность, добросовестность, идейная убежденность, инициативность, искренность, порядочность, стремление к самосовершенствованию и др. 

В качестве одной из важнейших составляющих компетенций формируется потребность в самостоятельном приобретении новых знаний и умений, а также использовать их в практической деятельности. Структурными элементами самообразования могут выступать самоанализ и осознание его необходимости, планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения), само проявление, анализ, само корректировка.

Минимальный уровень
Правила поведения в общественных местах;

правила общения со взрослыми;

правила общения со сверстниками

эмоциональные состояния

– описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам,

– выделять существенные признаки предметов,

– обобщать, делать несложные выводы,

– определять последовательность выполнения операций, 

– давать определения тем или иным понятиям,

– осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов, 

– слушать и понимать обращенную к нему речь.


Список литературы 

  1. Биркенбиль, Вера. Тренинг уверенного общения. 56 упражнений, которые помогут прокачать навыки коммуникации / Вера Биркенбиль ; [перевод с английского Е. А. Трубченковой]. — Москва : Эксмо, 2022. — 288 с.
  2. Кравец Э. Тренинг по Ричарду Баху. 70 упражнений, которые помогут вашей мечте обрести крылья  /  Э. Кравец —  «АСТ»,  202. – 106 с. 
  3. Мосс Д. Игры, в которые мы все играем. Тренинг по системе Эрика Берна. 40 упражнений, чтобы понимать людей, воздействовать на них, освободиться от негативного сценария  /  Д. Мосс —  «Издательство АСТ»,  2012. – 111 с. 
  4. Психология делового общения : учебное пособие / составители Т. Н. Чумакова, Н. М. Кувичкин. — Персиановский : Донской ГАУ, 2020. — 175 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/148562 (дата обращения: 03.06.2022)
  5. Стишенок И. В.  Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. — СПб.: Речь, 2020. – 280 с. 
  6. Шевцова И. 70 авторских упражнений для тренингов. Идеи для творческого использования  /  И. Шевцова —  «Издательские решения», 2021. – 162 с. 


Приложение 1 

Календарно – тематическое планирование

№ п.п Тема занятия Кол. час. Деятельность учащихся  Коррекционная работа Ожидаемый результат
1. САМОПОЗНАНИЕ
1 Обзор программы. Проведение стартовой диагностики. Инструктаж по ТБ. 1 беседа Коммуникативные навыки  Понимание необходимости развития коммуникативных навыков  
2 Знакомство, обсуждение правил группы, обсуждение программы тренинга. 

Упражнение 1. «Мой образ»

1 Тренинг  Командообразование  Формирование интереса к работе в группе, создание настроя на работу по теме занятия, повышение активности участников, расширение представлений о себе и других.
3 «Кто Я?» 1 Тренинг  Командообразование Актуализация представлений о себе, выделение среди них того, что участники хотят знать о себе и что прячут от себя.
4 «Судно, на котором я плыЪу» 1 Тренинг  Личностное развитие  Осознание каждым участником группы своего жизненного опыта в изменчивом мире, способов преодоления возникающих трудностей и препятствий
5 Теоретическая часть. Что такое рациональные и иррациональные суждения?

«Мои суждения»

1 Тренинг  Личностное развитие  Обнаружение иррациональных суждений у членов группы.
  1. КАК ДОСТИЧЬ ЦЕЛИ
6 «Вождение слепого» 1 Тренинг  Личностное развитие  Определение степени доверия участников тренинга другим людям, готовности брать ответственность на себя за другого.
7 «Мотивы достижения цели» 1 Тренинг  Личностное развитие  Осознание участниками тренинга собственных мотивов достижения целей.
8 «Через два года» 1 Тренинг  Личностное развитие  Формирование взгляда на свое настоящее путем перенесения в будущее, в котором сегодняшние проблемы уже давно нашли свое решение.
9 «Выйди из круга» 2 Тренинг  Личностное развитие  Определение участниками тренинга своей способности достигать поставленной цели, находить выход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, доверять людям.
10 «Что я хочу на самом деле?» 1 Тренинг  Личностное развитие  Выявление участниками своих основных желаний, которые лягут в основу программы изменений.
11 Теоретическая часть. Программа достижения цели 1 Тренинг  Личностное развитие  Развитие психологической грамотности  
12. «Доверительное падение» 1 Тренинг  Личностное развитие  Сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений, актуализация переживания доверия к людям
13. «Успех» 1 Тренинг  Личностное развитие  Формирование оптимизма, укрепление уверенности участников в том, что они способны достичь успеха.
  1. РАБОТА НАД ПРОБЛЕМОЙ. СОПРОТИВЛЕНИЕ. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ
14. «Цвет моего состояния»

«Активное слушание»

1 Тренинг  Личностное развитие  Развитие способности осознавать и вербализовывать свое состояние, находить слова для его обозначения. Осознание своего умения слушать других, определение своих ошибок, причин их возникновения. Упражнение выполняется в парах
15. Теоретическая часть. Что такое внутренние проблемы человека с психологической точки зрения? 1 Тренинг  Личностное развитие  Теоретический базис 
16. «Семь характеристик» 2 Тренинг  Личностное развитие  Развитие самопознания, самопонимания, выявление собственных проблем и индивидуальных особенностей.
17. «Мои фантазии» 1 Тренинг  Личностное развитие  Анализ участниками собственных фантазий с целью более глубокого понимания своих потребностей.
18. «Взаимодействие со страхом» 1 Тренинг  Личностное развитие  Осознание участниками тренинга собственной модели поведения в ситуации взаимодействия со своим страхом.
19. «Хозяин желаний» 1 Тренинг  Личностное развитие  Осознание связи между желаниями и страхами, за которыми они прячутся.
20. «Ситуация успеха» 1 Тренинг  Личностное развитие  Проектирование новых форм своего поведения, которые помогут достичь желаемого.
  1. ЧУВСТВА. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ
21. «Выражение эмоций» 1 Тренинг  Личностное развитие  Развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния.
22. «Контур человека» 1 Тренинг  Личностное развитие  Исследование и анализ своих чувств, осознание внутреннего эмоционального состояния.
23. «Скульптура эмоций» 1 Тренинг  Личностное развитие  Осмысление и обсуждение своих чувств, развитие способности управлять ими. Обретение опыта трансформации негативных чувств в позитивные, создание творческого настроения.
24. «Десять комнат» 1 Тренинг  Личностное развитие  Осознание участниками собственной модели поведения при проявлении различных эмоций.
25. «Установление личной дистанции» 1 Тренинг  Личностное развитие  Установление личной «зоны комфорта» при общении с конкретными людьми, группой.
26 Теоретическая часть. Что такое «личная территория»? 2 Теория   Личностное развитие  Теоретические знания 
27 «Расширение внутреннего пространства» 1 Тренинг  Личностное развитие  Личностное развитие 
28 «Отдать червяка» 1 Тренинг  Личностное развитие  Осознание внутренней обиды, освобождение от нее
29 «Моя обида» 1 Тренинг  Личностное развитие  Обучение способам понимания и выражения обиды.
30 «Прощение и благодарность» 1 Тренинг  Личностное развитие  Углубление чувства самостоятельности и развития личной зрелости способом прощения и благодарности.
31 «Слова гнева» 1 Тренинг  Личностное развитие  Осознание индивидуальных способов выражения гнева.
32 «Толкалки» 1 Тренинг  Личностное развитие  Выражение агрессии через игру и позитивное движение.
33 «Ласковые ладошки» 1 Тренинг  Личностное развитие  Совершенствование навыков расслабления и снятия напряжения, оказание поддержки другому человеку.
  1. ПОЗНАНИЕ СЕБЯ
34 «Пожелание» 1 Тренинг  Личностное развитие  Создание благоприятной для дальнейшей работы атмосферы
35 «Улыбка» 4 Тренинг  Личностное развитие  Изменение своего отношения к конфликтному событию, другому его участнику.
36 Теоретическая часть. Наши чувства Теория   Личностное развитие  Развитие теоретической базы 
37 «Утро завтрашнего дня» Тренинг  Личностное развитие  Осознание позитивных событий своей жизни
38 «Взаимодействие» Тренинг  Личностное развитие  Осознание и проверка собственных невербальных средств взаимодействия в различных ситуациях. Понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состояния другого человека.
39 «Взгляд на себя глазами влюбленного человека» Тренинг  Личностное развитие  Воссоздание адекватной самооценки, позитивного отношения к себе.
40 «Имя» Тренинг  Личностное развитие  Осознание участниками отношения к своему имени (его принятие или непринятие), расширение представлений о себе и других.
41 «Маска» Тренинг  Личностное развитие 148 Интеграция участниками собственного «Я»-образа. Принятие себя через самооценку и оценку других. В
42 Относитесь к себе, как к любимому человеку» Тренинг  Личностное развитие  Предоставление участникам возможности посмотреть на себя «со стороны», развитие позитивного мышления, обучение более лояльному отношению к себе.
43 «Здравствуй Я, мой любимый» Тренинг  Личностное развитие  сознание собственной ценности, развитие позитивного отношения к себе.
  1. САМОПРИНЯТИЕ. САМООДОБРЕНИЕ. ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
«В лучах солнца» Определение своих лучших качеств, использование их в качестве ресурса в преодолении трудных ситуаций.
«Идеальный образ» Тренинг  Личностное развитие  Создание своего желаемого «Я»-образа. Упражнение выполняется на фоне тихо звучащей спокойной музыки.
«Развитие самопринятия» Тренинг  Личностное развитие  Развитие «социальных навыков», позволяющих человеку жить полноценной жизнью и способствующих тому, чтобы рядом с ним лучше жилось другим
«Два варианта» Тренинг  Личностное развитие  Осознание своего жизненного сценария путем анализа собственного отношения к своим успехам и неудачам, связанным с достижением цели.
«Мои цели» Тренинг  Личностное развитие  Осознание собственных притязаний. Ведущий: «В течение десяти минут ответьте на вопрос: „Что я хочу достичь в течение ближайших трех лет?“»
«Зона прочности» Тренинг  Личностное развитие  Расширение круга личных притязаний.
«Мудрец из храма» Тренинг  Личностное развитие  Получение доступа к ресурсам собственного бессознательного
«Цветение розы» Тренинг  Личностное развитие  Осознание внутреннего «Я», стимулирование внутренней энергии, жизненной силы.
  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ. ЖИЗНЬ ПО СОБСТВЕННОМУ ВЫБОР
«коллективный счет»

«Мои права»

Тренинг  Личностное развитие  Повышение взаимной чувствительности членов группы.

Определение и проработка причин, мешающих реализации прав личности

«Взаимодействие» Тренинг  Личностное развитие  Осознание участниками своего стиля взаимодействия с другими, обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
«Да, нет» Тренинг  Личностное развитие  Осознание своего внутреннего состояния в споре, трансформация раздражения, агрессии и апатии в готовность к общению и во взаимную внимательность.
«Общение с близкими» Тренинг  Личностное развитие  Обучение участников навыкам понимания другого
«Разожми кулак» 4 Тренинг + теория  Личностное развитие  Определение модели поведения участников при разрешении конфликтных ситуаций: проявление агрессии и невнимания к нуждам другого или дружелюбие и взаимное уважение
Теоретическая часть. Уверенный и неуверенны й человек 4 Тренинг  Личностное развитие  Развития теоретических представлений о уверенности личности
  1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
«Внимание» Тренинг  Личностное развитие  Развитие зрительного канала восприятия, тренировка наблюдательности
«Психогимнастика» Тренинг  Личностное развитие  Актуализация эмоциональных состояний через их мимическое выражение и телесные переживания
«Походка» Тренинг  Личностное развитие  Отработка различных моделей поведения
«Улыбка» Тренинг  Личностное развитие  Расширение знаний участников о различных видах улыбок, формирование умения управлять выражением своих чувств.
«Осанка и улыбка» Тренинг  Личностное развитие  Поиск необходимого для уверенности в себе внутреннего самоощущения.
«Разговор по телефону» Тренинг  Личностное развитие  Усиление выразительности речи с помощью интонации.
«Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение» Тренинг  Личностное развитие  Развитие умения отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного
«Железнодорожная касса» Тренинг  Личностное развитие  Совершенствование коммуникативных умений, навыков уверенного поведения
«Сон героя» Тренинг  Личностное развитие  Составление личного позитивного образа будущего
«Мои ценности» Тренинг  Личностное развитие  Выявление ценностей, истинных целей участников.

Материально-техническое обеспечение:

– кабинет с хорошей вентиляцией и качественным освещением;

– наличие рабочих мест, соответствующих возрасту и количеству учащихся;

– учебная доска или интерактивная доска;

– аудио-видео-аппаратура;

– цифровые образовательные ресурсы;

– канцелярские товары;

– ручные инструменты, приспособления и материалы для творчества;

– дидактический материал по темам программы.