Организация взаимодействия ДОО и семьи в создании культуротворческой предметно-пространственной среды. 

Авторы:

Чечурина Валентина Яковлевна,

воспитатель ГБОУ Школа № 117 г. Москвы,

Суханова Оксана Олеговна,

воспитатель ГБОУ Школа № 117 г. Москвы,

Васильева Юлия Геннадьевна,

учитель-логопед ГБОУ Школа № 117 г. Москвы.

Актуальность.

Наша страна переживает процессы реформации всех сфер общественной жизни, момент смены ценностных социокультурных и личностных ориентаций. Вместе с этим возрастает потребность личности в культурной самоидентификации, обретении способов деятельного освоения мирового и отечественного опыта культуры.

Современное образование сегодня должно представлять собой систему социокультурных институтов, где не просто транслируются предметные знания, то есть передаются готовые формы культуры, но и где эти формы создаются в творческом взаимодействии детей и взрослых на основе партнерских отношений. Эффективность данного процесса повышается в условиях создания особой культуротворческой среды, активного вовлечения семьи в педагогический процесс. 

Интеграция «образования в культуру» и, наоборот, «культуры в образование», по мнению Е.В. Бондаревской, позволяет активно осуществлять процессы социализации в обществе в определенной культурной среде, результатом которой является образование и воспитание «человека культуры». Формирование культурно-образовательной среды как средства социализации и самореализации личности, индивидуализации образовательного процесса позволяет превратить ДОО в особое интегрирующее сообщество разных групп, особую организацию жизни и деятельности детей и взрослых, всей системы их отношений с окружающим миром. В современном мире растет значение социальной и культурной функции образования, поэтому одним из направлений повышения качества в образовании является создание непрерывной культурно-образовательной среды как важного элемента современной инфраструктуры общества.  

В условиях современного дошкольного образования наибольшую значимость для личностного, творческого и интеллектуального развития ребенка-дошкольника имеет организуемая в дошкольном образовательном учреждении развивающая предметно-пространственная среда. 

Историографический анализ, проведённый современным педагогом-практиком Л.Н. Галигузовой показывает, что первым ученым, обратившим внимание на значимость развивающей среды, стал Ж.Ж. Руссо, который, в свою очередь, определял ее, как комплекс гигиенических (санитарно-гигиенических), материально технических социокультурных и эстетических условий [12]. 

Особую значимость в аспекте рассматриваемой проблемы имеют исследования М. Монтессори, которая рассматривала развивающую среду дошкольного образовательного учреждения как особое пространство для развития детей, обладающее условиями для полноценного самообучения и саморазвития в рамках продуктивной деятельности. Согласно работе М.Ю. Гладких развивающая среда есть ни что иное, как специальным образом организованное культурное пространство, оказывающее положительное педагогическое воздействие на саморазвитие и самостоятельность детей-дошкольников [15]. 

Понятие «предметно-пространственная среда» появилось впервые в 90-ых годах XX века. О.Н. Исламкина и Т.Н. Кобзистая определяют предметно-пространственную среду, как некоторую систему объектов и предметов деятельности ребенка-дошкольника, реализующую моделирующую функцию содержания его интеллектуального, физического, творческого и духовно-нравственного развития. По мнению исследователей, предметно-пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении позволяет создать условия для игровой и творческой деятельности детей разных возрастов, способствует развитию когнитивных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения), обеспечивает зону ближайшего развития ребенка [15]. 

С точки зрения Ю.О. Бутвиной и Е.С. Гаврашенко развивающая предметно-пространственная среда ДОО обладает большим развивающим и воспитательно-образовательным потенциалом, так как позволяет создать условия для жизни и деятельности дошкольников, способствует формированию сенсорных эталонов, базового социального опыта, отношения к духовным ценностям; представляет собой способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности [12]. 

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации представляет собой, в первую очередь, пространство для социальной и культурной деятельности детей; средство передачи и закрепления опыта социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развития интеллектуальных и творческих способностей; фактор, стимулирующий личностное развитие ребенка.

Необходимо также обратить внимание на положение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, определяющее процесс создания развивающей среды ДОО одной из главных задач взаимодействия педагогов организации и родителей дошкольников [22]. Иными словами, развивающая среда является фактором, обеспечивающим процесс создания партнерских взаимоотношений, сотрудничества между педагогами и родителями. 

В условиях развивающей среды ДОО родители (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года, с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022 г.): должны участвовать в реализации образовательной программы; в создании условий для полноценного и своевременного развития личности ребенка в дошкольном возрасте; быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Педагоги, в свою очередь, при взаимодействии с родителями должны: показать эффективность воздействия компонентов развивающей среды на ребенка; ориентироваться на содействие в развитии ребенка при взаимодействии с родителями; установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией; повысить степень заинтересованности родителей в организации предметно-развивающейся среды; больше вовлекать их в воспитательную и образовательную деятельность [21]. 

Наибольший развивающий эффект, на наш взгляд, имеет созданная в ДОО культуротворческая предметно-пространственная среда. Ценностный подход проходит красной нитью через содержание всей Федеральная образовательная программа (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 “Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования”).

Ценности являются определяющими элементами культуры. 

Ценность «культура» также введена в содержание ФОП ДО.

Согласно ФОП ДО, при выборе форм, методов, средств реализации программы педагог учитывает интерес детей «к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности». 

Поэтому, на наш взгляд, особенно актуальным является создание в современной ДОО культуротворческой предметно-пространственной среды.

А. А. Макареня под культуротворческой средой понимает совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности обучающегося. Структурными компонентами культуротворческой среды, согласно подходу А. А. Макарени, могут являться информационная, предметная, деятельностная, интеллектуальная, художественная, оценочная, материальная, социальная и др. среды. В рамках нашей разработки мы будем рассматривать предметную культуротворческую среду.

Нами была поставлена проблема создания такой среды в совместной деятельности с семьями дошкольников.

Нами была поставлена цель: организовать взаимодействие ДОО и семьи при создании культуротворческой предметно-пространственной среды.

Задачи:

  1. Провести анализ условий для создания культуротворческой среды ДОО с выявлением проблемных зон и рисков;
  2. Разработать алгоритм создания культуротворческой предметно-пространственной среды, включающий в себя несколько этапов; 
  3. Определить результаты деятельности по каждому этапу и осуществить их мониторинг.

Описание разработки. 

Обобщая результаты анализа научно-теоретической литературы и нормативно-правовых источников можно сделать вывод, что термин «развивающая среда ДОО» трактуется в научных исследованиях, как пространство для социальной и культурной деятельности детей; средство передачи и закрепления опыта социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развития интеллектуальных и творческих способностей; фактор, стимулирующий личностное развитие ребенка. Основными компонентами развивающей среды современной дошкольной образовательной организации являются: социальный, пространственно-предметный, компонент микросоциума. Развивающая среда ДОО является фактором, обеспечивающим взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов и дошкольников, родителей и педагогов.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения обеспечивает создание и поддержание системы взаимодействия всех участников образовательного процесса, в первую очередь, взаимодействие взрослых (педагогов и родителей) с детьми, ориентированное на интересы и возможности каждого ребёнка, учитывающее социальную ситуацию его развития. Так, согласно положениям, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная среда «должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых». 

В своих исследованиях Е.Г. Казарова отмечает, что организация продуктивного, результативного взаимодействия детского сада и семьи требует учета определенных методических и педагогических принципов, а именно [10]:

  1. Принцип обеспечения субъектной позиции всех субъектов образовательных отношений – детей, их родителей и педагогов ДОО. Сущность данного принципа заключается в предоставлении равных возможностей и прав для реализации собственных интересов, и удовлетворения образовательных потребностей для детей, педагогов и родителей; открытости для суждений и высказываний, касающихся особенностей организации учебно-воспитательного процесса; возможности проявлять активность, инициативу.
  2. Принципы интеграции и дифференциации целей, задач и действий партнеров, направленные на индивидуализацию развития личности детей. Этот принцип, по мнению Л.В. Кенда, реализуется в совместной деятельности педагогов ДОО и родителей при следующих условиях: обеспечение взаимной и достоверной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях; определение общих и частных задач образования ребенка; совместное принятие решений; согласованность требований к ребенку.
  3. Научно – практический принцип в партнерстве педагогов ДОО и родителей, по мнению О.В. Орловой, заключается в: создании методической базы для партнерского взаимодействия ДОО и семей; использование оптимальных форм, механизмов и методов на разных этапах взаимодействия между педагогами ДОО и родителями; организации психологической и педагогической помощи всем нуждающимся [18]. 
  4. Принцип системности и последовательности предполагает организацию системы поэтапного, организованного в соответствии с требованиями ФГОС ДОО, взаимодействия педагогов и родителей, базирующегося не только на содержании тематического планирования воспитательного процесса, но также на особенностях онтогенеза развития детей, с учетом возрастных показателей, возникающих трудностей и пр.

На наш взгляд, последний принцип – системности и последовательности – играет наиболее важную роль в повышении потенциала развивающей среды как средства организации взаимодействия педагогов и родителей дошкольников. Разработка дидактического и методического обеспечения системы занятий и встреч с родителями, с использованием разнообразных материалов, форм и методов работы, способствует повышению заинтересованности родителей в организации развивающей среды, пониманию необходимости и значимости развивающей среды для воспитания ребенка.

Н.В. Штельвак утверждает, что предметно-развивающая среда может улучшать взаимодействие, общение, совместную деятельность, если отвечает ряду следующих критериев, отражающих её потенциал: 

  • направленность – соответствие актуальным интересам и потребностям детей; интересам и потребностям детей; 
  • многофункциональность – условия для организации разнообразных видов деятельности, в том числе совместной; 
  • неоднородность – разнообразие игрушек, материалов, предметов мебели; 
  • динамичность – возможность внесения изменений, дополнений в среду, в том числе в совместной деятельности и др. [15]

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме создания культуротворческой предметно-пространственной среды позволил выделить ее функции:

  •   стимулирует активность всех участников образовательных отношений, их самостоятельность и креативность;
  •  создает пространство для социально значимой свободной деятельности;
  •  имеет поле, содержащее информацию о достижениях общества, человечества, предоставляющее возможность ее преобразовывать;
  •  обеспечивает возможность комфортного существования в образовательном пространстве;
  •  способствует осуществлению свободной продуктивной деятельности.

Нами разработан Алгоритм создания культуротворческой предметно-пространственной среды во взаимодействии ДОО и семьи. Опишем его.

Алгоритм создания культуротворческой предметно-пространственной среды во взаимодействии ДОО и семьи.

З этапа: подготовительный, основной, завершающий.

1 этап – Подготовительный

На первом этапе предусмотрены направления деятельности, связанные с разработкой и корректировкой содержания работы ДОО по созданию культуротворческой предметно-пространственной среды, их апробацией:

  1. Экспертная оценка исходных условий (уровень профессионализма педагогов, заинтересованности, мотивации детей и родителей) с выявлением проблемных зон;
  2. Определение условий, определяющих педагогический потенциал культуротворческой предметно- пространственной среды;
  3. Разработка плана мероприятий с педагогами по повышению их заинтересованности в формировании партнерских взаимоотношений с родителями с целью создания культуротворческой предметно-пространственной среды;
  4. Разработка содержания мероприятий с родителями, направленных на осознание родителями важности и значимости создания культуротворческой предметно-пространственной среды для воспитания и гармоничного развития ребенка;
  5. Разработка тематического плана мероприятий с педагогами и родителями по вопросам создания культуротворческой предметно-пространственной среды в ДОО;
  6. Начало деятельности по оптимизации взаимодействия педагогов ДОО и семьи в создании культуротворческой предметно-пространственной среды.

Проведенный анализ условий, включающий в себя работу с педагогами, родителями позволил выделить ряд проблемных зон:

  • Недостаточный уровень общей культуры участников образовательной деятельности – педагогов, родителей, обучающихся

Пути снижения риска:

– разработка и внедрение Планов мероприятий для педагогов и родителей, ориентированных на приобщение к ценностям культуры, расширение культурного кругозора, создание культуротворческой предметно-пространственной среды;

–  целенаправленная модернизация предметно-пространственной среды ДОО с ориентиром на культурно-образовательную направленность.

  • Ориентация большей части педагогов в основном на содержание и процесс обучения в ущерб творческому проявлению, самореализации личности обучающегося

Пути снижения риска

– модернизация содержания и методов работы педагогов на основе интеграции образования, воспитания и культуры в контексте непрерывности общего образования;

– разработка авторских программ, в том числе на основе сетевого взаимодействия, обеспечивающих эффективное развитие обучающихся на основе выявленных индивидуальных особенностей и творческих возможностей с ориентацией на конкретные цели, результаты, творческое самовыражение личности;

– консультативно-просветительская работа с педагогическим коллективом.

На основании проведенного анализа нами были сформулированы условия, определяющие педагогический потенциал культуротворческой предметно- пространственной среды в аспекте взаимодействия педагогов и родителей дошкольников: 

  1. Участники образовательной деятельности (педагоги и родители) имеют высокий уровень интереса к тематике культуротворческой предметно-пространственной среды.
  2. Родители в полной мере осознают значение культуротворческой предметно-пространственной среды для гармоничного развития детей.
  3. Реализуются циклы занятий с педагогами и родителями в разных формах по вопросам создания культуротворческой предметно-пространственной среды в ДОО, возможностям ее использования.

В рамках повышения заинтересованности педагогов в формировании партнерских взаимоотношений с родителями с целью создания культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО нами был разработан цикл занятий, предполагающий: осознание педагогами потенциала культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО в аспекте организации взаимодействия с родителями дошкольников; повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах взаимодействия с семьей: понимания необходимости учета потребностей семьи, мнений и интересов родителей, развитие гибкости стиля общения, формирование навыков использования активных форм и методов работы; закрепление знаний, практических умений и навыков педагогов о возможностях формирования партнерских взаимоотношений с целью создания культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО.

Тематический план мероприятий по повышению заинтересованности педагогов в формировании партнерских взаимоотношений с родителями с целью создания культуротворческой предметно-пространственной среды  ДОО представлен в таблице № 1.

Таблица №1.

Тематический план работы с педагогами

№п/п Мероприятие Цель Формы и методы работы
Блок 1. Понимание педагогами необходимости взаимодействия с родителями воспитанников с целью создания культуротворческой предметно-пространственной среды
1 Культуротворческая предметно-пространственная среда ДОО Расширение представлений педагогов об особенностях материально-технического и методического обеспечения культуротворческой предметно-пространственной среды детского сада Конференция, демонстрация медиапрезентации «Культуротворческая предметно-пространственная среда ДОО», дискуссия
2 Трудности взаимодействия с семьей Обогащение представлений о трудностях организации взаимодействия с родителями, обмен профессиональным опытом Семинар, беседа, дискуссия 
3 Культуротворческая предметно-пространственная среда ДОО в аспекте взаимодействия педагогов и родителей Объективная оценка значимости развивающей среды в аспекте взаимодействия с родителями, рассмотрение возможностей вовлечения родителей в процесс создания культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО Лекция-консультация «Взаимодействие с родителями в аспекте создания культуротворческой предметно-пространственной среды», обсуждение, дискуссия
Блок 2. Осознание необходимости учета потребностей семьи, мнений и интересов родителей в создании культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО
4 Учет потребностей семьи – главный фактор развивающей среды Осознание педагогами важности учета мнения, интересов, потребностей и возможностей семьи при организации партнерского взаимодействия для создания культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО Методическое собрание, решение проблемных педагогических ситуаций
5 Делимся опытом Анализ опыта воспитателей для выявления проблем, связанных с учетом потребностей семьи, мнений и интересов родителей в процессе создания культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО Круглый стол, составление статистической таблицы в интерактивном формате (проблемы семьи, проблемы ребенка, трудности взаимодействия, возможные направления работы), дискуссия 
6 Культуротворческая предметно-пространственная среды– фактор повышения продуктивности взаимодействия с родителями Формирование умения учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей в процессе организации партнерского взаимодействия, расширение представлений о формах, приемах и методах работы с родителями в аспекте создания культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО Практический онлайн-тренинг по решению проблемный ситуаций, онлайн-тестирование «Психологические аспекты взаимодействия с родителями» (https://mega-talant.com/school/test/111), обсуждение результатов теста
Блок 3. Формирование навыков использования активных форм и методов работы
7 Приемы работы с родителями в ДОО по созданию культуротворческой предметно-пространственной среды Обобщение имеющегося в ДОО опыта организации взаимодействия с родителями с целью создания культуротворческой предметно-пространственной среды Анализ методических разработок в ДОО, опыта деятельности, обсуждение, создание интерактивных интеллект-карт «Методы работы с родителями: плюсы и минусы»
8 Активные методы и формы общения с родителями для создания развивающей среды Обсуждение важности использования активных методов и форм общения с родителями; выяснить, какие активные методы и формы используют воспитатели во взаимодействии с родителями. Методическое собрание в формате, медиапрезентация «Инновационные методы работы (дистанционная среда)», дискуссия
9 Эффективное партнерство с целью создания культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО Формирование и закрепление практических навыков использование активных и интерактивных форм и методов работы с родителями, обобщение изученного, развитие педагогической компетенции Интерактивный онлайн-тренинг, презентация практических разработок и методических конспектов занятий с родителями.

Составление плана мероприятий для педагогов и родителей по созданию культуротворческой предметно-пространственной среды во взаимодействии с семьями воспитанников

Нами было разработано содержание мероприятий, направленных на полноценное и детальное осознание родителями важности и значимости создания культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО для воспитания и гармоничного развития ребенка:

  1. Лекции по вопросам влияния культуротворческой предметно-пространственной среды на развитие ребенка и важности ее создания в условиях ДОО. На лекциях воспитатель или или педагог-психолог рассказывает о составляющих среды, о ее влиянии на интеллектуальное, творческое, познавательное, сенсорное и др. виды развития ребенка. Во время лекций может быть использован наглядный или опорный материал, обеспечивающий высокий уровень понимания родителями необходимости полного оснащения развивающей среды игровыми технологиями (игрушками, конструкторами и пр.), детской художественной литературой, развивающими пособиями и пр.
  2. Семинары и семинары-практикумы позволяют наглядно, на основе реальных жизненных примеров и проблемных ситуаций объяснить родителям значимость культуротворческой предметно-пространственной среды для полноценного и гармоничного развития и воспитания ребенка. Во время семинаров перед родителями могут быть поставлены практические задачи проблемного характера: «Ребенок плохо разговаривает. Какие средства культуротворческой предметно-пространственной среды следует использовать для решения проблемы?» или «Трудности взаимодействия и их преодоление в условиях культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО». М.Д. Тагоева считает, что подобного рода встречи с родителями не только повышают их педагогическую компетентность в вопросах развивающего воздействия предметно-пространственной среды, но также развивают интерес к ней, особенностям ее построения и функционирования [20].
  3. Групповые и индивидуальные беседы с родителями способствуют привлечению внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста; обеспечивают формирование и развитие отношений сотрудничества и партнерства, целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности, формирования активной позиции воспитательной роли семьи. Во время бесед с родителями педагогом ДОО могут подниматься вопросы, касающиеся трудностей конкретного ребенка или группы детей и возможностей их преодоления в условиях развивающей среды ДОО.

Разработка тематического плана мероприятий для педагогов и родителей по созданию культуротворческой предметно-пространственной среды во взаимодействии с семьями воспитанников.

Цель работы – организация взаимодействия педагогов и родителей по созданию культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО. 

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

  1. Повышение заинтересованности и мотивации родителей в создании культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО.
  2. Развитие понимания родителями значения культуротворческой предметно-пространственной среды для воспитания и гармоничного личностного развития дошкольников.
  3. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей в условиях культуротворческой предметно-пространственной среды, повышение удовлетворенности родителей развивающей средой и воспитательным процессом ДОО, преодоление трудностей во взаимодействии с педагогами.
  4. Повышение заинтересованности педагогов в формировании партнерских взаимоотношений с родителями по созданию культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО.

Тематический план организации взаимодействия педагогов и родителей в вопросах культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО (пример)

Таблица № 2.

№п/п Мероприятие Цель Формы и методы работы
1 Подготовка к праздничной неделе «Зимушка-Зима» Развитие навыков взаимодействия у родителей и педагогов, формирование способности составлять совместный план работы, прогнозировать результаты, повышение заинтересованности родителей в вопросах создания культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО Мастер-класс «Новогоднее настроение» (выполнение игрушек и поделок в ДОО и домашних условиях, совместно с детьми)

Разработка лэп-бука «Зимняя неделя» (описание предстоящих мероприятий)

Оформление уголка «Зимушка-Зима» в ДОО

Создание декораций к празднику «Новый год» (украшения группы, поделки из бумаги и пр.)

2. Проектная неделя «Национальные блюда» Развитие у родителей практических умений и навыков взаимодействия с педагогами в условиях развивающей среды, повышение заинтересованности в сотрудничестве при создании развивающей среды; развитие детско-родительских взаимоотношений, творческих способностей Создание композиций из пластилина «Национальные блюда»
3 Подготовка и организация выставки поделок «Зимний лес» Развитие у родителей практических умений и навыков взаимодействия с педагогами в условиях развивающей среды, повышение заинтересованности в сотрудничестве при создании развивающей среды; развитие детско-родительских взаимоотношений, творческих способностей Мастер-класс «Поделки с детьми» (совместная работа педагогов, детей и родителей)

Мозговой штурм «Идея для поделки» в чате

Создание поделки совместно с ребенком (контроль и помощь воспитателя)

Организация, оформление выставки «Зимний лес»

4 Проектная неделя «Наша страна – Россия» Развитие интереса к взаимодействию с педагогами и детьми в наполнении культуротворческой среды ДОО; включение родителей в создание развивающей среды Создание карты РФ для детей группы
5 Подготовка к праздничному мероприятию «Новый год» Повышение педагогической компетентности родителей во взаимодействии с детьми и педагогами; развитие активных форм сотрудничества; включение родителей в создание развивающей среды Мастер-класс «Театральное выступление»

Психологическое упражнение «Герой сказки» (родителям совместно с детьми необходимо инсценировать фрагмент сказки)

Игра «Крокодил»

Распределение ролей для инсценирования сказки «12 Месяцев»

4 Организация праздника «Новый год» Организация совместной деятельности педагогов и родителей при создании развивающей среды; коллективная творческая работа; развитие детей в совместной деятельности с родителями и педагогами Мастер-класс «Театральные подмостки»

Создание декораций для театральной постановки «12 Месяцев», оформление сцены

Обсуждение костюмов, совместное создание костюма / элемента костюма 

Репетиция праздника

5 Организация Викторины «Символика города» Закрепление полученных практических умений и навыков продуктивного взаимодействия с педагогами; повышение педагогической компетенции родителей в вопросах сотрудничества с педагогами по вопросам организации развивающей среды; повышение заинтересованности педагогов в сотрудничестве с родителями; совершенствование умений выстраивания партнёрских взаимоотношений с родителями Создание Альбома картинок «Символика нашего города»
6 Проведение праздничного мероприятия «Новый год» Закрепление полученных практических умений и навыков продуктивного взаимодействия с педагогами; повышение педагогической компетенции родителей в вопросах сотрудничества с педагогами по вопросам организации развивающей среды; повышение заинтересованности педагогов в сотрудничестве с родителями; совершенствование умений выстраивания партнёрских взаимоотношений с родителями Проведение праздника «Новый год» в группе

Определение и награждение победителей, создание выставки поделок

Театрализованная постановка с участием детей, родителей и педагогов «12 Месяцев», фотоальбом по результатам праздника.

Таким образом, в рамках работы с педагогами были использованы следующие формы и методы работы: конференция, показ медиа презентации, дискуссия, лекция-консультация, семинар, беседа, составление интерактивной таблицы, методическое собрание, решение проблемных ситуаций, круглый стол, практический тренинг и пр. 

В ходе работы с родителями были использованы следующие формы и методы работы: родительское собрание, презентация, онлайн-консультация, лекция, дискуссия, составление интерактивной таблицы, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, онлайн-тренинг, групповая работа, беседа очно и в чатах и пр. 

Взаимодействие с родителями дошкольников было ориентировано на повышение заинтересованности родителей в создании культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО и в дома, развитие понимания родителями значения среды для воспитания и гармоничного личностного развития дошкольников, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей в условиях развивающей среды, преодоление трудностей во взаимодействии с педагогами в аспекте создания среды ДОО. 

Реализация обозначенных педагогических условий, следование принципам и целенаправленная работа по организации взаимодействия ДОО и родителей будет способствовать созданию не только культуротворческой предметно-пространственной среды, но также дифференцированной системы повышения педагогической грамотности семьи с учетом ее особенностей, успешному формированию партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников, повышению эффективности педагогического взаимодействия по вопросах воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.  

2 этап – Основной 

На втором этапе приоритет отдается мероприятиям, направленным на создание культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО во взаимодействии с семьями обучающихся, ведущих к изменению содержания образования:

  • апробация и внедрение обновленного содержания образовательной деятельности на основе интеграции образования, воспитания и культуры в условиях непрерывности общего образования;
  • реализация плана мероприятий с педагогами по повышению их заинтересованности в формировании партнерских взаимоотношений с родителями с целью создания культуротворческой предметно-пространственной среды
  • реализация плана мероприятий с родителями, направленных на осознание родителями важности и значимости создания культуротворческой предметно-пространственной среды для воспитания и гармоничного развития ребенка
  • реализация плана мероприятий с педагогами и родителями по вопросам создания культуротворческой предметно-пространственной среды в ДОО
  • оптимизация личностно-ориентированного взаимодействия в системах педагог-педагог, педагог- родитель, педагог – обучающийся на основе использования культурных практик.
  • отслеживание особенностей взаимодействия педагогов и родителей при создании культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО
  • разработка планируемых результатов внедренных мероприятий.

Реализация обозначенных педагогических условий, следование принципам и целенаправленная работа по организации взаимодействия ДОО и родителей будет способствовать созданию не только культуротворческой предметно-пространственной среды, но также дифференцированной системы повышения педагогической грамотности семьи с учетом ее особенностей, успешному формированию партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников, повышению эффективности педагогического взаимодействия по вопросах воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста.  

3 этап – Завершающий .

На третьем этапе реализуются мероприятия, направленные в основном на:

– проблемно-ориентированный анализ взаимодействия педагогов и родителей в созданной культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО по определенным ранее результатам; 

– -разработка и реализация итоговых мероприятий (практик) в рамках созданной культурно-образовательной  среды ДОО;

– разработка способов оценки эффективности реализуемых мероприятий;

– внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

Планируемыми результатами реализации плана мероприятий с педагогами являются: высокий уровень заинтересованности педагогов в тематике создания культуротворческой предметно-пространственной среды с точки зрения организации взаимодействия с родителями, формирование навыков использования активных, интерактивных и инновационных форм и методов работы с родителями, как средства создания культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО.

Планируемые результатами внедрения мероприятий с родителями позволит повысить их интерес к организации культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО, расширит их представления о важности и значимости среды на личностное, интеллектуальное, творческое, речевое, когнитивное и пр. развитие ребенка, будет способствовать повышению педагогической компетенции родителей в вопросах семейного воспитания и создания развивающей среды для ребенка в условиях семьи.

Планируемые результаты реализации системы мероприятий с педагогами и родителями: родители дошкольников овладели практическими умения и навыками взаимодействия с педагогами ДОО, повысили педагогическую компетентность в вопросах сотрудничества с педагогами и воспитателями по созданию культуротворческой предметно-пространственной среды; улучшены детско-родительские взаимоотношения в результате совместной работы; повышена профессиональная компетентность педагогов в вопросах организации сотрудничества с родителями для создания культуротворческой предметно-пространственной среды ДОО .

Итоговые мероприятия (практики) в рамках созданной культуротворческой среды ДОО.

Таблица № 3.

Создание культуротворческой среды Проведение мониторинга культурного потенциала личности педагогов.
Экспертная оценка и модернизация предметно-развивающей среды групп и других помещений на основе культуротворческого подхода. 
Организация мероприятий по знакомству с разными видами искусства, в т.ч. встреч с представителями творческих профессий
Реализация мероприятий по развитию общекультурной компетентности педагогов.
Организация праздников, досугов, концертов и пр., объединяющих всех участников образовательной деятельности (педагоги, дети, родители)

Способы оценки эффективности реализуемых мероприятий:

– самоаудит, самонаблюдения, обратная связь от педагогов и родителей,

– представление опыта в виде публикаций   в профессиональной печати, 

– участие в Интернет-семинарах, форумах, в т.ч. российского и международного уровня, 

– презентации достижений на конференциях, семинарах, круглых столах, педагогических советах, родительских собраниях и пр.

Заключение. 

В современном мире растет значение социальной и культурной функции образования, возникает проблема структурного и содержательного обновления развивающей среды, которая обеспечит педагогические условия для роста профессионального мастерства педагога, его творческой инициативы, повышения педагогической культуры семьи, включение обучающегося в культурно-социальные связи различного типа и уровня.  Такой средой может стать культуротворческая предметно-пространственная среда ДОО, созданная во взаимодействии ДОО и семьи. Наша научно-методическая разработка поможет создать и оценить такую среду. 

Список литературы

  1. Абдуллина О., Маркова Н. Инновации и стандарты. Мониторинг педагогического образования // Высшее образование в России. – 1999. – № 5. – С. 78-82. 
  2. Аванесов А.Е., Швец В.Е. Самооценка организационного профиля компании и СМК // Методы менеджмента качества. 2005. – № 1. – С. 4-8. 
  3. Ажарова, Т. В. Сущность понятия взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста / Т. В. Ажарова. – Текст : непосредственный // Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании. – Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2019. – С. 125–127.
  4. Антонова, Т. В. Создание условий для вовлечения родителей в жизни детского сада / Т. В. Антонова. – Текст : непосредственный // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2018. – №5 (8). – С. 62–64
  5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 2. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998. 320 с. 
  6. Березина, Т. А. Подготовка педагога дошкольного образования к взаимодействию с родителями воспитанников / Т. А. Березина. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60–3. – С. 50–54.
  7. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной цедагогики. М.: Инс-т практической психологии. Воронеж: НПО «Модэк», 1997. 304 с.19:
  8. Бенвенист Э. Общая лингвистика: М.: 1974. 
  9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии.знания. / Пер. с англ. Е. Д. Руткевич. М.: 1995. 323 с. 
  10. Вербовская, Е. В. Организационно-методическое сопровождение взаимодействия семьи и ДОО в условиях ФГОС ДО / Е. В. Вербовская, Т. А. Ревягина. – Текст : непосредственный // Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития личности в системах дошкольного и начального образования : сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. – Москва : НОО «Профессиональная наука». 2016. – С. 99–105.
  11. Волович, О. П. Особенности и специфика взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей / О. П. Волович. – Текст : непосредственный // Вестник науки. – 2018. – Т.3. – №7. – С. 98–106.
  12. Гладких, М. Ю. Предметно-пространственная развивающая среда / М. Ю. Гладких. – Москва :Гэотар-Медиа, 2015. – 529 с. – ISBN 978-5-534-05042-4 . – Текст : непосредственный.
  13. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека. // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб.: 1997. 728 с. 
  14. Григорьева, Л. А. Нетрадиционные формы информирования и вовлечения родителей в образовательную работу детского сада / Л. А. Григорьева. – Текст : непосредственный // Троица образования : педагог – обучающийся – родитель. – Иркутск :Аспринт, 2019. – С. 150–152.
  15. Ерастова, Н. В. Организация развивающей предметно-пространственной среды / Н. В. Ерастова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – №41 (383). – С. 74-76.
  16. Зверева, О. Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей / О. Л. Зверева. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С. 70–75.
  17. Иванченко Г.В. Человеческий потенциал: развитие личности в образовательной среде. // Человеческий потенциал: сб. научн. статей (под ред. И.И.Ашмарина). М., 2000. С. 127-135. 
  18. Исмаилова, Н. В. Создание условий и современные формы организации взаимодействия с родителями в условиях ДОО / Н. В. Исмаилова, Т. Ю. Субботина. – Текст : непосредственный // Троица образования : педагог – обучающийся – родитель. – Иркутск : Изд-во Аспринт, 2019. – с. 223-224.
  19. Келле В.Ж. Интеллектуальная: и духовная, составляющие культуры //Вопросы философии. 2005. – №10. – С. 38-54.68
  20. Кудрявцев, В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.B. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия РАО. – М.: ООО «Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС». – №4. – 2001. – С. 4–46.
  21. Федеральная образовательная программа (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 “Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования”).
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года, с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022 г.).