Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Темрюкский реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
ПРОЕКТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ “СВОЙ СРЕДИ СВОИХ “
Автор:
Букач Юлия Николаевна,
педагог-психолог первой
квалификационной категории
пос. Светлый Путь Ленина
2024
Аннотация
В данном проекте представлена форма работы с несовершеннолетними и их родителями с целью снижения уровня агрессивности и оптимизации межличностного общения в детском коллективе.
В ходе работы над проектом разработан методический материал: конспекты комплекса занятий по снижению уровня агрессивности несовершеннолетних и развитию коммуникативных способностей; консультации для родителей и педагогов по проблеме взаимодействия с агрессивными детьми и нравственного воспитания; Подобрана методическая литература, составлены картотека игр.
Представленный материал поможет педагогам и родителям решать проблемы взаимоотношений в детском коллективе и эффективно работать с детьми, проявляющими агрессивное поведение.
Введение в проект
Актуальность проекта.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Современные данные показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей.
Серьезную обеспокоенность педагогов вызывает омоложение агрессивных проявлений в детско-подростковой субкультуре. Сегодня устойчивые формы агрессии можно наблюдать даже среди дошкольников, младших школьников и подростков .
Проявление агрессивности – одна из частых проблем в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.
Агрессивность, в разной степени, присуща каждому человеку, в том числе детям, которые еще не научились контролировать свое поведение, и в наше время недостаточно нравственно воспитаны. Сталкиваясь со случаями агрессии, многие педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений затрудняются в выборе адекватных средств реагирования. Теоретическая подготовка педагогов к работе с агрессивными детьми, знания у воспитателей приемов саморегуляции эмоциональных состояний часто бывают недостаточны.
Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Современный подход к профилактике агрессивности это не подавление агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения, а совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия.
Вид проекта: Образовательный, краткосрочный.
Участники проекта. Несовершеннолетние возрасте от 11-18 лет , родители воспитанников, педагог-психолог реабилитационного центра, воспитатели и педагоги.
Цель проекта: развитие коммуникативных навыков и снижение уровня агрессивности у несовершеннолетних.
Задачи проекта:
– развитие коммуникативных навыков детей;
– воспитание нравственных чувств;
– обучение способам конструктивного взаимодействия;
– повышение уровня эмпатии;
– повышение уровня компетентности в нравственном воспитании у родителей.
Гипотеза.
В результате реализации проекта:
– проведение своевременной диагностики агрессивного поведения;
– повышение компетентности родителей и педагогов по проблемам взаимоотношений несовершеннолетних;
– проведение специальной коррекционно-развивающей работы с детьми;
– взаимодействие семьи и педагога –психолога в пост реабилитационный период;
– снизится уровень агрессивности детей.
Ожидаемые результаты проекта.
У детей:
– снижение агрессивности;
– развитие способности сочувствовать, понимать себя и другого человека;
– развитие коммуникативных навыков.
У родителей:
– повышение компетентности родителей в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах нравственного воспитания детей.
У педагогов:
– повышение педагогической компетентности воспитателей по проблемам взаимоотношений детей в группе и детской агрессивности.
Этапы реализации проекта
№ | Этапы | Направленность | Цели этапа | Содержание | Ответственные | Сроки |
1. | Вводный | сбор информации по проблеме детской агрессивности | – постановка цели и определение задач проекта;
– изучение педагогической литературы; – подбор диагностического материала; – подбор информации для консультаций; – разработка перспективного плана мероприятий проекта. |
педагог-психолог; | 1 день | |
2. | Основной | Дети | диагностическое
исследование |
– изучение уровня агрессивности детей (экспертная оценка воспитателями, педагогом психологом и родителями); | педагог-психолог; | 2 дня |
коррекционно-развивающая работа | – коррекционная работа (игровые сеансы групповые и индивидуальные);
– работа с возрастной группой (занятия по нравственному воспитанию и снижению агрессии); |
педагог-психолог; | 15 дней | |||
Родители | диагностическое
исследование |
– исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия; | Педагог-психолог | 1 день | ||
Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей | – индивидуальные консультации по запросу и по итогам диагностики;
– памятки: «Как правильно выбрать мультфильм для ребенка», «Шесть рецептов избавления от гнева»; «Советы для родителей» |
Педагог-психолог,
|
1 день | |||
Педагоги | диагностическое
исследование |
Диагностика коммуникативной толерантности (автор В.В. Бойко) | Педагог-психолог | 1 день | ||
Повышение компетентности по проблемам общения дошкольников и агрессивного поведения у детей | – Цикл МО для воспитателей «Эффективное общение» ;
– Мастер класс и тренинг для воспитателей «Как работать с агрессивными детьми»; – памятки «Общение», «Как научить детей общаться», «Агрессивный ребенок», «Учим детей добру», «Коммуникативные игры». |
педагог-психолог; | 1 день | |||
3. | Итоговый | Анализ эффективности проектной работы | – контрольное диагностическое исследование (исследование агрессивности)- оформление проекта; | педагог-психолог; | 1 день |
Реализация проекта.
В ходе реализации проекта, был проделан анализ педагогической, психологической, методической литературы.
Анализ научной литературы, а также данные диагностических исследований показали, что в настоящее время, для успешной реализации человека в жизни важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми: поддерживать хорошие межличностные отношения, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы общения. Проявление же агрессивности как устойчивой формы поведения ведет к снижению продуктивного потенциала, ограничению общения, к появлению нежелательных моделей поведения, в итоге затрудняется личностное развитие ребенка.
Для решения данной проблемы был создан проект « Свой среди своих», в реализации которого приняли участие родители, дети, педагог- психолог Темрюкского реабилитационного центра.
Была разработана система групповых и индивидуальных занятий с детьми, направленных на развитие коммуникативных навыков несовершеннолетних, воспитание у них нравственных чувств, обучение способам конструктивного взаимодействия.
Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс были подготовлены : памятки «Как правильно выбрать мультфильм для ребенка», «Шесть рецептов избавления от гнева»; «Советы для родителей»; Для педагогов были проведены: цикл метод объединений для воспитателей «Эффективное общение», консультация для воспитателей «Как работать с агрессивными детьми»; изготовлены памятки «Общение», «Как научить детей общаться», «Агрессивный ребенок», «Учим детей добру», «Коммуникативные игры»; составлены картотеки игр, аудио- и видеотеки.
Таким образом, реализация проекта «Свой среди своих » способствовала снижению агрессивности; развитию эмпатии и коммуникативных навыков.
Образовательный проект «Свой среди своих » способствовал повышению педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах нравственного воспитания детей. Выросла активность их взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.
Список литературы.
- Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1998
- Иванова Н.В. “Социальное развитие детей в ДОУ” методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008
- Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль, Академия развития, 2000
- Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб.: Речь, М.: Сфера, 2008.
- Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М.: Генезис, 2000.
- Пашкевич Т.Д. “Ребята давайте жить дружно” Методическое пособие. – Барнаул: АКИПКРО, 2007
- Смирнова, Е. О., Холмогорова, В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум».- Ростов н /Д: «Феникс», 2004.
- Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003.
- Чистякова М. И. Психогимнастика /под редакцией И. И. Буянова – М.: Просвещение, 1990.
- Шевченко М. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 128с.
- Эмоциональное развитие дошкольника/под редакцией Кошелевой А. Д. – М.: Просвещение, 1985.
Тестовый материал к методике: коммуникативная толерантность
1.
- Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.
- Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.
- Шумные детские игры переношу с трудом.
- Оригинальные, нестандартные личности чаще всего действуют на меня отрицательно.
- Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.
2.
- Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
- Меня раздражают любители поговорить.
- Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу.
- Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.
- Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня.
3.
- Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, одежда).
- Некоторые люди производят неприятное впечатление своим бескультурьем.
- Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно не симпатичны мне.
- Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
- Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем.
4.
- Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
- Мне трудно скрыть, если человек мне чем-либо неприятен.
- Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.
- Мне неприятны самоуверенные люди.
- Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.
5.
- Я имею привычку поучать окружающих.
- Невоспитанные люди возмущают меня.
- Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.
- Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.
- Я люблю командовать близкими.
6.
- Меня раздражают старики, когда в час пик они оказываются в городском транспорте или в магазинах.
- Жить в номере гостиницы с посторонним человеком — для меня просто пытка.
- Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.
- Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.
- Меня раздражает, если партнер делает что-то по-своему, не так, как мне того хочется.
7.
- Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.
- Меня часто упрекают в ворчливости.
- Я долго помню нанесенные мне обиды теми, кого я ценю или уважаю.
- Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.
- Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, я на него, тем не менее, обижусь.
8.
- Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.
- Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.
- Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.
- Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).
- Мне иногда нравится позлить кого-нибудь из родных или друзей.
9.
- Как правило, мне трудно идти на уступки партнерам.
- Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
- Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.
- Я воздерживаюсь поддерживать отношения с несколько странными людьми.
- Чаще всего я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.
Ключ к опроснику коммуникативной толерантности В.В. Бойко
Подсчитывается сумма баллов, полученных по всем девяти признакам. Максимальное число баллов — 135, по каждому из блоков — 15.
1-45 высокая степень толерантности 45-85 средняя степень толерантности 85-125 низкая степень толерантности 125-135 полное неприятие окружающих
Интерпретация методики Бойко.
Чем больше баллов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности, что свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим и высокой вероятности конфликтов. Обратите внимание на то, по каким поведенческим блокам получены высокие суммарные оценки. Чем больше баллов по конкретному признаку, тем меньше испытуемый терпим к людям в данном аспекте отношений с ними и сложнее наладить эффективный процесс общения. Напротив, чем меньше оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений.
Расшифровка блоков:
- Неприятие или непонимание индивидуальности человека: вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальные особенности других людей.
- Использование себя в качестве эталона при оценках других: оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя.
- Категоричность или консерватизм в оценках людей: вы категоричны или консервативны в оценках людей, вам не хватает гибкости и широты кругозора.
- Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства: вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у партнеров.
- Стремление переделать, перевоспитать партнера по общению: вы стремитесь переделать, перевоспитать, изменить по вашему желанию своего собеседника.
- Стремление подогнать других участников коммуникации под себя: вам хочется подогнать других к своему характеру, привычкам, притязаниям.
- Неумение прощать другому ошибки: вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности.
- Нетерпимость к дискомфортным (болезнь, усталость, отсутствие настроения) состояниям партнера по общению: вы не терпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался другой.
- Неумение приспосабливаться к другим участникам общения: вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам или притязаниям других.
Проективная методика “НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ”
Исследование агрессивности у детей и подростков
Источник: А. Л. Венгер “Психологические рисуночные тесты”. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 г.
ИНСТРУКЦИЯ: Нарисуй несуществующее животное. Расскажи, какое оно: доброе, злое, придумай ему имя. Чем он питается, с кем живёт, какое у него жилище. Есть ли у него друзья и враги. Какие три желания есть у животного и т.д.
Тренинг с педагогами на тему: «Как работать с агрессивными детьми»
План тренинга :
- Упражнение «Знакомство»
- Мини-лекция «Что такое агрессивность»
- Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»
- Способы борьбы с гневом
- Обучение самоконтролю
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
- Развитие навыков общения
- Как работать с родителями агрессивного ребенка
- Памятка и рекомендации по вопросам воспитания
- Обсуждение, выводы.
Педагог-психолог : Здравствуйте, дорогие коллеги. Сегодня у нас с вами тренинг эффективного взаимодействия на тему: «Как работать с агрессивными детьми»
Цель нашего тренинга :
познакомить с причинами появления агрессивности и основными критериями агрессивных детей;
помочь участникам тренинга в поиске путей преодоления агрессивного поведения;
познакомить с основными методами и приемами работы с агрессивными детьми;
Но сначала проведем упражнение на знакомство.
- Упражнение «Поздороваемся»
Цель: снятие психо -эмоционального напряжения, «разогрев».
Ход: Участники перемещаются по помещению под музыку. По команде ведущего каждому участнику необходимо «поздороваться» различными частями тела (головами, плечами, кистями рук, локтем и бедром, и т. д.) с наибольшими количеством присутствующих .
Итак, что же мы сегодня узнаем и какие вопросы будем обсуждать.
Что такое агрессивность
Причины проявления жестокости и агрессивности детей.
Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
Критерии агрессивности агрессивного ребенка
Пути преодоления агрессивности ребенка.
- Мини лекция «Что такое агрессивность»
Агрессия – поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям.
Причины проявления агрессивности :
стремление привлечь к себе внимание сверстников;
ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
защита и месть;
отстаивания своего превосходства;
стремление получить желанный предмет.
- Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»
Все участники должны разделиться на подгруппы. Всем подгруппам выдается карточка «Портрет особого ребенка» (смотреть приложение, на которой перечислены индивидуальные особенности разных категорий детей (аутичных, тревожных, гиперактивных, агрессивных). Участники подгруппы совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, и, таким образом составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику. После чего проводится общее обсуждение.
А теперь подведем итоги. Агрессивный ребенок, это:
Злой
Драчун
Забияка
«Гроза» дворов
Большое родительское огорчение
Несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.
Формы агрессивного поведения бывают разные:
Вербальная агрессия :
Жалобы
Агрессивные фантазии
Прямые оскорбления
Физическая агрессия :
Разрушение продуктов деятельности противника
Удары
Укусы
Давайте узнаем, какие факторы влияют на агрессивное поведение :
особенности семейного воспитания
модели агрессивного поведения на телеэкране,
модели агрессивного поведения сверстников,
уровень фрустрации.
Очень часто причиной агрессивности детей являются семейные отношения.
- Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессию во много раз чаще, если видит её в семье, унижение друг друга, взаимные оскорбления и упреки в повседневной жизни накладывают отпечаток на поведение ребёнка, порождают его жестокость и агрессивность по отношению к другим.
- Если родители сегодня говорят детям одно, завтра им удобно сказать другое, негативно отзываются об учителях, воспитателях, классе целом, навязывают свои противоречивые высказывания ребенку, то, это безусловно, способствует растерянности, раздражительности, озлоблению, и против родителей, и против педагогов, сверстников и других людей.
- Если семья помогает ребенку преодолевать трудности, умеет слушать ребенка, включает в общение доброту, ласку, то тем самым вызывает у него расположение, способствует преодолению агрессивности.
Критерии агрессивного ребенка :
высокая частота агрессивных действий;
преобладание прямой физической агрессии;
враждебные агрессивные действия направлены не на достижение какой цели, а на причинение физической боли или страданий сверстникам.
Сейчас я раздам вам анкеты «Признаки агрессивности» и «Критерии выявления агрессивного ребенка», которые вы можете использовать в практической работе с детьми (смотреть приложение).
Как же помочь агрессивному ребенку? Работа с агрессивными детьми строится в несколько этапов.
Работа с гневом.
Обучение самоконтролю
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
Развитие навыков общения
Давайте разберем по отдельности каждое направление работы.
Способы борьбы с гневом
Обзывалки
( единственное условие этой игры слова не должны быть обидными и не иметь ругательный смысл в реальной жизни: «А ты -морковка»)
Громкий крик (просто громкий крик, глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс)
Если ему хочется чего-нибудь стукнуть дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушку
Листок гнева (это достаточно большой лист бумаги на котором изображено какое-то чудовище, ребенок может выместить на нем свои негативные эмоции)
Упражнение «Бумажка»
Цель: учить гнев выплескивать в приемлемой форме
Нужно со всей силой, со всей злостью скомкать бумажку. Выплеснуть свою агрессию на лист бумаги и посмотреть, что с ним стало
Бумажные мячики
Цель: достижение эмоциональной разрядки.
На полу проводится «граница». Группа делится на две команды, из газет, старых бумаг.
Сминаются «мячики». По команде ведущего команды перебрасывают на противоположную сторону «мячики». Задача: перебросить их как можно больше, чтобы почти все «мячики» оказались на территории «противника».
Рефлексия. Получение обратной связи.
Игра «Обзывалки»
Цель: снять вербальную агрессию, помочь выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Ведущий говорит следующее: «Передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты,. , морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты,. , солнышко!»
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
Обсуждение. В ходе обсуждения участники делают вывод о том, что данная игра способствует решению не только поведенческих проблем ребенка, но и может быть использована на занятиях по классификации.
Эта игра будет полезна не только агрессивным, но и обидчивым детям.
Исследователи утверждают, что у детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения педагога, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
Упражнение « Работа с гневом »
На первом этапе от реагирования гнева наиболее эффективными и широко используемые психологами в работе с детьми являются следующие методы работы и способы :
– комкать и рвать бумагу
– топать ногами
– громко кричать, используя стаканчик или в трубу сделанную из альбома
– втирать пластилин в картон
- Обучение самоконтролю
Для того чтобы помочь ребенку овладеть навыками самоконтроля, вы должны прежде всего научить его осознавать и понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. Это непростая задача, так как агрессивные дети привыкли действовать импульсивно. Поэтому любой отсроченный во времени и обдуманный вариант поведения можно считать определенным достижением.
Игровые приемы:
Дыхательные упражнения
Релаксационные упражнения
Медитация и др.
«Посчитал до десяти я и решил.»
По сути, это правило, которого должен придерживаться ребенок, когда чувствует свою готовность действовать агрессивно. Он ни в коем случае не должен принимать никакого решения сразу, а вместо этого попробовать спокойно посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание и стараясь расслабиться. Только после этого он может принять решение, как ему действовать в данной ситуации.
«Возьмите себя в руки»
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой спо соб доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
На одной половине листа дети пишут ответ на вопрос? За что меня можно любить, на другой половине за что меня можно ругать? Если дети не могут писать с ними можно проговорить.
- Развитие навыков общения
Здесь можно использовать все игры на развитие коммуникативных навыков, например: «Слепой и поводырь», «Сороконожка», «Дракон кусает свой хвост» и др. Давайте поиграем в некоторые из них.
Игра «Сороконожка»
Участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т. д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих — не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.
Игра «Два паровозика»
Участники разбиваются на команды по 5-6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, все остальные слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий, дотрагиваясь до последнего «вагона», переходит на место паровоза.
Игра «Строим цифры»
Участники спокойно двигаются по помещению. По команде психолога: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 4, 5 и т. д.)», – дети выполняют задание. Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения, или наоборот. Игра проводится несколько раз.
- Как работать с родителями агрессивного ребенка
Родители агрессивных детей часто бывают сами агрессивными, но не осознают этого, поэтому педагогу трудно установить контакт с ними.
Используйте наглядную информацию, проводите совместные мероприятия ,а не индивидуальные беседы. Например, на общем родительском собрании поговорить не о поведении конкретных детей, а провести беседы на темы: «Что такое «агрессивность», «Как общаться с агрессивным ребенком», «Можно ли помочь агрессивному ребенку». Интересный материал о работе с родителями агрессивного ребенка можно найти в книге Р. Кэмпбелла «Как справиться с гневом ребенка». Посоветуйте играть с детьми в игры, которые способствуют улучшению детско-родительских отношений.
- Памятка и рекомендации по вопросам воспитания
Будьте внимательны к своему ребенку, почувствуйте его эмоциональное напряжение.
Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
Не запрещайте ребёнку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
Умейте принять и любить своего ребёнка таким, каков он есть.
Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность.
Не критикуйте действия учителей, воспитателей, классе в присутствии ребёнка, а предъявите своё неудовольствие при личной встрече с ними.
Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка.
А сейчас я попрошу сказать несколько слов о тренинге. Кто, что лично взял для себя и после этого отдохнем.
- Обсуждение, выводы.
- Участники свободно располагаются и просматривают видеоролик на расслабление