Программные задачи:
- Развивать внимание, память, любознательность, творческие способности детей;
- Закрепить знание детей о космосе и космонавтике, учить быстро и обдумывая отвечать на вопросы;
- Научить детей высказать свое мнение, учить логически мыслить;
- Создать атмосферу радости от совместной деятельности;
- Воспитывать самостоятельность, дружеское отношение друг с другом, выслушать мнения других, не перебивать;
- Воспитывать в детях чувство патриотизма и гордости за нашу страну, которая первой запустила человека в космос и добилась высоких результатов в области космонавтики.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Предварительная работа: Беседы о космосе, рассматривание иллюстраций и портретов космонавтов, отгадывание загадок, чтение книг о космосе, оформление кабинета, соответствующее космической тематике.
Материал: картинки – образец для конструирования, геометрические фигуры конверты с заданиями, фломастеры, черный ящик с загадкой, картинки – отгадки.
Учитель – дефектолог: Ребята! Посмотрите внимательно на картинки, которые я для вас приготовила (или предметы). Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем беседовать?
Дети: О космосе.
Учитель – дефектолог: Правильно о космосе. А вы знаете, какой праздник будет отмечать вся страна 12 апреля?
Дети: День космонавтики. День, когда человек впервые полетел в космос.
Учитель – дефектолог: Как вы думаете, кому посвящен этот праздник?
Дети: Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.
Учитель – дефектолог: Почему, по вашему мнению, человек захотел полететь в космос?
Ответы детей
Учитель – дефектолог: А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами?
Дети: Да.
Учитель – дефектолог: Но чтобы стать настоящими космонавтами необходимо проявить смелость и смекалку. Поэтому я предлагаю вам провести сегодня командное соревнование. Вам необходимо разделиться на две команды: команду мальчиков – космонавтов и девочек – космонавтов.
Учитель – дефектолог: Игроки к игре готовы?
Дети: Да.
Учитель – дефектолог: Тогда наше соревнование объявляем открытым! Посмотрим, чья команда выиграет, а это значит надо внимательно слушать, быстро отвечать на вопросы и правильно выполнять задания, которые для вас приготовлены. За каждое правильно выполненное задание, команда будет получать маленькую ракету. Кто первый поднимает руку, тот и отвечает. Но если ответы будут выкрикиваться с места, или хором, все вместе отвечать, то ракета будет забираться. Та команда, у кого больше ракет, станет победителем в сегодняшнем соревновании команд космонавтов.
Учитель – дефектолог: И так, начинаем.
1задание. «Разминка»
- Какого числа отмечают день космонавтики? (12 апреля 1961 год)
- Почему этот день так назвали? (В этот день впервые в космос полетел человек)
- Как звали человека, который впервые полетел в космос и благополучно вернулся? (Юрий Алексеевич Гагарин)
- На каком космическом корабле летал Гагарин? (Восток – 1)
- Как они принимают пищу? (с помощью тюбиков)
- Какие животные побывали в космосе до человека? (Обезьяна, коты, крысы, собаки)
- Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун)
- Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)
Учитель – дефектолог: Ребята, вы успешно справились с первым заданием. Переходим ко второму заданию, но сначала, скажите, а на чем можно полететь в космос?
Дети: На ракете.
2 задание «Конструирование ракеты».
Чтобы нам полет устроить
Надо всем ракеты строить.
Ваше следующее задание «Конструирование ракеты».
Ракеты нужно собирать из геометрических фигур. Для этого у вас есть образцы ракет, которые вам необходимо сделать. Будьте внимательны, старайтесь собрать правильно.
Учитель – дефектолог: Молодцы, юные конструкторы! Вы отлично справились с заданием! У вас получились красивые и необычные ракеты. Но чтобы на них полететь, нам необходимо хорошенечко размяться.
Физкультминутка
Мы в ракету смело сели (садимся на корточки)
Шлем на голову надели (круглые руки над головой)
«Пуск»– и в космос мы летим (встаём и тянемся вверх)
В невесомости парим (руки в стороны, качаемся на одной ноге)
Путь наметили к планете (вытягиваем руки вперёд)
Помахали вслед комете (помахать)
Потянули за рычаг (тянем за рычаг)
Взяли курс к созвездию рак (сделать козырёк и покрутить головой в разные стороны).
Посмотрели в телескоп (два плотно сжатых кулака перед глазами)
Надавили кнопку стоп (давим большим пальцем на воображаемую кнопку).
Развернули мы ракету (поворачиваемся)
Как обычную карету.
И продолжили полёт:(руки в стороны покачиваемся)
Космос нас с собой зовёт (машем руками).
3 задание «КТО БЫСТРЕЕ?»
Учитель – дефектолог: Когда Экипаж к полету готов, для пуска ракеты начинают отсчет. Каждая команда получит карточки с заданием. Вам нужно в пустые клетки поставить пропущенные цифры. Когда вы выполнили задание, поднимите руку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справиться с заданием. На счет три игру начни. Считаем: один-два-три!
Проводится игра
Учитель – дефектолог: Молодцы, и с этим заданием вы справились, но чтобы получить звездочку надо проверить, правильно ли вы его выполнили.
Идет взаимопроверка. Команда девочек проверяет выполненное мальчиками задание, мальчики – наоборот
4 задание «Доскажи словечко»
Учитель – дефектолог: Кто из вас знает, как называется окно в ракете?
Дети: Иллюминатор
Учитель – дефектолог: Ребята, как вы думаете, что мы можем увидеть из иллюминатора ракеты?
Дети: Звезды, планеты, кометы и т.д.
Учитель – дефектолог: Верно. А вы любите отгадывать загадки. Но загадки эти непростые, они связаны с «видом» из иллюминатора.
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный… (Телескоп)
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на… (Ракете)
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)
Самый первый в космосе,
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Гагарин)
Учитель – дефектолог: Дорогие ребята, я поздравляю вас с удачным завершением испытаний! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, построили, сели в ракеты и узнали, что же видно из иллюминатора! Но нам пора возвращаться на Землю.
Учитель – дефектолог: Мы думали и веселились
И даже спорили порой!
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра, игрой сменяется,
Кончается игра,
Но дружба не кончается!
Ура! Ура! Ура!
Учитель – дефектолог: А теперь пора подвести итоги! Давайте посчитаем, сколько у каждой из команд звёзд?
Подсчет фишек вместе с детьми
Вручение медалей