ГБУДО г. Москвы «Детская музыкальная школа имени А.С. Аренского»

 СЦЕНАРИЙ

Камиль Сен – Санс  «Карнавал животных»   –

лекция – концерт

                                                              Разработал:

                                                              Дьяченко О.Н.

                                                              преподаватель теоретических дисциплин

                                                              высшей квалификационной категории

г. Москва, 2024 год

Пояснительная записка 

Концертно-просветительская деятельность школы многогранна, ее спектр разнообразен и обширен. Она является неотъемлемой часть образовательного процесса и занимает особое место в деятельности школы.

Привлекая детей к участию в различных творческих мероприятиях, выставках, мы даем им возможность ощутить радость общения и сопричастности к общему делу, развиваем культуру творческой деятельности.

В работе школы используются различные формы организации концертной деятельности:  концерты, лекции-концерты, беседы-лекции, викторины, совместные мероприятия с общеобразовательной школой, детскими садами.

Вовлечение учащихся и преподавателей в процесс концертной работы приносит им огромную пользу. Публичные выступления формируют и совершенствуют коммуникативные навыки: эстрадную выдержку, контакт с аудиторией, умение донести до слушателей содержание, стиль и форму исполняемого музыкального произведения, владение речевыми навыками, вербальную память. Музыканты ощущают свою востребованность в современном обществе, что является стимулом к их дальнейшей творческой деятельности. Участие в концертах возможно большего количества учащихся и преподавателей в качестве солистов, участников музыкальных коллективов.

Лекции-концерты, лекции-беседы

Несмотря   на то, что язык музыки считается понятным без слов, всю его полноту  как языка искусства необходимо учить понимать, именно эту задачу решает лекция – концерт, лекция – беседа. Есть необходимость увеличения количества просвещенных слушателей. 

Чередование выразительного слова учителя со звучанием музыки, к которой это слово относится и яркими иллюстрациями созвучными образу, – все это активизирует слуховое внимание и воспитывает эмоциональную отзывчивость на музыку. 

В результате таких мероприятий у детей развивается художественный вкус, воображение, обогащается слуховой опыт интонационного вслушивания, расширяется кругозор, появляется стойкий интерес к музыкальному искусству. Формируется способность восприятия более сложной музыки. Это приобщает детей к миру высших духовных ценностей отечественной и мировой культуры.

 

СЦЕНАРИЙ

лекция – концерт

Камиль Сен – Санс  «Карнавал животных»   –

 

Цель:

Познакомить детей с новой музыкальной формой – симфоническая сюита. Обогатить впечатления от прослущенной сюиты «Карнавал животных » К. Сен- Санса.

 

Задачи:

 

Образовательные:

– дать детям представление о симфоническом оркестре, познакомить со звучанием клавишных, струнных, духовых, ударных инструментов;

 – познакомить детей с творчеством композитора К.Сен-Санса и его сюитой.

 

Развивающие:

– развивать познавательные и творческие способности детей через синтез искусств и различных видов музыкальной деятельности;

– активировать словарный запас , пополнить его  новыми словами и словосочетаниями (симфоническая сюита, оркестровая яма, дирижер и др.).

– обогащать речь элементами музыкальной терминологии.

 развить музыкальную отзывчивость и образное восприятие музыки сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных».   

   

 Воспитательные

– прививать интерес к наследию мировой музыкальной культуре;

– воспитывать у детей бережное  отношение к окружающему миру.

 

3вучит колокольчик

Ведущий 

Здравствуйте девочки –      здравствуйте
– Здравствуйте мальчики –   здравствуйте
Здравствуйте, здравствуйте, все.

 

№ 1 Звучит Финал из «Карнавала животных» или « Лебедь»

 

Сегодня в нашем зале будет звучать музыка французского композитора  Камиля  Сен – Санса.

А начиналась его жизнь не хуже, чем у Моцарта. Родившись во Франции в 1835 году в семье, связанной с искусством (отец писал стихи, мать была художницей), Камиль стал заниматься музыкой с трех лет, в пять лет уже сочинял, а в десять  лет играл в концертных залах Парижа, исполняя все сонаты Бетховена. Далее Сен-Санс, «проникнутый Бахом и Генделем», с истинно французской легкостью и изяществом освоил премудрости музыкальной и других наук. В 1848 г. (в 13лет) Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, которую окончил через 3 года сначала по классу органа, затем по классу композиции. К моменту окончания консерватории Сен-Санс был уже зрелым музыкантом, автором многих сочинений, в т. ч. 

Он – Дирижер, пианист, педагог, автор книг по философии, литературе, живописи, театру, писал стихи, пьесы, замечательно рисовал карикатуры,  Его познания в астрономии и физике, археологии и истории, зоологии и ботанике не уступали ученым.  Поистине универсально одаренная, необыкновенно деятельная личность!

К. Сен-Санс увлекался естественными науками: собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, любитель путешествий, но с особой любовью относился к животным. Это и послужило впоследствии основанием для создания  интересного произведения.

 – Среди множества пьес К. Сен-Санса популярна  программная сюита «Карнавал животных». «Карнавал животных» (фр. Le carnaval des animaux) —(«зоологическая фантазия») сюита для камерного ансамбля из 14 номеров.

Сюита или свита в переводе с французского означает  последование, вереница, чередование. 

Как в королевской свите следуют друг за другом придворные : Праздные, роскошно одетые дамы и кавалеры, министры .лорды, генерал, алхимик – волшебник, шут , а в музыкальной сюите чередуются инструментальные пьесы.

  

  И вот однажды композитор Камиль Сен – Санс сел к роялю и развернул исписанную тетрадь. 

 

 1 ученик – 

     За стареньким роялем маэстро колдовал,

      По всей земле окликал зверей на карнавал.

     – Кого же он пригласил?

 

Итак, Сегодня у нас с Вами необычная встреча. Сегодня я приглашаю вас на карнавал. Но карнавал этот не простой. Это карнавал животных: зверей, птиц, рыб. Именно такое замечательное произведение написал Сен-Санс.  «Карнавал животных»

1 ученик –

 Как вы думаете, кто должен карнавал открывать?

(Ответы детей)

 

Открывает  «Большую зоологическую  фантазию» 

«Королевский марш льва» — торжественный выход царя зверей. Ах, как он любуется собой и своей внушительной поступью, оглашая окрестности грозным рычанием («рычит» фортепиано)!  Вы услышите  здесь фортепиано и струнные инструменты симфонического оркестра. КАРТИНКА

№ 2  Звучит пьеса «Королевский марш льва»

1 ученик – 

Да, музыка звучала  величественно, грозно и гордо. И хотя это и марш, но в нем чувствуется мягкая и упругая кошачья походка. Иногда маршевая музыка прерывается грозным рычанием. Услышали, ребята.

Ведущий:

Сейчас ,слушаем следующую пьесу .

№ 3  Звучит пьеса «Петух и курицы»

А название этой пьесы подскажет стихотворение .

1 ученик –

      Это кто кудахчет там?                      До чего петух хорош!

      Это кто несется там?                        На кого же он похож?

      Кто устроил тарарам?                       Ой, хорош! Ой, похож!

      Это куры с петухом.                         Кто же, кто же, кто же он?

      Он – в  мундире, с хохолком,          Может сам Наполеон?

      Смотрит зорко, далеко!                    «Браво, бис!» – со всех сторон.

Ведущий:

Это очень смешная музыка. Вы  заметили, как куры кудахчут, перебивая  друг друга ,а петух так громко запел, что чуть сорвал свой голос. Попробуйте изобразить петуха и куриц голосом. (Проводится игра с петушком по выбором педагога).

Ведущий:

1 ученик – 

А теперь отправляемся дальше. Отгадайте загадку.

Она отлично всем знакома.
Она всегда и всюду дома.
Нет дома для неё родней –
Дом постоянно вместе с ней.
С такой защитой нет и страха.
Кто – эта крепость? (Черепаха)

Входит художник.

Художник

Добрый вечер.

Я так к вам спешил. 

Здесь животных карнавал

Я всю ночь портреты животных  рисовал! 

(Открывает коробку достает оттуда листы бумаги, показывает их детям).

Вот он лев! А вот он ослик! А вот черепахи!

Ведущий обращает внимание художника на то, что лист бумаги чистый, на них нет никаких рисунка Черепахи.

Художник. Как нет? (смотрит на лист бумаги)

Действительно нет. 

Что же делать? 

Вот беда! Подскажите, господа? 

Я ведь сам не смогу нарисовать столько портретов, а ведь уже начинается вернисаж, эти портреты ждут животные.

 

Ведущий: Уважаемый художник, мы хоть и маленькие, но можем вам помочь нарисовать новый портрет Черепахи, чтобы устроить выставку работ.

Художник: Правда? Я буду очень рад. А вы все хотите мне помочь? Но вы знаете, в моей мастерской мало места. Мы там все не поместимся.

Ведущая: Это ни беда! Ребята, я начинаю колдовать: Раз, два, три свой браслетик покажи! (Дети показывают руку с браслетиком). Уважаемый художник и дети, покажите свои руки.

Художник. Чудеса! 

Ведущая: Ребята, у кого браслет такого же цвета как у художника – идет к нему в мастерскую

№ 4 пьеса «Черепахи»

На мольберте заготовлен чистый лист бумаги. Определен контур фигуры черепахи. Работа создается  способом обрывания и  клея.

Художник – какая прекрасная работа. Как великолепно. Теперь вернисаж состоится.

Ведущий

Кто же собрался на наш карнавал вам подскажет опять загадка.

1 ученик – 

Он огромней всех на суше.
У него большие уши.
Он чудесным шлангом–носом
Может с пальм срывать кокосы.
Издаёт он трубный глас.
С ним встречались вы не раз
В цирке или зоопарке.
А живёт он в странах жарких
И на острове Цейлон.
Угадали? Это (Слон).

Ведущий:

 В пьесе «Слон», звучит  фортепиано , в сопровождении соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, музыка , изображающая Слона – тяжеловесная и неповоротливая, неуклюжая, он танцует вальс. 

№ 5 звучит пьеса «Слон»

Ведущий:

А теперь отправляемся дальше. Что вы знаете о кенгуру? (Ответ.) Вот как написал о ней поэт:

Кенгуру смешная очень:

Руки вдвое короче,

Но зато у ней

Ноги вдвое длинней.

Кенгуру очень далеко прыгает на своих задних ногах. Недаром говорят: прыгает, как кенгуру.

Наши ребята слушали пьесу «Кенгуру» из «Карнавала животных» Сен-Санса и научились играть на металлофонах и маракасах под эту музыку.

Послушайте. Кенгуру стремительно прыгает,  музыка легкая, отрывистая, но каждая фраза завершается замедлением , как будто кенгуру то и дело останавливается, прислушивается, а потом опять прыгает и скрывается в кустарнике.

На сцену приглашаем музыкантов, у них браслетик ____________ цвета

№6 «КЕНГУРУ»

(дети сопровождают игрой на металлофонах и маракасах)

 

1 ученик – 

Следущий номер  называется  «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи двух фортепиано; тихо повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных (без контрабаса) с сурдинами.

№ 7 Слушаем  пьесу «Аквариум»

1 ученик – 

На дереве высоком сижу я на суку,

И слышно издалека моё «ку-ку, ку-ку»

 

Очередная пьеса носит название «Кукушка в чаще леса». Строгие , сухие и сдержанные аккорды звучат друг за другом, напоминая осторожные шаги путника, пробирающегося по глухому лесу среди вековых деревьев. Голос кукушки повторяет всего два звука, которые исполняются  на кларнете. Звучит очень тихо – как будто издалека.

А теперь давайте  послушаем это произведение и поиграем в игру

 «За цветами» .

На сцену приглашаем слушателей, у них браслетик ____________ цвета

 

 Произнесём слова:          «За цветочками лесными

  Мы сей час пойдём.

  Как кукушечку услышим –

  Так цветочек мы сорвём».

ИГРА «ЗА ЦВЕТАМИ»

 

№ 8 пьеса «Кукушка в чаще леса»

Ведущий:

А сейчас мы услышим самое чудесное произведение из “Карнавала животных” — пьесу “Лебедь”. В этой  пьесе мелодию исполняем – Виолончель.

И не просто услышим, а посмотрим, как под эту музыку исполняет танец великая русская балерина Майя Плисецкая. Как с помощью удивительно пластичных движений она превращается в прекрасную птицу.

№ 9 Просмотр видео “Умирающий лебедь” Камиль Сен-Санс’.

Ведущий. Спасибо, ребята, вы очень хорошие слушатели. И каждый из вас сегодня побывал настоящим художником и музыкантом. Ведь каждому из вас музыка нарисовала образы своих животных. Спасибо вам большое за внимание. Наш концерт подошел к концу. Всего вам хорошего, до новых встреч.