Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Детство» комбинированного вида 

Структурное подразделение детский сад №122

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

«Путешествие в Звукляндию»

                                                                                                Выполнила: 

                                                                                                                            Русакова Л.Н.., воспитатель

                                                                                                               

Нижний Тагил

2024 г.

Конструкт образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

Тема: «Путешествие в Звукляндию»

Возрастная группа: дети дошкольного возраста 6-7 лет

Форма совместной деятельности: игра -путешествие

Форма организации: групповая, мини-группы, индивидуальная

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Используемые технологии: проблемное обучение, сюрпризный момент, игровые технологии, здоровьесбергающие

Виды деятельности:

Средства:

  • наглядные: картинки с изображением животных, школьных принадлежностей; макет «Звуковые часики», «Слоговые вагончики».
  • словесные: совместная речевая деятельность;
  • игровые: сюрпризный момент; 
  • практические: выполнение заданий; 
  • физические: динамическая пауза.

Материалы и оборудование: карточки-задания, карточки-слоги, модели слов с картинкой, цветные фишки для звукового анализа, карточки с буквами, магнитная доска, шифровки и ключ к их разгадке, мяч для динамической паузы.

Учебно – методический комплект: Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016.

Рабочая программа воспитания МАДОУ «Детство».   

Н. В. Нищева Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа.- Санкт-Петербург, 2020. 

Цель: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • закреплять понятия «звук», «буква», «слово», «слог» и внедрять их в активный лексикон детей;
  • совершенствовать навык звукового анализа слова (определение гласных и согласных звуков, качество звука по парности, места звука в слове, деление слова на слоги, составлять слова из слогов).
  1. Развивающие:
  •   развивать мыслительные процессы, умение анализировать и обобщать;
  •   развивать коммуникативные способности детей.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать интерес к работе со словами и звуками; 
  • воспитывать умение слышать друг друга, дополнять при необходимости тактично ответы товарищей.  

Планируемый результат:

1.Ребенок обобщает и систематизирует знания о звуках.

  1. Ребенок овладел навыками звукового анализа.
  2. Ребенок умеет делить слова на слоги.
  3. Ребенок дает полную характеристику звукам речи.
  4. У ребенка развито фонематическое восприятие, мышление и речь.
  5. Ребенок отвечает на вопрос воспитателя полным ответом.
  6. Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, может выполнять индивидуальное и коллективные задания.
Этапы совместной деятельности Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей, выполнение которой приведет достижению запланированных результатов Планируемый результат
Организационно-мотивационный

Сюрпризный момент

Проблемная ситуация

включение детей в целеполагание

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли воспитатели и ваши родители. Мы, как хозяева, должны проявить гостеприимство, сделать все, чтобы нашим гостям было уютно и интересно у нас, захотелось прийти к нам еще раз.

Стук в дверь. В группу заходит Почтальон Печкин

Почтальон Печкин: Здравствуйте, Я Почтальон Печкин. Это Садик № 122  «Маячок», группа № 9? Я принес вам телеграмму, но я вам ее не отдам.

Воспитатель: Это еще почему?

Почтальон Печкин : А потому что у вас документов нет, но это не самое страшное. Вы не умеете читать и писать, а за телеграмму надо расписаться. 

Воспитатель: Ты ошибаешься, Почтальон Печкин, наши ребята умеют читать и писать, ведь они будущие первоклассники. И скоро пойдут в школу. 

Почтальон Печкин: Они у вас и буквы знают?  и в звуках разбираются ?

Воспитатель: Конечно

Почтальон Печкин: А это мы сейчас проверим. Предлагаю путешествие в страну звуков и букв. У меня тут в сумке есть конверты с заданиями. За каждое правильно выполненное задание, вы получите карточку. Если все правильно выполните, то из карточек сможете выложить слово, а оно вам подскажет, кто отправитель телеграммы. А я, убедившись, что вы, действительно, умеете читать и писать, вручу вам телеграмму.

Воспитатель: Согласны, ребята? 

Садитесь, ребята, на свои места. Ребята, у меня 6 конвертов, в них шесть заданий. Все их надо выполнить, чтобы получить телеграмму.

Установление контакта с детьми. 

Печкин передает воспитателю 6 конвертов, в которых, кроме задания, лежит карточка с буквой за выполненный этап. Сам присаживается к гостям.

Мотивирует детей 

на выполнение заданий, чтобы получить телеграмму

Дети приветствуют гостей, настраиваются на работу.

Дети с интересов встречают нового гостя, слушают его рассказ о телеграмме и о том, как ее получить.

Дети соглашаются на условия Почтальона Печкина. 

Мотивация на деятельность.

Вовлечение детей в совместную деятельность.

Установление партнерских отношений с детьми.

Интересуются проблемой.

Проявляют активность.

Проявляют эмоциональную готовность к предстоящей совместной деятельности.

Активно участвуют в диалоге.

Организационно – поисковый

Задание №1

разминка

«Вопрос-ответ»

Задание№2

Дидактическая игра  « Звуковые часики»

Задание №3

Дидактическая игра «Подели слова на слоги и определи их количество».

    Задание №4

«Собери слово»

Динамическая пауза

Игра  с мячом

«Большой -маленький»

Задание №5

«Найди спрятанные слова»

Задание №6 

«Шифровка»

Рефлексивно – корригирующий

Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах

Воспитатель : Предлагаю немного размяться перед выполнением заданием. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечать.

-Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)

– Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

– Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие)

-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

-Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)

-Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)

Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием и заработали первую карточку. 

Воспитатель: Перед вами «Звуковые часы». Вы видите, что на них не цифры, а картинки. И они показывают не время, а рассказывают о звуках. Давайте проверим, как они работают. Кто пойдет поработает часовщиком?  Покажите синей стрелкой картинку, название которой начинается с твердого согласного звука, а зеленой стрелкой картинку, название которой начинается с такого же, но только мягкого согласного звука. Например, «Карандаш – кисточка». 

(слова для часов: карандаш – кисточка; линейка- ластик; портфель- пенал;  точилка-тетрадь; ножницы – нитки; глобус-  гербарий)

Воспитатель: Ребята, сколько пар слов у нас с вами получилось (6 пар). Давайте еще раз их все назовем. Молодцы !  И с этим заданием мы успешно справились и заработали вторую карточку.

Воспитатель:  Посмотрите, ребята, перед вами паровоз с вагончиками. В паровозиках разное количество окошечек. А на перроне ждут звери, все они хотят с нами путешествовать. Вам нужно расселить их по вагончикам.  Но для этого вам нужно разделить названия зверей на слоги (один слог — в вагончике с одним окошком, два — во втором и т. д.) 

-Как мы сможем определить количество слогов? 

Карточки для определения слогов: слон, лиса, носорог, медведь, крокодил, бегемот, черепаха.

Воспитатель: Ребята, а кто еще мог стать пассажиром первого вагончика? второго, третьего?  – Молодцы, ребята, за это задание мы тоже получаем карточку. А эту букву вы знаете?

Воспитатель: Перед вами слоги. Они перемешаны. Из двух слогов вам нужно составить слово. Давайте попробуем подобрать. У меня для вас маленькая подсказка: все слова, связаны с темой «Школа»

Дети в парах подбирая слоги, составляют слова.

Слоги для составления слов: шко-ла,  пар-та,   дос-ка,  зво-нок, кни-га. 

Воспитатель: Вы отлично справились и с этим заданием, поэтому мы получаем карточку с буквой 

Воспитатель : Ребята,  пришло время немного отдохнуть. Мы сыграем в игру «Большой- маленький». Печкин вставай, разомнись с нами.

(Игра с мячом. Дети встают в круг, ловят мяч. Воспитатель называет слово, а дети преобразуют его в уменьшительно-ласкательное суффиксальным способом)

Слова: мяч — мячик, подушка — подушечка, перо — перышко, стул — стульчик, стол — столик, окно — окошко, дверь — дверка, книга — книжечка, лист — листочек,  ведро — ведерко.

Почтальон Печкин: Хорошо поиграли. Мне понравилось, держите еще одну карточку с буквой.

 Воспитатель: Какая буква добавилась? (ь) 

Воспитатель: Чтобы узнать, кто же нам отправил телеграмму, мы должны выполнить еще два задания. 

 

Воспитатель: Вы любите играть в прятки? В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки. Это слова, которые прячутся в более длинных словах.  Я буду говорить вам слова, а вам нужно найти спрятанные слова, среди этих букв.  А чтобы вам было легче искать, я вам дам подсказку.  В спрятанных словах вы должны найти животных.

Воспитатель: За это задание мы с вами получили еще одну карточку. Что это за буква ? ( Е)

Воспитатель: Напоследок Печкин нам приготовил наши любимые шифровки. 

На доске зашифровано два слова, используя ключ к шифровкам мы с вами должны разгадать эти слова и составить к ним звуковые дорожки.

На доске зашифрованы два слова: урок и перемена.

Воспитатель:  Молодцы, ребята. За это задание мы с вами получили последнюю карточку. 

Воспитатель размещает на доске последнюю карточку с буквой Л. 

-Ребята,  какая-то несуразица получилась , буквы перепутались . Кто -нибудь догадался, что за слово нам загадал Печкин, кто нам с вами отправил телеграмму?  (УЧИТЕЛЬ)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну, что Печкин мы выполнили все твои задания и доказали тебе, что буквы мы знаем, в звуках разбираемся, читать и писать умеем. 

Почтальон Печкин: Убедили. Получите телеграмму. Вот ты девочка/мальчик  распишись за получение телеграммы. 

Воспитатель: Ребята, кто прочитает телеграмму?

Воспитатель: Совсем скоро вы станете первоклассниками. Я уверена, что те знания, умения и навыки, которые вы получили в детском саду, вам обязательно пригодятся в школе. Чтобы получить телеграмму, мы проделали с вами нелегкий путь.

– От кого мы сегодня получили телеграмму?

– О чем в ней говорилось?

– Какие задания выполняли?

– Какое задание было трудным для вас? 

– Что запомнилось или понравилось больше всего?

– Молодцы! Мы были дружными и со всем справились.

Почтальон Печкин : Какие молодцы! Мне так понравилось у вас в гостях, даже не хочется уходить. Ребята, я вам предлагаю отправить ответную телеграмму  учителю.  Я к вам забегу на днях и заберу. Всего доброго!

Воспитатель задает вопросы.

Воспитатель карточку с буквой У размещает на доске.

Воспитатель предлагает детям  поработать со «Звуковыми часиками», объясняет правила дидактической игры.

Воспитатель  показывает детям карточку с буквой Т, спрашивает, какая это буква, после чего размещает карточку на доске.

Воспитатель предлагает вспомнить детям, как определить количество слогов в слове.

Воспитатель достает из конверта карточку с буквой И, размещает карточку на доске.

Воспитатель наблюдает, как дети составляют слова, оказывает помощь детям, которые затрудняются с выполнением данного задания.

Размещает карточку с буквой Ч на доске.

Воспитатель приглашает детей поиграть.

Проводит игру.

Воспитатель размещает карточку с буквой  Ь на доске.

Воспитатель мотивирует детей на дальнейшее выполнение заданий.

Воспитатель называет слова Стрекоза, сутки, укротитель, цокот, левша,  Китай, палисадник, , трактор, колосья.

Воспитатель размещает карточку с буквой Е на доске.

Воспитатель наблюдает, как дети составляют слова, оказывает помощь детям, которые затрудняются с выполнением данного задания

Воспитатель размещает на доске последнюю карточку с буквой Л.

Печкин просит одного из детей написать свое имя (расписаться) в получении телеграммы

Проводит рефлексию, мониторинг деятельности

Почтальон Печкин предлагает детям продолжать развивать свои умения и навыки в области обучения грамоте

(написать ответную телеграмму учителю).

Отвечают на поставленные вопросы.

Ответы детей

Дети по желанию выходят к доске и выполняют задание 

 Дети перечисляют получившиеся пары слов

Ответы детей

(-При помощи хлопков;

– Сколько в слове гласных, столько и слогов)

Дети в парах подбирая слоги, составляют слова. 

Те ребята, которые раньше других справились с заданием, на доске размещают картинки с полученными словами.  

(Игра с мячом. Дети встают в круг, ловят мяч. Воспитатель называет слово, а дети преобразуют его в уменьшительно-ласкательное суффиксальным способом)

 Ответы детей.

Дети определяют слова, которые спрятались в более больших.

Ответы детей.

Дети разгадывают слова и выкладывают звуковые дорожки. Желающие выполняют это задание у доски.

Дети называют отправителя телеграммы

Один из детей читает телеграмму

Отвечают на вопросы.

Выражают мнение о занятии. Делятся собственным эмоциональным опытом, полученным во 

Проявляют готовность к дальнейшей деятельности.

Эмоционально реагируют на предлагаемое задание.

Показывают свои теоретические знания ( понятия « звук», «буква», « гласный», «согласный» и т.д.)

Умеют договариваться со сверстниками, проявляют себя терпеливыми, доброжелательными партнерами. 

Увлеченно играют в игру.

Повторение и закрепление полученных ранее знаний.

Демонстрируют  умение делить слова на слоги

Умение работать в паре, прислушиваться к мнению товарища.

Увлеченно играют в игру

Умение анализировать, выделять из общего частное. 

Умение находить закодированную информацию с помощью ключа .

Закрепление материала.

Дети умеют отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ.

Способны делать выводы по пройденному занятию. Выражают собственные чувства и эмоции.

Мотивация детей на дальнейшую деятельность по данной теме.