Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Детство» комбинированного вида
Структурное подразделение детский сад №122
ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
«Путешествие в Звукляндию»
Выполнила:
Русакова Л.Н.., воспитатель
Нижний Тагил
2024 г.
Конструкт образовательной деятельности с детьми подготовительной группы
Тема: «Путешествие в Звукляндию»
Возрастная группа: дети дошкольного возраста 6-7 лет
Форма совместной деятельности: игра -путешествие
Форма организации: групповая, мини-группы, индивидуальная
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие
Используемые технологии: проблемное обучение, сюрпризный момент, игровые технологии, здоровьесбергающие
Виды деятельности:
Средства:
- наглядные: картинки с изображением животных, школьных принадлежностей; макет «Звуковые часики», «Слоговые вагончики».
- словесные: совместная речевая деятельность;
- игровые: сюрпризный момент;
- практические: выполнение заданий;
- физические: динамическая пауза.
Материалы и оборудование: карточки-задания, карточки-слоги, модели слов с картинкой, цветные фишки для звукового анализа, карточки с буквами, магнитная доска, шифровки и ключ к их разгадке, мяч для динамической паузы.
Учебно – методический комплект: Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа воспитания МАДОУ «Детство».
Н. В. Нищева Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа.- Санкт-Петербург, 2020.
Цель: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты.
Задачи:
- Образовательные:
- закреплять понятия «звук», «буква», «слово», «слог» и внедрять их в активный лексикон детей;
- совершенствовать навык звукового анализа слова (определение гласных и согласных звуков, качество звука по парности, места звука в слове, деление слова на слоги, составлять слова из слогов).
- Развивающие:
- развивать мыслительные процессы, умение анализировать и обобщать;
- развивать коммуникативные способности детей.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе со словами и звуками;
- воспитывать умение слышать друг друга, дополнять при необходимости тактично ответы товарищей.
Планируемый результат:
1.Ребенок обобщает и систематизирует знания о звуках.
- Ребенок овладел навыками звукового анализа.
- Ребенок умеет делить слова на слоги.
- Ребенок дает полную характеристику звукам речи.
- У ребенка развито фонематическое восприятие, мышление и речь.
- Ребенок отвечает на вопрос воспитателя полным ответом.
- Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, может выполнять индивидуальное и коллективные задания.
Этапы совместной деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей, выполнение которой приведет достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Организационно-мотивационный
Сюрпризный момент Проблемная ситуация включение детей в целеполагание |
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли воспитатели и ваши родители. Мы, как хозяева, должны проявить гостеприимство, сделать все, чтобы нашим гостям было уютно и интересно у нас, захотелось прийти к нам еще раз.
Стук в дверь. В группу заходит Почтальон Печкин Почтальон Печкин: Здравствуйте, Я Почтальон Печкин. Это Садик № 122 «Маячок», группа № 9? Я принес вам телеграмму, но я вам ее не отдам. Воспитатель: Это еще почему? Почтальон Печкин : А потому что у вас документов нет, но это не самое страшное. Вы не умеете читать и писать, а за телеграмму надо расписаться. Воспитатель: Ты ошибаешься, Почтальон Печкин, наши ребята умеют читать и писать, ведь они будущие первоклассники. И скоро пойдут в школу. Почтальон Печкин: Они у вас и буквы знают? и в звуках разбираются ? Воспитатель: Конечно Почтальон Печкин: А это мы сейчас проверим. Предлагаю путешествие в страну звуков и букв. У меня тут в сумке есть конверты с заданиями. За каждое правильно выполненное задание, вы получите карточку. Если все правильно выполните, то из карточек сможете выложить слово, а оно вам подскажет, кто отправитель телеграммы. А я, убедившись, что вы, действительно, умеете читать и писать, вручу вам телеграмму. Воспитатель: Согласны, ребята? Садитесь, ребята, на свои места. Ребята, у меня 6 конвертов, в них шесть заданий. Все их надо выполнить, чтобы получить телеграмму. |
Установление контакта с детьми.
Печкин передает воспитателю 6 конвертов, в которых, кроме задания, лежит карточка с буквой за выполненный этап. Сам присаживается к гостям. Мотивирует детей на выполнение заданий, чтобы получить телеграмму |
Дети приветствуют гостей, настраиваются на работу.
Дети с интересов встречают нового гостя, слушают его рассказ о телеграмме и о том, как ее получить. Дети соглашаются на условия Почтальона Печкина. |
Мотивация на деятельность.
Вовлечение детей в совместную деятельность. Установление партнерских отношений с детьми. Интересуются проблемой. Проявляют активность. Проявляют эмоциональную готовность к предстоящей совместной деятельности. Активно участвуют в диалоге. |
Организационно – поисковый
Задание №1 разминка «Вопрос-ответ» Задание№2 Дидактическая игра « Звуковые часики» Задание №3 Дидактическая игра «Подели слова на слоги и определи их количество». Задание №4 «Собери слово» Динамическая пауза Игра с мячом «Большой -маленький» Задание №5 «Найди спрятанные слова» Задание №6 «Шифровка» Рефлексивно – корригирующий Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах |
Воспитатель : Предлагаю немного размяться перед выполнением заданием. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечать.
-Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем) – Какие бывают звуки? (гласные и согласные) – Чем отличаются гласные звуки от согласных? – Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие) -Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным) -Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим) -Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым) Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием и заработали первую карточку. Воспитатель: Перед вами «Звуковые часы». Вы видите, что на них не цифры, а картинки. И они показывают не время, а рассказывают о звуках. Давайте проверим, как они работают. Кто пойдет поработает часовщиком? Покажите синей стрелкой картинку, название которой начинается с твердого согласного звука, а зеленой стрелкой картинку, название которой начинается с такого же, но только мягкого согласного звука. Например, «Карандаш – кисточка». (слова для часов: карандаш – кисточка; линейка- ластик; портфель- пенал; точилка-тетрадь; ножницы – нитки; глобус- гербарий) Воспитатель: Ребята, сколько пар слов у нас с вами получилось (6 пар). Давайте еще раз их все назовем. Молодцы ! И с этим заданием мы успешно справились и заработали вторую карточку. Воспитатель: Посмотрите, ребята, перед вами паровоз с вагончиками. В паровозиках разное количество окошечек. А на перроне ждут звери, все они хотят с нами путешествовать. Вам нужно расселить их по вагончикам. Но для этого вам нужно разделить названия зверей на слоги (один слог — в вагончике с одним окошком, два — во втором и т. д.) -Как мы сможем определить количество слогов? Карточки для определения слогов: слон, лиса, носорог, медведь, крокодил, бегемот, черепаха. Воспитатель: Ребята, а кто еще мог стать пассажиром первого вагончика? второго, третьего? – Молодцы, ребята, за это задание мы тоже получаем карточку. А эту букву вы знаете? Воспитатель: Перед вами слоги. Они перемешаны. Из двух слогов вам нужно составить слово. Давайте попробуем подобрать. У меня для вас маленькая подсказка: все слова, связаны с темой «Школа» Дети в парах подбирая слоги, составляют слова. Слоги для составления слов: шко-ла, пар-та, дос-ка, зво-нок, кни-га. Воспитатель: Вы отлично справились и с этим заданием, поэтому мы получаем карточку с буквой Воспитатель : Ребята, пришло время немного отдохнуть. Мы сыграем в игру «Большой- маленький». Печкин вставай, разомнись с нами. (Игра с мячом. Дети встают в круг, ловят мяч. Воспитатель называет слово, а дети преобразуют его в уменьшительно-ласкательное суффиксальным способом) Слова: мяч — мячик, подушка — подушечка, перо — перышко, стул — стульчик, стол — столик, окно — окошко, дверь — дверка, книга — книжечка, лист — листочек, ведро — ведерко. Почтальон Печкин: Хорошо поиграли. Мне понравилось, держите еще одну карточку с буквой. Воспитатель: Какая буква добавилась? (ь) Воспитатель: Чтобы узнать, кто же нам отправил телеграмму, мы должны выполнить еще два задания.
Воспитатель: Вы любите играть в прятки? В русском языке есть слова, которые тоже любят играть в прятки. Это слова, которые прячутся в более длинных словах. Я буду говорить вам слова, а вам нужно найти спрятанные слова, среди этих букв. А чтобы вам было легче искать, я вам дам подсказку. В спрятанных словах вы должны найти животных. Воспитатель: За это задание мы с вами получили еще одну карточку. Что это за буква ? ( Е) Воспитатель: Напоследок Печкин нам приготовил наши любимые шифровки. На доске зашифровано два слова, используя ключ к шифровкам мы с вами должны разгадать эти слова и составить к ним звуковые дорожки. На доске зашифрованы два слова: урок и перемена. Воспитатель: Молодцы, ребята. За это задание мы с вами получили последнюю карточку. Воспитатель размещает на доске последнюю карточку с буквой Л. -Ребята, какая-то несуразица получилась , буквы перепутались . Кто -нибудь догадался, что за слово нам загадал Печкин, кто нам с вами отправил телеграмму? (УЧИТЕЛЬ) Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну, что Печкин мы выполнили все твои задания и доказали тебе, что буквы мы знаем, в звуках разбираемся, читать и писать умеем. Почтальон Печкин: Убедили. Получите телеграмму. Вот ты девочка/мальчик распишись за получение телеграммы. Воспитатель: Ребята, кто прочитает телеграмму? Воспитатель: Совсем скоро вы станете первоклассниками. Я уверена, что те знания, умения и навыки, которые вы получили в детском саду, вам обязательно пригодятся в школе. Чтобы получить телеграмму, мы проделали с вами нелегкий путь. – От кого мы сегодня получили телеграмму? – О чем в ней говорилось? – Какие задания выполняли? – Какое задание было трудным для вас? – Что запомнилось или понравилось больше всего? – Молодцы! Мы были дружными и со всем справились. Почтальон Печкин : Какие молодцы! Мне так понравилось у вас в гостях, даже не хочется уходить. Ребята, я вам предлагаю отправить ответную телеграмму учителю. Я к вам забегу на днях и заберу. Всего доброго! |
Воспитатель задает вопросы.
Воспитатель карточку с буквой У размещает на доске. Воспитатель предлагает детям поработать со «Звуковыми часиками», объясняет правила дидактической игры. Воспитатель показывает детям карточку с буквой Т, спрашивает, какая это буква, после чего размещает карточку на доске. Воспитатель предлагает вспомнить детям, как определить количество слогов в слове. Воспитатель достает из конверта карточку с буквой И, размещает карточку на доске. Воспитатель наблюдает, как дети составляют слова, оказывает помощь детям, которые затрудняются с выполнением данного задания. Размещает карточку с буквой Ч на доске. Воспитатель приглашает детей поиграть. Проводит игру. Воспитатель размещает карточку с буквой Ь на доске. Воспитатель мотивирует детей на дальнейшее выполнение заданий. Воспитатель называет слова Стрекоза, сутки, укротитель, цокот, левша, Китай, палисадник, , трактор, колосья. Воспитатель размещает карточку с буквой Е на доске. Воспитатель наблюдает, как дети составляют слова, оказывает помощь детям, которые затрудняются с выполнением данного задания Воспитатель размещает на доске последнюю карточку с буквой Л. Печкин просит одного из детей написать свое имя (расписаться) в получении телеграммы Проводит рефлексию, мониторинг деятельности Почтальон Печкин предлагает детям продолжать развивать свои умения и навыки в области обучения грамоте (написать ответную телеграмму учителю). |
Отвечают на поставленные вопросы.
Ответы детей Дети по желанию выходят к доске и выполняют задание Дети перечисляют получившиеся пары слов Ответы детей (-При помощи хлопков; – Сколько в слове гласных, столько и слогов) Дети в парах подбирая слоги, составляют слова. Те ребята, которые раньше других справились с заданием, на доске размещают картинки с полученными словами. (Игра с мячом. Дети встают в круг, ловят мяч. Воспитатель называет слово, а дети преобразуют его в уменьшительно-ласкательное суффиксальным способом) Ответы детей. Дети определяют слова, которые спрятались в более больших. Ответы детей. Дети разгадывают слова и выкладывают звуковые дорожки. Желающие выполняют это задание у доски. Дети называют отправителя телеграммы Один из детей читает телеграмму Отвечают на вопросы. Выражают мнение о занятии. Делятся собственным эмоциональным опытом, полученным во Проявляют готовность к дальнейшей деятельности. Эмоционально реагируют на предлагаемое задание. |
Показывают свои теоретические знания ( понятия « звук», «буква», « гласный», «согласный» и т.д.)
Умеют договариваться со сверстниками, проявляют себя терпеливыми, доброжелательными партнерами. Увлеченно играют в игру. Повторение и закрепление полученных ранее знаний. Демонстрируют умение делить слова на слоги Умение работать в паре, прислушиваться к мнению товарища. Увлеченно играют в игру Умение анализировать, выделять из общего частное. Умение находить закодированную информацию с помощью ключа . Закрепление материала. Дети умеют отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ. Способны делать выводы по пройденному занятию. Выражают собственные чувства и эмоции. Мотивация детей на дальнейшую деятельность по данной теме. |