Технологическая карта урока
Предмет Русский язык
Класс 5
Дата проведения: 14.04.2024.
Учитель: Ибраева А.М.
Тема урока: Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: 1) формирование представления о правильном написании гласных о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных и отработка способа действия при выборе их написания; 2) развитие орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения; 3) воспитание интереса к русскому языку, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
Личностные результаты: 1) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; 2) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Предметные результаты:
Научатся писать буквы о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.
УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: 1) целеполагание и планирование своей деятельности; 2) принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; 3) осознанно выбирают правильное решение в зависимости от конкретных условий; 4) контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: 1) проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; 2) структурируют знания; 3) определяют основную и второстепенную информацию; 4) строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; 5) представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).
УУД коммуникативные: 1) приобретают опыт работы в группе; 2) практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; 3) действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Раздаточный материал: карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Необходимое оборудование: проектор, учебник.
Демонстративный материал: алгоритм проверки написания о-е после шипящих; эталоны для самопроверки.
Форма проведения урока: академический урок
Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная, самопроверка по эталону, составление проекта в группах, работа в парах.
Средства обучения: учебник Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2018, раздаточный материал, карточки, презентация, выполненная Рower Рoint
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||||||||
|
1.Приветствие.
– Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. 2.Проверка готовности к уроку. |
Приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на активную работу. | Личностные результаты:
самоопределение (Л); Регулятивные: осознанно выбирают правильное решение в зависимости от конкретных условий (Р); Познавательные: принятие решения в проблемных ситуациях (П); Коммуникативные: практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества (К) |
||||||||
2. Мотивация к учебной деятельности. | – Ребята, сегодня уроке, мы с вами будем юными следопытами и проведём небольшое исследование. | Узнают о сюжетной линии урока. | Коммуникативные: планирование сотрудничества в ходе урока | ||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | – Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?
-Какую часть речи изучаем? – Дайте определение имени существительного. -Какие признаки имени существительного вы знаете? – Какие части слова вы знаете? – Как называются части слова? – Какую тему мы изучали на прошлом уроке? – Вы хотите расширить свои знания ? – Зачем нам нужны новые знания? – Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? -И все? Первоначально выясним путем повторения то, что знаем. Затем постараемся выполнить задание на новое знание. Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем. Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания. 1). У вас на партах лежат карточки с заданиями. Задание №1. Определите склонение существительных и род: тетрадь, солнце, друг, синица, снегирь, дедушка, помощь, товарищ, речь. Взаимопроверка. – Сопоставьте ответы с ответами на экране. Оцените свою работу: Работа выполнена полностью +, частично – + балл, – не справился с заданием. Отметьте баллы в листе оценки 2) Задание №2. Перед вами слова с пропущенными орфограммами. Запишите слова в 2 столбика, в которых после шипящих и ц нужно поставить о или е: В 1 столбик с О, во 2 – столбик с Е: Ключ…м, рощ…й, птенц…м удач…й, куриц…й, плащ…м, юнош…й, марш…м, , шалаш…м еж…м.
– Сопоставьте ваши ответы с ответами на экране. Самопроверка. – Почему вы не можете объяснить правописание гласной в этих существительных? – В чем заключается затруднение? Оцените свою работу: Работа выполнена полностью +, частично – + балл, – не справился с заданием. Отметьте баллы в листе оценки |
– Морфологию и орфографию. Имя существительное.
– Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет. – Приставку, корень, суффикс, окончание – Морфемы. – Падежные окончания существительных множественного числа. – Да. – Чтобы грамотно писать – Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем 1) Тетрадь (3 склонения, нет тетради), солнце (3 скл., среднего рода), друг (2 скл., м.р.), синица (1 скл., ж.р. на –а(-я), снегирь ( 2 скл., м.р.), дедушка (1 скл., на –а(-я), помощь ( 3 скл., ж.р., нет помощи), товарищ (2 скл., м.р., нет товарища), речь ( 3 скл., нет речи). Не у всех правильно. – Не знаем правила. Прогнозирование ( о или е?) – К ним нельзя подобрать проверочные слова. – Отсутствие знаний о правописании гласных в окончаниях этих существительных |
Предметные результаты
Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания (Р, П, К) |
||||||||
|
– После каких согласных стоят буквы о и е?
– Назовите шипящие согласные. – Выделите в этих словах окончания, определите, в каком падеже они стоят. – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? |
– После шипящих.
– – Ж, Ш. Ч. Щ. – Существительные стоят в творительном падеже. – О правописании о – е после шипящих в окончаниях существительных. |
Предметные результаты:
Целеполагание (Р1, Р2) Постановка вопросов (К3) Личностные результваты: Самоопределение (Л) Формулирование проблемы (П1) |
||||||||
|
– Какова же цель нашей дальнейшей работы?
– Как сформулируем тему нашего урока? – Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание. Организация наблюдения – Ребята, расставьте в записанных словах ударение. Ударение – это главное слово при выборе условия орфограммы. – К какой части речи относятся эти слова? – Попробуйте вывести правило. Когда в словах пишем о, когда е? – А теперь посмотрим правило в учебнике. Работа с учебником Так, ребята, когда же в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется О? А когда Е? Оцените свою работу: Работа выполнена полностью +, частично – + балл, – не справился с заданием. Отметьте баллы в листе оценки |
– Определить причину написания 0 или е.
– «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных». – Обычно мы использовали метод наблюдения Поставили ударение:
– Это существительные. -В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется – о, в безударном положении – е. Чтение правила в учебнике. |
Метапредметные результаты:
планирование и регуляция своей деятельности Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
||||||||
|
– Мы с вами узнали новое правило. Теперь, пользуясь учебником, попробуем представить новое правило в виде схемы, таблицы или рисунка. Работа в группах.
Работаем в группах, на альбомном листе. Не забудьте привести примеры. Пошагово выкладывают алгоритм действий при затруднении написания гласных о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц:
Оцените свою работу: Работа выполнена полностью +, частично – + балл, – не справился с заданием. Отметьте баллы в листе оценки. |
Работа в группах. Читают правило в учебнике. На основе материала учебника
делают вывод. Выполняют мини-проекты: рисуют на листах схемы, рисунки (алгоритм работы). Примерно это выглядит так: – После какой буквы стоит окончание? – После шипящей или ц. – Окончание ударное или безударное? – Под ударением в окончании пишется буква О, в безударном положении – Е. Например: О Е плечОм добЫчей лицОм сЕрдцем 1 ученик из каждой группы представляет проект, по составленной схеме рассказывает правило. |
Метапредметные результаты:
планирование и регуляция своей деятельности Предметные: Контроль (Р) Уметь структурировать знания и т.д.(П) |
||||||||
|
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?
-Полностью с вами согласна. Выполним следующее задание в парах, поочередно комментируя друг другу Работа в парах. Карточка №3. Читаем пословицу, находим слово на изученное сегодня правило (существительное в творительном падеже) и объясняем его правописание. Объясняем значение пословиц. Первые два слова сделаем все вместе для образца: Ум с сердцем не всегда в ладу. Не железным ключом сердце открывается, а добротой. Добрая улыбка лучом солнца душу озаряет. Бывает, лицом – цветок, а душой – головешка чёрная. Красна речь пословицей. Жадный человек в лесу всегда недоволен добычей – Продолжаем самостоятельно -Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? Оцените свою работу: Работа выполнена полностью +, частично – + балл, – не справился с заданием. Отметьте баллы в листе оценки |
– Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.
– Сердцем – в этом слове окончание –ем, т.к. после ц в безударном положении пишется е; ключом – пишется о, т.к. под ударением в окончании существительного после шипящей пишется о. Лучом – под ударением о; лицом – под ударением о; душой – под ударением о; пословицей – в безударном положении – е; добычей – окончание безударное, пишем е. – Нет, мы с ним легко справились |
Метапредметные результаты
Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П) Диалог, спор(К) |
||||||||
Физминутка | |||||||||||
7. Построение проекта выхода из затруднения | Работа с учебником.
По упражнению №556. Задание: Перепишите. Поставьте имена существительные, данные в скобках, в нужную форму. Обозначьте изучаемую орфограмму. Задание преобразовано: Выпишите имена существительные, данные в скобках, в нужной форме, в таблицу, с которой мы работали. Обозначьте изучаемую орфограмму. Оцените свою работу: Работа выполнена полностью +, частично – + балл, – не справился с заданием.. Отметьте баллы в листе оценки. |
Выполняют задание, подчёркивают орфограмму, комментируют. | Регулятивные
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию. |
||||||||
8.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону | Творческое задание: – Выберите слова из данного упражнения, которые можно использовать в тексте на тему: «Весна наступает». Составьте текст (3-4 предложения).
– В какой форме вы будете употреблять слова в предложениях? – Выделите изучаемую орфограмму в словах. – Каким правилом вы воспользовались? (Согласование) Работу оценит учитель: Нет ошибок, орфограмма выделена – 3 балла, 1 ошибка или не выделена орфограмма – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл. |
Работают самостоятельно. | Познавательные Логические: анализ объектов;
синтез – составление целого из частей. Регулятивные Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию |
||||||||
9..Вкючение в систему знаний и повторение | – Правила написания слов в каком разделе языкознания изучаются?
– Изучаемая нами орфограмма с каким разделом языкознания тесно связана? – Почему? – А ещё с каким разделом? – Почему? |
Отвечают на вопросы.
– В разделе Орфография. – С Морфемикой. Орфограмма в окончании слов. – С Фонетикой, т.к. орфограмма после шипящих и ц, – а это звуки речи. |
Познавательные Логические: установление причинно-следственных связей | ||||||||
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке | – Какова цель сегодняшнего урока?
– Достигли ли цели? Докажите. – Давайте вернемся к шагам учебной деятельности. Кто может сказать, что сумел сделать «открытие». Докажите. – Продолжите предложения: – Сегодня на уроке я научился… – Больше всего мне понравилось… – После урока мне захотелось… – Я оцениваю свою работу на …, потому что… – Посчитайте баллы в листе оценки. Запишите. Оценка «5» – 7 баллов, «4» – 4-6 баллов, «3» – 2-3 балла. Поставьте в маршрутном листе оценку. Вложите лист оценки в тетрадь. Я проверю ваши сочинения. – Если остались затруднения, где можно над ними поработать? |
Анализируют свою работу.
-Выполняя домашнее задание. |
Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им | ||||||||
10. Домашнее задание (разноуровневое). | Домашнее задание: – Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1) Выполнить упражнение 557 (записать данные существительные в творительном падеже, выделить орфограмму); 2) совершенствовать свои схемы-проекты, подготовить сообщения по ним; 3) выписать из орфографического словаря 10 новых слов на изученное правило, составить с ними словосочетания |
Записывают задание. Обсуждают выполнение. |