Технологическая карта урока

Предмет  Русский язык

Класс 5

Дата проведения: 14.04.2024.  

Учитель: Ибраева А.М.

Тема урока: Правописание о – е после шипящих  и ц в окончаниях существительных

Тип урока: открытие новых знаний

 

Цели урока: 1) формирование представления о правильном написании гласных  о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных и отработка способа действия при выборе их написания;  2) развитие орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения; 3)  воспитание  интереса к русскому языку, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.

 

Личностные результаты: 1) достаточный объем словарного запаса  и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; 2) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.

Предметные результаты:

Научатся  писать буквы о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.

УУД личностные:   ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные:  1) целеполагание и планирование своей деятельности;  2) принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;  3)  осознанно выбирают правильное решение в зависимости от конкретных условий; 4)  контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные:  1) проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;  2) структурируют знания; 3) определяют основную и второстепенную информацию; 4) строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; 5) представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

УУД коммуникативные: 1) приобретают  опыт  работы в группе; 2) практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; 3) действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.

 

Раздаточный материал:  карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Необходимое оборудование: проектор, учебник.

Демонстративный материал: алгоритм проверки написания о-е после шипящих; эталоны для самопроверки.

Форма проведения урока: академический урок

Формы работы обучающихся:  индивидуальная, фронтальная, самопроверка по эталону, составление проекта в группах, работа в парах.

Средства обучения: учебник Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 5 класс. В 2ч. – М.: Просвещение, 2018, раздаточный материал, карточки, презентация, выполненная Рower  Рoint

 

Технологическая карта урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
  • Мотивация  к учебной деятельности 

     

1.Приветствие. 

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. 

2.Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на активную работу. Личностные результаты:

самоопределение (Л);

Регулятивные: осознанно выбирают правильное решение в зависимости от конкретных условий (Р);

Познавательные: принятие решения в проблемных ситуациях (П);

Коммуникативные: практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества (К)

2. Мотивация к учебной деятельности. – Ребята, сегодня уроке, мы с вами будем юными следопытами и проведём небольшое исследование. Узнают о сюжетной линии урока. Коммуникативные: планирование сотрудничества в ходе урока
2.      Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. – Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? 

-Какую часть речи изучаем?

– Дайте определение имени существительного.

-Какие признаки имени существительного вы знаете?

– Какие части слова вы знаете? 

– Как называются части слова? –

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? 

– Вы хотите расширить свои знания ? 

– Зачем нам нужны новые знания? 

– Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? 

-И все? 

 Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

 Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

 Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

 Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

1).  У вас на партах лежат карточки с заданиями. Задание №1. Определите склонение существительных и род: тетрадь, солнце, друг, синица, снегирь, дедушка, помощь, товарищ, речь.

Взаимопроверка.

– Сопоставьте  ответы с ответами на экране. 

Оцените свою работу: Работа выполнена полностью +,  частично – + балл, – не  справился  с заданием. Отметьте баллы в листе оценки 

2)  Задание №2. Перед вами слова с пропущенными орфограммами.

Запишите слова в 2 столбика, в которых после шипящих и ц нужно поставить о или е: В 1 столбик с  О, во 2 – столбик с Е: Ключ…м, рощ…й, птенц…м удач…й, куриц…й,  плащ…м, юнош…й, марш…м, , шалаш…м

еж…м.

Ключ…м

птенц…м

шалаш…м

еж…м

плащ…м

рощ…й

удач…й

куриц…й

юнош…й

марш…м

– Сопоставьте ваши ответы с ответами на экране. 

Самопроверка.

– Почему вы не можете объяснить правописание гласной в этих существительных? 

– В чем заключается затруднение?

Оцените свою работу: Работа выполнена полностью +,  частично – + балл, – не  справился  с заданием. Отметьте баллы в листе оценки

– Морфологию и орфографию. Имя существительное. 

– Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.

 – Приставку, корень, суффикс, окончание

– Морфемы.

– Падежные окончания существительных множественного числа.

– Да. 

– Чтобы грамотно писать

– Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем

1) Тетрадь (3 склонения, нет тетради), солнце (3 скл., среднего рода), друг (2 скл., м.р.), синица (1 скл., ж.р. на –а(-я), снегирь ( 2 скл., м.р.), дедушка (1 скл., на –а(-я), помощь ( 3 скл., ж.р., нет помощи), товарищ (2 скл., м.р., нет товарища), речь ( 3 скл., нет речи).

  Не у всех правильно.

Не знаем правила.

Прогнозирование ( о или е?)

– К ним нельзя подобрать проверочные слова.

– Отсутствие знаний о правописании гласных в окончаниях этих существительных

Предметные результаты

Организация  ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания

(Р, П, К)

  1. Выявление места и причины затруднения в пробном учебном действии  
– После каких согласных стоят  буквы о и е?

– Назовите шипящие согласные.

– Выделите в этих словах окончания, определите, в каком падеже  они стоят.

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

– После шипящих.

– Ж, Ш. Ч. Щ.

– Существительные стоят в творительном падеже.

– О правописании о – е после шипящих  в окончаниях существительных.

Предметные результаты:

Целеполагание (Р1, Р2)

Постановка вопросов (К3)

Личностные результваты:

Самоопределение (Л)

Формулирование проблемы (П1)

  • Построение проекта  выхода из затруднения

                

– Какова же цель нашей дальнейшей работы? 

– Как сформулируем тему нашего урока? 

– Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание.

 Организация наблюдения 

  – Ребята, расставьте в записанных словах ударение.

Ударение – это главное слово при выборе условия орфограммы.

– К какой части речи относятся эти слова?

– Попробуйте вывести правило. Когда в словах пишем о, когда е?

– А теперь посмотрим правило в учебнике.

Работа с учебником

Так, ребята, когда же в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется О? А когда Е?

Оцените свою работу: Работа выполнена полностью +,  частично – + балл, – не  справился  с заданием. Отметьте баллы в листе оценки

– Определить причину написания 0 или е.

– «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».

–  Обычно мы использовали метод наблюдения

Поставили ударение:

КлючОм

птенцОм

шалашОм

ежОм

плащОм

рОщей

удАчей

кУрицей

юношЕй

маршЕм

– Это существительные.

 -В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется – о, в безударном положении – е.

Чтение правила в учебнике.

Метапредметные результаты:

планирование и регуляция  своей деятельности

Предметные  результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

  • Реализация построенного проекта
– Мы с вами узнали новое правило. Теперь, пользуясь учебником, попробуем представить новое правило в виде схемы, таблицы или рисунка. Работа в группах.

Работаем в группах, на альбомном листе. Не забудьте привести примеры.

Пошагово выкладывают алгоритм действий при затруднении  написания гласных о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц:

Определи часть речи
Слово – существительное с основой на ж ш ч щ  ц

 

Выдели окончание

   

Поставь ударение

 

Гласная ударная? Гласная безударная?

 

Пиши о Пиши е

Оцените свою работу: Работа выполнена полностью +,  частично – + балл, – не  справился  с заданием. Отметьте баллы в листе оценки.

Работа в группах.  Читают правило в учебнике. На  основе  материала  учебника 

делают вывод.  Выполняют мини-проекты: рисуют на листах схемы, рисунки (алгоритм работы).

Примерно это выглядит так:

– После какой буквы стоит окончание?

– После шипящей или ц.

– Окончание ударное или безударное?

– Под ударением в окончании пишется буква О, в безударном положении – Е. Например:

     О                                    Е

 плечОм                    добЫчей

 лицОм                     сЕрдцем

1 ученик из каждой группы представляет проект, по составленной схеме рассказывает правило.

Метапредметные результаты:

планирование и регуляция  своей деятельности

Предметные:

 Контроль (Р)

Уметь структурировать знания и т.д.(П)

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? 

-Полностью с вами согласна. Выполним следующее задание  в парах, поочередно комментируя  друг другу

Работа в парах. Карточка №3. Читаем пословицу, находим слово на изученное сегодня правило (существительное в творительном падеже) и объясняем его правописание. Объясняем значение пословиц.   Первые два слова сделаем все  вместе для образца:

Ум с сердцем не всегда в ладу. Не железным ключом сердце открывается, а добротой. Добрая улыбка лучом солнца душу озаряет. Бывает, лицом – цветок, а душой – головешка чёрная. Красна речь пословицей. Жадный человек в лесу всегда недоволен добычей

– Продолжаем самостоятельно

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? 

Оцените свою работу: Работа выполнена полностью +,  частично – + балл, – не  справился  с заданием. Отметьте баллы в листе оценки

– Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.

– Сердцем – в этом слове окончание –ем, т.к. после ц в безударном положении пишется е; ключом – пишется о, т.к. под ударением в окончании существительного после шипящей пишется о. Лучом – под ударением о; лицом – под ударением о; душой – под ударением о; пословицей – в безударном положении – е; добычей – окончание безударное, пишем е.

– Нет, мы с ним легко справились

Метапредметные результаты

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) 

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)   

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П)

Диалог, спор(К)

Физминутка 
7. Построение проекта выхода из затруднения Работа с учебником.

По упражнению №556. Задание: Перепишите. Поставьте имена существительные, данные в скобках, в нужную форму. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Задание преобразовано: Выпишите имена существительные, данные в скобках, в нужной форме, в таблицу, с которой мы работали. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Оцените свою работу: Работа выполнена полностью +,  частично – + балл, – не  справился  с заданием.. Отметьте баллы в листе оценки.

Выполняют задание, подчёркивают орфограмму, комментируют. Регулятивные

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию.

8.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону Творческое задание: – Выберите слова из данного упражнения, которые можно использовать в тексте на тему: «Весна наступает». Составьте текст (3-4 предложения).

– В какой форме вы будете употреблять слова в предложениях?

– Выделите изучаемую орфограмму в словах. – Каким правилом вы воспользовались? (Согласование)

Работу оценит учитель: Нет ошибок, орфограмма выделена – 3 балла, 1 ошибка или не выделена орфограмма – 2 балла, 2 ошибки – 1 балл.

Работают самостоятельно. Познавательные Логические: анализ объектов;

синтез – составление целого из частей.

 Регулятивные

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию

9..Вкючение в систему знаний и повторение – Правила написания слов в каком разделе языкознания изучаются?

– Изучаемая нами орфограмма с каким разделом языкознания тесно связана?

– Почему?

– А ещё с каким разделом?

– Почему?

Отвечают на вопросы.

– В разделе Орфография.

– С Морфемикой. Орфограмма в окончании слов.

– С Фонетикой, т.к. орфограмма после шипящих и ц, – а это звуки речи.

Познавательные Логические: установление причинно-следственных связей
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке – Какова цель сегодняшнего урока?

– Достигли ли цели? Докажите.

– Давайте вернемся к шагам учебной деятельности. Кто может сказать, что сумел сделать «открытие». Докажите.

– Продолжите предложения:

– Сегодня на уроке я научился…

– Больше всего мне понравилось…

– После урока мне захотелось…

– Я оцениваю свою работу на …, потому что…

– Посчитайте баллы в листе оценки. Запишите.

Оценка «5» – 7 баллов, «4» – 4-6 баллов, «3» – 2-3 балла. Поставьте в маршрутном листе оценку.

Вложите лист оценки в тетрадь. Я проверю ваши сочинения.

– Если остались затруднения, где можно над ними поработать?

Анализируют свою работу.

-Выполняя домашнее задание.

Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
10. Домашнее задание (разноуровневое). Домашнее задание: – Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1) Выполнить упражнение 557 (записать данные существительные в творительном падеже, выделить орфограмму); 2) совершенствовать свои схемы-проекты, подготовить сообщения по ним;  3) выписать из орфографического словаря 10 новых слов на изученное правило, составить с ними словосочетания

Записывают задание. Обсуждают выполнение.