Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в младшей группе «Помочь Зайчонку»

Подготовила воспитатель младшей группы – Островская Екатерина Владимировна

Цель: закрепить представление детей об осени, ее признаках.

Задачи: 

  • расширять знания об осени, как времени года.
  • продолжать учить собирать предметы из отдельных частей. 
  • развивать внимание, самостоятельность, мелкую моторику рук. 
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  • обогащать словарный запас. 
  • активизировать в речи детей слова: осенние, листопад
  • развивать умения детей слушать воспитателя и отвечать на поставленные вопросы

Предварительная работа: 

  • беседы о признаках осени
  • рассматривают листочки 
  • картины с осенним пейзажем
  • знакомство с понятием «листопад»
  • пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять…»
  • физминутки «Дует, дует ветер…», «Дети утром рано встали…»

Оборудование: игрушки: зайчик, ежик; осенние листочки для листопада, разрезные картинки (дождик, листопад, ветер, дерево с желтой листвой, птицы улетают, резиновые сапожки, шапка, шарф, перчатки, зонтик, теплая куртка)

Ход занятия:

Воспитатель:  Доброе утро, ребята. Ой! Вы слышите, кто-то плачет?

Воспитатель уходит в другое помещение и приносит оттуда зайчика и букет листочков.

Зайчик: хнык, хнык…

В: Ребятки, посмотрите – это зайчик к нам пришел. Зайчик, почему ты плачешь?!

З: Как не плакать, на улице все деревья заболели? Листочки падают, они желтые и небо плачет.

В: (улыбаясь) Ну что же, ты, зайчик, так горько плачешь, а деревья совсем не заболели. Ты посиди здесь, а мы с ребятками тебе сейчас все расскажем.

Но для начала мы немного поиграем:

«Дует, дует ветер, дует, задувает, (дуем сильно ртом, и качаем руками над головой)

Желтые листочки с дерева срывает (медленно поднимают и опускают руки вверх и вниз)

И летят листочки над лесной дорожкой (перебираем пальчиками

Падают листочки прямо нам под ножки. (медленно приседаем)

В: Ребята расскажите зайчику, как называется явление, когда листочки падают?

Дети: Листопад.

В: Покажем зайчику, что такое листопад?  Детки, соберите все листочки и подбросьте их вверх. Смотри, зайка, как красиво листочки летят и падают. Это называется листопад. Маша, Амелия и Есения, как это называется? (Листочки подбрасывают вверх) (играем 2-3 раза)

Д: Листопад.

З: Как красиво, спасибо! 

В: Ребята, а листочки только желтые падают? Какого цвета еще листочки бывают?

Д: желтые, красные, коричневые

З: А почему листочки такие разноцветные, кто их раскрасил?

Д: осень.

В: Да, зайчик, осень у нас очень любит разноцветные краски, посмотри, как она все вокруг раскрасила.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листья тополя, 

Листья осины,

Листья дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем. (шагают средним и указательным пальцами по коленочкам).

В: Кто же это пыхтит, торопится? (на полочке стоит игрушка ежик, в корзинке возле ежика лежат картинки (разрезные) с признаками осени: дождик, листопад, ветер, дерево с желтой листвой, птицы улетают, резиновые сапожки, шапка, шарф, перчатки, зонтик, теплая куртка). Посмотрите, кто к нам в гости пришел?

Д: Ежик

В: Здравствуй, ежик, что у тебя в корзиночке?

Ежик: Я спешил к вам, чтобы вместе рассказать зайчику про осень и ее признаках, собрал картинки в корзинку, но так торопился, что все перепутал.

В: Не переживай ежик, мы с ребятами быстро тебе поможем. Поставить ежика рядом с зайчонком. А ты иди к своему другу.

Дети встают к столам, каждому выдается разрезная картинка. Ребенок собирает и называет, что изображено на картинке и называет зайчонку приметы осени и какую одежду нужно носить осенью.

В: Ребята, молодцы, давайте повторим, какие признаки осени вы знаете?

Дети называют (дует ветер, идет дождь, опадают листья)

В: А какую одежду мы носим осенью?

Дети называют (резиновые сапожки, шапка, шарф, перчатки, зонтик, теплая куртка).

З: Спасибо, ребята, теперь я понял, что наступила осень и деревья совсем не заболели, а готовятся к зимнему сну. 

Ё: Нам пора уходить в лес домой

В: Зайчик и ежик, мы приготовили сюрприз, мы для вас нарисуем с ребятами картину «Осенний пейзаж», но рисовать мы будем не красками, ни карандашами и не фломастерами. 

Для начала немного разомнемся. 

Физминутка:

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

 

В: Ну что ребята, размялись, нарисуем для наших друзей картину?

Д: Да

В: Рисовать мы с вами будем фетровыми деталями.

Стоит дидактический куб. (с деталями из фетра) Задание: оставить и прикрепить детали, которые нужны для осеннего пейзажа (желтая трава, серая тучка, желтая крона дерева, солнышко). Зона ближайшего развития: разобрать для чего другие детали (разобрать время года: весна, лето, зима)