Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в младшей группе «Помочь Зайчонку»
Подготовила воспитатель младшей группы – Островская Екатерина Владимировна
Цель: закрепить представление детей об осени, ее признаках.
Задачи:
- расширять знания об осени, как времени года.
- продолжать учить собирать предметы из отдельных частей.
- развивать внимание, самостоятельность, мелкую моторику рук.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- обогащать словарный запас.
- активизировать в речи детей слова: осенние, листопад
- развивать умения детей слушать воспитателя и отвечать на поставленные вопросы
Предварительная работа:
- беседы о признаках осени
- рассматривают листочки
- картины с осенним пейзажем
- знакомство с понятием «листопад»
- пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять…»
- физминутки «Дует, дует ветер…», «Дети утром рано встали…»
Оборудование: игрушки: зайчик, ежик; осенние листочки для листопада, разрезные картинки (дождик, листопад, ветер, дерево с желтой листвой, птицы улетают, резиновые сапожки, шапка, шарф, перчатки, зонтик, теплая куртка)
Ход занятия:
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Ой! Вы слышите, кто-то плачет?
Воспитатель уходит в другое помещение и приносит оттуда зайчика и букет листочков.
Зайчик: хнык, хнык…
В: Ребятки, посмотрите – это зайчик к нам пришел. Зайчик, почему ты плачешь?!
З: Как не плакать, на улице все деревья заболели? Листочки падают, они желтые и небо плачет.
В: (улыбаясь) Ну что же, ты, зайчик, так горько плачешь, а деревья совсем не заболели. Ты посиди здесь, а мы с ребятками тебе сейчас все расскажем.
Но для начала мы немного поиграем:
«Дует, дует ветер, дует, задувает, (дуем сильно ртом, и качаем руками над головой)
Желтые листочки с дерева срывает (медленно поднимают и опускают руки вверх и вниз)
И летят листочки над лесной дорожкой (перебираем пальчиками)
Падают листочки прямо нам под ножки. (медленно приседаем)
В: Ребята расскажите зайчику, как называется явление, когда листочки падают?
Дети: Листопад.
В: Покажем зайчику, что такое листопад? Детки, соберите все листочки и подбросьте их вверх. Смотри, зайка, как красиво листочки летят и падают. Это называется листопад. Маша, Амелия и Есения, как это называется? (Листочки подбрасывают вверх) (играем 2-3 раза)
Д: Листопад.
З: Как красиво, спасибо!
В: Ребята, а листочки только желтые падают? Какого цвета еще листочки бывают?
Д: желтые, красные, коричневые
З: А почему листочки такие разноцветные, кто их раскрасил?
Д: осень.
В: Да, зайчик, осень у нас очень любит разноцветные краски, посмотри, как она все вокруг раскрасила.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листья дуба мы соберем.
Маме осенний букет отнесем. (шагают средним и указательным пальцами по коленочкам).
В: Кто же это пыхтит, торопится? (на полочке стоит игрушка ежик, в корзинке возле ежика лежат картинки (разрезные) с признаками осени: дождик, листопад, ветер, дерево с желтой листвой, птицы улетают, резиновые сапожки, шапка, шарф, перчатки, зонтик, теплая куртка). Посмотрите, кто к нам в гости пришел?
Д: Ежик
В: Здравствуй, ежик, что у тебя в корзиночке?
Ежик: Я спешил к вам, чтобы вместе рассказать зайчику про осень и ее признаках, собрал картинки в корзинку, но так торопился, что все перепутал.
В: Не переживай ежик, мы с ребятами быстро тебе поможем. Поставить ежика рядом с зайчонком. А ты иди к своему другу.
Дети встают к столам, каждому выдается разрезная картинка. Ребенок собирает и называет, что изображено на картинке и называет зайчонку приметы осени и какую одежду нужно носить осенью.
В: Ребята, молодцы, давайте повторим, какие признаки осени вы знаете?
Дети называют (дует ветер, идет дождь, опадают листья)
В: А какую одежду мы носим осенью?
Дети называют (резиновые сапожки, шапка, шарф, перчатки, зонтик, теплая куртка).
З: Спасибо, ребята, теперь я понял, что наступила осень и деревья совсем не заболели, а готовятся к зимнему сну.
Ё: Нам пора уходить в лес домой
В: Зайчик и ежик, мы приготовили сюрприз, мы для вас нарисуем с ребятами картину «Осенний пейзаж», но рисовать мы будем не красками, ни карандашами и не фломастерами.
Для начала немного разомнемся.
Физминутка:
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
В: Ну что ребята, размялись, нарисуем для наших друзей картину?
Д: Да
В: Рисовать мы с вами будем фетровыми деталями.
Стоит дидактический куб. (с деталями из фетра) Задание: оставить и прикрепить детали, которые нужны для осеннего пейзажа (желтая трава, серая тучка, желтая крона дерева, солнышко). Зона ближайшего развития: разобрать для чего другие детали (разобрать время года: весна, лето, зима)