Наставничество в Детском саду.
Не секрет, что сейчас многие детские сады испытывают нехватку педагогических работников и с огромной радостью, образовательные учреждения открывают свои двери, когда на их пороге появляется молодой специалист, выпускник. но как же бывает порой трудно молодому сотруднику вплотную связаться с трудовым процессом, строя образовательную деятельность с учетом высоких современных требований. Зачастую, новый педагог испытывает сложности в начале своей профессиональной карьеры. этот факт обусловлен естественным процессом адаптации к новым условиям, а также наличием различий между теорией, полученной в вузе или подготовительном учебном заведении и реальной практикой. начинающие педагоги часто нуждаются в более широком изучении дошкольной психологии, методик дошкольного образования, в освоении новаторских педагогических технологий. но это, конечно, не означает недостаточное качество подготовки студентов. начав свою трудовую деятельность, молодые педагоги замечают, что в процессе обучения профессии некоторая информация ими осознанно упускалась, так как они на тот момент считали ее несущественной. Но уже с первых дней работы в детском саду у них значительно меняются взгляды и представление о профессии. Для сопровождения молодых специалистов в ДОУ организуется система работы по наставничеству. Наставничество предполагает индивидуальную работу с начинающим (молодым) педагогом. Методическая часть наставничества состоит из процесса обучения сотрудников.
1 компонент: советы и рекомендации наставника на рабочем месте, индивидуальный способ обучения, передача личного опыта и наблюдений.
2 компонент: обучение в форме тренингов, семинаров, лекций. Сочетание этих двух компонентов является обязательным условием для развития профессиональных компетенций нового сотрудника. Именно в это время персональные методы и стратегии педагога – эксперта будут применяться к уже имеющимся общим знаниям и умениям молодого педагога, что в конечном итоге приведет к профессиональному развитию и эффективному освоению профессии.
Для руководства учреждения образования наставничество является одной из техник адаптации педагогического работника к профессии и дает возможность практически формировать специалистов с особыми знаниями и навыками, учитывая специфику конкретного учреждения и других аспектов. Для начинающего педагога наставничество предоставляет возможность получить поддержку и сопровождение опытного педагога – стажера, развить уверенность в своей способности и профессиональной компетентности. Педагогу-эксперту наставничество дает возможность передать свой педагогический опыт, поделиться личными методами с начинающим специалистом. Таким образом, наставничество позволяет:
— повысить уровень профессиональной квалификации молодого педагогического работника;
— создать положительный эмоциональный настрой в профессиональной деятельности;
— быстро адаптироваться к работе в ДОУ;
— создать положительную мотивацию для дальнейшего самообразования
— в кратчайшие сроки достичь положительных показателей профессиональной деятельности.
— передать накопленный наставниками опыт;
— регулировать текучесть кадров.
Показателем эффективности работы наставника является своевременное и качественное выполнение поставленных перед молодым педагогом в период наставничества задач.
Результатами введения системы наставничества являются отлаженное взаимодействие молодого педагога и наставника, а также специалистов и администрации учреждения. В коллективе, где грамотно построена система наставничества, есть поощрение взаимопомощи, творческих начинаний; начинающий педагог быстро и безболезненно адаптируется к новым условиям работы.
План работы педагога-наставника с молодым специалистом на _____/_____ учебный год
№
п/п |
Содержание | Сроки | Форма работы |
1. | «Давайте познакомимся» | Август – сентябрь | собеседование |
2. | Проведение инструктажа молодого педагогического работника; Изучение требований профессионального стандарта педагога. | Август – сентябрь | Беседа, инструктаж |
3. | Знакомство с нормативно – правовыми и локальными актами регулирующими образовательную деятельность в ДОУ; Изучение Образовательной программы ДОУ | Август – сентябрь | консультирование |
4. | Знакомство с рабочей документацией в группе | Август – сентябрь | консультирование |
5. | Подбор и изучение методической литературы для организации воспитательно – образовательного процесса с детьми в соответствии с возрастом и задачами образовательной программы ДОУ | Август – сентябрь | Практикум |
6. | Знакомство с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
Рекомендации по поиску необходимой информации в сети Интернет |
Август – сентябрь | Консультирование |
7. | Совместное составление календарно – тематического планирования с детьми на предстоящую неделю | сентябрь | практикум |
8. | Знакомство с деятельностью педагога в режимных моментах | сентябрь | практикум |
9. | Оказание помощи в организации работы с родителями; проведении родительского собрания | В течении года | Консультирование, практикум |
10. | Оказание консультативной помощи по проектированию, моделированию и организации педагогической деятельности молодого специалиста | В течении года | Консультирование |
11. | Помощь в организации развивающей предметно-пространственной среды, в организации различных видов деятельности | В течении года | Консультирование |
12. | Оказание помощи в подготовке и проведению занятий, совместной и самостоятельной деятельности детей, досугов, развлечений | В течении года | Консультирование, практикум |
13. | Взаимопосещение занятий, совместной и самостоятельной деятельности детей, досугов, развлечений | В течении года | практикум |
14. | Оказание помощи в организации индивидуальной работы с воспитанниками | В течении года | Консультирование, практикум |
15. | Помощь в подготовке и изготовлении демонстрационного и раздаточного материала, подбору дидактических игр, составления картотек | В течении года | Консультирование, практикум |
16. | Оказание помощи в проведении мониторинга воспитанников | В течении года | Консультирование, |