Наставничество в  Детском саду.

Не секрет, что сейчас многие детские сады испытывают нехватку педагогических работников и с огромной радостью, образовательные учреждения открывают свои двери, когда на их пороге появляется молодой специалист, выпускник. но как же бывает порой трудно молодому сотруднику вплотную связаться с трудовым процессом, строя образовательную деятельность с учетом высоких современных требований. Зачастую, новый педагог испытывает сложности в начале своей профессиональной карьеры. этот факт обусловлен естественным процессом адаптации к новым условиям, а также наличием различий между теорией, полученной в вузе или подготовительном учебном заведении и реальной практикой. начинающие педагоги часто нуждаются в более широком изучении дошкольной психологии, методик дошкольного образования, в освоении новаторских педагогических технологий. но это, конечно, не означает недостаточное качество подготовки студентов. начав свою трудовую деятельность, молодые педагоги замечают, что в процессе обучения профессии некоторая информация ими осознанно упускалась, так как они на тот момент считали ее несущественной. Но уже с первых дней работы в детском саду у них значительно меняются взгляды и представление о профессии. Для сопровождения молодых специалистов в ДОУ организуется система работы по наставничеству. Наставничество предполагает индивидуальную работу с начинающим (молодым) педагогом. Методическая часть наставничества состоит из процесса обучения сотрудников. 

1 компонент: советы и рекомендации наставника на рабочем месте, индивидуальный способ обучения, передача личного опыта и наблюдений. 

2 компонент: обучение в форме тренингов, семинаров, лекций. Сочетание этих двух компонентов является обязательным условием для развития профессиональных компетенций нового сотрудника. Именно в это время персональные методы и стратегии педагога – эксперта будут применяться к уже имеющимся общим знаниям и умениям молодого педагога, что в конечном итоге приведет к профессиональному развитию и эффективному освоению профессии.

Для руководства учреждения образования наставничество является одной из техник адаптации педагогического работника к профессии и дает возможность практически формировать специалистов с особыми знаниями и навыками, учитывая специфику конкретного учреждения и других аспектов. Для начинающего педагога наставничество предоставляет возможность получить поддержку и сопровождение опытного педагога – стажера, развить уверенность в своей способности и профессиональной компетентности. Педагогу-эксперту наставничество дает возможность передать свой педагогический опыт, поделиться личными методами с начинающим специалистом. Таким образом, наставничество позволяет: 

— повысить уровень профессиональной квалификации молодого педагогического работника; 

— создать положительный эмоциональный настрой в профессиональной деятельности; 

—   быстро адаптироваться к работе в ДОУ;

—   создать положительную мотивацию для дальнейшего самообразования

—  в кратчайшие сроки достичь положительных показателей профессиональной деятельности. 

— передать накопленный наставниками опыт; 

— регулировать текучесть кадров. 

Показателем эффективности работы наставника является своевременное и качественное выполнение поставленных перед молодым педагогом в период наставничества задач. 

Результатами введения системы наставничества являются отлаженное взаимодействие молодого педагога и наставника, а также специалистов и администрации учреждения. В коллективе, где грамотно построена система наставничества, есть поощрение взаимопомощи, творческих начинаний; начинающий педагог быстро и безболезненно адаптируется к новым условиям работы.

План работы педагога-наставника с молодым специалистом на _____/_____ учебный год

 

п/п

Содержание Сроки Форма работы
1. «Давайте познакомимся» Август – сентябрь собеседование
2. Проведение инструктажа молодого педагогического работника; Изучение требований профессионального стандарта педагога. Август – сентябрь Беседа, инструктаж
3. Знакомство с нормативно – правовыми и локальными актами регулирующими образовательную деятельность в ДОУ; Изучение Образовательной программы ДОУ Август – сентябрь консультирование
4. Знакомство с рабочей документацией в группе Август – сентябрь консультирование
5. Подбор и изучение методической литературы для организации воспитательно – образовательного процесса с детьми в соответствии с возрастом и задачами образовательной программы ДОУ Август – сентябрь Практикум
6. Знакомство с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;

Рекомендации по поиску необходимой информации в сети Интернет

Август – сентябрь Консультирование
7. Совместное составление календарно – тематического планирования с детьми на предстоящую неделю сентябрь практикум
8. Знакомство с деятельностью педагога в режимных моментах сентябрь практикум
9. Оказание помощи в организации работы с родителями; проведении родительского собрания В течении года Консультирование, практикум
10. Оказание консультативной помощи по проектированию, моделированию и организации педагогической деятельности молодого специалиста В течении года Консультирование
11. Помощь в организации развивающей предметно-пространственной среды, в организации различных видов деятельности В течении года Консультирование
12. Оказание помощи в подготовке и проведению занятий, совместной и самостоятельной деятельности детей, досугов, развлечений В течении года Консультирование, практикум
13. Взаимопосещение занятий, совместной и самостоятельной деятельности детей, досугов, развлечений В течении года практикум
14. Оказание помощи в организации индивидуальной работы с воспитанниками В течении года Консультирование, практикум
15. Помощь в подготовке и изготовлении демонстрационного и раздаточного  материала, подбору дидактических игр, составления картотек В течении года Консультирование, практикум
16. Оказание помощи в проведении мониторинга воспитанников В течении года Консультирование,