Дидактическое пособие «Развитие эмоционального интеллекта детей старшего возраста»

Развивающее занятие «Развитие эмоционального интеллекта», предназначено для детей старшей группы.

Цель занятия: развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе средствами игровой деятельности.

Задачи:

Научить детей в игровой форме правильно управлять своими эмоциями;

Способствовать развитию эмоциональной саморегуляции, умения понимать эмоции других людей;

 

Развитие познавательной сферы: внимание, память, речь, мышление.

Возраст детей: 5-6 лет

Вид занятия: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический (упражнения, игра).

Предварительная работа:

Оборудование: картинки с изображением эмоций, мешочек, бумага, карандаши, музыкальное оборудование, коробка с фишками.

Ход занятия

Вводная часть.

Приветствие.

Детям предлагается поприветствовать друг друга по очереди, не только сказав слово «Здравствуй», но и сказать приятные слова своему другу. Например: Катюша здравствуй! Ты прекрасно сегодня выглядишь! Или Алёша ,у тебя красивая рубашка! Мальчикам предложить поздороваться за руки (объяснить, что таким знаком мужчины выражают свое уважение) и т.д. Можно обратить внимание на тех детей, которые пришли сегодня без настроения.

Далее дети по кругу здороваются друг с другом и выполняют любое действие.

– Вот мы и поздоровались с Вами, ребята. А за одно, подняли друг другу настроение. Я знаю, что многие дети любят играть. Ребята, а вы любите играть? (Ответы детей). Тогда я хочу с вами поиграть в очень интересные и новые игры.

 

Основная часть.

№1 Упражнение  «Я удивлюсь, если…»

Цель: настроить детей на игровую ситуацию, раскрепостить и вызвать положительные эмоции.

Поиграйте с детьми в игру «Я удивлюсь, если…» В эту игру можно играть где угодно. По дороге в школу или в садик, во время поездки в транспорте, во время ожидания очереди в поликлинике. Количество участников может быть любым. По очереди каждый приводит свой вариант окончания фразы «Я удивлюсь, если…».

Например: «Я удивлюсь, если наш кот заговорит человеческим голосом». «Я удивлюсь, если папа придет с работы в костюме клоуна». «Я удивлюсь, если встречу на улице инопланетян».

Эта игра не только объясняет, что же такое удивление, – она смешит, развивает фантазию и потихоньку приближает к пониманию того, что такое «ожидаемое» и «неожиданное».

№ 2 Упражнение-игра «Ведущие наоборот»

Цель: Помочь детям осознать золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Проведение: игра рассчитана на группу из нескольких детей.

– Ребята, в этой игре мы должны выбрать ведущего (как правило, это сам воспитатель ,который знает правила игры).

– Сейчас каждый из игроков должен придумать для ведущего задание: попрыгать, спеть, изобразить какое-то животное и т.д. Задания могут быть любыми, при условии, что их выполнение не причинит никому вреда.

Когда все игроки высказались, ведущий объявляет главное правило:

– А вот сейчас все задания предстоит выполнить не ведущему, а тем, кто их придумал.

При повторном выполни задания его воспитательная ценность существенно падает. Зная правила, дети будут придумывать задания очень осторожно.

Правило игры можно изменить, превратив ее в игру «Фанты»: все игроки пишут задания на бумажках, бумажки нужно свернуть и кинуть в шляпу, все игроки по очереди достают свертки и выполняют то, что вытянули.

 №3 Упражнение « Угадываем эмоцию по голосу»

Цель: создавать условия для творческого самовыражения детей.

А еще можно угадывать эмоции, вообще не видя человека, только по голосу, по интонации, с которой произносится фраза. Вспомните, случалось ли вам, разговаривая по телефону, понимать, что ваш собеседник обижен, злится, расстроен или радуется, даже если он прямо не сообщает об этом?

Попробуйте произнести фразы с разной интонацией, пусть ребенок догадается, что вы испытываете. Итак, вы произносите фразу, как будто при этом у вас присутствует эмоция: радости, грусти, злости, удивления, отвращения:

  • «Брат Миша  уехал к бабушке в деревню»
  • «Сегодня выпало много снега».
  • «Завтрашняя тренировка по боксу    отменяется».
  • «Сегодня на ужин плов».

№4 Упражнение «Фантазеры»

Цель: научить ребенка анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение.

Проведение: – Дети, посмотрите на моих картинках изображены люди с разными эмоциями. Давайте вы попробуете описать, что же видите на этих картинках.

Ребенок должен описать, что видит.

– А теперь давайте придумаем, что могло  предшествовало изображенному моменту.

– А что же могло случиться после этого момента?

Воспитатель  вместе с ребенком фантазирует, что может случиться дальше.

– Ребята, вам сложно было придумать, что могло предшествовать настроению героя на картинке? И что же могло произойти после?

Следует обратить внимание, что чем больше деталей заметил на картинке ребенок, тем лучше. Если в процессе работы над эмоциональным интеллектом воспитатель будет периодически повторять показ картинок, то непременно обнаружит, как возрастает внимательность детей.

 №5 Упражнение «Рисуем линии эмоций»

Цель: помочь детям выразить свои эмоции на бумаги, наглядно увидеть свое настроение.

Возьмите фломастер или карандаш. Пусть ребенок на свой вкус нарисует, как выглядит радостная линия, грустная линия, линия страха, линия отвращения, линия гнева, линия спокойствия. Все линии должны быть одного цвета и отличаться только формой.

А теперь предложите нарисовать эти линии кому-нибудь из близких людей или знакомых. Как они их себе представляют? Только не показывайте линии вашего ребенка, пока они не нарисуют свои.

№6 Упражнение «Эмоциональные танцы»

Цель: сформировать умение правильно выразить свои эмоции в действии.

– Ребята, сейчас я вам предлагаю выполнить задание, в котором вы должны будете выразить все свои эмоции в действии. Вам нужно придумать любой свой танец – «танец радости», «танец разочарования», «танец интереса», «танец грусти».

В этой игре важно работать с разной музыкой, для того, чтобы дети могли испытать разное настроение. И под каждую эмоцию ребенок двигается по своему усмотрению.

Если играет группа детей, то все по очереди предлагают свое движение, которое повторяют остальные. Так получится самый искренний, импровизированный танец.

– Скажите, под грустную или веселую музыку вам тяжелее было придумывать движения для танца? Почему?

Заключительный этап.

Рефлексия занятия:

– Ребята,  предлагаю подойти к моей коробочке  и выбрать карточку с тем настроением, которое у вас сейчас. 

Дети выбирают карточки с выражение эмоции, которое им больше всего понравилось.

– А теперь пусть каждый из вас расскажет, почему вы выбрали именно эту карточку.

– Спасибо большое за вашу активность, ваши эмоции и ответы. Наше занятие окончено и я говорю вам всем спасибо большое!

Результаты выполнения задания детьми, их активность, ответы показывают, что цель достигнута.