Тема: «Как писали в старину»

Цель урока: создать условия для изучения учащимися особенности древней славянской письменности.

Задачи урока: 

– обогащать представления детей о материалах для письма, способах передачи информации;

– развивать положительное эмоциональное отношение к урокам русского родного языка, к русской культуре;

– воспитывать интерес к истории письменности.

  1. Планируемые результаты:

 

Личностные: развивать познавательный интерес, учебную мотивацию к урокам русского родного языка.

Метапредметные: 

Коммуникативные  – формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

Регулятивные- определять и формулировать цель на уроке,  составлять  плана работы, делать  выводы;- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные- развивать интерес к изучению истории русской письменности; активизировать желание  изучать русский родной язык

Предметные: формировать новые понятия-  Древняя Русь, письменность, писала, перо, пергамент. Формировать представление о способе письма первых книг. Систематизировать  умение составлять алгоритм действий при работе с предложением.

 

Тип урока: Открытие новых знаний 

Технология: технология системно-деятельностного подхода, ИКТ-технологии, здоровьесбьерегающие технологии.

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формы работы Формируемые УУД
I этап. Самоопределение к деятельности. Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует к уроку.

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

Улыбнитесь друг другу. Пожелайте  соседу  хорошего рабочего  настроения 

Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Фронтальная Коммуникативные 
II этап.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Откройте тетради, выполним минутку чистописания. Тетрадь положите под наклоном, сядьте правильно.

Какая эта буква гласная или согласная?

В некоторых случаях эти буквы дают два звука. Какие это звуки?

Ее Ёё

-А когда эти буквы обозначают два звука?

(Слайд 2) – Посмотрите на доску, прочитайте слова, давайте с Вами вспомним, как мы ставим ударение. На карточках у Вас написаны слова, Вам необходимо поставить ударение.

(Слайд 3) Перо, ручка, лист, карандаш, тетрадь, парта, телефон, сообщение.

-Давайте проверим, произнесем эти слова хором.

Подведем итог – Кто справился хорошо? Кому была нужна помощь?

Отвечают на вопросы учителя. Работают в тетрадях 

Хором произносят слова.

Работают  в паре, ставят ударения в словах

Индивидуальная

Фронтальная 

Работа в паре

Регулятивные 
III этап. 

Фиксация затруднения

Формулирование темы  и цели урока.

Построение  плана  урока

-Ребята, скажите, для чего нам  нужны все эти  предметы?

– Как могли написать друг другу  люди, жившие  на  нашей земле  раньше  нас?

– Бумага и ручки появились не так давно, люди для записи использовали другие предметы.

-Кто может сказать, как они назывались.

– Как Вы думаете, какая тема урока у нас будет сегодня?

-Что узнаем?

(Слайд 4) – Тема нашего урока: «Как писали в старину».

-Какую цель ставите  для себя?

(Слайд 5)

– Посмотрите, на ваших столах лежат полоски с этапами плана, давайте составим план , по которому будем  работать

(Слайд 6)

Подведем маленький итог.- Прочитаем  этапы нашей работы. 

При выполнении каждого этапа  будем делать отметку  о его выполнении на  доске. 

Ответы  детей

-чтобы написать тексты

-написать письма

-написать сообщения

Формулируют тему и учебную цель урока.

– Узнать чем люди писали, какими предметами, на чём писали? 

-Какими были буквы, знаки письма

-Дети читают  пункты плана и составляют план урока.

ПЛАН:

1.На чем писали?

2. Чем писали

3.Кто писал  и кто мог прочитать?

4. Что писали?

5. Почему для меня  важно это знать. 

Фронтальная

 

Работа в группах

Фронтальная

Коммуникативные 
IV этап.

Изучение нового материала(совместное «открытие» новых знаний).

(Слайд 7, 8) – Посмотрите на слайд. Слушая текст, постарайтесь соотнести то, что слышите, с тем, что видите на рисунках.

Читаю текст.

– Кто знает Что  такое  Русь?

-Кто мне скажет, подходят ли рисунки к тексту, который я сейчас прочитала?

-Что человек делает на первом рисунке? 

-Из чего его делают?

-А для чего он нужен?

-Что изображено на втором рисунке?

-Запишем слово пергамент себе в тетрадь, поставим ударение, разделим на слоги и сделаем звуковой анализ.

-Что же такое пергамент? (материал для письма из кожи животных)

(Слайд)- Обратите внимание на слайд.

-Как Вы думаете, что это такое? Чем это можно было написать?

-Послушайте внимательно текст, который сейчас прочитаю.

-Так кто мне скажет, что это такое?

-Чем писали на бересте?

-Запишем слово писала себе в тетрадь, поставим ударение, разделим на слоги и сделаем звуковой анализ.

-А чем еще писали в древности? (перо)

-Пропишем это слово, поставим ударение, разделим на слоги.

Физминутка

Отвечают на вопросы учителя.  Фронтальная

Индивидуальная работа  запись слов в тетрадь

Пергамент

Береста

Писала

Перо

Познавательные 

 

V этап.

Первичное закрепление изученного материала.

(Слайд 9) – Посмотрите на слайд, смотря на название этих предметов, как Вы думаете, для чего они были нужны? С писалом мы только сейчас познакомились, кто скажет, для чего его использовали?

-Я прочитаю текст, а Вы постарайтесь соотнести то, что слышите, с тем, что видите на рисунках.

-Кто мне может сказать, что такое церы

Чем их покрывали?

-Скажите, а что делали с воском, когда необходимо было записать что-то другое?

-Запишем слово воск себе в тетрадь, поставим ударение.

Подведем   итог – Какие  новые  слова  записали? 

Что  эти слова  обозначают

(Слайд10) – Кто мне скажет, почему древние книги назывались рукописными?

-Как вы думаете, сколько страниц можно было написать  человеку в день?

Работа   с книгой  с.66 

-Кто изображен на иллюстрации?

Это Нестор- летописец. Он  описывал события по годам, по летам.

Опишите его 

Сейчас все могут писать и читать. 

Беседа  о бережном отношении к книге

_Как люди относились  к рукописным книгам?

-Сейчас мы с Вами пишем в тетрадях, и если необходимо написать что-то другое, мы просто переворачиваем страницу и пишем, сейчас все намного проще.

-Сейчас мы с вами запишем предложение, с использованием алгоритма.

( Антон писал пером.)

Отвечают на вопросы учителя. 

Пишут в тетрадь

Воск

Читают, объясняют

– Бережно. 

Запись предложения 

Антон писал пером

Фронтальная 

Индивидуальная работа  

Фронтальная работа

Индивидуальная работа  

Коммуникативные 

Регулятивные (1,2)

Познавательные

VI этап.

Самоконтроль с самопроверкой по эталону

(Слайд 10,11) – Посмотрите на слайд, на нем предсталена страница рукописной книги. Расскажи, похожа ли она на страницы современных книг. Какие особенности тебе удалось заметить?

-Послушайте внимательно текст.

-Как называлась буква, которая начинала текст? Как она выглядела?

-Как назывался рисунок, который изображали в начале всех книг и начало главы?

(Слайд 12) Рассмотрим, как красиво писали буквицы в старинных книгах.

-Сейчас мы с Вами выполним задание, Вам необходимо раскрасить буквицу.

-Поднимите свои буквицы.

-Вы большие молодцы!

(Слайд 13-14)

Отвечают на вопросы учителя. 

Дети раскрашивают буквицу в паре

Работа в паре  

Регулятивные (1)
VII этап.

Итог урока. Рефлексивная деятельность.

– Какую тему мы проходили на уроке?

-На чем писали в старину? ( на пергаменте, бересте, церы)

-Чем писали? ( писалом, перьями)

-Кто мог читать эти книги? 

-О чем были книги? Русские  люди любили грамоту, любили книги, берегли книги, очень уважали людей кто мог писать и читать. Нам нужно гордиться созданными ими книгами. Знать и помнить какой это важный труд. Быть похожими  на тех старательных  и аккуратных людей кто первые книги писал. Для на с это наследие истории, нашего языка, нашей Родины.

(Слайд15) – Выполним рефлексию урока, выберите волшебное  перышко, которое  показывает как  ты понял и запомнил тему урока.

Зелёное – я хорошо  работал, всё хорошо понял и запомнил

Желтое – я хорошо работал, немного затрудняюсь в определении новых слов

Красное – я работал, мне  помогали ребята. 

-Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя. 

Ребята  показывают  свою оценку работы

Индивидуальная работа  

Коммуникативные 

 

Источники:

  1. Русский родной язык, 1 класс, Л.А.Вербикая