Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24 «Ручеёк»
МДОУ «Д/с № 24»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом ___________ заведующий
МДОУ «Д/с № 24» О.В. Шиманскова
Протокол № 4 Приказ № 14 от 30.08.2023
От 27.05.2022г.
Программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
Кыштым 2023 г.
Содержание программы
Паспорт программы | 3 | |
1 | Пояснительная записка | 5 |
2 | Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению
правил дорожного движения |
10 |
3 | Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению
правил дорожного движения |
15 |
4 | Содержание работы с педагогами по направлению
«Обучение детей правилам дорожного движения» |
17 |
5 | Содержание работы с родителями по направлению «Обучение детей
правилам дорожного движения» |
18 |
6 | Литература | 19 |
7 Содержание занятий с детьми. 20
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование учреждения | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24 «Ручеёк» |
Наименование программы | Программа по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге |
Реализация программы | Программа рассчитана на 4 возрастные группы. |
Нормативная база | – Конвенция ООН о правах ребенка
– Конституция Российской Федерации – Правила дорожного движения – Нормативно- правовая база «О безопасности дорожного движения» |
Цель программы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге | Снижение дорожно- транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
Развитие психофизиологических качеств ребенка; Формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой; Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением). |
Основные задачи | Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
Организация предметно-развивающей среды ДОУ по проблеме ДДТТ. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей. |
Ожидаемые и конечные результаты: | Образовательный:
– Овладение базовыми правилами поведения на дороге; – Анализ готовности ребенка решать дорожно-транспортные ситуации; – Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге; – Развитие творческих способностей; – Формирование устойчивого познавательного интереса. Воспитательный: – Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой; – Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации. Социальный: – Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам; – Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД. |
Основные разработчики и исполнители Программы развития ДОО | Педагогический коллектив Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24 «Ручеёк» |
Система организации контроля за выполнением программы по ПДД | Администрация детского сада,
педагогический совет и законные представители |
ФИО руководителя, телефон, электронный адрес и сайт МДОУ | Заведующий МДОУ «Д/с№ 24» О.В. Шиманскова
Эл. почта ds24@kyshtym.org Сайт детского сада Адрес http://detsad24.ucoz.net/ |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах. Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Но, как правило, родители не всегда знают, правила дорожного движения или не всегда выполняют их, имеют смутное представление о проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Основные направления работы по программе:
Профилактическое:
– Обеспечение знаний о транспортной среде города;
– Предупреждение попаданий детей в различные «дорожные ловушки»;
– Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий
Организационное:
– Организация предметно-развивающей среды в ДОУ (по ПДД);
– Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
– Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
– Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Актуальность
Особенно актуальна данная проблема в области, где всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна давать ощутимые результаты. Поэтому мы посчитали необходим поиск новых форм, приемов работы, способствующих организации взаимодействия педагогов с родителями в практическом обучении своих детей.
Педагогическая целесообразность
Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность (развитие «Чувства опасности»). Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.
Принципы организации образовательного процесса:
– Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
– Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
– Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
– Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
– Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
– Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Формы и режим образовательной деятельности:
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила Дорожного Движения.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют:
ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
Организационно-методическая работа с педагогами:
– формирование профессиональных компетенций педагога в области Правил Дорожного Движения;
– совершенствование форм и методов работы с детьми;
– обновление уголков безопасности;
– организация проведения игровых и обучающих программ по Правилам Дорожного Движения;
– организация различных видов деятельности с детьми.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
– интерактивный метод обучения.
– моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
– личностно-ориентированная технология.
– технология игрового обучения.
– метод наблюдения и беседы.
– ситуативный метод обучения
Методы активизации родителей и педагогов:
– обсуждение разных точек зрения.
– решение проблемных задач семейного воспитания.
– ролевое проигрывание ситуаций.
– тренинговые игровые упражнения и задания.
– анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
– обращение к опыту родителей.
– сетевое взаимодействие с учреждениями социума
– организациями культуры (театрами, домами культуры, музеями);
– ГИБДД, автошколой;
– образовательными учреждениями города, поселка.
Направления работы сотрудников ДОУ по реализации программы:
- Заведующий:
– Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;
– Проведение инструктажей;
– Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек и т.п.).
- Старший воспитатель:
– Определение места системы Обучения дошкольников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями.
– Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и организации предметно-развивающей среды:
уголки безопасности в группах;
информационные стенды для родителей;
площадка для практических занятий с детьми (на территории детского сада).
- Воспитатель:
– Создание условий для обучения детей ПДД в группах:
оформление уголков безопасности;
подбор литературы, фотографий по ПДД;
изготовление атрибутов к играм.
– Взаимодействие с родителями.
- Медицинский работник:
– Участие в оценке образовательной работы в дошкольном учреждении с точки зрения состояния здоровья детей.
- Музыкальный руководитель:
– Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.
– Подбор музыкальных произведений.
– Помощь в организации предметно-развивающей среды.
-Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.
– Проведение подвижных игр с детьми по ПДД.
- Младший воспитатель:
– Помощь в организации предметно-развивающей среды.
– Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
– Мониторинг знаний, умений и навыков детей по ПДД в конце учебного года
– Выставки рисунков, поделок, творческих работ, атрибутов
– Участие в соревнованиях.
- СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОСВОЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Вся работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения включает несколько этапов:
– Анализ семейного воспитания по данному вопросу;
– Формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения;
– Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний и умений о правилах дорожного движения;
– Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения.
Данные этапы направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах поселка.
Ежегодно разрабатываются перспективные планы, составленные с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально- технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:
– изобразительная деятельность – сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;
– ознакомление с художественной литературой – использование на занятиях стихов, рассказов, загадок;
– физическое развитие – использование подвижных игр, физкультминуток, игровых тренингов.
– ознакомление с окружающим – рассматривание ситуаций в контексте различных природных проявлений, ориентировка на местности, история транспорта.
Задачи:
– развивать мыслительную деятельность детей;
– формировать культуру поведения в условиях дорожного движения;
– стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения;
– формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения;
– научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах поселка
– воспитывать культуру поведения.
Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге во второй младшей группе (3-4 года)
Задачи:
– «Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)»
– Уточнить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов.
– Формировать привычку осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.
– Знакомить с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями).
– На практических занятиях выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.
– Формировать способность ориентироваться в пространстве, научить сравнивать предметы по их размеру.
Показатели развития:
– Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать.
– Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).
– Переходить проезжую часть дороги можно только держась за руку взрослого;
– Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.
– Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора.
Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в средней группе (4-5 лет)
Задачи:
– Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
– Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.
– Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.
– Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».
– Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
– Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).
– Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.
– Учить изображать на рисунке сигналы светофора.
– Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.
– Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.
Показатели развития:
– Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).
– Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.
– Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.
– Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.
– Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.
Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге в старшей группе (5-6 лет)
Задачи:
– Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона.
– Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.
– Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.
– Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
– Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.
Показатели развития:
– Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.
– Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.
– Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению
на дороге в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Задачи:
– Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
– Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).
– Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.
– Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
– Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.
– Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.
– Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
Показатели развития:
– Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.
– Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.
– Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.
– Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).
– Знают основные знаки и термины дорожного движения.
- МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВДЕТЕЙ ПО ОСВОЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
«Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение правил дорожного движения следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов и школ.
Только при систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды правил дорожного движения, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма». Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве. Это позволит уменьшить вероятность дорожно- транспортных происшествий.
Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим правила дорожного движения.
Занятия по обучению правил дорожного движения проводятся 1 раз в месяц в организованной деятельности с детьми в форме занятий, всего 9 занятий в год.
Мониторинг проводится два раза в год: 1 – вводный (октябрь), 2 – итоговый (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе:
3 балла – с заданием справился правильно, самостоятельно, осознано;
2 балла – с заданием справился, но долго думает, тратит много времени;
1 балл – ребенок с заданием справился, но требуется помощь воспитателя.
Баллы суммируются, и выводится средний балл.
Перечень знаний, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
- Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.
- Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).
- Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).
- Правила перехода дороги (посмотреть налево, право и т.д.)
- Опасные места на улицах и дорогах.
- Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.
- Виды и назначение транспорта.
- Опасные и безопасные действия.
- На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.
Основные понятия и термины по правилам дорожного движения, которыми должны владеть дети к концу обучения:
Автобусная остановка – место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.
Водитель – человек, управляющий транспортным средством.
Двустороннее движение – транспорт движется в двух противоположных направлениях.
Дорога – часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Железнодорожный переезд – любое пересечение дороги железнодорожными путями.
Одностороннее движение – транспорт движется в одном направлении.
Островок безопасности – место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.
Пассажир – человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.
Пешеход – человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход – «зебра», подземный переход, надземный переход – место, обозначенное для перехода через улицу.
Посадочная площадка – место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть – часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.
Транспортное средство – транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор – устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар – часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица – часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения – взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Развитие и воспитание дошкольника – это системный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения детей. Обеспечение безопасности движения – это важная государственная задача, требующая самого пристального внимания. Особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Время идет вперед и технологии, и правила безопасности меняются, проводится организационно-методическая работа с педагогами, инструктивно- методическая работа.
Организационно-методическая работа:
-Формирование профессиональных компетенций педагога в области правил дорожного движения;
-Совершенствование форм и методов работы с детьми;
-Организация различных видов деятельности;
-Организация проведения игровых и обучающих программ по правилам дорожного движения;
-Организация проведения открытых мероприятий по правилам дорожного движения;
-Обновление уголков безопасности;
-Выставки «Уважайте светофор!»
-Обновление положений конкурсов, соревнований.
Инструктивно- методическая работа:
-Проведение совещаний для педагогов, родителей по правилам дорожного движения;
-Консультации для педагогов;
-Разработка методических рекомендаций;
-Обновление инструкций по проведению инструктажа о безопасности дорожного движения;
-Обновление стенда «В помощь воспитателю» – «Безопасность дорожного движения»
-Создание видеотеки по правилам дорожного движения.
Формы методических мероприятий:
Семинары, семинары – практикумы, мастер-классы, деловые игры, дни открытых дверей, педагогические и творческие мастерские, мониторинговые исследования, конкурсные мероприятия.
- СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
Перед родителями с информацией о состоянии и причинах детского дорожно-транспортного травматизма в районе, поселке обязательно должны выступать сотрудники ГИБДД.
С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям воспитатели ДОУ ведут систематический раздел в «Уголке безопасности» – «Воспитываем пешехода», где размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).
Воспитатели детского сада регулярно (один раз в полугодие) проводят совместные с родителями собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраивают открытые занятия по теме, инсценировки, вовлекают родителей в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге. Родители получают советы и рекомендации от сотрудников учреждения.
В детском саду систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения. Воспитатели ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.
Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов, дидактических игр.
Работа с родителями строится по следующим направлениям:
– создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами Кыштымского ГИБДД);
– повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил
поведения на улицах и дорогах, в транспорте.
ЛИТЕРАТУРА
- Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». – СПб.: «Детство – Пресс», 2004. – 144 с.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность. – М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
- Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. – М.: «Просвещение», 1973 – 48с.
- Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. – М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
- Комарова Л.Г. Строим из лего. – М.: ООО «Линко – Пресс», 2001 – 89 с.
- Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
- Рублях В.Э. Правила дорожного движения. – М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.
- Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения. – «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
- Шорыгина Т.А.Осторожные сказки. – М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.
- С.Н. Мурдасова. Методические рекомендации. «Организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях». Управление ГИБДД ГУВД Челябинской области. 2004 – 36 с.
- Т.Н. Воробцова. «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма».