Луничкина Светлана Станиславовна
Кузнецова Ирина Александровна

Поём – здоровье бережём!

В статье раскрывается процесс дополнительной образовательной деятельности «Вокал с малых лет» с детьми дошкольного возраста. На занятиях вокалом дети не только развивают ритмический, звуковысотный, мелодический слух, не только расширяют певческий диапазон, но и параллельно укрепляют своё здоровье.
Здоровье ребенка – одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом. Особенно эффективно оздоровительную работу в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач можно проводить с использованием такого могучего средства как музыка.
О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали ещё в древние времена и использовали ее в различных целях. Известно, что Пифагор, Аристотель и Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле.
В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных было создано отделение музыкальной реабилитации.
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса.
Повышение уровня эндорфинов. Пение действует на мозг примерно так же, как плитка шоколада. Когда человек поет, в мозгу возбуждаются зоны, отвечающие за удовольствие. Выделяются гормоны счастья — эндорфины, а ведь они так важны для общего состояния здоровья.
2. Больше энергии. Когда человек поет, он становится более энергичным. Вялость пропадает в секунду!
3. Бесплатная тренировка легких. Пение тренирует легкие, способствует насыщению крови кислородом. Кроме того, мышцы, задействованные в процессе пения, — мышцы живота, диафрагма, межреберные мышцы— существенно укрепляются. У певиц сильный пресс!
4. Снятие стресса. Пение снижает уровень стресса. Люди, поющие в хоре или в любительском ансамбле, чувствуют себя более защищенными, социально благополучными, успешными. Для победы над депрессией стоит петь!
5. Очищение дыхательных путей. С помощью пения происходит естественное очищение дыхательных путей. Заболевания носа и горла для певцов не страшны: вероятность слечь от гайморита уменьшается, если ты любишь петь.
6. Естественный нейростимулятор. Для центральной нервной системы и мозга пение имеет огромную ценность. Как и любое занятие творчеством, пение способствует более интенсивной работе мозга, укреплению нейронных связей, а также интенсивному «включению» человека в мыслительный процесс. [4]
В детском саду № 37 «Красная шапочка» города Йошкар-Ола кружок «Вокал с малых лет» ведёт свою деятельность более 5 лет. Каждое занятие традиционно начинается с упражнений на опору дыхания. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что, кроме кислородного питания, с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека. Также от дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга [3]. На вокальных занятиях дети обучаются нижнему или «брюшному», «диафрагмальному» дыханию. Диафрагмальное дыхание регулирует деятельность кишечника, улучшает пищеварение, положительно влияет на работу сердца, хорошо вентилирует нижние доли легких, успокаивает нервную систему. Именно брюшное или диафрагмальное дыхание способствует пению на опоре (упражнения: «понюхай цветочек», «свеча», «баян»). Выполнение дыхательных упражнений проходит в форме рассказа сказки с участием дошкольников.
Большую роль в развитии речи ребёнка играют логопедические и артикуляционные гимнастики. Упражнение «лошадка» – цоканье язычком в верхнем и нижнем регистре способствует растягиванию и укреплению подъязычной связки. Часто она бывает слишком короткая и язык не достает до неба. Щелкая, мы ее растягиваем. С точки зрения вокалиста, это же упражнение помогает установить правильное, приподнятое положение верхнего нёба.
Распевка детей начинается по системе релятивной сольмизации венгерского композитора и педагога Золтан Кодая. Ручные знаки хорошо запоминаются, так как имеют два уровня наглядности – зрительный образ соединяется в них с мышечно-моторным чувством, что очень важно для детей дошкольного возраста. Такие систематические упражнения с ручными знаками развивают координацию между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха. П. Ф. Вейс отмечает очень важную функцию ручных знаков – контрольную. Они, фактически, являются средством моментальной двухсторонней связи между педагогом и учениками, позволяя учителю видеть одновременно скорость, точность и уверенность реакции сразу всех своих учеников. И по этой реакции можно судить о развитии у детей внутреннего слуха [1].
Распевка продолжается на пальчиковых песенках Екатерины Железновой. При исполнении пальчиковых песенок, в результате энергичной физической активности, укрепляется общее состояние здоровья; сама музыка имеет расслабляющий эффект, поэтому она рекомендована при различных детских неврологических нарушениях, а также является мощной профилактикой неврозов у малышей.
Поступенная распевка «Семья» исполняется в форме точечного массажа пальчиков. Цель точечного воздействия – восстановление энергетического баланса организма, укрепление иммунитета и лечение различных болезней.
Уникальна методология врача-педиатра, автора сонатал-педагогики Михаила (Мишеля) Лазарева «Я расту, я пою, я здоровым быть хочу». Суть вокального лечебного метода лежит в использовании вибрационных звуковых воздействий на органы дыхания. «Звук – это вибрация, боль – это спазм» [2]. Различные звуки могут создавать вибрации в различных частях тела и, соответственно, снимать спазмы, вызывающие боль. Поэтому песенки-образы Михаила Лазарева обладают направленным терапевтическим воздействием.
В песенке «Ёжик» многократно повторяется звук «Ф», который имеет эффект релаксации, расслабления мышц тела. Звук «К», стоящий в конце слов воздействует на диафрагму, играет роль внутреннего массажа.
Звук «З» в песенке «Комарик» стимулирует микроциркуляцию крови, активизируется иммунитет. Эта песенка помогает излечиться от катаральной ангины, ларингита.
Итак, пение способствует правильному формированию дыхания. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Это очень важно для растущего организма ребенка. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов, и оказывается очень полезным для детей с заболеваниями дыхательных путей. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Подводя итоги, можно смело сказать: занятия кружка «Вокал с малых лет» обладают здоровьесберегающим эффектом для детей дошкольного возраста.

Литература:
1. Вейс П. Ф. Опыт применения наглядных пособий на уроках сольфеджио. Относительная сольмизация и советская музыкальная педагогика. – Л.: Музыка. [Ленингр. отделение], 1967. – 43 с. : нот. ил.; 21 см.
2. Лазарев М. Л. Песни доктора Лазарева: лечебный и концертный репертуар для детей дошкольного и школьного возраста от автора Сонатал-педагогики. / редактор-составитель И. В. Роганова. – СПб.: «Композитор», 2014. – 60 с.
3. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207с.
4. Иоффе Е.В. Музыка в жизни детского сада / проект в ВК, интернет-ресурс: https://vk.com/club58710056