Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога Барковской Екатерины Владимировны

Тема: «Путешествие в мир Семьи».

Группа: старшая группа с тяжелым нарушением речи.

Возраст: 5-6 лет.

Вид: подгрупповое занятие.

Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, формировать чувство гордости за свою семью;
  2. Расширять представления детей о составе семьи, семейных традициях.
  3. Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение.
  4. Развивать умение детей четко и полно отвечать на вопросы.
  5. Обогащать словарный запас детей.
  6. Создавать психологически благоприятную атмосферу в группе.

Время: 25 минут.

Оборудование: картинка с семьей, бумага, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети понимают понятие «семья», сформировано положительное отношение к своей семье, ее членам.

Ход коррекционно-развивающего занятия

  • Вводная часть

Педагог-психолог: здравствуйте, ребята. Наше занятие мы начнем с приветствия.

Ритуал приветствия «Здравствуй мой дружочек!»

Участники образуют два круга – внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с педагогом – психологом произносят слова, при этом пары выполняют движения:

Здравствуй, здравствуй,
Мой дружочек! (Здороваемся за руку)
Как живёшь ты? (Ладонь направляется на друга)
Как животик? (Ладонью гладим себя по животику)
За руки с тобой возьмёмся, (Берёмся за руки)
И друг другу улыбнёмся! (Улыбаемся друг другу)

Мы с тобой два друга. (хлопаем друг друга по ладошке)

Любим мы друг друга (обнять друг друга)

Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается 2 – 3 раза.

  • Основная часть

Педагог – психолог: молодцы. Как весело у нас получилось играть, а теперь я приглашаю вас сесть поудобнее на ковер и посмотреть на картинку, давайте вместе отгадаем ребус. Какое слово в нем скрывается? (Ответы детей: семья).

Педагог – психолог: правильно, это слово «СЕМЬЯ». Сегодня мы поговорим о семье, о том, что такое семья, о том, что значит семья в жизни каждого человека и почему, семью нужно беречь. Но сначала послушайте стихотворение.

Что такое семья?

Семья – это мама и папа, и дед,
Бабуля нам вкусный готовит обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
Семья – это я. И меня называют
– Котенок и лапочка, заинька, птичка;
Мне кто-то – братишка, а кто-то – сестричка.

Педагог-психолог: сейчас мы с вами немного поиграем. Я буду читать вам начало предложения, а ваша задача закончить это предложение на оборот. Давайте попробуем.

Игра: «Скажи наоборот»

Дедушка старше, а папа … (моложе)

Мама моложе, а бабушка … (старше)

Папа выше, мама … (ниже)

Папа большой, а сын … (маленький)

Педагог – психолог: когда вы появились на свет, каждого из вас окружили заботой члены вашей семьи, они дали вам им имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи – очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство. Они помогают друг другу и в трудную минуту и в обычных делах.

Педагог – психолог: теперь нас ждет следующая игра. Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх. Если не согласны – не поднимайте.

Игра «Согласен – не согласен»

Семья – это близкие люди.

Моя бабушка – это мама моей мамы.

Мой дедушка – это папа моего папы.

Семья – это люди , которые уважают друг друга.

Бабушка и дедушка – это мои родители.

Я дочь мамы и папы.

Каждому человеку нужна семья.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Педагог-психолог: сильные пальчики, когда они вместе, в кулачке? Вот и человек чувствует себя сильным, если у него есть семья. Как вы думаете, что в семье самое главное? (Ответы детей: любить, доверять, помогать, поддержка, заботиться, уважать, понимать и т. д.)

Педагог – психолог: дети, вы хотите порадовать своих родных? Давайте сделаем для них красивый рисунок. У вас на столах цветные карандаши, белый лист. Вы должны нарисовать портрет самого близкого, родного человека

Звучит тихая музыка. Дети рисуют портрет своих родных людей.

Самостоятельная работа детей. Дети рисуют портрет одного из членов семьи цветными карандашами; выделяют характерные черты внешности (длина волос, прическа, очки, цвет и т.п.)

  • Заключительная часть. Рефлексия

Педагог – психолог: Давайте посмотрим, что получилось. Какие красивые рисунки нарисовали, молодцы! Ваши близкие будут очень рады. Давайте прочтём стихотворение о маме. Я предлагаю сделать выставку и вечером подарим ваши работы родителям.

Педагог – психолог: дети, о чем мы с вами говорили сегодня? Что вам больше всего запомнилось, понравилось? (Ответы детей: нам понравилось играть, рисовать, разговаривать о семье).

Педагог – психолог: я вам желаю, чтоб ваши семьи всегда были самыми крепкими и самыми счастливыми.