Учитель: Левина Анастасия Юрьевна МАОУ СОШ№128

Конспект урока по биологии для 5 класса на тему: Жизнедеятельность организмов

Цель: организация деятельности учащихся по изучению регуляции  процессов  жизнедеятельности организмов

Задачи:  

  1. определить особенности жизнедеятельности животных 
  2. выделить характерные признаки растений
  3. познакомиться с новыми определениями: «рефлекс, деление, развитие»

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: –  Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Будьте внимательны,

Послушны, наблюдательны.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

– отчёт  дежурного;

– проверка  готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой  встрече  с  вами,

Приятно  ваше  общество, друзья!

Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

Их  с  интересом  буду  слушать  я.

Мы  сегодня  снова  будем  читать,

Выводы  делать  и  рассуждать.

А  чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель на слайде показывает 2 изображения: диспетчера  за пультом управления и хирурга во время, проведения операции.

 

Задание. Подберите  по 1 слову-ассоциации, которое характеризует эти  профессии.

 

Люди  в этих профессиях (диспетчер – пилот, хирург – пациент) тесно взаимосвязаны между собой, где любое изменение влечет за собой изменение поведения другого.  Так и в природе живые организмы тесно связаны с окружающей средой; любое изменение в окружающей среде тот час влияет на живые организмы , которые отвечают на него своей деятельностью (поведением).

 

Запишите в тетради число и тему урока.

 

III. Работа по новой теме.

На экране появляется слайд  (лиса и заяц).

Скажите как изменится поведение зайца при появлении лисы.

Простейшие – представители живых организмов, значит они тоже способны к регуляции своих процессов. Найдите  в тексте учебника примеры, доказывающие это.

В ходе эволюции процессы регуляции и координации усложнялись, совершенствовались и работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы. найдите в тексте учебника у кого впервые появилась нервная система, каковы ее особенности, рассмотрите рис.115

На доске учитель пишет название схемы  

” Типы нервной системы”, которая будет заполняться  по ходу изучения нового материала.

Как вы думаете откуда взялось такое название? опишите, что произойдет с гидрой если  ей нанести укол, прикоснувшись к щупальцу.

Ребята такое поведение называется рефлексом. Запишите себе определение в тетрадь.

Как вы думаете могут быть рефлексы у инфузории-туфельки?

На экране появляются рисунки -схемы нервной системы дождевого червя, моллюска, рака. Посмотрите и скажите  какие отличия в строении нервной системы вы видите.

Попробуйте сами составить вопросы на основе текста учебника

Физминутка

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

– А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

 

  1. Закрепление

1.Перечислите отделы нервной системы дождевого червя

2.Лабораторная работа. ” Изучение ответной реакции животных на раздражение”

Задачи: пронаблюдать ответную реакцию дождевого червя на раздражитель, сделать вывод.

На экране  отображается карточка- инструкция по выполнению л. работы.

  1. Подведение итогов урока.

– Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

– Выполнили эти задачи?

Домашнее задание – повторить тему, ответить на вопросы.