Пояснительная записка к учебно-наглядному пособию
«Круглый год»
Деятельность студии раннего развития «Почемучки» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Капельки кляксы» (ДООП «Капельки кляксы») включает в образовательный процесс комплекс упражнений и заданий с целью создания определенного образа, постановки и решения творческих задач, не навязывая ребенку изобразительных шаблонов, так как ориентирован на конкретный возраст «художника» (6 лет) и нетрадиционные способы отображения мира в его картинках.
В результате многолетней апробации программы и в связи со спецификой работы структурного подразделения МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» (Центр творчества и спорта «Лора Плюс») возникла необходимость в разработке учебно-наглядного пособия по изобразительной деятельности с включением знаний об окружающем мире.
Интересный прием авторов альбома – соединить инструктивный текст выполнения определенной работы с малыми литературными формами (загадками, стихотворениями и др.), комментариями писателя-натуралиста Николая Сладкова, автора книги «Сорочьи тараторки», которые дают ответы на возможные вопросы маленького ребенка (да и взрослого) или заставляют задуматься, поразмышлять. Самое замечательное, что во многих сказках и рассказах животные и птицы наделены человеческими качествами. Из их коротких диалогов юный художник сам (при сформированности навыка чтения) или под руководством взрослого (педагога – при очной форме проведения занятия и родителя – при заочной) узнает все самое интересное об их житье-бытие, о том, как правильно поступать, чтобы «Сердитые голоса» были благодарны юным защитникам зверей и природы.
Актуальность составления учебно-наглядного пособия заключается в создании комплекса условий для реализации собственного замысла обучающегося в творческом процессе над созданием рисунка при формировании полного художественного образа.
Учебно-наглядное пособие «Круглый год» предназначено для использования на занятиях с детьми 1-го года обучения по всем темам ДООП «Капельки кляксы» за исключением занятий, приуроченных к календарным праздникам и носящих поздравительную составляющую.
Цель учебно-наглядного пособия – сформировать комплексное представление обучающихся об основах создания художественного образа посредством поэтапного изучения элементов изобразительной деятельности во взаимосвязи с явлениями природы.
Почему учебно-наглядное пособие называется «Круглый год»? Помимо отрывка из зарисовок Николая Сладкова, приведенных на первой странице альбома для рисования, круглый (=целый) год сопровождают занятия 4 принцессы: Осень, Зима, Весна и Лето со своими братьями (месяцами). По ходу занятий дети знакомятся с изменениями в неживой и живой природе, стараются понять взаимосвязь изменений в жизни животных и птиц от окружающей природы и др.
В коротких рассказах Н. Сладкова, «жалобах» птиц и других животных также очень много воспитательных моментов.
Акцент на воспитательную составляющую, заложенный в художественном тексте, интеграция изобразительного искусства с окружающим миром, природоохранной деятельностью – вот основная стратегия развития детей по данному учебно-наглядному пособию.
С учетом мастерства педагога возможны различные подходы к работе с текстами и представленными материалами, их вариации.
Например, красивое поэтичное, познавательное знакомство со вторым братом-месяцем принцессы Зимы – Февралем посредством художественного текста: «Свистит метель – от земли до неба веселая кутерьма! Испуганные березки вытянули по ветру тонкие руки-ветви, а черные строгие ели хмуро покачивают головами и осуждающе хлопают себя по бокам косматыми лапами».
Можно не называть месяц, а спросить:
– Догадайтесь по описанию, о каком месяце идет речь?
– Почему так считаете?
– Как ты понимаешь слово «кутерьма»?
– Почему автор называет ветви ели «косматыми лапами»? и др.
– Как вы считаете, что мы будем рисовать сегодня на занятии? (по описанию уже можно догадаться, что рисовать предстоит в «движении» деревья, т.е. с уклоном, который говорит нам о порывистом ветре: «вытянули по ветру березки тонкие руки-ветви», «ели хмуро покачивают головами»…)
Таким образом, учебно-наглядное пособие представляет собой единство теоретического и практического материалов, которое целесообразно использовать на этапе ознакомления с новым материалом, а оформление его на отдельных страницах (соответствующих номеру занятия) позволяет в виду отсутствия обучающегося на занятии самостоятельно ознакомиться с темой (при пропуске в очной форме обучения и заочной форме в соответствии с противоэпидемиологическими мерами, принятыми в данное время).
Характер пособия «Круглый год» способствует развитию творческого потенциала обучающихся, расширяет их кругозор, активизирует познавательную деятельность.
Учебно-наглядное пособие «Круглый год» будет интересен детям, родителям и педагогам дополнительного образования, а также воспитателям дошкольных образовательных учреждений.