«Как привлечь школьников к чтению?»

   Современные произведения зарубежных и российских авторов, написанные для детей, в программе почти не представлены. Получается, что учителям и школьникам приходится работать с материалом, зачастую далеким от проблем современных подростков. Как показывает практика, для большинства учеников Обломовы, Чацкие, Гриневы и Чичиковы — не более, чем вымышленные кем-то, «картонные» персонажи со сложным набором непонятных жизненных установок, в которые даже не хочется вникать. А это значит, что учителю нужно искать компромисс и попытаться связать прошлое с настоящим, обучение с жизнью. 

    Чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры, свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников нужно рассматривать не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему. Различным аспектам изучения читательских интересов посвящены многие труды известных педагогов, психологов и методистов:Л.А.Беленькой, О.Ю.Богдановой, Л.С.Выготского, Н.Ф.Добрынина, Е.В.Квятковского, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, В.Г.Маранцмана, Т.Д.Полозовой, В.П.Полухиной, Л.Рубинштейна, Б.Г.Умнова, Г.И.Щукиной и др.[2, с.15]В словарях разных типов для понятия «читательский интерес» отдельного толкования не существует. К более широкому понятию «интерес», как правило, можно найти ряд синонимов: увлечение, внимание, любопытство. Наличие или отсутствие интереса к чтению – основной фактор  отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них утрачен интерес к этой сфере занятий. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит, и эффективности.

К качественным характеристикам читательского интереса отнесены: устойчивость, глубина, избирательность, содержание. Устойчивость определяется в зависимости от того, чем вызван интерес. Если он вызван внешними стимулами (ситуативный интерес), то он способен затухать с изменением ситуации. Если же он является следствием доминирующей духовной или познавательной потребности человека (личностный интерес), то устойчивость его значительно выше. Он внутренне мотивирован. Рождение интереса к книге тесно связано с восприятием. На стадии обдумывающего восприятия он может стать устойчивым по отношению к выбранному произведению, его смыслу, авторской манере, теме, жанру и виду литературы и даже к самому процессу чтения или слушания. Устойчивость как одно из качеств интереса в данном случае зависит от психофизиологических особенностей личности воспринимающего. В такой ситуации появляется то качество, которое называется избирательностью читательского интереса и которое приводит к выборочному чтению. В прямой зависимости находятся интерес и потребность в чтении. Чем выше интерес к книге и чтению, тем чаще возникает потребность читать, узнавать новое, погружаться в приятное эмоциональное состояние, вызванное содержанием текста.

Для развития и поддержания интереса к предмету учитель имеет возможность выбрать и применить такие формы работы, подобрать и использовать такой материал для проведения занятий, чтобы результат его труда был очевиден не только для него, но и для каждого учащегося. Это, безусловно, требует от учителя как академических знаний, так и творческого подхода.

Современный подход к воспитанию читателя посредством формирования интереса к чтению сложился на основе дидактической и методической традиции. К. Д. Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой. Он выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали».

Читательский интерес напрямую связан с читательскими умениями.Чтобы усовершенствовать читательский навык,  применяю на уроке следующие приёмы и виды работы:

  • комбинированное чтение;
  • чтение «цепочкой»;
  • выборочное чтение;
  • чтение по ролям;
  • нахождение отрывка к иллюстрации;
  • нахождение предложений, с помощью которых можно нарисовать портрет героя произведения, картины природы;
  • чтение с пометками непонятных слов;

На уроках литературы создаю проблемно-поисковые ситуации, настраиваю всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Я замечала, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.Достижению положительных результатов работы способствовал и мой личный пример учителя, я всегда выразительно читаю художественный текст.

Большое внимание на уроках уделяю словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использую разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, включаю в работу синонимы и антонимы, пословицы и загадки(Приложение 2).

В своей практике использую приёмы, которые позволяют мне мотивировать работу учащихся на различных этапах урока. Для подготовки детей к восприятию художественного произведения использую приемы «Яркое пятно», «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…», игру «Знаете ли вы, что…?», «Блиц-опрос» (Приложение 3).

Для того чтобы быстро включить детей в работу, я стараюсь заинтересовать учащихся, вовлекая их в активную работу уже с самого начала урока. Выполнить эту задачу мне помогаютследующие приёмы:

Прием «Поэтические минутки». Для последующих рассуждений читаю стихотворение или предлагаю прослушать музыкальный фрагмент. Например, при изучении произведения А.С.Грина «Алые паруса» использую стихотворениеК. Бальмонта “Сказать мгновенью: стой!”. После прочтения задаю вопрос: «Ребята, как вы понимаете смысл этого стихотворения? О чем оно?» 

Эпиграф в начале урока становится мобилизатором внимания, настраивает на предстоящую работу, делая ее собственно творческой, поскольку включает учеников в обсуждение. 

Прием «Осмысление эпиграфа».В качестве эпиграфа на уроках использую цитаты из художественных произведений, пословицы и поговорки, крылатые выражения и афоризмы. Иногда дети сами предлагают свои варианты эпиграфов (и даже стихи собственного сочинения). В течение урока эпиграфы используются при анализе произведения .

Прием «Корзина идей»позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Выделяется ключевое понятие изучаемой темы и предлагается учащимся выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. В “Корзину идей” могут попасть вопросы:«Почему повесть называется «Капитанская дочка»?», «Что вы знаете об авторерассказа «А тем временем где – то»? Изменилось ли ваше представление о названии и содержании рассказа?».

В процессе работы над литературным произведением, для заинтересованности учащихся предстоящим изучением того или иного произведения использую дидактические упражнения«Узнавание адресата», «Узнай предмет», игру «Предмет-загадка».

Упражнение «Мозговой штурм».Учащимся предлагается вопрос, на который необходимо предложить максимально возможное количество вариантов решения. Пример: «Роман А. С. Пушкина«Дубровский» остался незавершённым, как вы думаете, как могла сложиться дальнейшая судьба главных героев?»После выдвижения гипотез и обсуждения предложенных вариантов знакомлю учащихся с черновыми записями Пушкина, набросками плана третьего ненаписанного тома.

Прием «Шапка вопросов».  Суть приема в том, что ребята учатся сами составлять вопросы. Учащимся предлагается три шапки. В первую складываются вопросы по тексту произведения.Во вторую – вопросы оценочные, начинающиеся со слов: “Я считаю, что…, а ты как думаешь?” Эта шапка учит оценочным суждениям.В третью шапку собираются вопросы, на которые ученик и сам затрудняется ответить или вовсе не знает ответа. Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки и стимулирует к расширению кругозора. Вопросы из шапок потом можно использовать при взаимоопросах или фронтальных проверках.

 

аряду с традиционными приемами интересны следующие нетрадиционные формы работы:

  • создание анимации;
  • компьютерная презентация книги;
  • приготовление любимого блюда героя;
  • конкурс на лучшую рекламу произведения;
  • создание детских комиксов.

Большое значение для развития читательского интереса ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашних заданий:

  • лингвистическое исследование текста,
  • подготовка иллюстраций к литературным произведениям,
  • рисование обложек к литературным произведениям,
  • создание самостоятельных литературных произведений различных жанров,
  • продолжение неоконченных произведений.

Широкие возможности для развития интереса к чтению заключают в себе внеклассные занятия и разнообразные формы уроков: урок-КВН, урок- викторина, урок-спектакль, урок-праздник,интегрированный урок, урок-исследование, урок-путешествие, урок-экскурсия, литературная гостиная и т.п.

Большую роль в формировании читательского интересаиграют уроки внеклассного чтения.  Именно на уроках внеклассного чтения уместны приемы, заимствованные из форм внеклассной работы по литературе: инсценирование, театрализация, концерты, конференции, диспуты.