«Этих дней не смолкнет слава…»

Маленькие герои большой войны…

Цель: познакомить учащихся с подвигами народа в годы Великой Отечественной войны

Задачи: 

  1. формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины
  2. расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне
  3. воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину

Ход мероприятия

Видеофрамент: начало Великой Отечественной войны, как это было!

Учитель: На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. 

  1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!
  2. Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!
  3. Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!
  4. Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!
  5. Война… От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 км – это если считать по прямой.
  6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4 года 1418 дней. Помните!

С какими словами у вас ассоциируется слова Война?

Учитель: – Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово – “подвиг”? (Учащиеся рассуждают)

Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

«Маленькие герои большой войны»

– Как вы понимаете эти слова. Что значит маленькие герои большой войны?

Сообщения о героях войны (работа в группах, защита своего проекта.)

– Как вы понимаете слово «фашизм»? 

        Фашизм – течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей.

      Антифашист – человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях.

С фашизмом во время войны боролись дети-герои. Я вам предлагаю поработать  в группах, выбрать информацию,  о маленьких героях и представить в нескольких предложениях.

 (раздаточный материал, работа в группах)

Учитель. Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.

Анализ письма.

     Давайте перенесемся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны… С Великой Отечественной… С их страниц мы услышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они.

В чем заключается подвиг танкиста, чье письмо вы сейчас услышите?
«28 июня» 1941г. 
Милая Тонечка! 
Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц. 
Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоем – Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нем. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за родину. Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…
Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче – ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше.
22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, подумал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму к своей груди?
А может, никогда. Ведь война… Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись.
Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда… Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий человек, он помнит обо мне, думает, любит.
Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие.
У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она – могила-то?»
Вопросы классу: 
1) Какие чувства вы испытывали, слушая строки этого письма?
2) Скажите, этот солдат совершил подвиг? В чем он заключается?
3) Какие человеческие качества помогали совершать этому солдату подвиги?
(бесстрашие, смелость, мужество, стойкость, любовь к своей земле, любовь к своим близким, любовь к любимой девушке (жене).
3) Кому адресовано письмо? Как вы об этом узнали?
4) Какие чувства испытывает солдат к Тоне?
Письмо пропитано любовью, и не только письмо, но и все героические поступки этого танкиста. 

Творческая работа в группах.

Написать  письмо – ответ. 

Составление синквейна со словом Победа (работа в паре)

(В это время звучит песня «Вставай страна огромная»).

Подведение итогов. 
Ребята,  вот  и  подошёл   к  концу   наш классный час,  посвященный  героям – антифашистам.  Мы   надеемся,     что  эти   имена   героев   останутся   в

  вашей   памяти  навсегда. Голубь – это птица мира! Я вас прошу напишите, что вы желаете своим одноклассникам и всем людям на планете .

Саша Кондратьев

Саша Кондратьев. Во время оккупации своей деревни Голубково Ленинградской области Саша с матерью прятали раненых бойцов и летчиков, рискуя своей жизнью, спасали их от карателей. Вместе со своим другом Саша собирал боеприпасы после боев. Вскоре они собрали целый склад оружия: мины, гранаты, патроны и даже ручной пулемет. Они собирались передать все это партизанам.

Ребята пришли к своему тайнику, чтобы приготовиться к переправке оружия, но вдруг увидели немецкий самолет, который летел к ним и так низко, что можно было видеть на нем черный крест.

Вот он пришел, их час, отомстить немцам за всех убитых летчиков и солдат! Ребята не хотели упускать момент. Они, не сговариваясь, вытащили пулемет. И когда самолет был почти над мальчиками, Саша тщательно прицелился и выпустил длинную очередь из пулемета. Потом еще одну. Самолет опустил одно крыло, выпрямился, полетел низко над озером, и, выпуская клубы черного дыма, врезался в темнеющую полосу черного леса.

Мальчики услышали вдалеке голоса. Тогда они поспешили спрятать пулемет в тайнике и бросились бежать подальше от этого места.

Саша вышел на открытое место. И вдруг прямо перед собой увидел старосту-полицая. Он успел предупредить своего друга: «Не выходи, беги отсюда!» А сам остался стоять на месте, потому что бежать не было смысла.

На базарной площади в г. Луга немцы повесили Сашу Кондратьева.

В настоящее время в Луге Ленинградской области воздвигнут памятник в честь юного героя.

Зина Портнова

Великая Отечественная Война застала ее в Белоруссии.    По  заданию   подпольной  партийной    организации  она   

выполняла важные поручения: распространяла   сводки     советского  Информбюро,

собирала  и   прятала   оружие.

В  январе   1944  г,  возвращаясь  с  задания,   Зина  неожиданно

натолкнулась   на  вражескую   засаду.   Ее  схватили,  долго и  жестоко  пытали,  а  затем   расстреляли.   Но   фашисты  не  услышали  не  единого  слова  признания.    Посмертно   присвоено  звание   героя Советского  союза.

Марат Казей

Белорусскому школьнику Марату Казею  было чуть больше тринадцати лет, но  он ушел к партизанам вместе со своей сестрой и  стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко, попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и  взорвал себя вместе с ними… 

Посмертно стал  Героем Советского Союза.

Леня Голиков

В августе 1942 года Леня находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил во что бы то ни стало остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату. Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лёне. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу уложил, а второй начал убегать в лес, но Лёнина пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом Рихардом  Витцем. При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Вскоре из Главного штаба партизанского движения поступило указание представить всех участников дерзкой операции к званию Героя Советского Союза. А участник-то был всего один… Юный Леня Голиков! Оказывается, Лёня добыл ценнейшую информацию – чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию, карты-схемы минных полей и другие важные бумаги военного характера.

 

Зоя Космодемьянская – родилась 13 сентября 1923 года. После окончания 9 классов  московской школы Зоя по собственному         желанию отправилась на фронт в партизанский отряд. Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года в районе деревне Петрищево она была схвачена фашистами, которые её пытали.  От неё требовали признания, кто и зачем ее послал. Мужественная девочка не ответила ни на один вопрос немцев. Она даже не назвала своего подлинного имени и фамилии. После долгих и мучительных истязаний Зою убили. 

Ей дали звание Героя Советского Союза  за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими фашистами. Существует много памятников.

Валя Котик

К началу войны он только перешёл в шестой класс школы № 4 города Шепетовка, но с первых дней войны начал бороться с немецкими оккупантами. Осенью 1941 года вместе с товарищами убил главу полевой жандармерии близ города Шепетовки, бросив гранату в машину, в которой тот ехал. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. В октябре 1943 года он обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и склада.

29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу; благодаря его действиям, партизаны успели дать отпор врагу.

В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка города Шепетовка. В 1958 году Валентину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.