РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

«Подготовка к ГВЭ по русскому языку»

Уровень обучения: основное общее образование

(9 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена  для учащихся 9-х классов, сдающих государственную итоговую аттестацию в форме ГВЭ и рассчитана на 18 часов. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ГВЭ.

Задачи  курса:

   способствовать полному и осознанному владению системой знаний  по всем разделам русского языка  в рамках школьной программы;

  • совершенствовать  умения  сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы, находить языковые средства, используемые в тексте, писать сочинения по предложенным темам;
  • логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. 
  • выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции.
  • воспитывать  культурно-ценностное  отношения к русской речи.

Курс,  являясь предметно ориентированным, даёт возможность учащимся получить практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

В ходе занятий учащиеся должны:

        овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

        научиться грамотно писать полные и сжатые  изложения художественного и публицистического стиля;

        владеть формами обработки информации исходного текста;

        работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;

        четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

        самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;

        систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания.

На занятиях используются следующие виды работ: 

  • Лекции учителя с различными видами заданий.
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы).
  • Самостоятельный отбор материала. 
  • Написание изложений и сочинений.

Планируемые предметные результаты

В ходе занятий обучающиеся должны:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать  формулировку задания и вникать в ееP смысл;
  • научиться грамотно писать полные и сжатые изложения художественного и публицистического стиля;
  • владеть всеми приёмами компресси исходного текста;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
  • уметь работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Обучающиеся  должны  знать/уметь:

  • понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
  • понимать основную мысль прослушанного текста;
  • понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
  • подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи
  • интерпретировать информацию звучащего текста;
  • определять средства связи предложений в тексте;
  • определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
  • создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
  • выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
  • последовательно излагать собственные мысли;
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
  • использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Контроль знаний:

Тренировочные упражнения; практические работы.

Место учебного курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю. Тематическое планирование составлено на 18 учебных часов в год.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»  http://www.gramota.ru
  2. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru
  3. Основные правила грамматики русского языка  http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
  4. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»   http://www.ropryal.ru
  5. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  6. Видеоуроки  http://videouroki.net/
  7. Тренинг «Учимся писать изложения»   http://капканы-егэ.рф/index.php/dlya-uchenikov/gia-dlya-9-klassov/konsultatsii/914-trening-dlya-devyatiklassnikov-uchimsya-pisat-izlozhenie

Литература:

  1. Н.Н.Соловьёва. «Изложение без шпаргалки: пособие для школьников и абитуриентов». Издательство «Материк-Альфа», Москва, 2019 год.
  2. Г.К.Лидман – Орлова. «Учимся писать изложения» – М.: Дрофа, 20015.
  3. Т.Ю.Угроватова.  Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. Москва, «Просвещение», 2015.
  4. В.И.Капинос. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 9 класс.- М.: «Интеллект – Центр», 2018.
  5. Е.А.Арбатова. Русский язык: Знаки препинания в простом и сложном предложениях. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019.
  6. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2012: учебно-методическое пособие/Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2011. 378с.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Подготовка к ГВЭ  по русскому языку», 9 класс

№ п/п Тема урока Вид

урока

Характеристика основных видов

деятельности учащихся (УУД)

Сроки
Введение. Структура и критерии оценивания экзаменационной работы. Заполнение бланков экзаменационной работы. к\у Знают особенности проведения ГВЭ по русскому языку, ориентируются в терминах  09.01-12.01
Сжатое изложение. Микротемы исходного текста  к\у Осваивают основные правила работы с текстом, правила построения рассуждения на основе анализа текста.

Определяют круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимают авторский замысел, выявляют главное в информации, сокращают текст различными способами,  правильно, точно и лаконично излагают содержание текста, находят и уместно используют  языковые средства, обобщая передачу содержания

15.01-19.01
Сжатое изложение. Абзацное членение текста. к\у 22.01-26.01
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма «исключение»  к\у 29.01-02.02
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма  «обобщение» к\у 05.02-09.02
Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма «упрощение»   к\у 12.02-16.02
Практическая работа. Написание изложения. практикум 19.02-22.02
Сжатое изложение. Редактирование текста. к\у 26.02-01.03
Сочинение-рассуждение. Алгоритм написания сочинения. к\у Осваивают правила построения рассуждения на основе анализа текста. Подбирают примеры для обоснования тезиса, подбирают аргументы, доказывающие правильность понимания текста, правильно оформляют сочинение в композиционном и речевом общении.

Редактируют собственные тексты. 

04.03-07.03
Сочинение-рассуждение. Тезис  к\у 11.03-15.03
Сочинение-рассуждение. Аргументы. практикум 18.03-22.03
Сочинение-рассуждение. Редактирование сочинения. Написание сочинения практикум 01.04-05.04
Текст как речевое произведение. Стили речи к\у Осваивают правила работы с текстом, основные средства выразительности, основные сведения по стилистике русского языка.

Находят в тексте средства выразительности, анализируют текст с точки зрения средств выразительности; определяют стилистическую принадлежность слов и выражений; работают со стилистическими синонимами.

08.04-12.04
Смысловая и композиционная целостность текста к\у 15.04-19.04
Текст. Средства выразительности к\у 22.05-26.05
16-17 Практическая работа. Написание изложения и сочинения-рассуждения Контроль знаний Точно определяют круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимают авторский замысел, вычленяют главное в информации; сокращают текст разными способами; правильно, точно и лаконично излагают содержание текста; находят и уместно используют языковые средства обобщённой передачи содержания. 

Распределяют время по этапам. 

29.04-08.05
13.05-17.05
18 Речевые и грамматические ошибки практикум Выполняют работу над ошибками. Исправляют речевые и грамматические ошибки. 20.05-24.05

                                                                 Мониторинг подготовки к ГВЭ  по русскому языку.  9 класс                                      

п/п

                    ФИО

Критерии

Ученик № 1 Ученик № 2 Ученик № 3 Ученик № 4 Ученик № 5 Ученик № 6 Ученик № 7 Ученик № 8 Ученик № 9 Ученик № 10 Ученик № 11 Ученик № 12 Ученик № 13 Ученик № 14 Ученик № 15 Ученик № 16 Ученик № 17
Заполнение экзаменаци-онных бланков.
Знакомство с критериям оценивания экзаменаци-онной работы.
Умение выделять микротемы исходного текста.
Умение членить текст на абзацы.
Отработка приёма компрессии исходного текста «исключение».
Отработка приёма компрессии исходного текста «обобщение».
Отработка приёма компрессии исходного текста «упрощение».
Отработка грамотного оформления чужой речи.
Написание сжатого изложения. Редакти-рование созданного текста. 

п/п

                    ФИО

Критерии

Ученик № 1 Ученик № 2 Ученик № 3 Ученик № 4 Ученик № 5 Ученик № 6 Ученик № 7 Ученик № 8 Ученик № 9 Ученик № 10 Ученик № 11 Ученик № 12 Ученик № 13 Ученик № 14 Ученик № 15 Ученик № 16 Ученик № 17
Алгоритм написания сочинения-рассуждения. 
Умение формулировать тезис сочинения-рассуждения.
Подбор аргументов к тезису сочинения-рассуждения.
Написание сжатого изложения Текста № 1.
Написание сочинения-рассуждения на основе Текста № 1.
Написание сжатого изложения  Текста № 2.
Написание сочинения-рассуждения на основе Текста № 2.
Написание сжатого изложения  Текста № 3.
Написание сочинения-рассуждения на основе Текста № 3.


ТЕКСТ № 1.

Изложение с творческим заданием

Солдату  чаще всего приходилось воевать вдали от дома. Однако бывало, что солдат защищал свои родные места. В родных краях оказался и Василий Плотников. После того как закончился бой, солдат получил у командира отпуск на четыре часа, чтобы сходить в деревню Яблонцы, где остались жена с маленькой дочкой и старенькая мама.

Товарищи Плотникова принесли свои продовольствен-ные запасы: консервы, сухари, сахар. Шутка ли – два года не видел родных, ничего не знал о семье, а теперь – скорое свидание.

Деревня Яблонцы была небольшая, но очень красивая. Она часто снилась солдату. Под высокими старыми деревьями стояли крепкие дома с удобными крылечками и чистыми скамеечками.

Плотников торопился. Все тропки были известны ему с детства. И вот через час с небольшим увидел он с высокого места Яблонцы.

Не было над деревней высоких деревьев. Ветки на деревьях сгорели, а сучья обуглились. Земля была засыпана золой. Среди этого праха стояли закопчённые печи с высокими трубами. Непривычно и жутко было видеть кирпичные трубы такой высоты: прежде-то их закрывали крыши.

Сердце у солдата сжалось, заболело. Что было сил он побежал к деревне.

Дом Василия до пожара стоял в середине деревни. Солдат легко отыскал и узнал свою печку. Сквозь копоть просвечивала побелка. Он сам белил печку перед тем, как уйти на войну.

«Деревня погибла в огне, – рассуждал Василий Плотников. – Если бы её бомбили или обстреливали, непременно какие-то печи развалились бы, трубы обрушились бы…»  И появилась у него надежда, что жители спаслись, ушли до пожара куда-нибудь в леса.

Солдат сложил кирпичи, сдул с них золу, сел. И так, сидя, не сняв вещевой мешок и автомат, думал горькую думу. Он не сразу почувствовал, что кто-то прикасается к голенищу сапога. Вернее, лёгкие толчки он чувствовал, но не обращал внимания, ведь вокруг ни одной живой души. А когда посмотрел на сапоги, увидел кошку – серую с белой грудкой, свою кошку Дунюшку. Он взял её под живот растопыренной пятернёй, посадил на колени и стал гладить.

Время шло. Пора было возвращаться в часть. Солдат покрошил кошке в обломок глиняной миски хлебушка. Вещевой мешок с продуктами положил в печку и закрыл заслонкой. Потом горелым гвоздём выцарапал на печке: «Я живой. Дома вас не застал. Пишите».

Письмо из дома он получил, когда от Яблонцев ушли на целые  полтысячи километров.

(По А.В. Митяеву)

(358 слов)

Задание 1.  Прослушайте текст. Напишите изложение по фрагменту  рассказа

                     А.В. Митяева «Отпуск на четыре часа».

Задание 2.  Дайте аргументированный ответ на вопрос: 

В чём, с Вашей точки зрения, заключается бесчеловечность войны?

ТЕКСТ № 2.

Изложение с творческим заданием

Молодую лошадь звали Книга, потому что на лбу у неё было пятнышко, точно как раскрытая книга.

Во время войны Книга стала боевой партизанкой. Была она лошадью поразительно умной, однако и характер имела! Не понравится седок – и тогда она сердито грызёт удила, становится на дыбы и кружится на одном месте.

Зато какой смирной и послушной становилась Книга в руках того, кто умел приласкать её. Так, неизвестно, по каким приметам, выделила Книга из всего отряда партизанскую связную Таню. У Тани были весёлые глаза   и толстая, до колен, тёмная коса.

Дружили они искренне и самоотверженно. Книга умела, когда необходимо было, замаскироваться, лечь на землю и лежать неподвижно до того времени, пока ей не разрешали встать. Она умела ступать, как кот, и бег её был лёгким и стремительным. Не один раз выносила Книга бесстрашную партизанку из-под вражеских пуль. Зато и сама Таня не раз отдавала своей боевой подруге последний ломоть хлеба…

Однажды лесной дорогой Таня возвращалась верхом на Книге с боевого задания. Утомлённая бессонной ночью, она незаметно задремала. До лагеря оставалось ещё несколько километров, но умница Книга знала все партизанские тропки.

Неожиданно Таня проснулась от того, что Книга застыла на месте. Таня тронула лошадь стременем – в ответ Книга лишь повела настороженными ушами. Тогда Таня спрыгнула с седла на землю и решила разведать местность. Она осторожно шла, раздвигая кусты, а Книга не отставала от неё. Волнение Тани всё росло. Сон как рукой сняло. Ещё куст ивняка, ещё куст – и Таня замерла на месте. На небольшой полянке дымились обломки самолёта. И среди этих обломков лежал наш, советский, лётчик.

Таня попыталась поднять его и посадить, но он был без сознания.

Таня вспомнила про свою верную Книгу. Умное животное откликнулось на призыв хозяйки и в мгновение очутилось возле неё.

Лошадь послушно делала всё, что ей приказывали. Вот она осторожно опустилась на землю. Осторожно повернулась спиной к лётчику, приподняла голову – чтобы Таня могла привязать к её шее руки лётчика. Потом Книга осторожно поднялась с земли и подождала, пока сядет на неё сама девушка. Потом так же осторожно они двинулись в отряд.

Из партизанского отряда лётчика отправили на лечение в госпиталь, на Большую землю.

(По А.В. Василевич)

(344 слова)

Задание 1.  Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту

                     рассказа А.В.Василевич «Партизанка Книга».

Задание 2.  Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Какие примеры дружбы  человека с животными Вам запомнились?

ТЕКСТ № 3.

Изложение с творческим заданием

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно даёт себе оценку. По тому, ради чего человек живёт, можно судить и о его самооценке — низкой или высокой.

Если человек рассчитывает приобрести все элементарные мате- риальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость!

От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая, — неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчёркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно бОльшую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи — это удобно. Только не надо превращать второстепенное в  первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится — другое дело…

(Д. Лихачёв) 

(336 слов)    

Задание 1.  Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение

                    по фрагменту очерка Д.С.Лихачёва.

Задание 2.  Дайте аргументированный ответ на вопрос: 

Какие жизненные цели и задачи являются главными в жизни?