МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«Детский сад № 331 «Радуга»

Родительский клуб

Практический семинар для родителей

«Игры на развитие психических процессов»

 Волкова Е.В., педагог-психолог высшей кв. категории

Новосибирск, 2023

 Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

     Задачи:

– повысить осведомленность родителей по особенностям развития психических процессов у детей раннего возраста;

-познакомить с играми, направленными на развитие психических процессов;

– расширить представления родителей об общении с ребенком;

– способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.

Ход тренинга

Педагог-психолог

Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада вас видеть на нашем тренинге «Игры на развитие психических процессов», в результате которого мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу и поиграем вместе с детьми.

Сегодня мы вместе с музыкальным руководителем хотели бы представить вам подборку игр с детьми в домашних условиях, которые направлены на развитие психических процессов и снятию у ребенка дневного напряжения. 

Развитие психических процессов и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка раннего возраста. От того, насколько они будут развиты у ребенка, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

 Ребенок — существо и мыслящее и говорящее, проявляющее интерес к окружающему. Для развития всех психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. 

Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.

А теперь мы приглашаем вас и ваших детей немного поиграть!

Игры, способствующие развитию психических процессов

Игра «Сложи картинку»

Цель: Развивать пространственные отношения, связную речь.

Материал: Картинки – лейка, ракета, машина, разрезанные на две части.

Ход:

Взрослый предлагает ребенку по образцу сложить изображение из двух частей. Если у него возникают затруднения, то показываем, как нужно сложить картинку, потом складываем ее вместе с ребенком, а затем предлагает сложить самостоятельно. 

Игра «Найди листочек»

Цель: Формировать цветовое восприятие

Материал:  красные и желтые листья, собачка и котенок.

Ход игры: 

В гости пришли собачка и котенок. Собачка предлагает собрать красные листочки, а котенок – желтые. Ребёнок собирает листочки и выкладывает рядом с котенком и собакой.  

Игра «Соберем бусы для мамы»

Цель:  Учить обследовать одновременно рукой и глазами – зрительным и осязательным способом.

Материал: 4-5 крупных бусинок шнурок с узелком.

Ход игры: 

Взрослый предлагает собрать бусинки, показывает, как это делать. 

Игра Чудесный мешочек»

Цель: Развивать тактильное восприятие, формировать, закреплять знания о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев,  речь детей.

Наглядный материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки.

Ход: 

Игрушки сложены в мешочек. Взрослый, держа мешочек, предлагает ребенку опустить руку в непрозрачный мешочек и определить, какой предмет он нащупал.

Игра«Угадай на вкус»

Цель: Развитие вкусовых ощущений.

Правила: Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать что это.

Материал и оборудование: помытые и очищенные овощи и фрукты, нарезанные на мелкие кусочки.

Ход: Взрослый говорит «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Потом предлагает найти такой же на столе. Вопрос нужно задать так, чтобы в случаях затруднения ребенок мог выбрать подходящее название для определения вкуса « Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Цель: Развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.

Материал: игрушки 4-5 штук.

Ход:

Взрослый ставит перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем просит  ребёнка отвернуться и убирает одну игрушку.

– Какой игрушки не хватает?

Игра «Запомни картинку»

 Цель: Развитие зрительной памяти, восприятия.

 Материалы: предметные картинки.

Взрослый предлагает ребенку 5 картинок, на каждой из которых  изображено  по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Игра «Где, чей домик?»

Цель: Развивать зрительную память, целостность и предметность восприятия.

Материал: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.

Ход:

Взрослый ставит 2 больших кубика, на кубики – игрушки. Обращает внимание ребенка, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом – собачка. После этого  убирает игрушки и предлагает самим правильно рассадить игрушки на кубики. Усложняется игра добавлением количества- 3 кубика и 3 игрушки, 4 и т.д.

Игра «Угадай, что звучит»

Цель: Развить слуховое внимание.

Материалы: Ширма, музыкальные инструменты: бубен, барабан, погремушка.

Ход игры: 

Показываем ребенку игрушечный бубен, барабан, погремушку, называем их и просим повторить. Когда ребенок запомнит названия предметов, предлагаем  послушать, как они звучат и еще раз называем игрушки. Потом устанавливаем  ширму и за ней воспроизводим звучание указанных предметов. «Что звучит?» -спрашиваем ребенка. 

Игра «Выполни задание»

Цель: Приучать внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать ее, точно выполнять данные им игровые поручения.

Материал: Игрушки 

Ход игры: 

Раскладываем на видных местах в комнате игрушки и предлагаем выполнить с ними определенные действия. Например: «Подойди к столу, возьми куклу и положи ее спать на кровать; посади мишку в машину и отвези его в игровой уголок; возьми куклу и посади ее на стульчик; принеси мяч  и положи его на стол и т.д.».

Музыкальный руководитель

Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различных видах музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой, больше, чем взрослые люди и, вот здесь, бесценную помощь оказывает музыка во всех ее проявлениях.   Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно, достаточно сыграть грустную мелодию, а малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. 

Хочу представить вашему вниманию несколько музыкальных игр, которые мы с психологом использовали в своей работе с детьми.

 

«Мишка косолапый»

Мишка косолапый по лесу идет-

(детки ходят, переваливаясь как мишки)

Шишки собирает, песенки поет-

(наклоняются, как будто поднимая шишки)

Шишка отскочила прямо мишке в лоб-

(удивляются и хватаются за голову)

Мишка рассердился и ногою топ-

(хмурятся и топают ногой)

 

«Игра с погремушкой»

Я играю высоко- дети поднимают ручку с погремушкой вверх

Я играю низко- дети опускают ручку с погремушкой вниз

Я играю далеко- вытягивают ручку с погремушкой вперед

Я играю близко- подносят ручку с погремушкой к себе

Я звучу, звучу, звучу- играют

Я молчу, молчу, молчу- погремушку прячут в ручку

«Мячик из бумаги»

  1. Мячик я в руках катаю и туда- сюда гоняю       дети должны смять листок в шарик

            Мячик я в руках катаю и туда- сюда гоняю               катать его в руках

Эта ручка правая, правая умелая- показывают правую руку с шариком

Эта ручка левая, левая несмелая- перекладывают в левую руку и показывают ее

  1. Мячик я сожму в ладошке, как сжимает лапку кошка- сжимаем мячик в пр. руке

Мячик я сожму в ладошке, как сжимает лапку кошка– переложить в левую и сжать

Эта ручка правая, правая умелая- вытянуть руку с шариком вперед

Эта ручка левая, левая несмелая- переложить и вытянуть другую руку вперед

  1. Мячиком смахну с ладошки мои маленькие крошки- потираем руку шариком

Мячиком смахну с ладошки мои маленькие крошки- переложить и потирать другую руку

Эта ручка правая, правая умелая- поднять высоко одну руку

       Эта ручка левая, левая несмелая- переложить мячик и поднять высоко вторую руку

  1. Мячик я за спинку спрячу никому не покажу- спрятать руки за спинку

Где же мячик, где же мячик, никому я не скажу- пожимать плечами

Эта ручка правая, правая умелая- помахать одной ручкой и спрятать ее снова

Эта ручка левая, левая несмелая- переложить мячик за спиной и помахать др. рукой

«Игра с парашютом»

Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх)
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди)
А сынок — малютка просто. (Присесть)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи)

«Листики»

Листики, листики, кружатся, летают-                       в руках у детей листики

Листики, листики, все про осень знают поднимают руки вверх

На ладошке полежат

положить на ладонь листики и показать

       И немножко пошуршат

         смять листики в руке                                                         

Мы подуем с ветерком

подуть на листики

Листопад встречать пойдем

Музыкальные игры объединяют детей и взрослых, способствуют созданию положительного фона, чувства общности, развитию коммуникативных навыков, и тем самым позволяют ребенку всесторонне развиваться.

Музыкальные игры помогают раскрыть внутренний потенциал ребенка, его индивидуальные особенности и способности.

Спасибо всем за участие в тренинге! До новой встречи!