Урок критического мышления по математике в 1 Э классе

Тема: «Что такое задача?»

Урок изучения нового материала. 

Цель: Формирование представления о задаче и ее логических частях ( условие, вопрос, выражение, решение, ответ), способность к их выделению из произвольных текстов.

Задачи:

– познакомить с частями задачи: научить делать краткую запись; познакомить с записью решения задачи;

– закрепить навык счета в пределах 9;

– развивать аналитические способности, речь, мыслительные операции.

Оборудование: таблички с названиями частей структуры урока, таблички со значениями многозначного слова « Задача», таблички со словами: условие, вопрос, схема, выражение, решение, ответ; четыре текста задачи на плакате, учебник « Математика», 1 класс, часть 2 ( авт. Петерсон Л.Г.).

^ Ход урока

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами будет урок математики. Проверьте, вы готовы к уроку?

Учитель. Ребята, посмотрите на доску. У нас в гостях Солнышко ( на плакате изображение большого улыбающегося Солнышка). А какое настроение у нашего гостя? Вот и мне хочется, чтобы вы были веселыми, чтобы у вас было хорошее настроение. А если у вас будет хорошее настроение, то и учиться нам будет легко. Начнем работать.

^ I этап. Фаза вызова.

– Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня на уроке мы работаем по следующим правилам:

 ( на доске схема урока).

-Разминка для ума


-Повторяем, то что знаем

-Узнаем новое.
-Работаем дружно

– Узнаем мнение одноклассника


  1. Разминка для ума(на доске «Сложение вычитание яблоко»

-из трех слов надо составить только пару, которая имеет какую – либо схожесть, а третье лишнее исключить. Рисую кружочки. Вот сколько мы нашли цепочек!

-кто достоен хвалилки?

– у кого были самые необычные ответы?

2. Загадки (приготовить буквы)

Учитель.

 Отгадайте мои загадки и по первым буквам узнаем тему урока.

– Что добро всегда побеждает в сказках? ( Зло).

– Сам алый, сахарный.

Кафтан зеленый, бархатный . ( Арбуз).

-Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь).

– Четвертый месяц как шагнет,

Так с треском лопается лед .( Апрель).

– Очень медленно ползет,

Панцирь на себе везет. ( Черепаха).

– Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист).

Учитель. Какое слово получилось? (Задача).

Дети формулируют тему урок.

Учитель. А сейчас мы с вами вспомним все, что знаем о задаче.

  1. Устный счет (веер)колокольчик

 

– Женя решил 10 задач, а Оля на 3 задачи меньше. Сколько задач решила Оля? (7)

-Брату 10 лет, сестре 5. На сколько лет сестра младше брата?

-5 ворон на крышу сели 2 еще к ним прилетели. ( звоню в колокольчик)

– что не так? где ваш ответ?

(не хватает вопроса)

Значит в задаче что должно быть обязательно? (условие, вопрос)-карточки

-Давайте все таки решим задачу. 

– 5 ворон на крышу сели 2 еще к ним прилетели. Покажите быстро смело. Сколько всех их прилетело? (7)

 

  1. Поработаем на сайте УЧУ. ру

– Смотрим статистику. Молодцы … кто активен

– Текстовые задачи

– Знакомство с простой текстовой задачей

– Из чего состоит задача

Читают тексты (предполагают текст не задачу к какому предмету можно отнести- окр. Мир)

Выключила.

Что должно быть в задаче? (условие, вопрос, решение, ответ)

 

  1. Игра « Верю – не верю» ( ставим «+» или « -«).

    Игру можно провести с обсуждением .

    Учитель.Верите ли вы, что я прочитала задачу?

    -Мурка, кошка-мышеловка,

    Съела трех мышей в кладовке.

    И сейчас к норе подкралась…

    Цап! Еще одна попалась.

    Вот так Мурка!

    Сколько ей

    Удалось поймать мышей?(4). +

    Верите ли вы, что я прочитала задачу?

    -Уменьши 9 на 4. (5). –

    Верите ли вы, что это задача?

    -Объясни, что означают выражения ( на слайде):

    3+4 4+3 7-4 7-3 +

    Верите ли вы, что это задача?

    -Первое слагаемое 6, второе слагаемое = 3. Чему равна сумма? –

    Верите ли вы, что это задача?

    – 20 шишек у сосны

    Было только до весны.

    Ветерок весной подул,

    10 шишек он смахнул.

    Сколько шишек на сосне

    Улыбается тебе ? (10). +

    Верите ли вы, что это задача?

    – Апельсин разделили пополам, а потом еще пополам. Сколько частей получилось? ( 4 части). +

    Проверяем со слайда: + – + – + +.(в парах)

    У кого правильно, дети поднимают карточку со знаком !,

    у кого есть ошибки – ?.


    Физминутка.

    II этап. Стадия осмысления.

    Учитель. А что вы знаете о лексическом, толковом значении слова « Задача»? ( Высказывания детей).

    Задача- слово многозначное.

    1. Учитель раздает листочки каждому учащемуся со значением слова «задача». Ребята на полях делают пометки:

    v- знал уже

    +- абсолютно новое

    – это противоречит тому, что я знал

    ?- я хочу знать об этом больше

1) то, что требует исполнения, разрешения ( боевая задача, выполнить задачу);

2) упражнение, которое выполняется посредством вычисления ( математическая задача);

3) сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения ( научная задача);

4) о чем-то трудновыполнимом, сложном ( нужно успеть в разные места. Задача!).


Обсуждение с детьми выполненной работы^ . В КОРЗИНУ ИДЕЙ МЫ СЛОЖИМ ВСЕ, ЧТО ЗНАЕМ О ЗАДАЧЕ.

Физминутка.


6.Работа в парах. (карточки выбрать задачу и решить)



^ III этап. Стадия рефлексии.

Вспомните тему нашего урока. Что нового узнали? Какая задача не является задачей и почему?
Обобщим знания в форме «Синквейна»

  • Ключевое слово сегодняшнего урока Задача
  • Два слова отв. На вопрос какая?
  • 3 слова на вопрос что делает?
  • 1 предложение Свое отношение
  • Синоним к слову школа 


Подумайте, успешны вы были на уроке?

Кто достоен хвалилки? Почему?

Если все понятно поднимаем точку. Если остались вопросы !. Если ничего не понятно ?.

Результаты можно обсудить.