Образовательные технологии  в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

                                                               Автор :Мишина Ольга Леонидовна,

воспитатель МКДОУ

Первотроицкий детский сад

Каргатский район НСО

Аннотация

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья, стало причиной написания данной статьи.

В настоящее время одной из главных  проблем наших детей является состояние здоровья  . Воспитать здорового ребенка – это самое важное, что мы должны делать. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка  является основой формирования личности.

Дошкольный возраст очень важен для определения основ физического и психического здоровья. С раннего возраста у ребенка резко развиваются органы, формируются функциональные системы организма, формируется характер, отношения с собой и с окружающими. Дошкольные учреждения должны постоянно осваивать ряд мероприятий, направленных на поддержание здоровья детей на всех этапах  их роста и развития. Существуют различные формы и виды деятельности для поддержания и укрепления здоровья. Такой комплекс имеет название «здоровьесберегающие технологии»- это целая система образовательных, оздоровительных, профилактических мероприятий, осуществляемых во взаимодействии ребенка с педагогом, ребенка и родителей (законных представителей).

 Целью данных технологий  является предоставление возможности сохранить здоровье и благополучие детей дошкольного возраста , обеспечить их полноценное развитие,  сформировать знания и умения по здоровому образу жизни , научить  применять полученные знания в жизни.

Эти технологии используют в разнообразных видах деятельности:

* технологии для поддержания и укрепления здоровья;

* образовательные технологии;

* технология коррекции.

В нашем детском саду созданы педагогические условия для здорового процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:  

  • Организация всевозможных видов детской деятельности в игровой форме;
  • Построение образовательного процесса в виде культурной модели; 
  • Организация культурного творчества воспитанников;
  • Оснащение игровых площадок инвентарем, игрушками,.

Все эти работы проводятся комплексно, регулярно с участием воспитателей, физинструктора, музыкального руководителя.

Технологии для поддержания и укрепления здоровья:

Динамическая пауза прходит во время проведения занятий, которая длится 2-4 минуты,где используются   гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастики и т.д.

Проводятся подвижные и спортивные игры . Они являются  частью ежедневной физической активностью во время прогулок, в зоне для небольшой группы с умеренной подвижностью, в спортивном зале. Игры проводятся в соответствии с возрастом воспитанников.

 Релаксация- лучший способ снять напряжение (нервное, физическое ,психическое), а также это расслабление, которое позволяет устранить раздражители у ребенка.  Наша задача – не заглушать или устранять эмоции, а научить детей чувствовать свои эмоции, контролировать свое поведение, прислушиваться к своему телу. Для этого в своей работе мы используем специально подобранные упражнения для расслабления определенных частей тела и всего тела в целом. Релаксация проводится в любом помещений ДОУ. В зависимости от состояния и целей детей определяется интенсивность техники ее использования. Используем  тихую классическую музыку , звуки природы.  Детям очень нравится выполнение такие  упражнения ,  потому что в них есть игровая составляющая.  Ребята быстро овладевают    навыками расслабления.

 Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей. Она тренирует мелкую моторику, развивает речь, пространственное мышление, внимание, воображение, кровообращение, скорость реакции. Это очень  полезно для всех детей, особенно для детей с нарушениями речи,проводится в любое  время.

Гимнастика для глаз проводится с детьми каждый день, в любое время, в зависимости от интенсивности оптической нагрузки. Она помогает снять статическое напряжение глазных мышц, улучшить кровообращение. Для проведения этой гимнастики педагогом используется наглядный материал или собственный показ .

 Дыхательная гимнастика  является наиболее продуктивным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у воспитанников, но и  дляобщего укрепления организма.

 Дыхательные упражнения выполняются вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. При выполнении таких упражнений у детей  развивается речевой аппарат, дыхательная мускулатура , кислородный обмен активизируется во всех тканях организма, способствуя нормализации и улучшению его работы.

Игровая оздоровительная гимнастика проводится с целью поднятия эмоционального и мышечного тонуса детей. В её комплекс входят упражнения для пробуждения после сна, упражнения для коррекции плоскостопия, воспитание  правильной осанки, обильное умывание прохладной водой.  В качестве профилактической цели изготовлены дорожки здоровья.Они хорошо массируют  ножки малыша, укрепляют мышцы и связки стопы ,тем самым защищая организм ребенка в целом.

    Образовательная технология оздоровления – это прежде всего технология воспитания и обучения валеологической культуре или культуре здоровья детей. Целью данной технологии является сознательное формирование отношения ребенка к жизни и  здоровью.Методы и технологии формирования  здорового образа жизни: 

  • Утренняя гимнастика – это группа физических упражнений с общим эффектом роста, направленных на повышение функциональной активности систем жизнеобеспечения организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают работу внешнего дыхания и системы кровообращения, активизируют обмен веществ. Она проводится каждый день , упражнения сопровождаются музыкой.
  • Занятия физкультурой длятся  15-30 минут 3 раза в неделю в соответствии с программой и возрастными особенностями. Регулярные физические упражнения  с детьми укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Наличие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния детского организма. 
  • Самомассаж – это массаж, который делает только ребенок. Он  улучшает кровообращение, способствует нормализации работы внутренних органов, улучшает осанку. Это способствует не только физическому укреплению человека, но и улучшению его психики, способствует психоэмоциональной толерантности к физическому здоровью, повышает мозговую активность, тонизирует весь организм.Для детей самомассаж- это профилактика простудных заболеваний,сколиозов.  Веселые песни, яркие образы повторяющихся массажных движений, их простота, доступность, в разных ситуациях и в любое время способствуют изменению позиции  ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия 
  • Активный отдых (спортивный досуг, праздник) . Все дети непосредственно участвуя в различных конкурсах, состязаниях,соревнованиях  с энтузиазмом выполняют двигательные задания, на которые дети реагируют более непосредственно, чем на физкультурном занятии и это позволяет им двигаться без особых усилий.  Все спортивные праздники всегда сопровождаются музыкой. 

На территории детского сада имеется спортивная площадка, обеспечивающая физическую активность детей во время прогулок.

   Коррекционные технологии:

  • Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного воспроизведения звука.Данная гимнастика помогают быстрее “настроить” правильное воспроизведение звука, справиться с нарушениями звукопередачи.
  • Технология музыкального воздействия .  Музыка оказывает сильное психологическое действие на детей. Она влияет на состояние нервной системы (расслабляет, успокаивает, возбуждает, будоражит), вызывая различные эмоциональные состояния (от спокойствия и гармонии до беспокойства, депрессии или агрессии). В этом контексте важно обращать внимание на тип музыки, которую слушаем мы и наши дети.
  • Сказкотерапия-используется для психотерапевтической и развивающей работы. История или сказка может быть рассказана взрослым или может быть рассказана группой. В работе  часто используются  авторские сказки, потому что у них много поучительного. Не просто  читаем, но и  обсуждаем их с детьми. Дети хотят, чтобы они “соответствовали” героям сказок и для этого мы используем кукольные театры, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в различных сказочных персонажей. Дети также создают свои собственные сказки, потому что придуманная ребенком сказка, раскрывает суть   проблемы, это и есть   основа сказокотерапии. Из сказок мы  узнаем о переживаниях детей, которые они сами не понимают или стесняются обсуждать со взрослыми.

     Таким образом, каждая из рассматриваемых технологий преследует оздоровительную цель, а меры по охране здоровья, используемые в комплексе, в конечном итоге формируют у ребенка привычку вести здоровый образ жизни.

   Семья и детский сад связаны с формой преемственности, которая способствует непрерывности образования и воспитания детей. Для обеспечения преемственности крайне важно установить прочные деловые отношения между семьей и детским садом, которые регулируют образование родителей и лиц, осуществляющих уход. Можно с уверенностью сказать, что ни одна программа, даже самая лучшая в области физического воспитания и здоровья, не может дать полных результатов, если она не будет осуществляться совместно с семьей. В процессе организации единого здоровьесберегающего  пространства для детского сада и семей используются различные формы работы: 

  • открытые занятия с детьми для родителей,
  • индивидуальные и групповые беседы 
  • общие и групповые собрания родителей
  • консультации
  • мероприятия с родителями
  • выставки детских работ ,организованные совместно с родителями и т. д.

    Информация на стендах и уголках знакомят родителей с групповой жизнью, Конвенцией о правах ребенка, физиологическими особенностями детей разных возрастов. 

    Использование в работе здоровых педагогических технологий повышает эффективность образовательного процесса, формирует у родителей и педагогов ценностные ориентиры, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребенка формируется сильная мотивация к здоровому образу жизни.

В настоящее время одной из главных  проблем наших детей является состояние здоровья  . Воспитать здорового ребенка – это самое важное, что мы должны делать. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка  является основой формирования личности.

Дошкольный возраст очень важен для определения основ физического и психического здоровья. С раннего возраста у ребенка резко развиваются органы, формируются функциональные системы организма, формируется характер, отношения с собой и с окружающими. Дошкольные учреждения должны постоянно осваивать ряд мероприятий, направленных на поддержание здоровья детей на всех этапах  их роста и развития. Существуют различные формы и виды деятельности для поддержания и укрепления здоровья. Такой комплекс имеет название «здоровьесберегающие технологии»- это целая система образовательных, оздоровительных, профилактических мероприятий, осуществляемых во взаимодействии ребенка с педагогом, ребенка и родителей (законных представителей).

 Целью данных технологий  является предоставление возможности сохранить здоровье и благополучие детей дошкольного возраста , обеспечить их полноценное развитие,  сформировать знания и умения по здоровому образу жизни , научить  применять полученные знания в жизни.

В нашем детском саду созданы педагогические условия для здорового процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:  

  • Организация всевозможных видов детской деятельности в игровой форме;
  • Построение образовательного процесса в виде культурной модели; 
  • Организация культурного творчества воспитанников;
  • Оснащение игровых площадок инвентарем, игрушками,.

Все эти работы проводятся комплексно, регулярно с участием воспитателей, физинструктора, музыкального руководителя.

Технологии для поддержания и укрепления здоровья:

Динамическая пауза прходит во время проведения занятий, которая длится 2-4 минуты,где используются   гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастики и т.д.

Проводятся подвижные и спортивные игры . Они являются  частью ежедневной физической активностью во время прогулок, в зоне для небольшой группы с умеренной подвижностью, в спортивном зале. Игры проводятся в соответствии с возрастом воспитанников.

 Релаксация- лучший способ снять напряжение (нервное, физическое ,психическое), а также это расслабление, которое позволяет устранить раздражители у ребенка.  Наша задача – не заглушать или устранять эмоции, а научить детей чувствовать свои эмоции, контролировать свое поведение, прислушиваться к своему телу. Для этого в своей работе мы используем специально подобранные упражнения для расслабления определенных частей тела и всего тела в целом. Релаксация проводится в любом помещений ДОУ. В зависимости от состояния и целей детей определяется интенсивность техники ее использования. Используем  тихую классическую музыку , звуки природы.  Детям очень нравится выполнение такие  упражнения ,  потому что в них есть игровая составляющая.  Ребята быстро овладевают    навыками расслабления.

 Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей. Она тренирует мелкую моторику, развивает речь, пространственное мышление, внимание, воображение, кровообращение, скорость реакции. Это очень  полезно для всех детей, особенно для детей с нарушениями речи,проводится в любое  время.

Гимнастика для глаз проводится с детьми каждый день, в любое время, в зависимости от интенсивности оптической нагрузки. Она помогает снять статическое напряжение глазных мышц, улучшить кровообращение. Для проведения этой гимнастики педагогом используется наглядный материал или собственный показ .

 Дыхательная гимнастика  является наиболее продуктивным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у воспитанников, но и  дляобщего укрепления организма.

 Дыхательные упражнения выполняются вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. При выполнении таких упражнений у детей  развивается речевой аппарат, дыхательная мускулатура , кислородный обмен активизируется во всех тканях организма, способствуя нормализации и улучшению его работы.

Игровая оздоровительная гимнастика проводится с целью поднятия эмоционального и мышечного тонуса детей. В её комплекс входят упражнения для пробуждения после сна, упражнения для коррекции плоскостопия, воспитание  правильной осанки, обильное умывание прохладной водой.  В качестве профилактической цели изготовлены дорожки здоровья.Они хорошо массируют  ножки малыша, укрепляют мышцы и связки стопы ,тем самым защищая организм ребенка в целом.

    Образовательная технология оздоровления – это прежде всего технология воспитания и обучения валеологической культуре или культуре здоровья детей. Целью данной технологии является сознательное формирование отношения ребенка к жизни и  здоровью.Методы и технологии формирования  здорового образа жизни: 

  • Утренняя гимнастика – это группа физических упражнений с общим эффектом роста, направленных на повышение функциональной активности систем жизнеобеспечения организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают работу внешнего дыхания и системы кровообращения, активизируют обмен веществ. Она проводится каждый день , упражнения сопровождаются музыкой.
  • Занятия физкультурой длятся  15-30 минут 3 раза в неделю в соответствии с программой и возрастными особенностями. Регулярные физические упражнения  с детьми укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Наличие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния детского организма. 
  • Самомассаж – это массаж, который делает только ребенок. Он  улучшает кровообращение, способствует нормализации работы внутренних органов, улучшает осанку. Это способствует не только физическому укреплению человека, но и улучшению его психики, способствует психоэмоциональной толерантности к физическому здоровью, повышает мозговую активность, тонизирует весь организм.Для детей самомассаж- это профилактика простудных заболеваний,сколиозов.  Веселые песни, яркие образы повторяющихся массажных движений, их простота, доступность, в разных ситуациях и в любое время способствуют изменению позиции  ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия 
  • Активный отдых (спортивный досуг, праздник) . Все дети непосредственно участвуя в различных конкурсах, состязаниях,соревнованиях  с энтузиазмом выполняют двигательные задания, на которые дети реагируют более непосредственно, чем на физкультурном занятии и это позволяет им двигаться без особых усилий.  Все спортивные праздники всегда сопровождаются музыкой. 

На территории детского сада имеется спортивная площадка, обеспечивающая физическую активность детей во время прогулок.

   Коррекционные технологии:

  • Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного воспроизведения звука.Данная гимнастика помогают быстрее “настроить” правильное воспроизведение звука, справиться с нарушениями звукопередачи.
  • Технология музыкального воздействия .  Музыка оказывает сильное психологическое действие на детей. Она влияет на состояние нервной системы (расслабляет, успокаивает, возбуждает, будоражит), вызывая различные эмоциональные состояния (от спокойствия и гармонии до беспокойства, депрессии или агрессии). В этом контексте важно обращать внимание на тип музыки, которую слушаем мы и наши дети.
  • Сказкотерапия-используется для психотерапевтической и развивающей работы. История или сказка может быть рассказана взрослым или может быть рассказана группой. В работе  часто используются  авторские сказки, потому что у них много поучительного. Не просто  читаем, но и  обсуждаем их с детьми. Дети хотят, чтобы они “соответствовали” героям сказок и для этого мы используем кукольные театры, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в различных сказочных персонажей. Дети также создают свои собственные сказки, потому что придуманная ребенком сказка, раскрывает суть   проблемы, это и есть   основа сказокотерапии. Из сказок мы  узнаем о переживаниях детей, которые они сами не понимают или стесняются обсуждать со взрослыми.

     Таким образом, каждая из рассматриваемых технологий преследует оздоровительную цель, а меры по охране здоровья, используемые в комплексе, в конечном итоге формируют у ребенка привычку вести здоровый образ жизни.

   Семья и детский сад связаны с формой преемственности, которая способствует непрерывности образования и воспитания детей. Для обеспечения преемственности крайне важно установить прочные деловые отношения между семьей и детским садом, которые регулируют образование родителей и лиц, осуществляющих уход. Можно с уверенностью сказать, что ни одна программа, даже самая лучшая в области физического воспитания и здоровья, не может дать полных результатов, если она не будет осуществляться совместно с семьей. В процессе организации единого здоровьесберегающего  пространства для детского сада и семей используются различные формы работы: 

 Непосредственно образовательная деятельность с детьми для родителей, индивидуальные беседы с родителями, общие и групповые собрания для родителей, консультации,праздники и мероприятия,проводимые  совместно с родителями, выставки детских работ ,организованные совместно с родителями и т. д.

Информация на стендах и уголках знакомят родителей с групповой жизнью, Конвенцией о правах ребенка, физиологическими особенностями детей разных возрастов. 

    Использование в работе здоровых педагогических технологий повышает эффективность образовательного процесса, формирует у родителей и педагогов ценностные ориентиры, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребенка формируется сильная мотивация к здоровому образу жизни.