Рождество в классической музыке

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 6»

Методическая разработка лекции-концерта на тему «Рождество в классической музыке»

Митюшенко Е.И.

Преподаватель 

теоретических дисциплин

МБУ ДО «ДШИ №6»

г. Липецк, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………….3
  2. Конспект лекции-концерта на тему «Рождество в классической музыке»……………………………………………………..………….………….6
  3. Заключение…………………………………………………………17
  4. Литература………………………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач дополнительного образования является воспитание и формирование духовной культуры и нравственности ребёнка, приобщение к отечественным и мировым культурным ценностям.

Основными предметами, на которых учащиеся знакомятся с лучшими образцами классической и современной музыки, являются «Слушание музыки» и «Музыкальная литература». Несмотря на достаточно объёмный музыкальный материал, представленный этими двумя учебными предметами, хочется дать своим ученикам больше информации, познакомить их с разными композиторами, их творчеством, с интересными фактами создания произведений. 

В этом хорошо помогает такая форма внеклассной деятельности, как «Музыкальная гостиная». Одной из тем этой формы работы стало «Рождество в классической музыке», которое было проведено в январе 2023 год – ссылка на мероприятие: https://vk.com/wall-171459540_2224

Цель: формирование музыкальной культуры, приобщение учащихся к лучшим образцам классического искусства.

Задачи: 

  1. Воспитание музыкального и художественного вкусов, формирование слушательской культуры учащихся ДМШ и ДШИ.
  2. Развитие слухового и эмоционально-образного мышления учащихся в процессе восприятия музыки. 
  3. Знакомство учащихся с творчеством зарубежных и русских композиторов XVII-XIX веков.
  4. Расширение кругозора учащихся за счет слушания произведений, не входящих в курс предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература».

Музыкальный материал: И.С. Бах Хор «Слава в вышних Богу» из «Рождественской оратории», Г.Ф. Гендель Хор «Ибо младенец родился нам» из оратории «Мессия», украинская народная песня в обработке Н. Леонтовича «Щедрик», песня «Carol of the Bells», П. Мориа «Жаворонок», А. Рамирес №10 «Паломничество» из «Креольской мессы», П.И. Чайковский Адажио из балета «Щелкунчик», «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года», фрагмент 2 к. II д. из оперы «Черевички», Н.А. Римский-Корсаков 4 к. «Святый вечер» из оперы «Ночь перед Рождеством», С.М. Ляпунов «Рождественская ночь», «Коляда» из сюиты «Святки», В.И. Ребиков Вальс из оперы «Ёлка».

Оборудование: компьютер, телевизор.

Материалы данной разработки можно использовать и в курсе «Слушания музыки». Во всех известных программах по учебному предмету «Слушание музыки» есть темы, связанные с Рождеством Христовым.

В примерной программе по учебному предмету ПО.02.УП.02. Слушание музыки», разработчик Н.А. Царёва [3], в учебно-тематическом плане 3-го года обучения это раздел «Обычаи и традиции зимних праздников. Древний праздник зимнего солнцеворота – Коляда. Зимние посиделки. Сочельник. Рождество Христово. Святки. Ряженье, гадания. Жанровое разнообразие песен: колядки, авсеньки, щедровки, виноградья, подблюдные, корильные. Слушание и анализ авторских обработок песен (А. Лядов, Н. Римский-Корсаков)», на который выделено 3 часа. В календарно-тематическом плане темы этого раздела приходятся на конец 2 четверти. При объяснении темы «Сочельник. Рождество Христово. Святки. Ряженье, гадания» можно посмотреть с детьми фрагменты из опер П. И. Чайковского «Черевички» и Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», в которых как раз показаны сцены колядования. Можно также послушать сюиту «Святки» С.М. Ляпунова и «Декабрь. Святки» П.И. Чайковского.

В Рабочей программе по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ / Авт.-сост. О.А. Владимирова [5] в учебно-тематическом плане 2-го года обучения есть тема «Зимние народные обряды и песни» (2 часа), в объяснении которой также можно использовать материал данной лекции-концерта.

В программе курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ШИ, составитель Г.А. Ушпикова [4] теме Рождества также уделено внимание во второй четверти 1 класса:

– Урок № 4 «Рождественские образы в западноевропейской музыке», на котором предлагается прослушивание номеров из фортепианного цикла Ф. Листа «Рождественская ёлка» («Зажигаются свечи на ёлке», «Колокольный перезвон»). Эти номера можно дополнить музыкой И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, А. Рамиреса из данной работы.

– Урок №5 «Рождественские образы в русской музыке», на котором ведётся разговор о симфоническом вступлении «Святый вечер» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» и «Колядках» из оперы П.И. Чайковского «Черевички». 

– Уроки №6, 7 – Праздник «Святки» – по сценарию, на котором можно включить музыку П.И. Чайковского, С.М. Ляпунова

Таким образом, материал данной работы может быть использован целиком как готовая лекция-концерт во внеклассной работе, так и частично на уроках учебного предмета «Слушание музыки».

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТА НА ТЕМУ 

«ОБРАЗЫ РОЖДЕСТВА В КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ»

Слайд 1. Заставка. 

Добрый вечер, дорогие гости, ребята, преподаватели! Мы рады видеть вас в нашей Музыкальной гостиной. Сегодня тема нашей лекции-концерта посвящена Рождеству Христову!

Рождество Христово – один из самых любимых и долгожданных праздников мира. Сказка, веселье, подарки, ожидание чуда – вот что такое Рождество для большинства детей. А ещё с этого дня начинаются святки – массовые народные гуляния, посиделки, катание на санях, весёлые пляски и песни.

Рождественские обряды и развлечения всегда сопровождались музыкой. Сюжеты, связанные с Рождество, служили источником вдохновения для художников, писателей, композиторов во все времена.

Сегодня мы поговорим о самых ярких, известных рождественских произведениях зарубежных и отечественных композиторов. 

Слайд 2. Портрет И.С. Баха.

  • И. С. Бах. Хор Слава в вышних Богу» из «Рождественской оратории»

И.С. Бах – великий немецкий композитор, представитель эпохи Барокко.

Грандиозная «Рождественская» оратория, состоящая из шести кантат, во времена Баха исполнялась по частям на протяжении нескольких дней — от Рождества до Богоявления. Каждая кантата посвящена одному из эпизодов истории Рождества Христова. Своей музыкой Бах изобразил и радость пастухов, узнавших о рождении Мессии, и ликующий хор ангелов, поющих «Слава в вышних Богу», и благоговение волхвов, стоящих над колыбелью Спасителя. А хоры и арии, повествующие о евангельских событиях, объединены в оратории речитативами от лица Евангелиста.

Слайд 3. Смотрим видео: И.С. Бах хор «Слава в вышних Богу»

Слайд 4. Портрет Г.Ф. Генделя.

  • Г.Ф. Гендель Хор «Ибо младенец родился нам» из оратории «Мессия»

Г.Ф. Гендель – немецкий и английский композитор эпохи Барокко, современник И.С. Баха.

Одно из самых известных произведений Г.Ф. Генделя — оратория «Мессия» – была создана как пасхальное произведение и впервые была исполнена именно на Пасху. Однако после смерти композитора первую из трёх частей оратории гораздо чаще стали исполнять в предрождественские дни. Эта часть полностью посвящена Рождеству Спасителя — от ветхозаветных пророчеств о Мессии до явления ангелов пастухам.

№12. Хор «For Unto Child is born» [Ис. 9:6] Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира принято исполнять на Рождество.

Он наполнен ликующими юбиляциями голосов, торжественными и блестящими пассажами у скрипок и светлым, мажорным настроением. Этот полифонический номер – фуга – наполнен выразительными перекличками голосов, а в интермедиях звучат ликующие аккорды у хора и оркестра. Он излучает рождественскую радость и светлое мироощущение. 

Слайд 5. Смотрим видео: Г.Ф. Гендель хор «Ибо младенец родился нам»

Слайд 6. Портрет Н. Лентовича

  • История песни «Щедрик» (Carol of the Bells)

Популярную рождественскую песню «Carol of the Bells» исполняли многие известные артисты, выступающие в разных жанрах, благодаря чему она любима ценителями классики, фанатами поп-музыки и поклонниками хэви-метала во всем мире. Но далеко не все меломаны знают об украинском происхождении знаменитой композиции.

На протяжении всей своей многовековой истории украинский народ слагал так называемые щедровки (укр. «щедрiвки»), которые традиционно исполнялись на Рождество и Новый год. В наши дни их принято петь на Щедрый вечер, в канун Старого Нового года.

В них отражались языческие верования, упоминались библейские сюжеты, а также описывались условия быта и распространенные традиции. Гости, приходя на праздники в дом, пели щедровки хозяину и членам его семьи, желая богатства, урожая, здоровья, счастья и удачи.

Одной из таких святочных песен является «Щедрик». В ней поется о ласточке, обещающей хозяевам процветание в будущем году. Упоминание птицы, улетающей на зиму в теплые края, наводит на мысль, что щедровка возникла еще в языческие времена, когда Новый год встречали на весеннее равноденствие.

Эта народная песня очаровала украинского композитора Николая Леонтовича, который посвятил работе над произведением десятки лет. Первую редакцию хоровой обработки «Щедрика» он представил в 1901 году, а пятая была готова спустя почти двадцать лет. В 1916 году ее блестяще исполнил хор Киевского университета.

Именно обработка «Щедрика» сделала Леонтовича известным композитором и открыла его творчество широкой аудитории.

Текст песни Щедрик

Щедрик, щедрик, щедрівочка,

Прилетіла ластівочка,

Стала собі щебетати,

Господаря викликати:

«Вийди, вийди, господарю,

Подивися на кошару, –

Там овечки покотились,

А ягнички народились.

В тебе товар весь хороший,

Будеш мати мірку грошей,

Хоч не гроші, то полова,

В тебе жінка чорноброва».

Щедрик, щедрик, щедрівочка,

Прилетіла ластівочка.

Слайд 7. Слушаем: песня «Щедрик»

Слайд 8. Пентатоникс. Carol of the Bells

  • История песни «Carol of the Bells»

В октябре 1922 года Украинский национальный хор под руководством Александра Кошица представил «Щедрика» в Carnegie Hall, покорив сердца местной публики.

Далее американский композитор украинского происхождения Петр Вильховский (Peter Wilhousky) сочинил новый текст на английском языке, превратив традиционную щедровку в рождественскую песню. Мелодия напомнила ему звон колокольчиков, что подсказало основную идею и обусловило выбор названия.

Так родилась ныне всем известная «Carol of the Bells». На радио она впервые прозвучала во времена Великой депрессии, но авторские права Вильховский зарегистрировал лишь в 1936 году.

В настоящее время огромной популярностью пользуется «Carol of the Bells» в исполнении американской а капеллы группы «Pentatonix».

Перевод песни «Carol of the Bells»

Послушай, как колокольчики,

Мелодичные серебряные колокольчики,

Кажется, хотят сказать:

Оставь свои заботы

Рождество пришло,

Веселое настроение принесло,

Молодым и старым,

Кротким и смелым

Динь-дон, динь-дон –

Таков их перезвон

Собираясь в веселый круг,

Все песни поют

Кажется, можно услышать

Слово ободрения

Отовсюду,

Они витают в воздухе

О, как они звенят,

Все громче и громче

По горам, по долам

Рассказывают свою сказку

Славно они звенят,

Пока люди поют

Веселые песни

Рождество пришло

Веселого, веселого, веселого, веселого Рождества

Веселого, веселого, веселого, веселого Рождества

Они все разносят

Без остановки

Свою радостную мелодию

В каждый дом

Динь-дон, динь-дон

Динь-дон, динь-дон

Слайд 8. Смотрим видео: песня «Carol of the Bells» в исполнении группы «Pentatonix»

Слайд 9. Портрет П. Мориа. Звучит композиция «Жаворонок»

  1. Наверняка, многие хорошо помнят известную мелодию из заставки к телепередаче «В мире животных». И также хорошо помнят, что называлась эта композиция «Жаворонок». Вот она в исполнении всемирно-известного оркестра под управлением знаменитого французского композитора, аранжировщика и дирижера Поля Мориа:

Но, оказывается, всё было несколько иначе.

Слайд 10. Фото Ариэля Рамиреса

Автором мелодии является аргентинский композитор Ариэль Рамирес, который написал кантату для хора «Рождество Господне» (исп. Navidad Nuestra) на слова Феликса Лу́на (Félix Luna) (1964). Кантата состоит из 12 частей, а ее десятая часть называется «Паломничество» (исп. La peregrinación, huella), и она как самостоятельная песня до сих пор очень популярна в испаноязычном мире.

Услышав эту песню в исполнении аргентинской певицы Мерседес Соса, французский шансонье Жиль Дрё (Gilles Dreu) попросил поэта-песенника Пьера Деланоэ сделать адаптацию, и тот использовал созвучие первых слов оригинала A la huella (русск. «В след») и французского слова Alouette («Жаворонок»). Эта версия стала эстрадным шлягером 1968 года, после чего её аранжировал Поль Мориа, и она стала всемирно известной эстрадно-симфонической композицией.

А во всем испаноязычном мире десятая часть хорала «Рождество господне» имеет не меньшее сакральное значение, чем наши колядки, и узнаваема с первых нот. И когда наступает Рождество, почти во всех церквях, на улицах, на домашних концертах от Испании до Чили и Перу звучит такая знакомая нам мелодия. Но поется в ней не о жаворонке, а о том, как усталые Иосиф и Мария бредут по пустынной пыльной дороге и не могут найти себе ночлега и что в эту ночь на земле родится маленький бог, но никто еще об этом не знает.

Подстрочный перевод слов песни на русский язык:

«О, Иосиф и Мария, через замерзшие пампасы, где репейники и крапива, вы идете друг за другом напрямик через поле. Нет для вас ни пристанища, ни гостиницы, вы продолжаете путь. Полевой цветочек, воздушная гвоздика*, о, если никто не даст тебе крова, где ты родишься? Где родишься, растущий цветочек, испуганный голубок, бессонный сверчок? Вы идете друг за другом, Иосиф и Мария, в которой сокрыт Бог, и никто не знал об этом. Вы идете друг за другом, путники. Дайте мне приют ради моего сына. Вы идете друг за другом. Солнце и луна, глаза как миндаль, оливковая кожа. Деревенский ослик, пегий вол, уже скоро появится мой сынок, приготовьте для него место! Тростниковая хижина — мой единственный кров, два дружеских дыхания, ясная луна. Вы идете друг за другом, Иосиф и Мария, в которой сокрыт Бог, и никто не знал об этом. Вы в пути, Иосиф и Мария».

Слайд 11. Смотрим видео: А. Рамирес №10 «Паломничество» из кантаты «Рождество Господне»

Слайд 12. Фото П.И. Чайковского

  • П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»

П.И. Чайковский – русский композитор XIX века, самый популярный композитор в мире.

Балет «Щелкунчик» рассказывает о том, что рождественский Сочельник — время чудес, а зло всегда побеждается добром и любовью, остается любимым публикой уже больше ста лет. И главной причиной этого служит волшебная музыка Чайковского. В «Щелкунчике» композитор применил невероятное разнообразие оркестровых тембров — красок, обрисовывающих характеры персонажей и ситуаций. У Чайковского музыка не сопровождает танец, а становится его главным элементом, благодаря которому даже самые фантастичные и нереальные герои оживают и обретают характер.

Слайд 13. Смотрим видео: П.И. Чайковский «Адажио» из балета «Щелкунчик»

Слайд 14. П.И. Чайковский «Декабрь»

  • П.И. Чайковский. «Святки (декабрь)» из цикла «Времена года»

На протяжении 1876 года в каждом номере ежемесячного Санкт-Петербургского журнала «Нувелист» публиковалось по одной фортепианной пьесе П.И. Чайковского. Цикл «Времена года» был написан по специальному заказу издателя журнала. Это живые картины русской природы и быта, олицетворение годичного круга забот и праздников. Завершает цикл пьеса «Святки» — светлый лирический вальс, навевающий мысли о рождественской ёлке и радостных приготовлениях к одному из главных праздников в году.

Слайд 14. Смотрим видео: П.И. Чайковский «Декабрь» из «Времён года»

Слайд 15. П.И. Чайковский. 2 к. II д. из оперы «Черевички»

  • П.И. Чайковский. Опера «Черевички»

В опере «Черевички», написанной на сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», чудес не меньше, чем в «Щелкунчике». Неслучайно «Черевичкам» дан подзаголовок «комико-фантастическая» опера: мир фантастический и мир реальный в опере сплетены так же тесно, как и в повести Гоголя. И малороссийский фольклор, столь любимый Гоголем, тоже, конечно, есть в «Черевичках». Чайковский, сочиняя эту оперу, широко использовал народные украинские мотивы.

2 картина II-го действия – яркая народная сцена колядования. В рождественскую ночь парубки и девушки, колядуя, разгуливают по улице. В основе хора — народная обрядовая песня-колядка; в средней части хора — лирическая песня, протяжная и задумчивая, контрастирующая с веселой пляской. Оркестр имитирует наигрыши народных инструментов. К ним присоединяется Оксана вместе с подружкой Одаркой. Песня Оксаны «Черевички невелички» проникнута задором и юношеским огнем.

Навстречу веселой толпе идёт Вакула с мешками за плечами. Своенравная красотка вновь начинает подшучивать над кузнецом, при всех заявляя, что если Вакула принесёт черевички от самой царицы, то она, не раздумывая, станет его женой.

Слайд 15. Смотрим видео: П.И. Чайковский фрагмент 2 картины II-го действия.

Слайд 16. Портрет Н.А. Римского-Корсакова

  • Н. А. Римский-Корсаков. 4 к. «Святый вечер» из оперы «Ночь перед Рождеством»

Н.А. Римский-Корсаков – русский композитор, дирижёр, педагог XIX века, участник «Могучей кучки»

Через двадцать лет после П.И. Чайковского к сюжету гоголевской повести «Ночь перед Рождеством» обратился Н. А. Римский-Корсаков. 

Но так как эта история уже была использована в опере Петра Ильича Чайковского «Черевички», совесть и честь Римского–Корсакова не позволяли ему браться за разработку этой идеи. И лишь после смерти П.И. Чайковского в 1893 году, Николай Андреевич смог приступить к работе над оперой. Он задумал произведение совершенно иного рода, нежели у Чайковского. Ему хотелось создать настоящую сказку, связать ее со старинными славянскими поверьями. 

Композитору была близка славянская культура. Известно, что зимние рождественские обрядовые песни тесно связаны с Колядой и Овсеней. В старину праздновалось не рождество, а рождение солнца. Это время обычно совпадало с самыми крепкими морозами, снегами и ветрами, а также с невероятным разгулом нечистых сил. Композитор хотел передать эту удивительную атмосферу, а потому большая роль в произведении отведена народным гуляниям и природным чудесам.

Мы послушаем с вами сцену колядования из 4 картины.

Картина 4. Улица в селе. Ярко светит месяц на ночном небе. Входит кузнец Вакула с мешками на спине. Группами входят парубки и дивчата и колядуют перед окнами хат. Их угощают гостинцами. Вакула все это время стоит около своей кузницы и наблюдает. Среди девушек Оксана. Колядные песни, которые поет молодежь, — это один из лучших хоров оперы. Игры, которые при этом возникают, совсем не веселят Вакулу. Сумрачный, он стоит в стороне. Оксана дразнит его вопросом о черевичках и повторяет, что если он их достанет, то она выйдет за него замуж. 

Слайд 17. Смотрим видео: Н.А. Римский-Корсаков фрагмент из оперы «Ночь перед Рождеством» – 4 картина «Святый вечер»

Слайд 18. Портрет С.М. Ляпунова.

  1. С. Ляпунов. Сюита “Святки”. 

Сергей Михайлович Ляпунов — русский композитор. Ученик С.И. Танеева, профессор Петербургской консерватории, хормейстер, виртуозный пианист. В довольно значительном наследии композитора числится хоровая, симфоническая и фортепианная музыка.

Сюита «Святки» была написана в 1910 году и посвящена дочери композитора. Цикл включает 4 пьесы: «Рождественская ночь», «Шествие волхвов», «Славильщики», «Коляда».

В заключительный номер цикла композитор вводит русскую и украинскую мелодии, в пьесе «Рождественская ночь» использует тему православной службы, музыкальная картина «Шествие волхвов» наполнена восточным колоритом (в нотах пометка композитора «theme arabe»).

Слайд 19. Слушаем: С.М. Ляпунов  «Рождественская ночь»

Слайд 20. Слушаем: С.М. Ляпунов «Коляда»

Слайд 21. Портрет В.И. Ребикова 

  • В. И. Ребиков. Вальс из оперы «Ёлка»

Влади́мир Ива́нович Ре́биков (1866-1920) — русский композитор, пианист, музыкальный реформатор, представитель русского и европейского музыкального модернизма, писатель.

Опера «Ёлка» написана по мотивам двух грустных рождественских историй — «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена и «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.И. Достоевского. Маленькая нищенка просит милостыню на улице в канун Рождества. Никому нет до неё дела, все спешат домой, к родным. Из окон доносятся звуки вальса, — там вокруг ёлки танцуют счастливые дети. А девочка постепенно замерзает, и ей грезится роскошный зал с громадной ёлкой. Ёлка превращается в огромную лестницу, по которой девочка в окружении ангелов поднимается на небеса…

Самый популярный номер оперы — знаменитый вальс, являющийся кульминацией всего произведения, трогательный, поэтически-нежный и печальный. В 1-й картине он звучит в фортепианном исполнении (ремарка композитора — «Автор желал бы, чтобы вальс был исполнен на рояле (не пианино) хорошим пианистом»), а во 2-й — в изысканной инструментовке с унисонами скрипок и флейт, тонкими подголосками альтов и фаготов, аккомпанементом челесты, колокольчиков и арфы.

Слайд 22. Смотрим видео: В.И. Ребиков «Вальс» из оперы «Ёлка»

Слайд 23. Заключительный.

Спасибо всем за внимание!

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется сказать, что в условиях современного времени проблема восприятия классической музыки становится особенно актуальной. Наша задача, как преподавателей дополнительного образования, научить учащихся слушать и слышать классическую музыку, воспринимать её. Мы должны научить детей самостоятельно и компетентно разбираться в огромном потоке музыкальной информации, доступной благодаря интернету, регулировать свои музыкальные вкусы. Научить их испытывать эстетическую радость, наслаждение от подлинно прекрасных произведений.

Праздничная атмосфера лекции-концерта дала возможность общения лектора с публикой. Дети и, что особенно радует, родители и преподаватели, высказывали своё мнение, свои эмоции, задавали вопросы. Несмотря на то, что совсем не было живой музыки, зрители хлопали после каждого номера. 

Несмотря на то, что в лекции-концерте были представлены известные музыкальные произведения, для многих стало открытием история возникновения некоторых композиций. Например, столь известный «Жаворонок» Поля Мориа является переложением 10-го номера кантаты «Рождество Господне» аргентинского композитора Ариэля Рамиреса, а знаменитая рождественская песня «Carol of the Bells» на самом деле украинская народная песня «Щедрик». 

Замечено, что восприятие музыки в коллективе отличается от индивидуального. Взаимное эмоциональное состояние, охватившее аудиторию, привело к огромной концентрации чувств, усилило ощущение общности, духовной близости с окружающими людьми, что в современном обществе становятся особенно ценными.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. 10 главных шедевров музыки о Рождестве/ электронный ресурс – 10 главных шедевров музыки о Рождестве – Православный журнал «Фома» (foma.ru)
  2. История мелодии из телепередачи «В мире животных»/ электронный ресурс – История мелодии из телепередачи «В мире животных» (culture.ru)
  3. Примерная программа по учебному предмету ПО.02.УП.02. «Слушание музыки» / разработчик Н. А. Царёва. – М., 2012. 
  4. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов детских музыкальных школ и школ искусств / составитель Г.А. Ушпикова. – СПб., 2010.
  5. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ / Авт.-сост. О.А. Владимирова. – СПб., 2006.
  6. Святки. Ляпунов/ электронный ресурс – СВЯТКИ. ЛЯПУНОВ – ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ (childrensalbum.ru)
  7. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. – М.,2007.
  8. Ушпикова Г. Слушание музыки. Пособие для учащихся 1-3 классов ДМШ и ДШИ. – СПб., 2009.