Аннотация

Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку языковое образование и речевое развитие учащихся является одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения.

В то же время педагоги отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку, растёт уже третье поколение неграмотных детей. Это обусловлено рядом факторов. Прежде всего – публичным искажением русского языка в средствах массовой информации. Кроме того, изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций.

Программа групповых логопедических занятий является программой социально – педагогической направленности и предназначена для учащихся начальной школы с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Основной задачей учителя-логопеда является предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями речи, большинство тем занятий имеют пропедевтический характер. Этот принцип в значительной мере реализуется на 1- 2 годах обучения, когда должна осуществляться наиболее интенсивная, целенаправленная коррекция расстройств речи и нарушений психомоторного развития с целью формирования предпосылок для успешного овладения школьной программой. Логопедические занятия по коррекции проводятся по тем же разделам, что и обучение русскому языку в школе (звук, слово, предложение, связная речь), но содержание и методы их предусматривают восполнение образовавшихся пробелов и имеют благодаря этому корригирующее значение.

Содержание логопедической работы составлено с учетом требований ФГОС, особенностей развития речи и познавательной деятельности детей с ФФН и 0НP для обеспечения единства коррекционного и развивающего обучения.

Основная задача коррекции ФФН и ОНР заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определенными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Выполнение этой задачи тесно связанно с развитием познавательной деятельности учащихся, с выработкой у них умения наблюдать, сравнивать и обобщать как явления окружающей жизни, так и различные явления языка.

Пояснительная записка

 

Дисграфия —это специфическое нарушение письма, связанное с несформированностью или нарушением развития высших психических функций. Проявляется в стойких и повторяющихся ошибках, трудностях формирования орфографического навыка, заменах согласных букв, пропусках гласных букв и т.д. и является широко распространенным явлением среди учащихся начальной общеобразовательной школы. Как правило, дисграфия проявляется у детей на начальном этапе обучения. В группу риска попадают те дети, которые в дошкольном возрасте имеют те или иные нарушения устной речи (чаще всего, двигательно-зрительной координации, нарушениями буквенного гнозиса, динамического и конструктивного праксиса и фонетико-фонематических представлений). Таким образом, дисграфия является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения.  

 Кроме того, устная речь детей, характеризуется определенными особенностями при детальном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недостаточность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, закрытая дикция, неразборчивая для окружающих речь).

Также отмечаются сложности в четкой слуховой дифференциации как гласных фонем, так и согласных. Имеются грубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т. д.). Речь детей с дисграфией бедна интонационно, маловыразительна.

Особенно выявляется значительное недоразвитие на лексико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в виде затруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов и т. д.

В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дисграфией, требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель – логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.

Цель: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими начальной общеобразовательной программы, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Задачи:

  1. Развитие умения вести самостоятельный поиск информации;
  2. Развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Коррекция и развитие пространственно-временных представлений у детей с различными нарушениями письменной речи.
  3. Обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач при переходе из начальной школы в среднюю.

 

Система логопедической работы по коррекции речи у учащихся с фонетико-фонематическими недостатками речи и общим недоразвитием речи построена с учетом структуры речевого нарушения у детей.

Темы логопедических занятий, как правило, распределены по этапам, которые отражают характерные проявления речевых нарушений и соответствуют основным направлениям коррекционной логопедической работы:

I этап. Восполнение пробелов звуковой стороны речи:

– формирование фонетико-фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры;

– формирование фонетико-фонематических представлений на материале
противопоставления звонких и глухих согласных;

– формирование фонетико-фонематических представлений на материале
гласных первого и второго ряда;

– формирование фонетико-фонематических представлений на материале
трансформационных упражнений (конструирование и изменение слов).

II этап. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.

III этап. Развитие связной речи.

В рамках каждого этапа проводится логопедическая работа по коррекции устной и письменной речи.

Представленный «Анализ слов разной слоговой структуры», входящий в I этап содержит материал по формированию фонетико-фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры и включает в себя 16 занятий, которые проводятся 1-2 раза в неделю (в зависимости от нарушений). Продолжительность индивидуальных занятий – 30 минут; продолжительность группового занятия — 35-40 минут с группой детей до 5 человек. 

 

В процессе решаются  следующие  задачи:

  1. Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза слов.
  2. Усвоение программных тем: “Буква, звук”, “Слоги”, “Гласные, согласные”, “Ударение”.
  3. Реализация всех видов речевой деятельности на занятии:

– слушания

– говорения,

– письма,

– чтения.

Принцип отбора материала можно определить как частотно-речевой,  так как  отобран основной материал программы обучения  по русскому языку из области фонетики (звук – буква, гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твёрдый, ударение и т.д.), лексики (родственные слова, антонимы, синонимы, многозначность слова), морфемики (словообразование, словоизменение), грамматики (связь слов в словосочетаниях и предложениях), который используется детьми 6 – 10 лет в процессе речевого общения в устной и письменной форме.

 Представлена система логопедической работы по восполнению пробелов в развитии речевой деятельности (устной и письменной) детей с первичной речевой патологией, а также психологических предпосылок к активному осуществлению речемыслительной и учебной деятельности. Ожидаемые результаты:

-учащиеся овладеют способами и средствами речевой деятельности;

-у учащихся будут сформированы языковые обобщения;

-учащиеся будут правильно   использовать языковые средства в процессе общения, учебной деятельности. 

 

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

 

№ п/п Раздел. Тема Количество тем Развитие неречевых процессов Дата
Раздел 1. Текст. Предложение. Слово 12+2
1 Вводная тема. Текст. Предложение. Слово. Письмо под диктовку. Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания. Игра «Пуговица».
2 Текст (повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее предмет. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу). Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители».
3 Текст (повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее действие. Отработка понятий «правый» и «левый». Упр. «Разноцветные точки».
4 Текст (описательный). Предложение. Слово, обозначающее признак. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упр. «Составление фигуры из разрозненных деталей».
5 Текст (басня). Предложение. Связь слов (лексико-грамматическое значение). Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упр. «Использование игр с постройками из кубиков».
6 Предложение (простое распространённое). Связь слов (согласование в числе и роде). Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упр. «Составление узоров из геометрических фигур».
7 Предложение (простое распространённое). Связь слов. Управление беспредложное (Р. п., В. п., Д. п., Т. п.) Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упр. «Лабиринты».
Предложение (простое распространённое). Связь слов. Управление предложное. Предлоги места (у, над, под, на, в и др.). Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (предлоги «на», «над», «под», «за»). Упр. «Копирование точек».
9 Предложение (простое распространённое). Управление предложное. Предлоги направления (из, от, из-под, к, по и др.). Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»
10 Предложение (деформированное). Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.
11 Слово (лексическое значение). Обобщение. Классификация. Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания.
12 Слово (лексическое значение). Антонимы. Синонимы. Омонимы. Усиление концентрации слухового внимания.
13 Подготовка к проверочной работе.
14 Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Слово»
Раздел 2. Звуко-буквенный и слоговой состав слова
Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию 15+2
1 Вводная тема. Состав слова. Слоги. Письмо под диктовку. Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упр. «Красно-чёрные пары».
2 Состав слова. Звуки и буквы. Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания.
3 Звуки гласные. Ударение. Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упр. «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно».
4 Звуки гласные. Звуки [А], [О] и буквы А, О Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упр. «Мысленные образы и эмоции».
5 Звуки гласные. Дифференциация А-О. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упр. «Мысленные образы и их эмоциональная окраска».
6 Звуки гласные. Звук [У] и буква У. Упражнения на осознанное восприятие. Упр. «Осознание визуального материала».
7 Звуки гласные. Дифференциация О-У. Упражнения на осознанное восприятие. Упр. «Осознание словесного материала».
8 Звуки гласные. Звуки [Э,] [Ы], [И] и буквы Э, Ы, И. Упражнения на осознанное восприятие. Упр. «Оживление».
9 Звуки гласные. Дифференциация И-У. Упражнения, направленные на способность установить связи между элементами материала. Упр. «Двойная стимуляция памяти».
10 Звуки гласные. Звук [Й] и буква Й (полугласный). Упражнения, направленные на способность установить связи между элементами материала. Упр. «Нелогичные парные ассоциации слов».
11 Звуки гласные. Дифференциация И-Й. Упражнения для использования визуального кода. Упр. «Особый путь зубрёжки».
12 Буквы Я, Ё, Ю, Е. Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Дополни до…»
13 Дифференциация Я-Е. Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся, кто нарисован».
14 Дифференциация Е-И. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики».
15 Дифференциация Ё-Ю. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Упр. «Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек».
16 Подготовка к проверочной работе.
17 Проверочная работа по теме «Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию».
Звуки согласные твёрдые – мягкие парные (1-й способ смягчения: гласные второго ряда) 6+2
1 Вводная тема. Звуки согласные твёрдые – мягкие (1-й способ). Письмо под диктовку. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упр. «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания».
2 Дифференциация твёрдых и мягких согласных букв. Буква Я. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упр. «Формирование умения устанавливать связи между понятиями».
3 Дифференциация твёрдых и мягких согласных букв. Буква Ё. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упр. «Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач».
4 Дифференциация твёрдых и мягких согласных букв. Буква Ю. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упр. «Формирование способности оперировать смыслом».
5 Дифференциация твёрдых и мягких согласных букв. Буква Е. Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упр. «Формирование искусственных понятий» (по Л. С. Выготскому- Л. С. Сахарову)
6 Дифференциация твёрдых и мягких согласных букв. Буква И. Формирование приёмов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу.
7 Подготовка к проверочной работе.
8 Проверочная работа по теме «Звуки согласные твёрдые – мягкие (1-й способ смягчения: гласные второго ряда).
Звуки согласные твёрдые – мягкие парные (2-й способ смягчения: буква ь) 4+2
1 Вводная тема. Звуки согласные твёрдые – мягкие (2-й способ). Письмо под диктовку. Формирование умения планировать свои действия.
2 Буква Ь (функция смягчения). Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий).
3 Буква Ь (функция разделения). Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упр. «Офицер-солдат».
4 Буква Ь (различение функций). Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упр. «Офицер-солдат».
5 Подготовка к проверочной работе.
6 Проверочная работа по теме «Звуки согласные твёрдые – мягкие парные (2-й способ смягчения: буква ь)».
Звуки согласные твёрдые – мягкие (непарные) 11+2
1 Вводная тема. Звуки согласные твёрдые (непарные). Буквы Ж, Ш, Ц. Письмо под диктовку. Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упр. «Поиск клада».
2 Вводная тема. Звуки согласные мягкие (непарные). Буквы Ч, Щ, Й. Формирование приёмов самоконтроля. Игра «Число-контролёр».
3 Дифференциация Ц-С. Формирование приёмов самоконтроля. Упр. «Фабрика игрушек».
4 Дифференциация Ш-С. Формирование приёмов самоконтроля. Упр. «Сделай также».
5 Дифференциация Ж-З. Развитие произвольности. Игра «Пуговица».
6 Дифференциация Ч-ТЬ. Развитие произвольности. Игра «Хитрые картинки».
7 Дифференциация Ч-Щ. Развитие произвольности. Игра «Весёлые человечки».
8 Дифференциация Ч-Ц. Развитие произвольности. Игра «Кто сегодня именинник».
9 Дифференциация Ч-Ш. Развитие произвольности. Упр. «Найди отличие между двумя картинками».
10 Дифференциация Ш-Щ. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
11 Дифференциация Ц-Й. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
12 Подготовка к проверочной работе.
13 Проверочная работа по теме «Звуки согласные твёрдые – мягкие (непарные)».
Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию. 14+2
1 Вводная тема. Звуки согласные звонкие – глухие (парные). Буквы Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш. Письмо под диктовку. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
2 Звук [Б] и буква Б. Звук [П] и буква П. Дифференциация Б-П. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
3 Звук [Д] и буква Д. Звук [Т] и буква Т. Дифференциация Д-Т. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
4 Звук [В] и буква В. Звук [Ф] и буква Ф. Дифференциация В-Ф. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
5 Звук [Г] и буква Г. Звук [К] и буква К. Дифференциация Г-К. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
6 Звук [З] и буква З. Звук [С] и буква С. Дифференциация З-С. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
7 Звук [Ж] и буква Ж. Звук [Ш] и буква Ш. Дифференциация Ж-Ш. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
8 Вводная тема. Звуки согласные звонкие-глухие (непарные). Буквы Й, М, Л, Н, Р, Х, Ч, Щ, Ц. Письмо под диктовку. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
9 Дифференциация Б-Д. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
10 Дифференциация Б-В. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
11 Дифференциация П-Т. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
12 Дифференциация Л-М. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
13 Дифференциация Х-Ж. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
14 Дифференциация Ц-Щ. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
15 Подготовка к проверочной работе. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
16 Проверочная работа по теме «Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию». Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

 

Программно-методическое обеспечение

  1. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
  2. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
  3. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
  4. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
  5. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
  6. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
  7. О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. М.: Просвещение 2014

Учебные средства:

  1. Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, Е.В. Дерябина. М.: Просвещение 2014.
  2. Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные  звуки. Обозначаю мягкость согласных» О.А. Ишимова, Н.Н. Алипченкова М.: Просвещение 2014.
  3. Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные  звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, В.Д. Подотыкина. М.: Просвещение 2014
  4. Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю звонкие и глухие  согласные  звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, Е.Х. Забарова. М.: Просвещение 2014
  5. Тетрадь-помощница «Понимаю и различаю текст ,предложение, слово» О.А. Ишимова, И.Е. Юсов. М.: Просвещение 2014
  6. Альбом упражнений «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011.
  7. Альбом упражнений «Учусь работать со словом» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011.
  8. Альбом упражнений «Учусь работать с текстом» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011

 

.

 

государственное бюджетное образовательное учреждение

«Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи семье и детям»

 

Корреционно-развивающая рабочая программа по коррекции дисграфии, дислексии у детей .

 

(в объёме 16ч.)

 

                                                                                                                                                                            

 

Составители программы:  

Гурецкая Марина Сергеевна, учитель -логопед

Лукьянцева Ирина Витальевна, учитель -логопед

Калашникова Ирина Владимировна, учитель дефектолог

г. Пятигорск 2023 г.