Аннотация
Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку языковое образование и речевое развитие учащихся является одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения.
В то же время педагоги отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку, растёт уже третье поколение неграмотных детей. Это обусловлено рядом факторов. Прежде всего – публичным искажением русского языка в средствах массовой информации. Кроме того, изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций.
Программа групповых логопедических занятий является программой социально – педагогической направленности и предназначена для учащихся начальной школы с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Основной задачей учителя-логопеда является предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями речи, большинство тем занятий имеют пропедевтический характер. Этот принцип в значительной мере реализуется на 1- 2 годах обучения, когда должна осуществляться наиболее интенсивная, целенаправленная коррекция расстройств речи и нарушений психомоторного развития с целью формирования предпосылок для успешного овладения школьной программой. Логопедические занятия по коррекции проводятся по тем же разделам, что и обучение русскому языку в школе (звук, слово, предложение, связная речь), но содержание и методы их предусматривают восполнение образовавшихся пробелов и имеют благодаря этому корригирующее значение.
Содержание логопедической работы составлено с учетом требований ФГОС, особенностей развития речи и познавательной деятельности детей с ФФН и 0НP для обеспечения единства коррекционного и развивающего обучения.
Основная задача коррекции ФФН и ОНР заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определенными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить их средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Выполнение этой задачи тесно связанно с развитием познавательной деятельности учащихся, с выработкой у них умения наблюдать, сравнивать и обобщать как явления окружающей жизни, так и различные явления языка.
Пояснительная записка
Дисграфия —это специфическое нарушение письма, связанное с несформированностью или нарушением развития высших психических функций. Проявляется в стойких и повторяющихся ошибках, трудностях формирования орфографического навыка, заменах согласных букв, пропусках гласных букв и т.д. и является широко распространенным явлением среди учащихся начальной общеобразовательной школы. Как правило, дисграфия проявляется у детей на начальном этапе обучения. В группу риска попадают те дети, которые в дошкольном возрасте имеют те или иные нарушения устной речи (чаще всего, двигательно-зрительной координации, нарушениями буквенного гнозиса, динамического и конструктивного праксиса и фонетико-фонематических представлений). Таким образом, дисграфия является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения.
Кроме того, устная речь детей, характеризуется определенными особенностями при детальном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недостаточность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, закрытая дикция, неразборчивая для окружающих речь).
Также отмечаются сложности в четкой слуховой дифференциации как гласных фонем, так и согласных. Имеются грубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т. д.). Речь детей с дисграфией бедна интонационно, маловыразительна.
Особенно выявляется значительное недоразвитие на лексико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в виде затруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов и т. д.
В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дисграфией, требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель – логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.
Цель: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими начальной общеобразовательной программы, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Задачи:
- Развитие умения вести самостоятельный поиск информации;
- Развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Коррекция и развитие пространственно-временных представлений у детей с различными нарушениями письменной речи.
- Обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач при переходе из начальной школы в среднюю.
Система логопедической работы по коррекции речи у учащихся с фонетико-фонематическими недостатками речи и общим недоразвитием речи построена с учетом структуры речевого нарушения у детей.
Темы логопедических занятий, как правило, распределены по этапам, которые отражают характерные проявления речевых нарушений и соответствуют основным направлениям коррекционной логопедической работы:
I этап. Восполнение пробелов звуковой стороны речи:
– формирование фонетико-фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры;
– формирование фонетико-фонематических представлений на материале
противопоставления звонких и глухих согласных;
– формирование фонетико-фонематических представлений на материале
гласных первого и второго ряда;
– формирование фонетико-фонематических представлений на материале
трансформационных упражнений (конструирование и изменение слов).
II этап. Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
III этап. Развитие связной речи.
В рамках каждого этапа проводится логопедическая работа по коррекции устной и письменной речи.
Представленный «Анализ слов разной слоговой структуры», входящий в I этап содержит материал по формированию фонетико-фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры и включает в себя 16 занятий, которые проводятся 1-2 раза в неделю (в зависимости от нарушений). Продолжительность индивидуальных занятий – 30 минут; продолжительность группового занятия — 35-40 минут с группой детей до 5 человек.
В процессе решаются следующие задачи:
- Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза слов.
- Усвоение программных тем: “Буква, звук”, “Слоги”, “Гласные, согласные”, “Ударение”.
- Реализация всех видов речевой деятельности на занятии:
– слушания
– говорения,
– письма,
– чтения.
Принцип отбора материала можно определить как частотно-речевой, так как отобран основной материал программы обучения по русскому языку из области фонетики (звук – буква, гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твёрдый, ударение и т.д.), лексики (родственные слова, антонимы, синонимы, многозначность слова), морфемики (словообразование, словоизменение), грамматики (связь слов в словосочетаниях и предложениях), который используется детьми 6 – 10 лет в процессе речевого общения в устной и письменной форме.
Представлена система логопедической работы по восполнению пробелов в развитии речевой деятельности (устной и письменной) детей с первичной речевой патологией, а также психологических предпосылок к активному осуществлению речемыслительной и учебной деятельности. Ожидаемые результаты:
-учащиеся овладеют способами и средствами речевой деятельности;
-у учащихся будут сформированы языковые обобщения;
-учащиеся будут правильно использовать языковые средства в процессе общения, учебной деятельности.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
№ п/п | Раздел. Тема | Количество тем | Развитие неречевых процессов | Дата |
Раздел 1. Текст. Предложение. Слово | 12+2 | |||
1 | Вводная тема. Текст. Предложение. Слово. Письмо под диктовку. | Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания. Игра «Пуговица». | ||
2 | Текст (повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее предмет. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу). Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители». | ||
3 | Текст (повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее действие. | Отработка понятий «правый» и «левый». Упр. «Разноцветные точки». | ||
4 | Текст (описательный). Предложение. Слово, обозначающее признак. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упр. «Составление фигуры из разрозненных деталей». | ||
5 | Текст (басня). Предложение. Связь слов (лексико-грамматическое значение). | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упр. «Использование игр с постройками из кубиков». | ||
6 | Предложение (простое распространённое). Связь слов (согласование в числе и роде). | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упр. «Составление узоров из геометрических фигур». | ||
7 | Предложение (простое распространённое). Связь слов. Управление беспредложное (Р. п., В. п., Д. п., Т. п.) | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упр. «Лабиринты». | ||
8 | Предложение (простое распространённое). Связь слов. Управление предложное. Предлоги места (у, над, под, на, в и др.). | Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (предлоги «на», «над», «под», «за»). Упр. «Копирование точек». | ||
9 | Предложение (простое распространённое). Управление предложное. Предлоги направления (из, от, из-под, к, по и др.). | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» | ||
10 | Предложение (деформированное). | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. | ||
11 | Слово (лексическое значение). Обобщение. Классификация. | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. | ||
12 | Слово (лексическое значение). Антонимы. Синонимы. Омонимы. | Усиление концентрации слухового внимания. | ||
13 | Подготовка к проверочной работе. | |||
14 | Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Слово» | |||
Раздел 2. Звуко-буквенный и слоговой состав слова | ||||
Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию | 15+2 | |||
1 | Вводная тема. Состав слова. Слоги. Письмо под диктовку. | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. Упр. «Красно-чёрные пары». | ||
2 | Состав слова. Звуки и буквы. | Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания. | ||
3 | Звуки гласные. Ударение. | Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упр. «Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно». | ||
4 | Звуки гласные. Звуки [А], [О] и буквы А, О | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упр. «Мысленные образы и эмоции». | ||
5 | Звуки гласные. Дифференциация А-О. | Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упр. «Мысленные образы и их эмоциональная окраска». | ||
6 | Звуки гласные. Звук [У] и буква У. | Упражнения на осознанное восприятие. Упр. «Осознание визуального материала». | ||
7 | Звуки гласные. Дифференциация О-У. | Упражнения на осознанное восприятие. Упр. «Осознание словесного материала». | ||
8 | Звуки гласные. Звуки [Э,] [Ы], [И] и буквы Э, Ы, И. | Упражнения на осознанное восприятие. Упр. «Оживление». | ||
9 | Звуки гласные. Дифференциация И-У. | Упражнения, направленные на способность установить связи между элементами материала. Упр. «Двойная стимуляция памяти». | ||
10 | Звуки гласные. Звук [Й] и буква Й (полугласный). | Упражнения, направленные на способность установить связи между элементами материала. Упр. «Нелогичные парные ассоциации слов». | ||
11 | Звуки гласные. Дифференциация И-Й. | Упражнения для использования визуального кода. Упр. «Особый путь зубрёжки». | ||
12 | Буквы Я, Ё, Ю, Е. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Дополни до…» | ||
13 | Дифференциация Я-Е. | Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Догадайся, кто нарисован». | ||
14 | Дифференциация Е-И. | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Игра «Кубики». | ||
15 | Дифференциация Ё-Ю. | Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления. Упр. «Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек». | ||
16 | Подготовка к проверочной работе. | |||
17 | Проверочная работа по теме «Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию». | |||
Звуки согласные твёрдые – мягкие парные (1-й способ смягчения: гласные второго ряда) | 6+2 | |||
1 | Вводная тема. Звуки согласные твёрдые – мягкие (1-й способ). Письмо под диктовку. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упр. «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания». | ||
2 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных букв. Буква Я. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упр. «Формирование умения устанавливать связи между понятиями». | ||
3 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных букв. Буква Ё. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упр. «Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач». | ||
4 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных букв. Буква Ю. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упр. «Формирование способности оперировать смыслом». | ||
5 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных букв. Буква Е. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упр. «Формирование искусственных понятий» (по Л. С. Выготскому- Л. С. Сахарову) | ||
6 | Дифференциация твёрдых и мягких согласных букв. Буква И. | Формирование приёмов учебной деятельности. Формирование умения принять учебную задачу. | ||
7 | Подготовка к проверочной работе. | |||
8 | Проверочная работа по теме «Звуки согласные твёрдые – мягкие (1-й способ смягчения: гласные второго ряда). | |||
Звуки согласные твёрдые – мягкие парные (2-й способ смягчения: буква ь) | 4+2 | |||
1 | Вводная тема. Звуки согласные твёрдые – мягкие (2-й способ). Письмо под диктовку. | Формирование умения планировать свои действия. | ||
2 | Буква Ь (функция смягчения). | Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий). | ||
3 | Буква Ь (функция разделения). | Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упр. «Офицер-солдат». | ||
4 | Буква Ь (различение функций). | Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упр. «Офицер-солдат». | ||
5 | Подготовка к проверочной работе. | |||
6 | Проверочная работа по теме «Звуки согласные твёрдые – мягкие парные (2-й способ смягчения: буква ь)». | |||
Звуки согласные твёрдые – мягкие (непарные) | 11+2 | |||
1 | Вводная тема. Звуки согласные твёрдые (непарные). Буквы Ж, Ш, Ц. Письмо под диктовку. | Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Упр. «Поиск клада». | ||
2 | Вводная тема. Звуки согласные мягкие (непарные). Буквы Ч, Щ, Й. | Формирование приёмов самоконтроля. Игра «Число-контролёр». | ||
3 | Дифференциация Ц-С. | Формирование приёмов самоконтроля. Упр. «Фабрика игрушек». | ||
4 | Дифференциация Ш-С. | Формирование приёмов самоконтроля. Упр. «Сделай также». | ||
5 | Дифференциация Ж-З. | Развитие произвольности. Игра «Пуговица». | ||
6 | Дифференциация Ч-ТЬ. | Развитие произвольности. Игра «Хитрые картинки». | ||
7 | Дифференциация Ч-Щ. | Развитие произвольности. Игра «Весёлые человечки». | ||
8 | Дифференциация Ч-Ц. | Развитие произвольности. Игра «Кто сегодня именинник». | ||
9 | Дифференциация Ч-Ш. | Развитие произвольности. Упр. «Найди отличие между двумя картинками». | ||
10 | Дифференциация Ш-Щ. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
11 | Дифференциация Ц-Й. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
12 | Подготовка к проверочной работе. | |||
13 | Проверочная работа по теме «Звуки согласные твёрдые – мягкие (непарные)». | |||
Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию. | 14+2 | |||
1 | Вводная тема. Звуки согласные звонкие – глухие (парные). Буквы Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш. Письмо под диктовку. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
2 | Звук [Б] и буква Б. Звук [П] и буква П. Дифференциация Б-П. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
3 | Звук [Д] и буква Д. Звук [Т] и буква Т. Дифференциация Д-Т. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
4 | Звук [В] и буква В. Звук [Ф] и буква Ф. Дифференциация В-Ф. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
5 | Звук [Г] и буква Г. Звук [К] и буква К. Дифференциация Г-К. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
6 | Звук [З] и буква З. Звук [С] и буква С. Дифференциация З-С. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
7 | Звук [Ж] и буква Ж. Звук [Ш] и буква Ш. Дифференциация Ж-Ш. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
8 | Вводная тема. Звуки согласные звонкие-глухие (непарные). Буквы Й, М, Л, Н, Р, Х, Ч, Щ, Ц. Письмо под диктовку. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
9 | Дифференциация Б-Д. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
10 | Дифференциация Б-В. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
11 | Дифференциация П-Т. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
12 | Дифференциация Л-М. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
13 | Дифференциация Х-Ж. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
14 | Дифференциация Ц-Щ. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
15 | Подготовка к проверочной работе. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | ||
16 | Проверочная работа по теме «Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию». | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
Программно-методическое обеспечение
- Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
- Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
- Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
- Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
- Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.
- О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. М.: Просвещение 2014
Учебные средства:
- Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, Е.В. Дерябина. М.: Просвещение 2014.
- Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных» О.А. Ишимова, Н.Н. Алипченкова М.: Просвещение 2014.
- Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, В.Д. Подотыкина. М.: Просвещение 2014
- Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу» О.А. Ишимова, Е.Х. Забарова. М.: Просвещение 2014
- Тетрадь-помощница «Понимаю и различаю текст ,предложение, слово» О.А. Ишимова, И.Е. Юсов. М.: Просвещение 2014
- Альбом упражнений «Учусь не путать звуки» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011.
- Альбом упражнений «Учусь работать со словом» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011.
- Альбом упражнений «Учусь работать с текстом» Е.В. Мазанова. М: Гном-пресс 2011
.
государственное бюджетное образовательное учреждение
«Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи семье и детям»
Корреционно-развивающая рабочая программа по коррекции дисграфии, дислексии у детей .
(в объёме 16ч.)
Составители программы:
Гурецкая Марина Сергеевна, учитель -логопед
Лукьянцева Ирина Витальевна, учитель -логопед
Калашникова Ирина Владимировна, учитель дефектолог
г. Пятигорск 2023 г.