ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ШКОЛЕ: ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Д.В. Булдышкина, магистрант ФГАОУ ВО «Государственный Университет Просвещения»

Д.А. Цапаева: магистрант ФГАОУ ВО «Государственный Университет Просвещения

В.В. Цапаева, Педагог ГБОУ ДО ЦРТДЮ «Гермес»

Аннотация. В современной школе каждый преподаватель сталкивается с тем, что учащиеся в классе являются представителями разных культур. Из этого могут вытекать различные конфликты и недопонимания. В частности, встает вопрос: как строить образовательный процесс, учитывая особенности каждого ученика из мультикультурной среды класса и как воспитать в школьниках уважение к чужой культуре

Ключевые слова: мультикультурная среда, воспитание, толерантность, благоприятная обстановка в классе. 

Актуальность данной работы заключается в том, что в современно школе   каждый педагог сталкивается с реализацией образовательной программы в поликультурной среде и чисто образуется противоречие между тем, чему его учили в высшем учебном заведении, и тем, что можно реализовать на практике, учитывая особенности школьников. Таким образом, перед каждый учителем встает вопрос: на какие принципы полагаться при реализации учебного процесса в мультикультурной среде и как воспитать в школьниках умение уважать чужую культуру.

Цель исследования: представить метод формирования у школьников уважения к чужим культурам.

Задачи исследования:

– Изучить принципы обучения в мультикультурной среде;

– Рассмотреть метод обучения для формирования благоприятной обстановке в классе с наличием учеников различных национальностей;

– Применить на практике выбранный метод обучения и проанализировать полученные результаты.

 

Объект исследования: образовательный процесс в школе.

Предмет исследования: реализация обучения в мультикультурной среде класса. 

Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, анкетирование. 

 

Современные принципы в обучении требуют от учителя придерживаться индивидуального подхода, когда педагог учитывает особенности и наклонности каждого из своих учеников. Зачастую в современном мире реализовывать данный подход бывает затруднительно из-за того, что ученики отличаются не только интересами и наклонностями, но и культурным аспектом, который накладывает отпечаток на все сферы жизни ученика, включая его характер, личность, предпочтения и модель поведения.

Соответсвенно6 можно сделать вывод, что все современные доктрины образования обращены к личности и ее особенностям, а точнее – строиться на гуманизме. Гуманизм представляет собой отношение одного человека другим как высшей ценности, это одна из коренных особенностей современного общества. Гуманизм представляет собой некое сочетание объективных и субъективных отношений к каждому человеку, сочетание материально-технических, экономических, политических и культурных ценностей, которые направляют мировоззрение людей таким ключом, что остальное человечество для каждого становится высшей ценностью [2 с.49].

Первый этапом формирования гуманизма является школа. В условиях сосуществования множества наций в одной географической среде может как рождаться гуманистические мысли, так и искореняться из-а конфликтов, недопониманий и предрассудков детей и взрослых. Поэтому учитель является тем, кто может стать поддержкой и опорой в создании грамотного взаимодействия учеников в поликультурной среде класса.

Таким образом, перед началом работы в мультикультурной образовательной среде каждому педагогу необходимо узнать, проанализировать и усвоить несколько принципов, для создания благоприятной среды в классе, способствующей успешной усвоению материала каждым из учеников.

Любой педагог базируется на доктринах гуманизма, через которые затем выстраиваются принципы работы в мультикультурной среде. Среди таких доктрин можно выделить следующие: 

– Отношение к любому человеку, не зависимо от возраста, интересов и предпочтений как к самоценности; 

– Стремление человека к самореализации, саморегуляции и самоотдачи для воспитания и выражения собственного «Я» в поликультурной среде; 

 – Оказание поддержки творческих и активных потребностей каждого ученика, а также стремление к свободе, открытости и возможности самореализовываться и самовыражаться [1  c14]. 

 

Опираясь на данные доктрины в обучении, можно представить принципы, на которые опирается педагог в мультикультурном образовании, а именно: 

– Воспитание и сохранение в каждом ученике достоинства и морально-нравственных качеств;

– Процесс воспитания осуществляется в процессе деятельности между группами учеников, в которые входят представители разных рас, этносов, религий и т.д.;

– Обучение должно включать в себя элементы воспитания в учениках толерантности и готовности к взаимному сотрудничеству, обмену опытом и совместной деятельности. 

 

Учитывая вышеперечисленные принципы и доктрины, каждый педагог сможет грамотно выстроить процесс обучения в мультикультурной среде. Однако, рассмотрев приведенные принципы, можно увидеть важную деталь, а именно взаимную деятельность. Без взаимной деятельности невозможно воспитать в учениках уважение к другим культурам.

Поэтому необходимо реализовывать обучение учеников в группах, с применение различных технологий. В нашем случае, мы предлагаем рассмотреть возможность реализации совместной деятельности и представление своей культуры учениками на уроках географии.

Для этого мы предлагаем организовать внеурочное мероприятие для учеников и их родителей, в которых каждый бы представил бы аспекты своей культуры, нации и этноса, которое носит название «Фестиваль культур». В рамках фестиваля ученики смогут узнать об особенностях чужих культур и более полно погрузится в изучение своей культуры. Задачей обучающихся стало представление своей нации по средство презентации, видеоролика, сценки или интерактивного рассказа, а в конце – чаепитие с традиционными сладостями каждой из представленных кульутр.

Мы провели данное мероприятие на практике в 7 классе.  Каждый из учеников углубился в исследование своих корней и поиску интересных культурный особенностей и обычаев, который в последствии представил остальным. Дети одной национальности объединялись друг с другом и делали небольшие сценки, представляли элементы ручного творчества и в конце было чаепитие с принесенными национальными сладостями каждого ученика. 

До проведения мероприятия мы провели опорос, который показал, что ученики не только не знакомы с чужой культурой, но иногда и не знают своей. Результаты первого опроса отражены в Таблицк№1 «Первичный опрос обучающихся»

Таблица№1 

«Первичный опрос обучающихся»

Вопрос Количество ответов «да» (в %) Количество ответов «нет» (в %)
Знаете ли вы национальность Ваших одноклассников? 21 79
Относитесь ли Вы положительно к ученикам другой национальности? 34 66
Знакомы ли Вы с особенностями и традициями своей культуры? 43 57
Было бы Вам интересно узнать об особенностях и традициях культуры Ваших одноклассников? 73 27

 

Из таблицы мы видим, что многие ученики не знают о национальности своих одноклассников, ничего не знают об их культуре и относиться к ним с некой долей негативизма. Однако, у многих также присутствует и интерес к чужой культуре и к возможность окунуться в нее.

После реализации внеурочного мероприятия «Фестиваль культур», результаты изменились. Они отображены в таблице№2 «Повторное анкетирование учащихся».

Таблица№2

«Повторное анкетирование учащихся»

Вопрос Количество ответов «да» (в %) Количество ответов «нет» (в %)
Было ли Вам интересно данное мероприятие? 95 5
Узнали ли Вы что-то новое о национальностях и культурах одноклассников? 91 9
Улучшилось ли Ваше отношения к одноклассникам других национальностей? 84 16
Узнали ли Вы что-то о собственной нации в процессе подготовки и реализации мероприятия? 88 12

 

Таким образом, мы видим, что мероприятие было интересным и важным не только для знакомства и повышения лояльности к обучающимся других культур, но и для углубления познания собственной.

Конечно, только одним мероприятием невозможно воспитать в учениках толерантность и уважительное отношение друг к другу, но полученные данные показывают, что это возможно. Используя комплекс методов и технологиях, становится возможным воспитать в школьниках взаимоуважение и расширить их кругозор. 

 

Делая вывод, хочется отметить, что в современном мире воспитание взаимоуважения и умения работать с людьми разных национальностей является важным требованием. Опираясь на доктрины гуманизма и принципы мультикультурного образования, создание мероприятий, технологий и методов для воспитания важных морально-нравственных качеств школьников в условиях поликультурной среды становится возможным. Примером этого служит продлённый нами «Фестиваль культур» и полученные после него результаты.

 

  1. В.Г. Закирова ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ/ Закирова В.Г., Камалова Л.А. – Казань: Отечество, 2016. – 132 с.- Текст: Непосредственный.
  2. А.А. Хамидов. Гуманизм как дискурс. Монография / Под общ. ред. З.К. Шаукеновой. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2012. – 218 с. – Текст: Непосредственный.
  3. Подласый, И. П.  Педагогика : учебник для вузов / И. П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 575 с. – Текст: Непосредственный.