ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА В ШКОЛЕ: ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Д.В. Булдышкина, магистрант ФГАОУ ВО «Государственный Университет Просвещения»
Д.А. Цапаева: магистрант ФГАОУ ВО «Государственный Университет Просвещения
В.В. Цапаева, Педагог ГБОУ ДО ЦРТДЮ «Гермес»
Аннотация. В современной школе каждый преподаватель сталкивается с тем, что учащиеся в классе являются представителями разных культур. Из этого могут вытекать различные конфликты и недопонимания. В частности, встает вопрос: как строить образовательный процесс, учитывая особенности каждого ученика из мультикультурной среды класса и как воспитать в школьниках уважение к чужой культуре
Ключевые слова: мультикультурная среда, воспитание, толерантность, благоприятная обстановка в классе.
Актуальность данной работы заключается в том, что в современно школе каждый педагог сталкивается с реализацией образовательной программы в поликультурной среде и чисто образуется противоречие между тем, чему его учили в высшем учебном заведении, и тем, что можно реализовать на практике, учитывая особенности школьников. Таким образом, перед каждый учителем встает вопрос: на какие принципы полагаться при реализации учебного процесса в мультикультурной среде и как воспитать в школьниках умение уважать чужую культуру.
Цель исследования: представить метод формирования у школьников уважения к чужим культурам.
Задачи исследования:
– Изучить принципы обучения в мультикультурной среде;
– Рассмотреть метод обучения для формирования благоприятной обстановке в классе с наличием учеников различных национальностей;
– Применить на практике выбранный метод обучения и проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: образовательный процесс в школе.
Предмет исследования: реализация обучения в мультикультурной среде класса.
Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, анкетирование.
Современные принципы в обучении требуют от учителя придерживаться индивидуального подхода, когда педагог учитывает особенности и наклонности каждого из своих учеников. Зачастую в современном мире реализовывать данный подход бывает затруднительно из-за того, что ученики отличаются не только интересами и наклонностями, но и культурным аспектом, который накладывает отпечаток на все сферы жизни ученика, включая его характер, личность, предпочтения и модель поведения.
Соответсвенно6 можно сделать вывод, что все современные доктрины образования обращены к личности и ее особенностям, а точнее – строиться на гуманизме. Гуманизм представляет собой отношение одного человека другим как высшей ценности, это одна из коренных особенностей современного общества. Гуманизм представляет собой некое сочетание объективных и субъективных отношений к каждому человеку, сочетание материально-технических, экономических, политических и культурных ценностей, которые направляют мировоззрение людей таким ключом, что остальное человечество для каждого становится высшей ценностью [2 с.49].
Первый этапом формирования гуманизма является школа. В условиях сосуществования множества наций в одной географической среде может как рождаться гуманистические мысли, так и искореняться из-а конфликтов, недопониманий и предрассудков детей и взрослых. Поэтому учитель является тем, кто может стать поддержкой и опорой в создании грамотного взаимодействия учеников в поликультурной среде класса.
Таким образом, перед началом работы в мультикультурной образовательной среде каждому педагогу необходимо узнать, проанализировать и усвоить несколько принципов, для создания благоприятной среды в классе, способствующей успешной усвоению материала каждым из учеников.
Любой педагог базируется на доктринах гуманизма, через которые затем выстраиваются принципы работы в мультикультурной среде. Среди таких доктрин можно выделить следующие:
– Отношение к любому человеку, не зависимо от возраста, интересов и предпочтений как к самоценности;
– Стремление человека к самореализации, саморегуляции и самоотдачи для воспитания и выражения собственного «Я» в поликультурной среде;
– Оказание поддержки творческих и активных потребностей каждого ученика, а также стремление к свободе, открытости и возможности самореализовываться и самовыражаться [1 c14].
Опираясь на данные доктрины в обучении, можно представить принципы, на которые опирается педагог в мультикультурном образовании, а именно:
– Воспитание и сохранение в каждом ученике достоинства и морально-нравственных качеств;
– Процесс воспитания осуществляется в процессе деятельности между группами учеников, в которые входят представители разных рас, этносов, религий и т.д.;
– Обучение должно включать в себя элементы воспитания в учениках толерантности и готовности к взаимному сотрудничеству, обмену опытом и совместной деятельности.
Учитывая вышеперечисленные принципы и доктрины, каждый педагог сможет грамотно выстроить процесс обучения в мультикультурной среде. Однако, рассмотрев приведенные принципы, можно увидеть важную деталь, а именно взаимную деятельность. Без взаимной деятельности невозможно воспитать в учениках уважение к другим культурам.
Поэтому необходимо реализовывать обучение учеников в группах, с применение различных технологий. В нашем случае, мы предлагаем рассмотреть возможность реализации совместной деятельности и представление своей культуры учениками на уроках географии.
Для этого мы предлагаем организовать внеурочное мероприятие для учеников и их родителей, в которых каждый бы представил бы аспекты своей культуры, нации и этноса, которое носит название «Фестиваль культур». В рамках фестиваля ученики смогут узнать об особенностях чужих культур и более полно погрузится в изучение своей культуры. Задачей обучающихся стало представление своей нации по средство презентации, видеоролика, сценки или интерактивного рассказа, а в конце – чаепитие с традиционными сладостями каждой из представленных кульутр.
Мы провели данное мероприятие на практике в 7 классе. Каждый из учеников углубился в исследование своих корней и поиску интересных культурный особенностей и обычаев, который в последствии представил остальным. Дети одной национальности объединялись друг с другом и делали небольшие сценки, представляли элементы ручного творчества и в конце было чаепитие с принесенными национальными сладостями каждого ученика.
До проведения мероприятия мы провели опорос, который показал, что ученики не только не знакомы с чужой культурой, но иногда и не знают своей. Результаты первого опроса отражены в Таблицк№1 «Первичный опрос обучающихся»
Таблица№1
«Первичный опрос обучающихся»
Вопрос | Количество ответов «да» (в %) | Количество ответов «нет» (в %) |
Знаете ли вы национальность Ваших одноклассников? | 21 | 79 |
Относитесь ли Вы положительно к ученикам другой национальности? | 34 | 66 |
Знакомы ли Вы с особенностями и традициями своей культуры? | 43 | 57 |
Было бы Вам интересно узнать об особенностях и традициях культуры Ваших одноклассников? | 73 | 27 |
Из таблицы мы видим, что многие ученики не знают о национальности своих одноклассников, ничего не знают об их культуре и относиться к ним с некой долей негативизма. Однако, у многих также присутствует и интерес к чужой культуре и к возможность окунуться в нее.
После реализации внеурочного мероприятия «Фестиваль культур», результаты изменились. Они отображены в таблице№2 «Повторное анкетирование учащихся».
Таблица№2
«Повторное анкетирование учащихся»
Вопрос | Количество ответов «да» (в %) | Количество ответов «нет» (в %) |
Было ли Вам интересно данное мероприятие? | 95 | 5 |
Узнали ли Вы что-то новое о национальностях и культурах одноклассников? | 91 | 9 |
Улучшилось ли Ваше отношения к одноклассникам других национальностей? | 84 | 16 |
Узнали ли Вы что-то о собственной нации в процессе подготовки и реализации мероприятия? | 88 | 12 |
Таким образом, мы видим, что мероприятие было интересным и важным не только для знакомства и повышения лояльности к обучающимся других культур, но и для углубления познания собственной.
Конечно, только одним мероприятием невозможно воспитать в учениках толерантность и уважительное отношение друг к другу, но полученные данные показывают, что это возможно. Используя комплекс методов и технологиях, становится возможным воспитать в школьниках взаимоуважение и расширить их кругозор.
Делая вывод, хочется отметить, что в современном мире воспитание взаимоуважения и умения работать с людьми разных национальностей является важным требованием. Опираясь на доктрины гуманизма и принципы мультикультурного образования, создание мероприятий, технологий и методов для воспитания важных морально-нравственных качеств школьников в условиях поликультурной среды становится возможным. Примером этого служит продлённый нами «Фестиваль культур» и полученные после него результаты.
- В.Г. Закирова ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ/ Закирова В.Г., Камалова Л.А. – Казань: Отечество, 2016. – 132 с.- Текст: Непосредственный.
- А.А. Хамидов. Гуманизм как дискурс. Монография / Под общ. ред. З.К. Шаукеновой. – Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2012. – 218 с. – Текст: Непосредственный.
- Подласый, И. П. Педагогика : учебник для вузов / И. П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 575 с. – Текст: Непосредственный.