В соответствии с требованиями ФГОС ДО одной из важных составляющих содержания дошкольного образования является экологическое образование. Во втором разделе данного документа говорится о том, что познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает развитие их интересов, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений, в том числе и об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях (например, форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы. 

Средства экологического образования — это разнообразные орудия и материалы учебного процесса, с помощью которых наиболее эффективно и за рационально сокращённое время достигаются установленные цели обучения по экологическому образованию. 

Выделяют следующие средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста: 

  • Лэпбук; 
  • Детская универсальная STEAM-лаборатория;
  • Интерактивная песочница;
  • Lego wedo 2.0;
  • Дидактические игры

В теории и практике дошкольного образования накоплено немало современных средств экологического образования. Особенно важно использовать в работе с детьми такие современные средства экологического образования, которые предполагают вовлечение детей в  различные виды деятельности, а также могут использоваться в разных организационных формах. Одним из таких средств является лэпбук.

Лэпбук, представляющий собой тематическую папку или книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, выполняет познавательную и развивающую функции для ребенка в увлекательной, ведущей для дошкольника деятельности – игре.  Создание лэпбука – разновидность метода практико-ориентированных инновационных проектов и эффективное средство для совместной деятельности детей, педагогов и родителей, в процессе ознакомления детей с объектами и явлениями природы.

Д.А. Гатовская даёт такое определение лэпбуку: «Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую ребёнок собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях ребёнка».

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: 

  • включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лепбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде, а именно:

  • информативен;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • трансформируем (дает возможность менять пространство в зависимости от образовательной ситуации);
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с окружающим миром ;
  • его структура и содержание доступна детям дошкольного возраста;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;
  • лэпбук соответствует самому главному требованию – это безопасность. 

Одним из плюсов работы по созданию лэпбука является тот факт, что работа над ним может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой. Работая индивидуально, один ребёнок занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе есть воспитанники, которым тяжело находить контакт с другими детьми и, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким детям  раскрыть себя и свой потенциал пред воспитателем и сверстниками.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.