Муниципальное автономное   дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3»

390039, Российская Федерация, Рязанская область, г. Рязань,  ул. Бирюзова, д. 6А,

тел.(4912)33-76-13,  тел.(4912)33-76-17

E-mail: ds3.ryazan@ryazanqov.ru

 

Выступление на педсовете

Тема: « Использование образовательных кинезиологических технологии в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО И ФОП ДО»

( форма проведения: Мастер – класс для педагогов ДОУ)

Подготовили  и провели:

воспитатели

Макеева Л.Е.

Князева В.С.

Дата проведения:

«____»________20____г.

г. Рязань

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о  способах использования образовательных кинезиологических технологий в работе с детьми дошкольного возраста. 

Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. 

Задачи: 

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование кинезиологических технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
  2. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий при использовании кинезиологических технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
  3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. 

Участники: воспитатели ДОУ 

 

ХОД:

На экране СЛАЙД №1.

Уважаемые коллеги! Прежде чем приступить к выступлению разрешите предложить вам небольшой видеофрагмент.

СЛАЙД №2. Как только видео остановиться перейти на СЛАЙД №3.

– Очень увлекательное видео, не правда ли? Подумайте только, мы с вами всего лишь посмотрели на красоту движений бумажной дивы, а сколько чувств получили в ответ. И здесь возникает вопрос: «А если бы эти движения выполняли дети, чем бы наполнилось их сознание тогда? Как бы отреагировал  мозг  ребенка на мышечные посылы?» Интересно узнать?

Сегодня я хочу вам предложить поучаствовать в мастер – классе по теме: « Использование образовательных кинезиологических технологии в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО И ФОП ДО»

 Но вначале проведём небольшой блиц – опрос. И первый вопрос: 

СЛАЙД№4. ЩЕЛЧОК. Что означает слово «Кинезиология»? (педагоги делают предположение. При нажатии на знак вопроса – появится правильный ответ) И правильный ответ (внимание на экран – появляется правильный ответ)

  • Кинезиология (с греческого – наука о движении), а точнее Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение.

ЩЕЛЧОК.Второй  вопрос: 

 Когда появилась «Кинезиология»? (педагоги делают предположение При нажатии на знак вопроса – появится правильный ответ) И правильный ответ (внимание на экран – появляется правильный ответ)

  • Существует уже 2000 лет и используется во всем мире. 

Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Сегодня кинезиология, как наука находится на новом этапе своего развития, и многие воспринимают её как инновацию. На самом деле это не так. Образовательная кинезиология – это опыт поколений и высочайшая эффективность при правильном подходе и применении техник. Система занятий для возбуждения умственной активности была разработана доктором Деннисоном – ученым, в течение двадцати лет работающим с неуспевающими учениками в группе интенсивного обучения. Разработанные им движения помогали каждому ученику, независимо от его умственного развития. Образовательная Кинезиология, направлена на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.

СЛАЙД№5. Третий  вопрос: 

 Продолжите высказывание «Кинезиология – это….» 

  1. отрасль медицины.
  2. отрасль педагогики.
  3. отрасль психологии.
  4. отрасль  коррекционной и специальной педагогики, логопедии. 
  5. это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие.

(педагоги делают предположение – нажимать на вопрос – при неправильном ответе появляется красный крестик, при правильном – зеленая галочка). Вот мы и нашли правильный ответ.(5). 

Благодарю вас! Вы отлично справились с вопросами.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

В свою очередь ФГОС ДО И ФОП ДО (п. 1.6. ФГОС ДО, п. 1.1.1 ФОП ДО): наметили решение большого комплекса задач, часть которых вы можете видеть на экране: СЛАЙД№6.

  • построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
  • создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. 

В условиях дошкольного учреждения необходимо использовать такие технологии, которые помогут решить поставленные задачи. Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. 

         Как было сказано ранее,  Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий, имеющих определённую функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое).  В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий. Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями. Поэтому, чтобы простимулировать интеллектуальное развитие ребёнка, необходимо использование кинезиологических упражнений. Именно специальные кинезиологические упражнения в полном объёме способны справиться с этой задачей.

СЛАЙД№7. Цели кинезиологических занятий: 

  • Развитие межполушарной специализации. 
  • Развитие межполушарного взаимодействия. 
  • Развитие комиссур (межполушарных связей). 
  • Синхронизация работы полушарий. 
  • Развитие мелкой моторики. 
  • Развитие способностей. 
  • Развитие памяти, внимания. 
  • Развитие речи. 
  • Развитие мышления. 

 СЛАЙД№8. Методы и приемы 

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата;

  Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность; 

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма; 

Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы; 

Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга; 

Массаж – воздействует на биологически активные точки;

  Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

         Кинезиологические упражнения используются как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу. Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно: точное выполнение каждого упражнения, поэтому  сам педагог обязан сначала освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма, а потом необходимо индивидуально обучить каждого ребенка. Использование  на практике  комплекса упражнений и  заданий в игровой форме делает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий. Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам, длительность занятий по одному комплексу составляет две недели. Чтобы появился устойчивый результат, необходимо проводить их регулярно, как минимум в течение месяца-двух. 

Кроме того, выполнение кинезеологических упражнений возможно  дома с родителями. 

СЛАЙД№9. А теперь перейдем от теории к практике.

Начнем с простого:

Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. 

По моей команде, в начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата

«Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность; 

«Дыхание» Тихо-тихо мы подышим, Сердце мы свое услышим. И. п. – о. с. 1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с; 2 — плавный выдох через нос.

Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы

«Мельница» Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма

«Слон» Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

СЛАЙД№10. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения. «Дирижер» Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

СЛАЙД№11. Подводя итог, следует отметить, что многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка (в пределах разумного), тем значительнее эти изменения. Упражнения  улучшают состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, снижают утомляемость, облегчают процесс чтения и письма,  за счет повышения способности к произвольному контролю. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. А это как нельзя лучше отвечает требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО. Пусть будут здоровы не только ваши воспитанники, но и вы!