ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА» КАК ФАКТОР ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматриваются способы взаимодействия педагога и обучающегося в ходе проектно-исследовательской работы, в том числе при включении в метапредметные проекты, представлено содержание некоторых индивидуальных проектов профессиональной направленности. 

Ключевые слова: исследовательская деятельность, внеурочная работа, профессиональная подготовка, общие и профессиональные компетенции.

В настоящее время перед школой стоит задача по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, решать проблемы, стоящие перед страной. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, следовательно наши выпускники должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать оптимальные стратегии из тех, которые ставит перед нами действительность.

Цель статьи: рассмотреть методологический аспект проектно-исследовательской деятельности по информатике, познакомить с результатами работы по разработке проектов, как результатов выполнения метапредметных исследовательских проектов предпрофессиональной направленности. 

Учебно-исследовательская работа – важная и неотъемлемая часть учебного процесса и может проводиться в различных видах и формах. Это обеспечивает приобретение обучающимися необходимых навыков исследовательской деятельности и предполагает постепенное приобщение их к самостоятельному решению различных задач, способствует развитию самостоятельности и инициативы, творческих способностей, развивает интерес к выбранной области знаний. 

Основная цель школы по направлению профориентации – подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии. Задачи, которые при этом решает школа могут быть сформулированы следующим образом: формирование у обучающихся системы знаний о различных профессиях; развитие интересов и склонностей учащихся к различным видам профессиональной деятельности; воспитание у школьников стремлений к самопознанию, самоопределению для формирования профессионально-значимых качеств личности; профессионально-ориентированное обучение.

Решение проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов для отрасли информационных технологий невозможно без создания эффективной системы подготовки старшеклассников, ориентированных на получение профессионального естественнонаучного и технического образования и дальнейшую работу в отрасли информационных технологий. 

Выбор профессии – важный шаг в жизни   каждого человека. Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе. Опыт показывает, что одним из наиболее эффективных методов в практике работы по профориентации является метод проектов. 

Требования ФГОС по профессиональной подготовке можно выполнить за счет внеурочной проектной учебно-исследовательской деятельности школьников. При этом результаты проектов могут иметь практическую ценность, а навыки целеполагания, планирования, коллективной работы, приобретаемые школьниками, очень важны для их будущей профессиональной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность развивает умение точно выражать свои мысли, умение выразить свою точку зрения, умение слушать и договариваться друг с другом в процессе работы над проектом, ставить цели и добиваться ее, умение адекватно оценивать результат своей работы, умение работать с информацией: сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку, выбирать самое важное и интересное, выгодно представлять результат своей работы, помогает научиться работе в Интернете.

Одним из видов совместной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с педагогом является проектно-исследовательская работа. Участие в ней позволяет детям заниматься творчеством, формирует универсальность знаний, предполагает самостоятельную постановку проблемы, отбор источников и литературы, интерпретацию и оценку событий.[3]

Важной задачей учителя информатики является развитие познавательной активности учащихся, мотивация к получению знаний, пробуждение интереса к изучаемому предмету. Внедрение элементов проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики позволяет учителю увлечь, заинтересовать, показать красоту метапредметиных проектов и возможные варианты применения теории на практике.

Заинтересовавшись тем, как можно развивать логическое и аналитическое мышление, интуицию, способность концентрировать внимание и улучшать уровень творческих способностей, применяя компьютерные обучающие программы, совместно с ученицей 11 класса разработали мультимедийный задачник «Логика». 

Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных и творческих способностей учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Но особую ценность представляют занимательные задачи, которые помогают закрепить у учеников интерес к предмету, а наличие интереса у уче­ников является предпосылкой для появления познавательного интереса и роста качества знаний.

Целью работы «Мультимедийный задачник «Ньютоново царство, Архимедово государство» было создание мультимедийного сопровождения к урокам физики по темам «Сила Архимеда», «Законы Ньютона», «Тепловые явления», которое включает следующие пункты: формулировку задачи в анимационной форме, анализ условия и подробное решение, а вывод представлен в виде проигрывания мультфильма со звуковым сопровождением. 

Еще одной работой, связанной с физикой, стал «Решебник расчётных задач по физике за 9 класс», в котором весь курс физики за 9 класс представлен по разделам, в каждом из которых можно внести значение известных величин. Приложение их проанализирует и запишет данные к задаче и ее решение с пояснениями.  

Следующее исследование связано с экономикой. В Донецкой Народной Республике вопрос о воспитании экономической культуры у старшеклассников занимает особо важную роль, ведь от их деятельности зависит будущее страны, ее процветание. В работе «Инфографические плакаты по предмету «Обществознание» было проанализировано применение инфографики для разработки опорных схем. Полученные в ходе создания интерактивного приложения знания и умения можно успешно использовать при создании различных электронных пособий, которые служат для наглядной формы представления информации. А собранный, изученный и обработанный материал по теме проекта полезен для воспитания экономической культуры обучающихся.

Для качественной подготовки выпускников общеобразовательных учреждений Донецкой Народной Республики к ЕГЭ по информатике был создан интерактивный тренажёр «Десять шагов к успешной сдаче ЕГЭ».

Результатом работы стал интерактивный тренажёр, полностью соответствующего спецификации подготовки выпускников к ЕГЭ по информатике. 

Также, совместно с обучающимися были разработаны и другие творческие проекты: видео-история «Загадочный лес», исторический альбом «Древний мир», электронный учебник «Основы Интернет», электронная энциклопедия «Сечения многогранников», программа для шифрования текстовой информации и другие.

Проектная деятельность для предпрофессиональной подготовки учащихся очень нужна и эффективна, поскольку она является личностно- ориентированной, позволяет применить теорию на практике, способствует профессиональному самоопределению учащихся, поддерживает педагогические цели на всех уровнях, приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт своего собственного труда.

Обучающиеся, проявляющие активность в проектной и в научно-исследовательской работе, являются, как правило, надежным ядром ученического самоуправления, ежегодно становятся призерами конкурсов, конференций, олимпиад. Их пример и взаимопомощь мотивирует других обучающихся. Совместная работа над проектом помогает решить возрастные, эмоциональные проблемы обучающихся, раскрывает личностный потенциал, формирует у них лидерские качества, активную жизненную позицию, современные навыки и компетенции.[4]

Проектно-исследовательские работы, созданные на уроках и во внеурочной деятельности развивают у обучающихся настоящий интерес к изучаемой теме, что позволяет расширить границы своего предмета и найти ту область для исследований, в которой обучающемуся легче воспринимать новую информацию и применять на практике полученные знания, совершать первые профессиональные пробы.

 

Список литературы:

  1. Аллатова, И.В. Новые информационные технологии в обучении / И.В. Алатова. — Москва: Изд. МГПУ, 2006. — 318 с.
  2. Ермоленко, В.А. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: пособие для работников системы образования [Текст] / В.А. Ермоленко, Р.Л. Перченок, С.Ю. Черноглазкин; Российская академия образования, теории образования и педагогики. – Москва: ИТОП РАО, 1999. – 228 с.
  3. Маюрова, Л.В. Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности школьников / Л.В. Маюрова // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 660-664.
  4. Савостенок, П.Н. Метапредметный подход в современном образовании: сущность, особенности, показатели / П.Н. Севостенок // Метапредметный подход в образовании: от теории к практике : сборник материалов Международной научно-практической конференции. 27 октября 2015 года  / Ред. кол.  И. А. Старовойтова [и др.] ; под общ. ред. В. В. Тюко. – Могилёв: УО «МГОИРО», 2015. – С. 79-81.
  5. Христочевский, С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии  / С.А. Христочевский  // Информатика и образование. — 2000. — № 2. — C. 70-78.