Наименование проекта: 

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  КАК ФАКТОР СПЛОЧЕНИЯ НОВОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА (В РАМКАХ  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС) 

Автор проекта: Тазиева А.И. 

Актуальность проекта 

Современный мир требует воспитания здоровой, конкурентно способной  личности, умеющей работать в команде и социализироваться в обществе. 

Наша задача как классных руководителей посредством внеурочной  деятельности воспитать такую личность, помочь ребёнку социализироваться в  обществе.  

«ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации  образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность  занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и  возможностям учащихся. Об этом идет речь в документах стандарта  начального общего и основного общего образования, где, в частности  отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей  обучающихся в основной образовательной программе основного общего  образования предусматриваются:

  • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том  числе этнокультурные; 
  • внеурочная деятельность». 

Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения  определенного спектра жизнедеятельности образовательного учреждения, не  является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для  образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была  неотъемлемой частью выполняемых им функций. 

Внеклассная деятельностьв современном понимании ориентирована на  личность ребенка, на развитие его творческой активности. Эта тенденция  получила развитие с введением ФГОС начального и основного общего  образования и институализацией внеурочной деятельности как значимого  направления деятельности образовательного учреждения. 

В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как  неотъемлемая частью образовательного процесса, и характеризуется как  образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от  классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно  направлена на достижение планируемых результатов освоения основной  образовательной программы образовательного учреждения. 

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6) образовательный  стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего  образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных  курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы,  обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество  подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового  элемента — внеурочной деятельности. При этом, «союз» учебной и  внеурочной частей основной образовательной программы опирается на  Программу воспитания и социализации обучающихся, которая является 

составной частью примерных образовательных программ образовательного  учреждения для начальной и средней школы. 

Разработка и логика построения этой программы в образовательных  учреждениях конкретизируются, концептуально и методически организуются  на каждой ступени общего образования: начального общего, основного  общего и среднего (полного) общего образования. Фактически она включает в  себя три преемственные подпрограммы воспитания и социализации  школьников, включающую такие направления, как духовно-нравственное  развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная  ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,  экологической культуры. 

Стандарт, а соответственно и Программа воспитания и социализации,  реализуют основные ценностные ориентиры, к которым относятся:  гражданская идентичность как ключевой компонент российской  идентичности; идеалы ценностей гражданского общества, в том числе  ценностей человеческой жизни, семейные ценности, трудовая этика и пр.;  патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и  диалога культур; национальное согласие по основным этапам становления и  развития общества и государства. Эта система ценностей, представленная в  Фундаментальном ядре содержания общего образования, должна быть  реализована как через урочную, так и внеурочную деятельность» (доктор  педагогических наук, главный научный сотрудник ФГНУ “Института  психолого-педагогических проблем детства” ЕленаЕвладова) 

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N  273-ФЗ”Об образовании в Российской Федерации” 0говорится, что Охрана  здоровья обучающихся включает в себя: пропаганду и обучение навыкам  здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание  условий для профилактики заболеваний и оздоровления (Статья 41. Охрана  здоровья обучающихся)

Также актуальность моего проекта в том, что в 2014 г. Правительство  РФ разработало и приняло ряд документов, направленных на воссоздание  комплекса ГТО.В этих документах определены цели, задачи, принципы,  содержание, структура и методика внедрения комплекса ГТО. 

Целью комплекса ГТО является увеличение продолжительности жизни  населения с помощью систематической физической подготовки. 

Цель проекта: разработать и реализовать эффективную программу  внеурочной деятельности учащихся спортивно-оздоровительного  направления, ориентированную на сплочение нового детского коллектива. 

Задачи проекта: 

1.Разработка и реализация плана спортивно-оздоровительных мероприятий. 

2.Разработка пакета контрольно-измерительных материалов для оценки  сплочённости нового коллектива. 

  1. Создание системы ресурсного обеспечения проекта. 
  2. 4. Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся и их родителей. 

Целевая группа проекта: учащиеся школы №54 г. Казани, классный  руководитель, родители, руководители спортивных кружков. 

1.1 Объект исследования: процесссплочения нового классного  коллективаучащихся 1В класса. 

3.2 Предмет исследования: спортивно-оздоровительная  

деятельностьучащихся как способ сплочения коллектива. 

Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну):

Внеурочная деятельность учащихся спортивно-оздоровительной  направленности:

 

1. Организация классных и общешкольных спортивно-оздоровительных  праздников ( в том числе совместно с родителями). 

2. Посещение спортивной секции. 

3. Динамические паузы (в начальной школе). 

4. Проведение в течение всего учебного года утренней зарядки. 5. Городские спортивные мероприятия. 

Сплочение нового детского коллектива

 

Жизненный цикл и этапы реализации проекта 

Сроки реализации проекта: одинучебный год 

Этапы реализации проекта: 

  1. Разработка контрольно-измерительных материалов, направленных на  определение уровня сплоченности нового детского коллектива.

  1. Проведение тестирования среди учащихся с целью выявления степени  сплочённости нового коллектива (сентябрь). 

3.Разработка программы спортивно-оздоровительных мероприятий с целью  сплочения коллектива.Привлечение учащихся и их родителей к реализации  программы. 

Коллективное планирование мероприятий может проводиться как  «мозговой штурм», аукцион идей, круг общения и т. п. Педагог разъясняет  коллективу перспективы предстоящей деятельности и подключает детей к  обсуждению, как интереснее провести дело, что учесть в его организации. В  зависимости от особенностей коллектива (возраста детей, умения  дискутировать, выслушивать) педагог избирает ту или иную форму  обсуждения. Определяется инициативная группа учащихся и родителей,  которая возглавит подготовку и проведение дела.  

Коллективный анализ дела можно назвать самым важным в развитии  коллектива. Если дети научатся понимать причины своих успехов и неудач,  они сумеют предвидеть их в будущем, тем самым получая опыт управления.  Педагог задает необходимый тон в подведении итогов, помогает  вырабатывать конструктивное отношение к допущенным ошибкам, поощряет  тех,кто помог общему успеху. Инициативная группа оценивает свою работу,  анализирует выполнение организаторской роли, отмечает, что удалось и кто  этому способствовал, высказывает пожелания инициативной группе,  ответственной за организацию следующего дела.  

  1. Проведение тестирования среди учащихся с целью выявления степени  сплочённости нового коллектива(май). 

Основным тестом, помогающим выявить удалось ли классному руководителю  сплотить новый коллектив детей, является, прежде всего, желание детей 

продолжать придумывать, организовывать и проводить подобные  совместные спортивно-оздоровительные мероприятия. 

  1. Обобщение и анализ полученных результатов. 

Программа проектных мероприятий спортивно-оздоровительного  направления для 1 класса;

№  Комплекс мер  Место  

проведения

Срок  

проведения

Ответственный
Этап 1
День бегуна.  Школьное  

спортивное  поле

2 суббота  

сентября

Классный  

руководитель,  педагог 

организатор

Шахматный турнир  кабинет  Четверг,  

суббота

Классный  

руководитель,  руководитель  шахматного  

кружка

Разработка комплекса  упражнений и  

проведение утренней зарядки для учащихся  начальной школы

Холл школы  с сентября по  май Классный  

руководитель

4.  Посещение  

спортивного 

Спортивный  комплекс  в течение  Классный  

руководитель, 

 

комплекса «Триумф»  «Триумф»  года  руководители  кружка
5.  Посещение  

городского катка

Каток  

спортивного  комплекса  

“Триумф”

Декабрь,  

январь

Классный  

руководитель, родители

7.  Конкурс рисунков на  асфальте «Твой  

любимый вид спорта»

Спортивный  комплекс  

“Триумф”

сентябрь  Классный  

руководитель

8.  Общероссийское  

мероприятие “Лыжня  России”

Городская  

площадка

февраль  Классный  

руководитель,  учителя  

физкультуры, 

родители, 

инициативная  группа учащихся

9.  “Весёлые старты”  Спортивный  зал школы  

№54

март  Учителя  

физкультуры,  

классный  

руководитель,  учащиеся

10.  «Папа, мама, я – 

здоровая семья»

Спортивный  зал школы  

№54

апрель  Классный  

руководитель,  родители

 

8

Этап 2
1.  Разработка теста.  Школа №54  Сентябрь  Классный  

руководитель,  психолог школы

2.  Проведение теста.  Школа №54  Сентябрь,  

конец мая

Классный  

руководитель

 

Ожидаемые результаты реализации проекта 

1.Положительная динамика показателей детского здоровья. 

2.Сплочение нового детского коллектива. 

3.Развитие коммуникативных способностей и навыков сотрудничества. 4.Воспитание умения работать в команде. 

5.Участие родителей в воспитательно – образовательном процессе класса. Заключение 

На основе проведенного исследования спортивно-оздоровительной  деятельности учащихся как фактора сплочения нового детского коллектива в  рамках внеурочной воспитательной работы нами было установлено, что  именно в классном коллективе с его общей целью совместной деятельности  обеспечивается всестороннее развитие личности ребенка. В школьные годы у  ребенка благодаря общению с людьми появляется возможность к  самореализации своих способностей и природных задатков. 

В соответствии с задачами исследования мною была разработанаи  реализованапрограмма спортивно-оздоровительных мероприятий, которая  способствовала не только оздоровлению учащихся, но и сплочению нового  коллектива. Формируя коллектив, следует руководствоваться многократно 

описанными в психологической литературе признаками здоровой  коллективной атмосферы: удовлетворенностью воспитанников  взаимоотношениями в коллективе, мажорным настроем в коллективе,  взаимопониманием и авторитетностью руководителей и подчиненных.  Необходимо стремиться к развитому самоуправлению, все большей  сплоченности вокруг целей совместной деятельности, поддерживать  сознательную дисциплину в коллективе. 

Моё исследование позволило мне осознать стоящие передо мной в  работе с этим коллективом задачи, основная из которых – сплочение  коллектива через организацию совместной деятельности и общения в  процессе внеклассной воспитательной работы.  

Также имеет огромное значение умение каждого ребенка строить  межличностные отношения со сверстниками, работать в команде. И взрослый  организатор, руководитель должен быть первым помощником в развитии  навыков конструктивного общения между детьми. 

В ходе реализации проекта мне удалось организовать пропаганду здорового  образа жизни родителей через систему совместных с учащимися спортивно оздоровительных мероприятий.Таким образом, задачи, поставленные в  начале работы, были решены, цель исследования достигнута. 

Список использованных документов и источников информации: 

  1. ЩурковаН.Е.и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: Новая  школа, 1994. – 112 с. 
  2. Попова М.П.Теория и методика воспитания: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 60 с. 
  3. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания:Учебно-методическое  пособие.

10 

4.Постановление Правительства РФ № 540, Положение о ГТО, Указ Президента  о ГТО. 

  1. http://gto-normativy.ru/tablica-normativov-gto-2014/ 
  2. http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html 
  3. http://socialnauki.ru/?p=900 

Приложения 

Тест «Мой класс» 

  1. В нашем классе: 

а) большинство ребят хорошие; 

б) есть всякие — и хорошие, и малоприятные; 

в) большинство ребят неприятны мне. 

  1. Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко  друг от друга? 

а) да; 

б) мне все равно; 

в) нет. 

  1. Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из  твоего класса? 

а) да; 

б) не уверен; 

в) нет.

11 

  1. Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего класса? а) да; 

б) не знаю; 

в) нет. 

  1. Оцени, насколько нравится тебе твой класс: 

1 балл — совсем не нравится; 

2 балла — не нравится; 

3 балла — и нравится и не нравится; 

4 балла — нравится; 

5 баллов — очень нравится. 

  1. Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц  летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся? 

а) хорошо; 

б) равнодушно; 

в) плохо. 

  1. Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоем классе помогает? а) да; 

б) не замечал; 

в) нет.

12 

  1. Оцени, насколько дружный у вас класс: 

1 балл — cовсем не дружный; 

2 балла — недружный; 

3 балла — когда как; 

4 балла — дружный; 

5 баллов — очень дружный. 

  1. Летом или после окончания школы захотелось бы тебе увидеть снова ребят  из твоей группы и встречаться с ними время от времени? 

а) да; 

б) нечто среднее; 

в) нет. 

Оценка 

Засчитай себе три балла за каждый ответ «а», 1 балл — за каждый ответ «б» на  вопросы 1,2,3,4,6,8. 

Подсчитай сумму баллов. 

Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на  вопросы 5 и 7. 

Подсчитай общую сумму. 

Сопоставь полученную тобой сумму баллов с оценкой результатов

13 

0—9 баллов — Тебе не очень нравятся ребята в классе. Подумай, почему так  получается. Может быть, это связано с тем, что ты не очень интересуешься  ими? Может быть, если ты внимательно посмотришь вокруг, то увидишь,  какие интересные люди тебя окружают. Мы проводим в школе 11 лет. Жалко,  если за это время мы не научимся ценить людей, которые нас окружают. 

10—18 баллов — Кто-то в классе тебе нравится, кто-то нет. Так часто бывает.  Но попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может  быть, среди них окажутся очень интересные люди. 

19—25 баллов — Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружном  классе. Ты ценишь одноклассников, а они ценят тебя. Тебе можно  позавидовать. Такая школьная дружба часто остается на всю жизнь. 

Тест «Сплоченность класса» 

Прежде всего, обсудим, что такое «сплоченность», и зачем она нужна в  процессе школьной жизни. К числу важных характеристик сплоченности  можно отнести наличие у большинства ребят таких ценностей как:  сотрудничество, взаимопомощь, поддержка, желание делать все творчески,  уметь найти компромисс, решать поставленные задачи и др. В сплоченном  классе человек чувствует себя более защищенным. Наиболее значимым для  него является чувство «Мы». При этом важно, чтобы он не прятался за спины  других, проявлял свою индивидуальность, уважая индивидуальность других.  И чувствовал ответственность за общее дело. 

Ниже приводятся характеристики класса как малой группы. Каждая дана в  трех вариантах. Твоя задача — выбрать один из трех предлагаемых вариантов  (а, б или в), который, по твоему мнению, больше всего подходит к твоему  классу.

14 

а) Думаю, что всем ребятам тепло, уютно и комфортно в классе, мы в кругу  друзей; 

б) далеко не всем уютно в нашем классе; 

в) в классе есть ребята, с которыми никто не дружит. 

а) В основном ребята дорожат нашим классом; 

б) большинство ребят не задумываются о том, что значит класс в их школьной  жизни; 

в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другой класс. 3. 

а) В нашем классе внимательно относятся к каждому ученику; 

б) наш класс заботиться не только о себе и нашей школе, мы внимательны ко  всем людям, которые нас окружают; 

в) ребят из нашего класса больше волнуют дискотеки, школьные вечера, чем  проблемы каждого из учеников. 

а) В нашем классе интересная жизнь, мы любим все делать вместе; б) жизнь в нашем классе могла бы быть интереснее;

15 

в) в нашем классе скучно, чтобы жизнь класса была интересней, все надо  полностью изменить. 

а) Мы часто ходим куда-нибудь все вместе, и нам это нравится; б) хотелось бы чаще ходить куда-то всем классом; 

в) не надо никуда ходить вместе всем классом. 

а) Думаю, что наш класс дружный; 

б) в нашем классе есть несколько дружеских компаний, несколько групп, а  общей дружбы нет; 

в) дружба в классе невозможна. 

а) Думаю, что каждый из нас может проявить в классе свои способности и  интересы; 

б) далеко не все могут проявить свои способности и интересы в классе; в) мало кто из ребят может проявить в классе свои способности и интересы. 

Обработка результатов 

Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы  Номер вопроса 

Ответы в баллах

16 

а б в 

1 10 2 -10 

2 10 2 -10 

3 10 20 -10 

4 10 5 -10 

5 20 10 -10 

6 10 6 -5 

7 30 20 -10 

Подсчитайте сумму полученных баллов 

Интерпретация результатов 

76—100 баллов — ваш класс — сплоченный коллектив, в нем ценится и  уважается каждый ученик. 

46—75 баллов — В вашем классе средний уровень сплоченности, в нем  существуют отдельные группировки по симпатиям, взаимным интересам. 

30—45 баллов — В вашем классе низкий уровень групповой сплоченности,  есть лидеры и аутсайдеры, многим ребятам в классе плохо, неуютно. 

Ниже 30 баллов — В вашем классе очень низкий уровень групповой  сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны.

17 

После получения индивидуальных результатов важно представить общую  картину. Можно использовать доску, разделив ее на 4 части. Один из учеников  записывает в каждую колонку количество голосов (голоса подсчитываются  поднятием руки). В результате можно увидеть наглядную картину  представления ребят о сплоченности своего класса. 

Далее следует провести обсуждение полученных данных. Сделать это нужно  корректно, не требуя от каждого обоснования своей позиции. Можно разбить  класс на две группы (выбор происходит добровольно). Одна группа – представляет позицию «за», другая – «против». Каждая группа выдвигает свои  аргументы. Члены экспертной группы (2–3 человека) выносят решение о том,  кто более четко обосновал свою позицию. В конце каждой группе  предлагается внести свои предложения по улучшению жизнедеятельности  класса.

18 

Комплексы упражнений утренней зарядки для учащихся 1-4 кл. Все упражнения выполняются под музыку. 

Понедельник 

  1. И.п. – основная стойка (о.с.) 

1-2 – руки через стороны вверх, встать на носки, вдох 

3-4 – руки через стороны вниз, опуститься на пятки, выдох. 

Повторить 4 раза. Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и  плечевого пояса, вытягивает позвоночник. 

  1. И.п. – руки на пояс 

1 – поворот головы направо; 

2 – и.п.;

19 

3 – поворот головы налево; 

4 – и.п.; 

5 – наклон головы вперед; 

6 – и.п.; 

7 – наклон головы назад; 

8 – и.п. 

Повторить 5 раз. Темп медленный.  

Упражнение направлено на развитие мышц шеи. 

  1. И.п. – руки на поясе 

1 – наклон вправо; 

2 – и.п.; 

3 – наклон влево; 

4 – и.п.  

Повторить 4 раза. Упражнения укрепляют боковые мышцы туловища.  4. И.п. – о.с. 

Поднимаем руки в стороны до уровня плеч, сгибаем в локтях так, чтобы кисти  свободно свисали вниз. Быстро, но не резко, делаем повороты в стороны  верхней частью туловища, стараясь не двигать головой. При этом кисти рук  должны раскачиваться. Похоже на утиную походку. Продолжительность  упражнения – 15 секунд.  

  1. И.п. – ноги на ширине плеч 

20 

1 – левую руку вверх, правую вниз;  

2-3 – рывки руками, вдох;  

4 – вернуться в исходное положение, выдох.  

Повторить упражнение 5 раз. 

Увеличивается эластичность и подвижность суставов. 

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, полусогнуты в коленях, носки – врозь. 

1-2 – делаем движение правой ногой, как будто вытаскиваем ногу в сапоге,  увязшую в болоте, вдох;  

3 – когда почти согнется в колене, резко выпрямляем ее вперед и вверх,  как будто сбрасываем сапог с ноги, выдох;  

4 – возвращаемся в исходное положение и делаем вдох.  

Продолжительность упражнений – 40 секунд. Укрепляются мышцы ног и  улучшается подвижность суставов. 

  1. И.п. – ноги – на ширине плеч, руки свободно опущены. 

Дышать 1,5 минуты животом: втянуть живот и выдохнуть спокойно через нос,  не задерживая дыхание. Затем, «надувая живот, как мячик», сделать вдох и  задержать дыхание. Повторить упражнение 3-4 раза, увеличивая каждую  неделю их число на 2. Упражнение успокаивает сердцебиение и  дыхание.  

Вторник 

  1. И.п. – о.с.

21 

1-2 – левую руку кладем на правый бок, правую – на левый, как будто  держим края футболки; медленно поднимаем руки максимально вверх (как  бы снимая футболку) и хорошенько потягиваемся – вдох; 

3-4 – не вставая на носки, медленно опускаем прямые руки ладонями вниз  через стороны – выдох. Повторить упражнение 3 раза, продолжительность  каждого – по 20 секунд. Упражнение нормализует кровообращение в мышцах  рук и плечевого пояса, вытягивает позвоночник.  

  1. И.п. – о.с. 

Ходьба на месте в темпе 70—80 шагов в течение 1 мин. 

  1. И.п. – руки к плечам, голову держать прямо 

1-4 – круговые движения согнутыми руками вперёд; 

5-8 – круговые движения согнутыми руками назад; 

Повторить упражнение 4 раза.  

Увеличивается эластичность и подвижность суставов рук. 

  1. И.п.- руки перед грудью 

1-2- рывки прямыми руками назад; 

3-4 – рывки согнутыми руками назад.  

Повторить упражнение 8 раз.  

Увеличивается эластичность и подвижность суставов рук. 

  1. И. п. – руки на поясе 

Выполнить круговые движения туловищем (с большой амплитудой) то в одну,  то в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз.

22 

  1. И.п.- о.с. 

1-2 – прыжки на правой ноге; 

3-4 – прыжки на левой ноге. 

Укрепляются мышцы ног и улучшается подвижность суставов. 7. И.п. – о.с. 

1-2 – руки через стороны вверх, встать на носки — вдох; 

3-4 – руки через стороны вниз, опуститься на пятки — выдох. Повторить 4 раза. Упражнение успокаивает сердцебиение и дыхание. Среда 

  1. И.п. – о.с. 

1-2 – руки через стороны вверх, встать на носки, вдох; 

3-4 – руки через стороны вниз, опуститься на пятки, выдох. 

Повторить 4 раза. Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук  и плечевого пояса, вытягивает позвоночник. 

  1. И.п. – о.с. 

1 – поворот головы направо, фиксировать взгляд на каком-нибудь объекте  (точка на стене, цветок на окне); 

2 – и.п.; 

3 – поворот головы налево, маленькая задержка взгляда ; 

4 – и.п.; 

5 – поворот головы направо, задержка взгляда;

23 

6 – и.п.; 

7 – поворот головы налево, фиксировать взгляд на каком-нибудь объекте  (точка на стене, цветок на окне); 

8 – и.п. 

Повторить упражнение 3 раза.  

Упражнение направлено на развитие мышц шеи. 

  1. И.п. – ноги на ширине плеч  

1 – левую руку вверх, правую вниз;  

2-3 – рывки руками, вдох;  

4 – вернуться в исходное положение, выдох.  

Повторить упражнение 5 раз. 

Увеличивается эластичность и подвижность суставов рук. 

  1. И.п. – руки к плечам, голову держать прямо 

1-4 – круговые движения согнутыми руками вперед; 

5-8 – круговые движения согнутыми руками назад. 

Повторить упражнение 4 раза.  

Увеличивается эластичность и подвижность суставов рук. 

  1. И.п. – руки на поясе 

1 – наклон вправо; 

2 – и.п.; 

3 – наклон влево;

24 

4 – и.п.  

Повторить 4 раза. Упражнения укрепляют боковые мышцы туловища. 6. И.п. – о.с. 

1 – приседаем, вытягивая руки вперед;  

2 – и.п.; 

3 – приседаем, вытягивая руки вперед; 

4 – и.п.  

Повторить упражнение 3 раза. 

Укрепляются мышцы ног и улучшается подвижность суставов. 7. И.п. – о.с. 

Ходьба на месте и поднимание рук в разные стороны. Упражнение  успокаивает сердцебиение и дыхание. 

Четверг 

  1. И.п. – о.с. 

1-2 – руки через стороны вверх, встать на носки, вдох; 

3-4 – руки через стороны вниз, опуститься на пятки, выдох. 

Повторить 4 раза. Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и  плечевого пояса, вытягивает позвоночник. 

  1. И.п. – руки на пояс 

1 – поворот головы направо; 

2 – и.п.;

25 

3 – поворот головы налево; 

4 – и.п.; 

5 – наклон головы вперед; 

6 – и.п.; 

7 – наклон головы назад; 

8 – и.п. 

Повторить 5 раз. Темп медленный.  

Упражнение направлено на развитие мышц шеи. 

  1. И.п.- руки перед грудью 

1-2- рывки прямыми руками назад; 

3-4 – рывки согнутыми руками назад.  

Повторить упражнение 8 раз.  

Увеличивается эластичность и подвижность суставов рук. 4. И.п. – руки на поясе 

1 – наклон вправо; 

2 – и.п.; 

3 – наклон влево; 

4 – и.п.  

Повторить 4 раза. Упражнения укрепляют боковые мышцы туловища.  5. И.п. – о.с.

26 

Поднимаем руки в стороны до уровня плеч, сгибаем в локтях так, чтобы  кисти свободно свисали вниз. Быстро, но не резко, делаем повороты в  стороны верхней частью туловища, стараясь не двигать головой. При этом  кисти рук должны раскачиваться. Похоже на утиную походку.  Продолжительность упражнения – 15 секунд.  

  1. И.п.- о.с. 

1-2 – прыжки на правой ноге; 

3-4 – прыжки на левой ноге. 

Укрепляются мышцы ног и улучшается подвижность суставов. 7. И.п. – ноги – на ширине плеч, руки свободно опущены. 

Дышать 1,5 минуты животом: втянуть живот и выдохнуть спокойно через нос,  не задерживая дыхание. Затем, «надувая живот, как мячик», сделать вдох и  задержать дыхание. Повторить упражнение 3-4 раза, увеличивая каждую  неделю их число на 2. Упражнение успокаивает сердцебиение и  дыхание.  

Пятница 

  1. И.п. – о.с. 

1-2 – левую руку кладем на правый бок, правую – на левый, как будто  держим края футболки; медленно поднимаем руки максимально вверх (как  бы снимая футболку) и хорошенько потягиваемся – вдох; 

3-4 – не вставая на носки, медленно опускаем прямые руки ладонями вниз  через стороны – выдох. 

Повторите упражнение 3 раза, продолжительность каждого – по 20 секунд.

27 

Упражнение нормализует кровообращение в мышцах рук и плечевого пояса,  вытягивает позвоночник. 

  1. И.п. – о.с. 

1 – поворот головы направо, фиксировать взгляд на каком-нибудь объекте  (точка на стене, цветок на окне); 

2 – и.п.; 

3 – поворот головы налево, маленькая задержка взгляда; 

4 – и.п.; 

5 – поворот головы направо, задержка взгляда; 

6 – и.п.; 

7 – поворот головы налево, фиксировать взгляд на каком-нибудь объекте  (точка на стене, цветок на окне); 

8 – и.п. 

Повторить упражнение 3 раза. 

Упражнение направлено на развитие мышц шеи. 

  1. И.п. – руки к плечам, голову держать прямо 

1-4 – круговые движения согнутыми руками вперед; 

5-8 – круговые движения согнутыми руками назад; 

Повторить упражнение 4 раза. 

Увеличивается эластичность и подвижность суставов рук. 

  1. И.п. – ноги на ширине плеч 

28 

1 – левую руку вверх, правую вниз;  

2-3 – рывки руками, вдох;  

4 – вернуться в исходное положение, выдох.  

Повторить упражнение 5 раз. 

Увеличивается эластичность и подвижность суставов рук. 5. И.п. – руки на пояс 

1 – наклон вправо; 

2 – и.п.; 

3 – наклон влево; 

4 – и.п.  

Повторить 4 раза. Упражнения укрепляют боковые мышцы туловища. 6. И.п. – о.с. 

1 – приседаем, вытягивая руки вперед;  

2 – и.п.; 

3 – приседаем, вытягивая руки вперед; 

4 – и.п.  

Повторить упражнение 3 раза. 

Укрепляются мышцы ног и улучшается подвижность суставов. 7. И.п. – о.с. 

1-2 – руки через стороны вверх, встать на носки — вдох;

29 

3-4 – руки через стороны вниз, опуститься на пятки — выдох. Повторить 4 раза. Упражнение успокаивает сердцебиение и дыхание. 

Военно-спортивная игра «Зарница». 

Цели и задачи: 

– пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, развитие и  укрепление физической подготовки обучающихся;  

– сплочение коллектива, воспитание у молодого поколения духа патриотизма; – формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и  духовного начала; 

– формирование у детей навыков быстрой реакции в нестандартных  ситуациях; 

Ход мероприятия: 

  1. Построение команд, общий сбор. 
  2. Вручение командам маршрутных листов. 
  3. Прохождение маршрутов по станциям. 
  4. Линейка, подведение итогов, награждение победителей 

Каждый класс находится в своих классных комнатах. В это время раздаётся  сигнал: «Воздушная тревога!». Команды в течение 5 минут собираются и  выбегают на улицу, где строятся на торжественную линейку.Главный судья  произносит напутственную речь для команд. Перед началом игры проходит 

30 

конкурс «приветствие команд». Команда состоит из 8 человек (4 девочки и 4  мальчика). Команда в произвольной форме говорит название и девиз  команды. Оценивается так же и внешний вид команды. После приветствия  капитаны подходят к главному судье соревнований и получают маршрутные  листы и в соответствии с порядком конкурсов в маршрутном листе начинают  соревнования. На каждой станции капитан передает судье путевку, после чего  команда выполняет задание. Судья оценивает выполнение баллами и  возвращает путевку капитану.  

Конкурсная программа: 

Этап 1. Санитары. Рассказать, какую первую помощь нужно оказать, если у  вашего товарища: 

  1. Разбитый нос. 
  2. Ссадина на колене.  
  3. Синяк или «шишка» на лбу.  
  4. Легкий обморок

Оценка: за правильный ответ -3 балла, за неполный ответ-2 балла,  неправильный ответ -0 баллов. 

Этап 2. Отгадывание пословицы 

Каждой команде дается конверт, в котором разрезана на отдельные слова  пословица на военную тему. Из этих слов за одну минуту нужно собрать всю  пословицу.

31 

Этап 3.«Меткий стрелок». 

Участники поочерёдно кидают дротики в мишень, используя 2 попытки.  Каждое попадание-балл. Судья отмечает в маршрутном листе количество  набранных баллов. 

Этап 4. «Музыкальный» 

Команда (можно совместно с болельщиками) исполняет как можно больше  куплетов (припевов) про войну, про защитников Родины и т.д. На выполнение  этого этапа дается определенное время. Лучший балл – за большее  количество исполненных куплетов. 

Этап 5. «Паутина» 

Пройти участок с натянутыми верёвками, стараясь не затронуть верёвки. 

Оценка: время прохождения паутины всей командой. За касание верёвки  плюс штрафная секунда. 

Этап 6. «Тир» 

Каждый участник команды поочерёдно бросает по 2 мяча, стараясь сбить  кегли (6 штук). Судья возвращает мяч участникам и подсчитывает количество  баллов. (Сколько сбитых кеглей, столько баллов). 

Этап 7. «Минное поле»

32 

После подсчета баллов и определения мест, занятых командами, проходит  награждение команд грамотами. 

Путевка команды №1. 

Старт____________ час. _____________ мин. ____________ сек. 

Наименование этапов 

 по порядку 

Баллы Подпись 

 судьи

1. «Санитары». 

2. «Отгадывание пословицы». 

3. «Меткий стрелок» 

4. «Музыкальный» 

5. «Паутина» 

6. «Тир» 

7. «Минное поле»

 

Финиш ___________ час. ____________ мин. _______________ сек.

33 

Результат _____________мин. _____________ сек. Общая оценка _________________ баллов.  Гл. судья ______________ (подпись).

34